Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА'

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ЛЕГАЛЬНАЯ ДЕФИНИЦИЯ / FOREIGN CITIZENS / STATELESS PERSONS / IMMIGRATION LAWS / EXTERNAL MIGRATION LEGAL / DEFINITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Екатерина Дмитриевна, Адыгезалова Гюльназ Эльдаровна

В статье обозначаются основные проблемы правого регулирования внешней миграции в Российской Федерации применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяется круг субъектов внешней миграции, порядок их въезда на территорию страны и выезда за ее пределы. Обозначена проблема отсутствия легального определения внешней миграции, что затрудняет понимание законодательства и процесс правоприменения. Вопросы внешней миграции и реализации права на передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства являются актуальными в условиях активации миграционных процессов в мире. Для эффективного сочетания методов контроля и учета передвижения населения и конституционного права на свободное передвижение и выбор места пребывания необходимо совершенствование миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL MIGRATION: FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO MOVEMENT FOR FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

The article identifies the main problems of legal regulation of external migration in the Russian Federation related to foreign citizens and stateless persons, defines the range of subjects of external migration, the procedure for their entry into the country and exit from its borders. The problem of the lack of a legal definition of external migration is identified. This makes it difficult to understand the law and the law enforcement process. The issues of external migration and the implementation of the right to movement of foreign citizens and stateless persons are relevant in the context of activation of migration processes in the world. To effectively combine the methods of monitoring and accounting for population movement and the constitutional right to free movement and choice of place of stay, it is necessary to improve migration legislation.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»

УДК 342

DOI 10.23672^6417-4397-571 9-Ь

Гусева Екатерина Дмитриевна

магистрант кафедры теории и истории государства и прав, Кубанский государственный юрисконсульт, Общество с ограниченной ответственностью Дорожно-эксплуатационное предприятие «Мосты и Тоннели» gylnaz_2000@mail.ru

Адыгезалова Гюльназ Эльдаровна

доктор юридических наук, доцент,

кафедра теории и истории государства и права, Кубанский государственный университет gylnaz_2000@mail.ru

Ekaterina D. Guseva

Master of the Department Theory and the History of the State and Rights, Kuban State Legal Council, Limited Company Responsibility Road and Operational Enterprise «Bridges and Tunnels» gylnaz_2000@mail.ru

Gyulnaz E. Adygezalova

Doctor of Law, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Kuban State University gylnaz_2000@mail.ru

Внешняя миграция:

особенности правовой регламентации права на передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства

External migration:

features of legal regulation of the right to movement for foreign citizens and stateless persons

Аннотация. В статье обозначаются основные проблемы правого регулирования внешней миграции в Российской Федерации применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяется круг субъектов внешней миграции, порядок их въезда на территорию страны и выезда за ее пределы. Обозначена проблема отсутствия легального определения внешней миграции, что затрудняет понимание законодательства и процесс правоприменения. Вопросы внешней миграции и реализации права на передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства являются актуальными в условиях активации миграционных процессов в мире. Для эффективного сочетания методов контроля и учета передвижения населения и конституционного права на свободное передвижение и выбор места пребывания необходимо совершенствование миграционного законодательства.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, миграционное законодательство, внешняя миграция, легальная дефиниция.

Annotation. The article identifies the main problems of legal regulation of external migration in the Russian Federation related to foreign citizens and stateless persons, defines the range of subjects of external migration, the procedure for their entry into the country and exit from its borders. The problem of the lack of a legal definition of external migration is identified. This makes it difficult to understand the law and the law enforcement process. The issues of external migration and the implementation of the right to movement of foreign citizens and stateless persons are relevant in the context of activation of migration processes in the world. To effectively combine the methods of monitoring and accounting for population movement and the constitutional right to free movement and choice of place of stay, it is necessary to improve migration legislation.

Keywords: foreign citizens, stateless persons, immigration laws, external migration legal, definition.

Основным законом, регламентирующим порядок въезда в Россию и выезд за ее пределы, является Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года [8]. Именно в нем отражаются основные принципы и основополагающие начала государственного регулирования внешней миграции.

В первую очередь при рассмотрении внешней миграции следует определить понятие и формы внешней миграции, а также круг субъектов внешней миграции и их статус. Особое значение это имеет в связи с тем, что легальной дефиниции «внешняя миграция» российское законодательство не содержит.

Отличительная особенность внешней миграции состоит в том, что при таком виде миграции происходит пересечение населением внешних границ государства. Внешняя миграция включает в себя эмиграцию (выезд население в другую страну) и иммиграцию (въезд населения в страну, что часто связано с получением нового гражданства) [3, с. 38]. Также выделяют реэмиграцию и репатриацию. Под реэмиграцией понимается возвращение мигранта в страну-выхода, а под репатриацией возвращение на свою этническую родину [1, с. 52]. Кроме того, внешние миграции делятся на два больших класса: межконтинентальные и внутриконтинентальные. Отдельно также выделяется внешняя трудовая миграция, под которой понимается осуществление лицом трудовой деятельности в государстве, гражданином которого он не является.

Соответственно данному разделению субъектами внешней миграции будут являться граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие такие перемещения. Законодательством РФ детально регламентировано правовое положение и порядок въезда внешних мигрантов в страну и выезда за ее пределы, а также порядок и условия пребывания отдельных категорий мигрантов на ее территории. При этом стоит отметить, что все перечисленные выше обстоятельства зависят от наличия у лица гражданства РФ, права на постоянное проживание на ее территории или же международного договора со страной-выхода мигранта, а также признание лица беженцем в установленном законом порядке.

Согласно ст. 24 закона № 114-ФЗ, иностранные граждане имеют право въезжать в РФ и выезжать из РФ только при наличии визы и действительных документов, которые удостоверяют их личность и признаются в Российской Федерации в качестве таковых. В отдельных случаях, установленных в основном международными договорами, граждане иностранных государств имеют право на пересечение границы нашего государства в безвизовом порядке. С каждым из таких государств у России есть договор, который регулирует порядок въезда и выезда из страны граждан этих государств, а также определяет предельный срок их

Литература:

1. Борисов В.А. Демография. М., 2001. С. 52.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29 мая 2019 г. № 114-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 256.

3. Матлин И.С. Моделирование размещения населения. М., 1975. С. 38.

4. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 31 июля 2020 г. № 280-ФЗ) // Российская газета. 1993. № 54; 2020. № 173.

нахождения на территории РФ. Такими странами в настоящее время являются Турция, Абхазия, Армения, Азербайджан, Аргентина Сербия, Таиланд и т.д. Следует отметить, что и для граждан Российской Федерации в данных странах вводится режим безвизового въезда и пребывания.

Схожий порядок для въезда в РФ и выезда из нее установлен и для лиц без гражданства, единственным отличием является то, что они пребывают на территории России по документам, выданным соответствующими органами государства их постоянного проживания.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве, и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство. Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд и выезд могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным Законом о выезде и въезде.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных в установленном порядке беженцами, они могут выезжать из РФ и въезжать в РФ на основании проездного документа беженцах [4]. Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ или о депортации, выезжают из нашей страны на основании данного решения [2].

В заключение необходимо отметить, что в настоящий момент несмотря на достаточно детальное урегулирование российским законодательством вопросов территориального перемещения внешних мигрантов, оно не содержит легальной дефиниции «внешняя миграция», что является необходимым. Закрепление указанного термина позволит не только усовершенствовать нормы права и внести определенность, но и обеспечить эффективность правоприменения путем закрепления основных свойств внешней миграции, ее субъектов и их правового статуса.

Literature:

1. Borisov V.A. Demography. M., 2001. C. 52.

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Federal Law of December 30, 2001 № 195-ФЗ (as amended on May 29, 2019 № 114-ФЗ) // Russian newspaper. 2001. № 256.

3. Matlin I.S. Modeling of population placement. M., 1975. C. 38.

4. On refugees: Federal Law of February 19, 1993 (as amended on July 31, 2020 № 280-03) // Russian newspaper. 1993. № 54; 2020. № 173.

5. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в ред. от 31 августа 2020 г. Э05-ФЗ) // Российская газета. 1996. № 159.

5. On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation: Federal Law of August 15, 1996 № 114-03 (as amended on August 31, 2020 305-03) // Russian newspaper. 1996. № 159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.