Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки, необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон вступил в силу 1 июня 2012 года. Первые выборы на основе указанных положений состоялись 14 октября 2012 года и проведены в тех субъектах Российской Федерации, где полномочия высших должностных лиц истекают со дня вступления в силу Федерального закона и по 31 декабря 2012 года включительно.
По данным Центризбиркома РФ, новый порядок избрания коснулся пока только губернаторов Амурской,
Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областей.
14 октября 2012 года прошел единый день голосования. Выборы губернатора Амурской области:
О. Кожемяко - 77% голосов. Выборы губернатора Белгородской
области:Е. Савченко - 77,64% голосов. Выборов губернатора Брянской области: Н. Денин - 65,22% голосов. Выборы в Новгородской области: С. Митин - 75,95% голосов.Выборы губернатора Рязанской области: О. Ковалев - 64% голосов.
Прошедшиевыборы показали, что «Единая Россия» не сдает свои позиции на региональном уровне. Выборы пяти глав областей завершились победой «Единой России», их противники не смогли составить серьезную конкуренцию.
Пристатейный библиографический список:
1.Ерусланов О. Николай Федоров вновь «к услугам народа». Коммерсантъ, 2010. №166.
Э.А. Шарапова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Законодательство о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации с 2002 года по сей день претерпевает существенные изменения в целях усовершенствования порядка въезда, пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, осуществления ими трудовой деятельности. Но правовое регулирование этих вопросов связано с проблемами, вызванными противоречием между соблюдением прав человека и интересами государственной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, миграционное право, временно проживающие иностранные граждане, постоянно проживающие иностранные граждане.
Е.А. Sharipova
TOPICAL ISSUES OF LEGAL STATUS FORMATION OF THE FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
The legislature on the legal status formation of the foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation since 2002 and till now undergoes significant changes aimed at procedure improvement of the arrival, lodgement, residence of foreign citizens and stateless persons in the RF and their labour activities. Legal regulation of these issues is connected with problems caused by controversies between respect of the human rights and state security interests of the Russian Federation.
Key words:status formation of the foreign citizens and stateless persons, migration law, non-resident foreign citizens, resident foreign citizens.
Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации - это «совокупность правовых норм и организационных мер, определяющих поведение иностранных граждан в связи с реализацией ими прав, свобод и выполнения обязанностей, в зависимости от срока пребывания в Российской Федерации или постоянного проживания»1. Согласно ч.З ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статьи главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, которые обращены к «каждому», гарантируют реализацию прав иностранных граждан и лиц без гражданства наравне с гражданами РФ и требуют также выполнения обязанностей каждым, вне зависимости от наличия российского гражданства. Но многие положения данной главы, составляющей основы правового статуса личности в Российской Федерации, обращены исключительно к гражданам РФ. Ст. 31 Конституции РФ не предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В соответствии со статьей 32 Конституции РФ, обращающейся только к гражданам РФ, иностранные граждане не имеют права участвовать в управлении делами государства; участвовать в референдумах, выборах; избираться в органы государственной власти и местного самоуправления; состоять на
государственной службе; участвовать в осуществлении правосудия. Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного
самоуправления (ст.ЗЗ Конституции РФ»), Согласно ст. 36 Конституции РФ, иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю. На иностранных граждан в соответствии со ст.59 Конституции РФ не распространяется обязанность несения воинской службы, на них не распространяются также нормы ст. ст. 61 и 62 Конституции РФ о запрете высылки за пределы Российской Федерации и о праве на двойное гражданство.
Последнее десятилетие отмечено небывалой активностью Российской Федерации в сфере регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. В федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учетеиностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» четко определены права и обязанности различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, установлены порядок регистрации, порядок приобретения вида на жительство, получения разрешения на осуществление трудовой деятельности.
Необходимо отметить, в
юридической литературе обозначены два противоположных подхода к проблеме режима пребывания и проживания, осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. Одни считают, что действующее законодательство «не повлияло на сокращение нелегальной миграции: слишком жесткие установления, намеченные в нем, побуждали многочисленных соискателей работы в России по-прежнему приезжать в страну на свой страх и риск в нарушение этих правил»2.Это обусловлено, как отмечается в научных работах, тем, что законодатель четко не обозначил конкретные
Аникеева Е.Д. Консштуционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Дисс. на
соиск. ученой степени канд. юр. н. М. 2004. 169с. С.10.
Основы миграционной политики: Учебное пособие / Под общ. Ред. И.Н. Барцица. Отв. ред. Т.С.Иларионова. -М.: Издательство РАГС, 2009. С.69. 42
объективные и общественно-полезные цели правового регулирования.
«Неопределенность подхода к
регулированию правового положения иностранных граждан проявилась в недостаточной выраженности в
законодательстве цели регулирования. Иностранец рассматривается, прежде всего, как потенциальный правонарушитель»3.
Второй подход к этой проблеме созвучен положениям, изложенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. «Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые
4
нормы, законы и правила» , - говорится в нем. «Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднен и до безобразия забюрократизирован. А вот завозить неквалифицированную рабочую силу, в том числе и нелегально, достаточно просто», -отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Статьи главы 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нелегальное пребывание (проживание, осуществление трудовой деятельности) на территории Российской Федерации требуют высылки иностранного гражданина за пределы России и устанавливают наложение
административного штрафа в пределах от 2 тысяч до 5 тысяч рублей5. Это достаточно мягкая форма юридической
ответственности, чтобы являться ощутимым препятствием огромному
3С обол ев И. Д. Легализация иностранных граждан в Российской Федерации. Автореф. на соиск. уч. степ.к. юр. н. М.,2009. С.4.
послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http://news.kremlin.rn/news/17118 (дата обращения 15.12.2012).
5Кодекс РФ об административных правонарушениях от
30 декабря 2001. №195-ФЗ (с поел. изм. и доп. от 1
декабря 2012. №212-ФЗ) // Российская газета. 2012.
№256.
потоку нелегальных мигрантов. Президент РФ считает «обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную
миграцию, за нарушения в сфере
б
миграционного учета» .
На сегодняшний день в законодательстве нет четкого определения понятия «нелегальный мигрант». В соответствии сположениямиСоглашения от 6 марта 1998г.о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, «незаконные мигранты - это иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства, установленные ее национальным законодательством»7. Более подробного определения нелегального мигранта в действующем внутреннем
законодательстве РФ пока нет.Но закон о правовом положении иностранных граждан в ст. 2 содержит определение понятия «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин»: это -«лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором
Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» . Таким образом, тех иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых отсутствуют вышеуказанные документы, законодатель считает нелегальными.
В научной юридической литературе отмечается отсутствие в отечественных
6Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http://news.kremlm.rll/news/17118(дата обращения 15. 12.2012).
Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998. // Бюллетень международных договоров. 1999. №8. С.26. Федеральный закон РФ от 25.07.2002. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2002. №30. Ст.3032. 43
нормативных правовых актах также юридического определения терминов «миграция», «мигрант»9. Да, действительно, российское законодательство не содержит определений этих понятий и не оперирует терминами «мигрант», за исключением международных правовых актов,
заключенных Российской Федерацией в рамках СНГ, где дается определение понятий «мигрант», «трудящийся-мигрант». В рамках Содружества Независимых Государств мигрантом считается гражданин государства - участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, соблюдающий правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства- участника СНГ10. В Соглашении о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанном 19 ноября 2010г. правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в Санкт-Петербурге, вступившем в силу с 1 января 2012 года, «трудящийся-мигрант» - это «лицо, являющееся гражданином государства одной из Сторон, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другой Стороны, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает». Эти определения могут применяться только для целей указанных документов, то есть для регулирования международной миграции населения в рамках СНГ.
Юридически закреплены в российском законодательстве определения понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «гражданин Российской Федерации», «беженец», «вынужденный переселенец». На наш взгляд, нет необходимости законодательного
9См.: Балашова Т. Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс» 2011. С. 11.
10Решение Совета глав государств СНГ от 16 сентября
2004г. «О Концепции сотрудничества государств -участников СНГ в противодействии незаконной миграции»
от 16.09.2004. //Бюллетень международных договоров. 2005. № 3. С.26.
закрепления понятия «мигрант». Оно внесло бы еще большую путаницу в действующее законодательство. «Понятие «мигрант» носит обобщенный, собирательный характер (беженцы, вынужденные переселенцы, трудящиеся-мигранты, иностранные
граждане и т.п.). И специального правового статуса мигранта как такового не существует»11. Таким образом, отсутствие юридически закрепленного понятия «мигрант» и «миграция» не свидетельствует о правовой неупорядоченности
миграционных процессов в Российской Федерации.
Законодательство, регламентирующее правовой статус иностранных граждан охватывает большое количество различных норм административного, трудового, налогового права, социального
обеспечения, применяемых при решении вопросов въезда, выезда, пребывания, трудоустройства, налогообложения,
социальной защиты, юридической ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. С 1 января 2007г. Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» введен обязательный миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания, который носит уведомительный характер.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, дифференцирует на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно
проживающих. Однако необходимо отметить, в законе не так давно появились такие категории иностранных граждан как «высококвалифицированные специалисты»12, «иностранные граждане,
и
Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2008.
С.81.
12
См.: Федеральный закон от 19 мая 2010. №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Российская газета. 2010. 21 мая. 44
осуществляющие трудовую деятельность на основании патента» (патент дает право на трудовую деятельность по найму у физических лиц). Временно пребывающие иностранные граждане подразделяются на две группы с точки зрения необходимости получения визы: иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы. Безвизовый режим установлен между Россией и Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном (межправительственное Соглашение о безвизовых поездках граждан
соответствующих республик от 30 ноября 2000г.). Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. Обзор судебных решений о депортации иностранных граждан позволяет утверждать о том, что «нелегалы» преимущественно пополняются из «безвизовых», которые приехали в Россию на три месяца и не могут выехать по различным причинам (отсутствие денег, утеря документов и др.) обратно в страну своей гражданской принадлежности.
Разрешение на временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации выдается в пределах квоты, утвержденной
Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета этой квоты разрешение могут получить некоторые категории иностранных граждан: родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, нетрудоспособные, имеющие дееспособных сына или дочь -граждан РФ; имеющие нетрудоспособного
родителя - гражданина РФ; являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию, некоторые другие категории. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Временно проживающий, так же, как и временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и работающий у физических лиц, может приобрести патент. Срок выдачи патента составляет не более 10 дней, выдается он на срок от 1 до 3 месяцев с правом продления до 12 месяцев. Данная категория мигрантов уплачивает налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Работодатель, который использует труд указанной категории «безвизовых» иностранных граждан, может ограничиться уведомлением ФМС РФ и Службы занятости населения о привлечении иностранных граждан. Основаниями отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание являются, если иностранный гражданин: 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; 2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными
действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; 3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; 4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; 7) неоднократно (два и долее раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным; 9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных
законодательством Российской
Федерации; 10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; 11) находится за пределами российской федерации более шести месяцев; 12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным; 13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний,
которые представляют опасность для окружающих. Постановлением
Правительства РФ от 2 апреля 2003г. №188 утвержден перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, это: ВИЧ-инфекция, лепра (болезнь Гансена); туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид).
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, на право свободного выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительства данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Высококвалифицированным специалистам вид на жительство может выдаваться без процедуры временного проживания. Также не требуется разрешения на временное проживание иностранным гражданам, прибывшим из Туркменистана (если они имеют жилое помещение в собственности) и из республики Беларусь для получения статуса постоянно проживающего иностранного гражданина.
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с законодательством РФ, за
исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации. Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.
Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанныхвыборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации».
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в Российской Федерации; являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ
соотечественников; являющихся
сотрудниками дипломатических
представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц
(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального
образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального
религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Иностранный гражданин не имеет права: находиться на государственной и муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть
принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применение преференций для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, иммигрантов из конкретного государства в соответствии с международными договорами ущемляет права всех остальных, прибывающих из других государств, и еще более усложняет применение действующего законодательстве о статусе мигрантов в Российской Федерации. «У нас до сих пор существует практика, когда граждане отдельных государств СНГ въезжают в Российскую Федерацию по свои внутренним паспортам. Прошло уже достаточно много времени для того, чтобы все государства СНГ сформировались как таковые. Ведь в таких условиях, когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран. При этом в рамках Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана) и Единого экономического пространства (России, Беларуси, Казахстана) будут действовать прежние, сегодняшние режимы, максимально упрощенные правила пересечения границы»,- отмечается в Послании Президента РФ.
Таким образом, к излишне высокому удельному весу подзаконных актов, регламентирующих права и обязанности иностранных граждан, присоединяется дифференцированный подход к
иностранным гражданам того или иного государства, что обусловлено огромным количеством международных договоров, соглашений, конвенций. Это оставляет для должностных лиц пограничной службы и миграционной службы возможность собственного усмотрения в толковании норм права. Разработка кодифицированного законодательства, регламентирующего
правовой статус всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, включая беженцев, иностранных граждан, получивших политическое убежище, «трудящихся-мигрантов», возможно, стала бы выходом из создавшейся ситуации. Данный кодекс также уделил бы внимание вопросам налогообложения, гарантии реализации социальных прав иностранных граждан, которые на сегодняшний день устанавливаются несколькими
федеральными законами и подзаконными актами.
Политика временной вербовки рабочей силы, которой сейчас придерживается Российская Федерация, приводит к оседанию приглашенных и формированию соответствующих
этнических групп. Пытаясь предотвратить это, принимающая страна сталкивается с проблемой соблюдения прав человека. И самой актуальной задачей в становления статуса иностранных граждан в Российской Федерации является коррекция целей правового регулирования с учетом требований государственной безопасности, с одной стороны, и общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека, с другой.
Пристатейный библиографический список:
1. Аникеева Е.Д. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской
Федерации. Дисс. на соиск. ученой степени канд.юр.н. М. 2004.
2. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011.
3. Конституция Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. №195-ФЗ (с поел. изм. и доп. от 1 декабря 2012. №212-ФЗ) // Российская газета. 2012. №256. Основы миграционной политики: Учебное пособие / Под общ. Ред. И.Н. Барцица. Отв. ред. Т. С. Иларионова. - М.: Изд-во РАГС, 2009. Решение Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004. «О Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции» от 16.09.2004 .//Бюллетень международных договоров. 2005. №3.
5. Соболев И.Д. Легализация иностранных граждан в Российской Федерации. Автореф на соиск уч. степ.к.ю.н. М. 2009.
6. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998. // Бюллетень международных договоров. 1999. №8.
7. Федеральный закон РФ от 25.07.2002. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30.Ст.3032.
Федеральный закон от 19 мая 2010. №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Российская газета. 2010. 21 мая.
8. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М., Юридическая фирма «Контракт», 2008.
Т. В. Ивлева., P.P. Баева
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (АНГЛИИ): СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье описывается деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии). Авторы акцентируют внимание на законодательной базе, закрепляющей и регулирующей деятельность гражданского общества России и Великобритании (Англии), непосредственно самой деятельности правозащитных организаций и их взаимодействию с государством.
Ключевые слова: ребенок, дети, право на объединение, защита детей, правозащитные организации, неправительственные организации, гражданское общество.
Т. V. 1\'1е\>а., К К Вауега
THE ACTIVITIES OF CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGO) IN RUSSIA AND THE UNITED KINGDOM (ENGLAND)
The activities of children's non-governmental organizations (NGO) in Russia and the United Kingdom (England) are described in this article. The authors focus on the legislative framework of children's NGO, their activities and collaboration with the state's bodies.
Key words: child, children, children protection, charities, non-governmental organizations, civil society.
Законодательная база,
закрепляющая и регулирующая деятельность гражданского общества России и Великобритании (Англии).
Россия.
Право каждого на объединение в России является конституционным и
закреплено, прежде всего, в статье 30 Конституции РФ.
Рассматриваемое нами право включает в себя1.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Проспект, 49