Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование миграции и его имплементация в законодательство Монголии'

Международно-правовое регулирование миграции и его имплементация в законодательство Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МОНГОЛИЯ / MIGRATION IN MONGOLIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гэрэлчулуун Хорлоо

Сложившаяся в последние годы миграционная ситуация Монголии, связанная с массовым выездом из страны граждан Монголии, а также въездом в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, и тенденция их обострения, обусловили необходимость тщательного исследования и анализа этого явления и внесение конкретных предложений в соответствии с нормами международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF MIGRATION AND ITS IMPLEMENTATION IN THE LEGISLATION OF MONGOLIA

The migration situation of Mongolia, which was established in the recent years, is connected with the mass departure of citizens of Mongolia from the country as well as entry of foreign nationals and stateless persons into the country. The trend of their escalation led to the need for careful study and analysis of this phenomenon and to the insertion of concrete proposals in accordance with the standard of the international laws.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование миграции и его имплементация в законодательство Монголии»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ И ЕГО ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОНГОЛИИ

ХОРЛОО ГЭРЭЛЧУЛУУН Соискатель кафедры прав человека и международного права Московского Университета МВД России

Аннотация. Сложившаяся в последние годы миграционная ситуация Монголии, связанная с массовым выездом из страны граждан Монголии, а также въездом в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, и тенденция их обострения, обусловили необходимость тщательного исследования и анализа этого явления и внесение конкретных предложений в соответствии с нормами международного права.

Ключевые слова: миграция Монголия

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF MIGRATION AND ITS IMPLEMENTATION IN THE LEGISLATION OF MONGOLIA

KHORLOO GERELCHULUUN Applicants department of human rights and International Law Moscow University MIA Russia

Annotation. The migration situation of Mongolia, which was established in the recent years, is connected with the mass departure of citizens of Mongolia from the country as well as entry of foreign nationals and stateless persons into the country. The trend of their escalation led to the need for careful study and analysis of this phenomenon and to the insertion of concrete proposals in accordance with the standard of the international laws.

Key words: Migration in Mongolia

Сложившаяся в последние годы миграционная ситуация в Монголии, связанная с массовым выездом граждан страны за рубеж, а также въездом в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, наблюдающаяся в связи с этим тендеция в данной сфере обусловили необходимость тщательного исследования и анализа этого явления и внесения конкретных предложений в целях совершенствования законодательства Монголии в области миграции.

Проведенное исследование позволило выявить ряд положительных и негативных сторон регулирования внешней миграции и миграционных процессов в Монголии, сделать выводы, разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности миграционной системы Монголии. С учетом этого основные выводы и предложения по проведенному исследованию могут быть сведены к следующему.

1. Начиная с 1990-х годов, после глубокого социально-экономического кризиса, сопровождавшегося массовой безработицей, экономическими трудностями, неприемлемой формой приватизации, в Монголии миграция, в том числе внешняя, стала объективной реальностью, что потребовало законодательного ее урегулирования и создания

нормативно-правовой базы, призванной регулировать внешнюю миграцию и миграционные процессы в стране. В результате за сравнительно короткий промежуток времени (с 1991 г. по настоящее время) в Монголии был принят и введен в действие целый ряд нормативно-правовых актов, в какой-то степени регулирующих правовые отношения, связанные с миграцией населения.

2. Историко-правовой анализ законодательства Монголии в области миграции свидетельствует о том, что нормы, регулирующие миграционные процессы населения, обнаруживаются и в исторических памятниках феодального права Монголии. Анализируя нормативные акты, относящиеся ХШ—Х1Х вв., а также другие исторические источники, можно констатировать, что уже в те годы Монголия располагала довольно развитой системой законодательства, способствовавшей относительно эффективному регулированию миграционных процессов как внутри страны, так и за ее переделами, жестко пресекавшей любые незаконные передвижения населения.

3. На основе историко-правового анализа законодательства Монголии можно сформулировать следующую периодизацию становления нормативных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

актов в сфере миграции, которая содержит ряд кардинально отличающихся друг от друга этапов: 1) период действия норм обычного права (до начала XIII в.); 2) период действия норм ранних монгольских законов (XШ—XVП вв.); 3) период действия норм Маньчжурского законодательства (XVII—XIX вв.); 3) период действия норм Автономного государства Монголии (1911—1921 гг.); 4) период действия норм социалистического законодательства (1921—1992 гг.); 5) период действия норм новейшего законодательства Монголии (с 1992 г.).

4. Исходя из того, что правовое регулирование служит одним из основных условий эффективного проведения миграционной политики государства и гарантированной защиты прав мигрантов, рассмотрение понятия миграции целесообразно осуществлять через призму юридического концептуального подхода.

5. Пересечение мигрантом (эмигрантом, иммигрантом) границы другого государства влечет за собой, в первую очередь, изменение правового статуса данного субъекта, что, на наш взгляд, означает переход с одного правового поля в другое.

6. Миграционные процессы происходят в результате тех отношений, которые складываются между людьми, социальными группами и государственными органами, и находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, чем обеспечивается жизнедеятельность и развитие мигрирующего (а также связанного с ним) социума. Следовательно, по нашему мнению, миграционный процесс — это складывающаяся в определенных пространственно-временных рамках совокупность правовых отношений в сфере миграции.

7. Проявлениям незаконной миграции можно и нужно противодействовать. Противодействие незаконной миграции, на наш взгляд, заключается в предупреждении, профилактике, контроле и вытеснении незаконной миграции, борьбе с криминальными ее разновидностями.

8. Анализ характеристик субъектов внешней миграции Монголии и их правового статуса позволил выявить определенный круг субъектов, характерных для внешней миграции Монголии, определить их социально-демографические и некоторые социально-ролевые признаки, сопоставление которых, в свою очередь, раскрывает особенности как эмиграционных, так и иммиграционных процессов.

9. В целом сложившаяся в Монголии правовая основа регулирования внешней миграции соответствует основным международным стандартам в области защиты прав мигрантов. Однако отсутствие ряда необходимых законодательных актов, например «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и др.,

обуславливает неполноту законодательного регулирования внешней миграции, что в конечном итоге не способствует дальнейшему развитию и укреплению международного сотрудничества.

10. Создание целостной системы Государственной миграционной службы в структуре Министерства юстиции и внутренних дел Монголии позволит обеспечить организационное и методическое руководство всеми подсистемами миграционного регулирования, тем самым совершенствовать организационно-управленческие основы деятельности миграционных органов. Реализация указанных мероприятий предполагает значительное повышение эффективности регулирования внешней миграции и миграционных процессов в Монголии, предупреждение и пресечение незаконной миграции.

11. В целях совершенствования законодательства Монголии в области миграции предполагаем внести следующие изменения и дополнения в законодательство Монголии:

во-первых, разработать и принять законодательные акты Монголии «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Монголии» и т.д.;

во-вторых, дополнить действующие законодательные акты необходимыми нормативными положениями в виде определений основных понятий;

в-третьих, изменить некоторые нормативные положения в целях устранения неточности и расплывчатости формулировок;

в-четвертых, осуществить имплементацию норм международного права и Международных конвенций в законодательство Монголии.

Наши предложения, безусловно, нуждаются в критическом осмыслении, в том числе посредством проведения самостоятельных фундаментальных и прикладных исследований. При этом вполне очевидно, что внесение изменений и дополнений в законодательство — один из вариантов решения проблемы на современном этапе. В перспективе необходимы изменения концептуального характера, которые видятся в создании единой законодательной базы, устанавливающей общие правила регулирования миграционных процессов. В этом плане более совершенной и целесообразной представляется кодифицированная форма миграционного законодательства (Миграционный кодекс Монголии). В этом случае кодекс целесообразно представить в виде самостоятельного основополагающего документа миграционного законодательства Монголии, включающего в себя концептуальные и правовые основы, обеспечивающие эффективное функционирование миграционной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.