создать и реализовать самостоятельно, государство на средства общества создает систему специальных органов, к числу которых в первую очередь относятся органы внутренних дел или полиция.
Список литературы
1. Шанов, А. А. Государственное поощрение в сфере обеспечения экономической безопасности // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2009. - № 1 (10). - С. 39-42.
2. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Российская газета. - 1996. - 14 мая.
3. Титов, Б. М. Экономическая безопасность. Вопросы теории и практики. - Н. Новгород, 2001.
4. Прудиус, Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. - 2008. - № 1.
5. Литвиненко, А. Н., Феофилова, Т. Ю. Экономическая безопасность государства: вопросы терминологии // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2007. - № 7. - С. 9-15.
6. Исмагилов, Р. Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция - правовые основы - политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. - СПб., 2001.
7. Баранов, В. М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2001. - № 1.
8. Кириллов, Н. П. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методические материалы. - М., 2005.
9. Грачев, А. В. Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4 (48).
10. Родачин, В. М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. - 2004. - № 4 (13).
Literatur
1. Shanov, A. A. Gosudarstvennoe pooschrenie v sfere obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2009. - № 1 (10). - S. 39-42.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «O Gosudarstvennoy strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (Osnovnyih polozheniyah)» // Rossiyskaya gazeta. - 1996. - 14 maya.
3. Titov, B. M. Ekonomicheskaya bezopasnost. Voprosyi teorii i praktiki. - N. Novgorod, 2001.
4. Prudius, E. V. O ponyatii i sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti // Zakonodatelstvo i ekonomika. - 2008. - № 1.
5. Litvinenko, A. N., Feofilova, T. Y. Ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva: voprosyi terminologii // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2007. - № 7. - S. 9-15.
6. Ismagilov, R. F. i dr. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: Kontseptsiya - pravovyie osnovyi -politika / R.F. Ismagilov, V.P. Salnikov, S.V. Stepashin. - SPb., 2001.
7. Baranov, V. M. Zakonodatelnoe opredelenie ponyatiya «ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva» i sovremennyie problemyi ee pravovogo obespecheniya // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2001. - № 1.
8. Kirillov, N. P. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti : uchebno-metodicheskie materialyi. - M., 2005.
9. Grachev, A. V. Ekonomicheskaya nauka na sluzhbe pravoohranitelnoy deyatelnosti organov vnutrennih del // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2010. - № 4 (48).
10. Rodachin, V. M. Bezopasnost kak sotsialnoe yavlenie // Pravo i bezopasnost. - 2004. - № 4 (13).
УДК 338.2
В.А. Дегтерева*
Государственное регулирование и контроль миграционных процессов
с целью соблюдения
национальных социально-экономических интересов РФ
В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и контроля миграционных процессов, раскрыты основные существующие проблемы миграции, влияющие на перспективы устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционные процессы, государственное регулирование миграции, социально-экономическая политика, трудовая миграция, национальные экономические интересы.
* Дегтерева, Виктория Анатольевна, профессор Санкт-Петербургского экономического университета, доктор экономических наук, доцент. E-mail: degvi@yandex.ru.
* Degtereva, Viktoria Anatolyevna, professor of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics, Doctor of economics. E-mail: degvi@yandex.ru.
© Дегтерева В.А., 2013
V.A. Degtereva*. Government regulation and control of migration processes in order to meet national social and economic interests of the Russian Federation. In this paper, questions of the state régulation and control of migration processes are considered. The main migration problems and their influence on social and economic development and national security of Russia are disclosed.
Keywords: migration processes, state migration regulation, social and economic policy, labor migration, national economic interests.
Миграция населения, являясь неотъемлемым атрибутом общества, претерпевает качественные изменения на каждом этапе развития. С появлением новых технических возможностей и способов производства, средств коммуникации, а также вследствие изменений социального и геополитического характера в мире возникают новые тенденции миграции. Они выражаются в различной причинной обусловленности передвижений, географическом перераспределении населения, спаде или увеличении интенсивности миграционных процессов.
Миграция поистине приобретает огромные масштабы, охватывает различные социальные слои и различные сферы общественной жизни. Миграционные процессы становятся главными факторами социальных изменений в обществе.
Миграционная политика в сегодняшней действительности является неотъемлемой частью общей социально-демографической политики государства. Миграция затрагивает все сфер жизни общества, влияет на перспективы устойчивого социально-экономического развития государства, сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина. Это направление стало одним из приоритетов внутренней и внешней политики РФ.
Переломным моментом в формировании системы управления и регулирования миграционных процессов в Российской Федерации явилось создание Комитета по делам миграции в январе 1992 г. В июне по указу президента Российской Федерации, была создана Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Постановлением правительства в марте 1993 г. было утверждено «Положение о Миграционной Службе» [13, c.10].
Первоначально миграционному контролю в системе регулирования миграционными процессами отводилось второстепенная роль, да и само определение миграционного контроля не было четко сформулировано. В соответствии с «Положением о Федеральной миграционной службе» регулирование внешних миграционных потоков и проведение мер по неконтролируемой (незаконной миграции) стали возлагаться на отделы иммиграционного контроля территориальных органов ФМС России.
Деятельность ФМС России в период 1994-2001 гг. заключалась в реализации федеральных миграционных программ. Вместе с тем не было выработано единой стратегии миграционной политики, и миграционные программы, рассчитанные на короткие сроки, не справились с возникшей в 90-е гг. ситуацией, вызванной стихийными миграционными процессами.
В 2001 г. указом президента Министерство по национальной политике Российской Федерации было сокращено, с передачей функций Министерству внутренних дел Российской Федерации [1].
Перед МВД были поставлены новые задачи: контролирование миграционных процессов и пресечение нелегальной миграции.
Деятельность Федеральной миграционной службы была сфокусирована на следующих приоритетных направлениях: предупреждение и пересечение нелегальной миграции, иммиграционной контроль иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирование внешней трудовой миграции.
Правительство РФ начало уделять регулированию и контролю миграционных процессов особое внимание. В июле 2012 г. подписана Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
В концепции государственной миграционной политики Российской Федерации отражены следующие этапы:
- первый этап (2012-2015 гг.) - принятие нормативных актов, разработка программ, создание центров содействия иммиграции и инфраструктуры для мигрантов;
- второй этап (2016-2020 гг.) - реализация программ по основным направлениям миграционной политики и обобщение правоприменительной практики; к 2021 г. предполагается приостановить миграционный отток населения Сибири и Дальнего Востока;
- третий этап (2021-2025 гг.) - подразумевается подвести оценки эффективности принятых программ и уточнить приоритеты.
ФМС предоставлен достаточный круг полномочий, чтобы влиять на миграционные процессы. Она занимается разработкой актуальных новых нормативно-правовых актов. ФМС не имеет права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и не имеет силовых подразделений, поэтому тесно взаимодействует с МВД России. Надзор и контроль над соблюдением миграционного законодательства и разграничение полномочий ФМС и МВД отражено в совместных приказах МВД N° 338 и ФМС РФ № 97 от 30 апреля 2010 г. [2]. Степень активности и направленность трудовой миграции напрямую зависит от условий воспроизводства рабочей силы в субъектах Российской Федерации. Состояние региональных рынков зависит от спроса на рабочую силу, от экономики и уровня развития территории.
Наём на российские предприятия иностранных работников становится объективной необходимостью. Основными причинами являются дефицит кадров, несбалансированность рынка труда, нежелание коренного населения выполнять тяжелую, грязную, неквалифицированную работу.
Принципы и нормы, которым следует Российская Федерация в отношении статуса иностранного гражданина, отражены в Декларации о правах человека, которая была принята в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Нормы предусматривают право любого государства устанавливать правовой режим в отношении иностранных граждан, учитывая при этом существующие международные обязательства. Иностранные граждане обязаны наравне с гражданами страны пребывания соблюдать законодательство и нести ответственность за нарушения.
Россия испытывает беспрецедентный миграционный натиск. В огромных масштабах ввозится неквалифицированная рабочая сила. Бесконтрольная иммиграция влечет за собой значительный рост напряженности в крупных городах, бросая вызов социальной и политической стабильности в стране. До сих пор в России без всяких гражданских прав и социального обеспечения проживает свыше 300 тыс. мигрантов, приехавших в 90-е гг. прошлого века.
Большинство иностранцев, временно находящиеся в России, - граждане СНГ. Работодатели пользуются правовой неграмотностью приезжих, используя эту рабочую силу с нарушением законодательства и ставя их в бесправное положение [12, с. 28].
Существование во многих странах ближнего и дальнего зарубежья консульских служб, информационных центров поддержки не содействует подготовке будущих трудовых мигрантов. Страны-экспортёры не заинтересованы вкладывать средства в такую подготовку, а Россия, заинтересованная в такой сервисной подготовке, не вкладывает свои средства, рассчитывая на отечественный бизнес. Бизнес же, в свою очередь, не вкладывает средства в профессиональную подготовку квалифицированных рабочих (даже при наличии соответствующей материальной базы и образовательного потенциала), т.к. ему выгоднее переманивать квалифицированных рабочих и специалистов с государственных предприятий и использовать бесправный труд нелегальных иммигрантов [12, с. 28].
У России есть возможность в привлечении трудовых мигрантов из бывших союзных республик, испытывающих избыток трудовых ресурсов. Старшее поколение трудовых мигрантов из ныне независимых государств (Молдова, Украина, Таджикистан и др.) имеют общие черты менталитета с россиянами, обладают сносным знанием русского языка, русской культуры, традиций, обусловленными совместным проживанием в СССР. Возникает незаконная трудовая иммиграция, приводящая к увеличению конкуренции во вторичном сегменте рынка труда, понижению уровня заработной платы, повышению уровня безработицы среди местного населения. Занимая на российском рынке труда наименее престижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве), мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Даже при определенном уровне безработицы среди коренного российского населения, пиковый процент которого приходился на кризисный для экономики период в 2008-2010 гг., дешевая рабочая сила в лице трудовых мигрантов была востребована. 40-50 % рабочих мест, которые заняты мигрантами сегодня, уже стали мигрантскими, то есть «зарезервированными» под них [3, с. 98].
В настоящее время к мигрантским сферам занятости относятся строительство, сфера услуг, торговля, сельское хозяйство. Это официальные сектора труда мигрантов, которые, однако, дают и представление о распределении нелегальных мигрантов по секторам рынка труда.
В регионах, где сформировались особые, мигрантские ниши труда, они становятся одним из факторов развития экономики, которая не может быть эффективной без дальнейшего существования мигрантских секторов в экономике. Опросы мигрантов показывают, что 45 % мигрантов трудятся в окружении мигрантов, 15 % трудятся совместно с местными жителями и 18 % - в смешанных трудовых коллективах. Таким образом, наличие специфических мигрантских секторов на рынке труда стало реальным явлением. При этом эксперты отмечают, что с углублением экономических ниш мигрантской занятости конкуренция мигрантов с коренными работниками будет уменьшаться, а между мигрантами, напротив, - увеличиваться. При этом существует прямо пропорциональная зависимость уровня заработной платы у коренного населения от количества нелегальных мигрантов: в городах с большим количеством нелегальных мигрантов рост заработных плат происходит медленнее, чем в городах с низким количеством «нелегалов». Данная зависимость актуальна для любых промежутков времени и любых квалификаций [10].
При этом процесс деформации рынка труда под давлением предложения со стороны нелегальных мигрантов происходит сразу по двум направлениям: территориальному и отраслевому. Отраслевая деформация - это заполнение идентичных вакансий преимущественно мигрантами, а в случае с территорией - это экспансия рынка труда конкретной территориальной единицы.
Иностранная рабочая сила распределяется на территории Российской Федерации неравномерно. Одним из самых притягательных центров является Москва и Московская область: здесь сконцентрированы финансовые потоки и имеется повышенная деловая активность. Второй по притягательности центр для трудовых мигрантов - нефтегазодобывающие регионы Западной Сибири.
Примером территориальной деформации рынка труда являются пограничные территории на Дальнем Востоке, где остро ощущается китайская трудовая экспансия, с концентрацией нелегальных трудовых ресурсов в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской области. При этом под влиянием территориальной экспансии деформируются не только экономика региона и его социальная структура, но и инфраструктура отдельных населенных пунктов.
Трансформация рынка труда под влиянием нелегальной миграции - неоднозначное для экономики страны явление. Формирование определенных трудовых ниш, занятых мигрантами, закрывает их для коренного экономически активного населения, делая экономику в определенной степени мигрантозависимой.
Следовательно, налицо воздействие нелегальной иммиграции на устойчивость рынка труда, рост чувствительности конъюнктуры локальных и региональных рынков труда к колебаниям потока трудовых иммигрантов (до 40 % иммигрантов придерживаются стратегии эпизодического пребывания на территории РФ). А непрозрачность учета этих потоков снижает регулируемость рынка труда, т.к. официальные данные о численности рабочей силы оказываются занижены: ведь неформально занятое население и лица, нуждающиеся в работе, но не ищущие ее, «остаточным» методом зачисляются в экономически неактивное население [4]. Все эти факторы в совокупности влияют и на национальные экономические интересы РФ. Большинство эмпирических исследований показало, что 10-процентный рост доли мигрантов в населении принимающей страны ведет к снижению доходов коренных граждан примерно на 1 % [6, с. 273].
Практика многих стран показывает, что даже если существуют крупные миграционные потоки, то наблюдается очень небольшое (если вообще наблюдается) измеряемое воздействие на местное население. Мигранты играют вспомогательную роль на рынках рабочей силы, смягчая нехватку кадров. Работники-мигранты не вытесняют национальные кадры, смягчают ограничения в определенных секторах рынка труда и поддерживают растущую занятость.
В России идет процесс разделения труда между местными и приезжими работниками, четко прослеживается и гендерная специфика [14]. «Мужская» сфера занятости представляется строительством, тяжелым трудом в промышленности, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве. «Женская» - торговля, общественные и домашние услуги, досуг, развлечения.
По результатам опроса Центра миграционных исследований, более 20 % мигрантов, находясь в России, общаются в основном на своем языке. Для решения языковых проблем работодатели часто нанимают специальных «бригадиров», которые, кроме непосредственных профессиональных обязанностей, выполняют и функцию посредника/переводчика между работодателем и работником.
Экономический кризис 2007 г. привел к уменьшению квот на иностранную рабочую силу. В условиях кризиса гастарбайтеры, прибывшие в Россию официально в безвизовом режиме из стран СНГ, не найдя легальной работы, не уезжают обратно, а продолжают трудиться, часто на рабских условиях.
Прозрачность границ, военные действия в бывших республиках, отсутствие налаженного миграционного контроля, мощные потоки трудовых мигрантов, причем не только русскоязычного населения, но и множества этносов огромной распавшейся страны, выявили проблемы государственного регулирования и контроля миграционных процессов.
На настоящий момент решение проблем не имеет достаточной экономической и правовой базы. Возможность свободного въезда и выезда, либерализация иммиграционного законодательства превратили Российскую Федерацию в открытую страну.
В миграционном потоке проявляется селективность миграции. Высококвалифицированные российские специалисты стремятся продать свои знания в других странах. Из России уезжают образованные, профессионально подготовленные люди, высококвалифицированные рабочие, ученые, техническая и творческая интеллигенция, на обучение которых государство затратило огромные денежные средства.
Российская Федерация, выступая в качестве «добровольного и безвозмездного донора» для многих стран, обрекает себя на научно-технический и интеллектуальный регресс [8, с. 52].
Не востребованный в стране подданства трудовой потенциал вливается на российский рынок, происходит замена качества трудовых ресурсов количеством.
С 1993 г. ведется мониторинг миграционной ситуации в России. Так, институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН проводится анализ миграционной ситуации, ее взаимосвязь с национальными конфликтами, экономическим кризисом, политической и экономической дифференциацией постсоветского пространства, изучается трудовая и нелегальная миграция, адаптация вынужденных мигрантов. Разработка стадий миграционного процесса была опубликована в конце 80-х гг., основными разработчиками стали Л.Л. Рыбаковский и Т.И. Заславская [9, с. 53]. К трудовым мигрантам большей частью относятся, как к рабочей силе. Слабо развит институт государственно-частного партнерства в следующих сферах деятельности:
- обустройство мигрантов (предоставление общежития, временного жилья, проживание в определенной зоне);
- защита прав мигрантов (создание консультационных центров, обучение языку страны проживания и ее культуры).
Мигранты чаще занимают «нижние» уровни, занимаясь малопрестижным, не регламентированным по времени, часто тяжелым трудом. Порой условия их обустройства не соответствуют самым скромным нормам жизнедеятельности [11, с. 20].
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики перспективной численности населения до 2030 г. (высокий
и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 г. составит 142,8-145,6 миллиона человек [15].
Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации [16].
Несбалансированность между оплатой труда в легальном секторе экономики и нелегальном, отсутствие механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов создают трудности для обеспечения новых производств рабочей силой, не способствуют экономическому подъему. Трудовые мигранты, нелегально осуществляющие свою трудовую деятельность, приводят к нарушению трудовых и социальных прав. Это создает угрозу национальной экономике, а экономическая безопасность - это, по сути, и есть национальная безопасность [5, с. 11]. Процесс регулирования миграционных потоков проходит медленно и трудно. Это связано с тем, что в государстве отсутствует скоординированная программа действий в области миграции, не учитываются демографические, национальные, социокультурные, экономические интересы. Эффективное управление миграционными процессами возможно, если в выработке целей участвуют государство и граждане. Необходимо учитывать законные интересы мигрантов независимо от их национальности, при этом обеспечивая должную борьбу с криминалом. Незаконная миграция тесно связана с контрабандой наркотиков и оружия, с организованной преступностью и терроризмом.
Применение малоквалифицированного труда незаконных мигрантов стало важным фактором функционирования таких отраслей, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, строительство. Это в значительой степени способствует решению экономических задач, стоящих перед обществом. С другой стороны, нелегальный дешевый труд негативно влияет на модернизацию и конкурентоспособность тех отраслей, где он используется [7, с. 39].
Противоречивый характер носят и социально-экономические последствия. Готовые работать на любых условиях мигранты подрывают социальные гарантии, завоеванные местными тружениками (минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня), отнимают немалые финансовые средства. Государственная служба занятости не способна в настоящий момент оперативно оценивать реальные потребности рынка труда. В немалой степени трудоустройство ведется, минуя это ведомство. Государство предпринимает шаги для усиления роли этой службы, но в целом изменений не наблюдается. Российской Федерации в области миграции следует заключать двухсторонние соглашения с государствами, являющимися основными территориями исхода мигрантов. Ряд соглашений уже существует, но не определены вопросы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, их медицинского обслуживания. Согласованные программы миграционного развития межу государствами помогут учесть все социальные проблемы миграции, определить пути их решения.
Миграционная обстановка - процесс динамичный, и на ее изменения государство обязано реагировать быстро, решительно и безотлагательно. Медлительность в данных вопросах чревата экономическими потерями, социальной напряженностью, коррупцией, криминализацией «теневых» миграционных потоков, ростом ксенофобии и разжиганием национальной розни. Например, из-за недооценки правительством Франции миграционной проблемы в 2012 г. в Париже произошли беспорядки.
Развитие крепкого гражданского общества в России определит выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Трудовые мигранты являются частью социума и должна находиться под контролем не только государства, но и общества. Необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществлению общественного контроля над институтами власти. Общественные советы могли бы функционировать при региональных службах ФМС, МВД и других государственных органах, причастных к трудовой миграции. От нормативно-правовой базы в сфере миграции зависит благополучие Российской Федерации и ее граждан. Совершенствование законодательного регулирования и контроля миграции является важнейшим фактором формирования миграционной политики в целях соблюдения национальных социально-экономических интересов РФ. Без мобильного рынка труда Россия вряд ли сможет в короткие сроки решить вопросы модернизации и обеспечения инновационного развития экономики.
Миграция - процесс, влияние которого распространяется гораздо шире рынка труда, затрагивая социальную, экономическую, политическую и внешнеполитическую сферы жизни нашей страны. Миграция способствует компенсации естественной убыли местного населения, привлечению востребованных трудовых ресурсов, но и обостряет этнические и религиозные противоречия; повышает конкурентоспособность отраслей, использующих труд мигрантов, но и обусловливает нелегальную миграцию, стимулирует развитие международных отношений со странами-источниками трудовых ресурсов, но и обязывает обеспечивать соблюдение прав мигрантов и законов РФ ими.
Таким образом, трудовая миграция стала значительным фактором, влияющим на национальные интересы РФ. Сбалансированность преимуществ и компенсации угроз миграции должна найти отражение в политике безопасности России для обеспечения стабильного развития нашего государства.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 1б октября 2001 г. M 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N° 43. - Ст. 4071.
2. Административный регламент «По контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства» от 30 апреля 2010 г. Совместный приказ МВД M 338, ФМС M 97.
3. Вишнекова, В. А. Проблемы трудовой миграции в сфере занятости кризисного состояния // Социальная политика и социология. - 2010. - M 10.
4. Киселев, И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран. - М.: Эксмо, 2010. - б05 c.
5. Литвиненко, А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2013. - M 3 (173). -С. 9-15.
6. Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в XVIII-XX вв. Сохранение национальной идентичности и историко-культурного наследия / Институт Славяноведения РАН. - СПб.: Алетея, 2011. - 448 с.
7. Мальцева, Е. Миграция трудовых ресурсов, как индикатор состояния рынка труда и социально- экономического развития территории // Человек и труд. - 2011. - M 4.
S. Попова, О. Влияние трудовой миграции на функционирование принимающего государства // Власть. - 2011.
9. Рыбаковский, Л. Л. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики // Россия и современный мир, - 200б. - M 4.
10. Стрельцова, Я. Мировая экономика в международных отношениях. - М.: Наука, 2012.. -
128 с.
11. Стрыгин, А. Л. Трудовая миграция: тенденции и последствия // Союзное государство. -2009. - M 10.
12. Степанов, С. А. Социально-гуманитарные знания. М., 2012. - 3б8 с.
13. Трофимчук, Н. В. История государства и права. - М.: Юрист, 2010. - 102 с.
14 Полит.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.polit.ru. (Дата обращения: 03.05.
2013).
15 Официальный сайт Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru. (Дата обращения: 12.05. 2013).
16 Официальный сайт ФМС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fms.gov. ru. (Дата обращения: 0б.05. 2013).
Literatur
1. Ukaz Prezidenta RF ot 1б oktyabrya 2001 g. M 1230 «Voprosyi strukturyi federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti» // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2001. - M 43.
- St. 4071.
2. Administrativnyiy reglament «Po kontrolyu i nadzoru za soblyudeniem polozheniy migratsionnogo zakonodatelstva» ot 30 aprelya 2010 g. Sovmestnyiy prikaz MVD M 338, FMS M 97.
3. Vishnekova, V. A. Problemyi trudovoy migratsii v sfere zanyatosti krizisnogo sostoyaniya // Sotsialnaya politika i sotsiologiya. - 2010. - M 10.
4. Kiselev, I. Y. Trudovoe pravo Rossii i zarubezhnyih stran. - M.: Eksmo, 2010. - б05 c.
5. Litvinenko, A. N. Ekonomicheskaya i natsionalnaya bezopasnost: problema sootneseniya ponyatiy // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. - 2013. - M 3 (173). - S. 9-15.
6. Migratsiya i emigratsiya v stranah Tsentralnoy i Yugo-Vostochnoy Evropyi v XVIII-XX vv. Sohranenie natsionalnoy identichnosti i istoriko-kulturnogo naslediya / Institut Slavyanovedeniya RAN. -SPb.: Aleteya, 2011. - 448 s.
7. Maltseva, E. Migratsiya trudovyih resursov, kak indikator sostoyaniya ryinka truda i sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii // Chelovek i trud. - 2011. - M 4.
S. Popova, O. Vliyanie trudovoy migratsii na funktsionirovanie prinimayuschego gosudarstva // Vlast. - 2011.
9. Ryibakovskiy, L. L. Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya v Rossiyu i printsipyi novoy migratsionnoy politiki // Rossiya i sovremennyiy mir, - 200б. - M 4.
10. Streltsova, Y. Mirovaya ekonomika v mezhdunarodnyih otnosheniyah. - M.: Nauka, 2012.. - 128 s.
11. Stryigin, A. L. Trudovaya migratsiya: tendentsii i posledstviya // Soyuznoe gosudarstvo. - 2009.
- M 10.
12. Stepanov, S. A. Sotsialno-gumanitarnyie znaniya. M., 2012. - 3б8 s.
13. Trofimchuk, N. V. Istoriya gosudarstva i prava. - M.: Yurist, 2010. - 102 s.
14 Polit.ru. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www.polit.ru. (Data obrascheniya: 03.05. 2013).
15 Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi statistiki. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www. gks.ru. (Data obrascheniya: 12.05. 2013).
16 Ofitsialnyiy sayt FMS Rossii. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www.fms.gov.ru. (Data obrascheniya: 0б.05. 2013).