5. Khorolskaya T.E. Remuneration in the structure of social policy and the social and labor sphere / T. E. Khorolskaya // Modern Economics: Problems, Prospects, Information Support: Materials of an international scientific conference, February 15, 2013, KubSAU. - Krasnodar, 2013 .-- S. 64-69.
С.В. Лазовская - Доктор экономических наук, Доцент, Директор колледжа, Частное профессиональное образовательное учреждение Колледж экономики права и управления, г. Краснодар,
S.V. Lazovskaya - Doctor of Economics, Associated Professor, Director college, Private professional College of Economy of the Right and Management educational institution, Krasnodar.
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЭТНИЧЕСКИЙ РИСУНОК НАСЕЛЕНИЯ MIGRATION PROCESSES IN THE KRASNODAR REGION FORMING ETHNIC POPULATION FIGURE
Аннотация. В статье рассматриваются миграционные процессы, происходящие в Краснодарском крае, формирующие этнический рисунок населения. Определяются особенности, характеризующие миграционные потоки; выявляется важность миграции для региона. Анализируется ситуация, сложившаяся на юге России после распада СССР. Рассматриваются показатели естественного прироста в Краснодарском крае за последние два года. Приводятся аргументы в пользу выбора для проживания мигрантов территории Краснодарского края. Проводится анализ миграционного прироста населения края. Рассматривается этнический рисунок населения Кубани, сформированный за последнее десятилетие. Выявляются проблемы с этим связанные и предлагаются пути административного решения миграционного вопроса в Краснодарском крае.
Annotation. The article considers the migration processes taking place in the Krasnodar Territory, which form the ethnic pattern of the population. The characteristics of migration flows are defined; The importance of migration for the region is identified. The situation in southern Russia after the collapse of the USSR is analyzed. Indicators of natural growth in Krasnodar Territory over the last two years are considered. Arguments are made in favor of choosing the territory of Krasnodar territory for migrants to live. An analysis of the migration growth of the population of the province is being carried out. The ethnic pattern of the population of Kubani, formed over the past decade, is considered. Problems with this are identified and ways of administrative solution of the migration issue in Krasnodar Territory are proposed.
Ключевые слова: Миграции, миграционные потоки, естественный прирост, миграционный прирост, этнические группы, миграционная политика.
Keywords: Migration, migration flows, natural growth, migration growth, ethnic groups, migration policy
Миграция является важнейшим фактором, формирующим социально-экономические отношения в регионе. Миграционные потоки могут различаться по следующим аспектам:
- по направлению потоков. Мигранты могут прибывать в страну (регион) или наоборот покидать территорию;
- миграционные потоки могут быть внутри региона, но направлены из городской местности в сельскую (или наоборот);
- уровень и качество образования прибывающих или покидающих регион мигрантов играет большое значение в последующем распределении рабочих мест среди населения. Какая ниша в производстве будет занята, зависит от уровня образования и квалификации мигрантов;
- возрастной, половой состав мигрантов определяет, какие социальные институты будут задействованы при реализации правового поля для мигрантов. Если на территорию приезжают трудовые мигранты, в основном мужчины, то для них организуют систему питания и проживания. А в случае приезда на постоянное место жительство семей (в состав которых входят дети, взрослые и пожилые люди), то необходимо задействовать учреждения образования (детские сады, школы), учреждения пенсионного фонда и так далее;
- этнолингвистический, культурный и религиозный состав мигрантов. В случае, если этнический и религиозный состав мигрантов близок к коренному населению и языковой, а также культурный барьер отсутствует, то это позволят быстро адаптироваться на новом месте.
Важность миграционных процессов с каждым годом возрастает:
1. мигранты являются источником трудовых ресурсов в странах с отрицательным естественным приростом. Однако рост доли мигрантов в составе коренного населения приводит к социальным конфликтам;
2. за счет мигрантов покрывается естественная убыль населения;
3. мигранты «омолаживают» нацию, в случае небольшого уровня рождаемости населения.
После распада Советского Союза произошли значительные перемещения населения. Из России в начале 90-х годов выехало несколько миллионов человек в страны Европы, США, Канаду, Израиль. В то же время
из бывших союзных республик, особенно из Средней Азии и Закавказья вернулось в Россию значительное число образованных русскоязычных граждан [7].
В настоящее время Россия также является центром притяжения миграции. За последние 25 лет по масштабам миграции Россия уступает лишь США. Наиболее привлекательными являются города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области,Южный Федеральный округ (ЮФО).
ЮФО является третьим по числу въезжающих в РФ. Кроме того внутренняя миграция из других регионов России в ЮФО, так же высока.
Численность населения Краснодарского края на июнь 2018 года составила 5 млн. 616 тыс. 800 человек, из которых более 55% - горожане, 45% - сельские жители. Показатели естественного движения населения Краснодарского края за январь-май 2017 и 2018 годов, рассмотрено в таблице 1 [4].
Таблица 1 Показатели естественного движения населения Краснодарского края за январь-май 2017-
2018 гг.
Показатели 2018 2017
Число родившихся жителей 10,8 11,1
Число умерших жителей 12,5 13,1
в том числе детей в возрасте до 1 года 4,5 3,8
Естественный прирост (+), убыль (-) -1,7 -2,0
В городских округах Анапа, Геленджик, Краснодар и Сочи число родившихся превысило число умер-ших.В целом по краю число умерших превысило число родившихся, причем на 20 территориях превышение составило 1,5-2,0 раза.
За полгода население края увеличилось на 13,4 тыс. человек, в основном за счет притока мигрантов.
Для Краснодарского края доминирующим видом миграции стала трудовая и эпизодическая. Индекс перемещений в крае имел положительное сальдо миграций и уступал только Москве и Санкт-Петербургу. Объем постоянных перемещений составлял ежегодно около 0,3 млн. перемещений. Доля межрегиональной миграции в общем обороте для края составила 51-54%, при общероссийском - 40-45% [2].
Краснодарский край привлекает мигрантов за счет следующих аспектов:
- высокого уровня социально-экономического развития;
- благоприятного климата;
- возможности развития мелкого семейного бизнеса, особенно в приморской территории.
Центрами притяжения мигрантов в Краснодарский край являются города Сочи, Краснодар, Армавир,
Новороссийск.
Коэффициент миграционного прироста населения Краснодарского края на 10000 человек рассмотрен на рисунке 1 [6].
160 140 120 100 80 60 40 20 0
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. ШВсе население Е2 Городское население И Сельское население
Рисунок 1. Коэффициент миграционного прироста населения Краснодарского края за 2012-2018 гг., в том числе городского и сельского населения, на 10000 человек
Наибольший прирост населения за счет миграций отмечался в 2013 году, что связано с проведением зимней Олимпиады в г. Сочи. Строительство олимпийских объектов притягивало большое число трудовых мигрантов. В последующие годы коэффициент миграционного прироста значительно не изменился.
Начиная с 2010 года, число прибывших в Краснодарский край мигрантов выросло в 2,3 раза. Краснодарский край принимает в основном жителей Сибирского, Северо-Кавказского Дальневосточного, Уральского и Приволжского округов (Рисунок 2) [6]. Выезжают с территории Кубани в Центральный (67581 чел.) и СевероЗападный округа (6873 чел.).
50000 40000 30000 20000 10000 0
46790
26723
■
23651
M Сибирский округ ЕЗ Уральский округ
Число мигрантов
И Северо-Кавказский округ 0 Дальневосточный округ □ Приволжский округ
Рисунок 2. Внутренняя миграция по округам в Краснодарский край за 2014-2018 гг.
Наибольшее число мигрантов приезжает в Краснодарский край с территории Сибирского, СевероКавказского и Дальневосточного округов.
За последние 30 лет, в связи с выездом русскоязычного населения из бывших союзных республик, в Краснодарском крае увеличилось их число более чем на 400 тыс. (Рисунок 3) [2].
4800 4700 4600 4500 4400 4300 4200 4100 4000
4731,3
4300,4
4436,3
4522,9
1989 г. 2002 г. 2010 г.
И Количество русского населения, чел.
2018 г.
Рисунок 3. Число русских, проживающих в Краснодарском крае за 1989-2018 гг.
В то же время, общая численность жителей края возросла за счет мигрантов из Армении, Казахстана, Украины и других бывших союзных республик, особенно в период обострения межнациональных конфликтов (Таблица 2) [6].
Таблица 2 Международный миграционный прирост (убыль) населения Краснодарского края (человек),
за 2013-2018 гг.
Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Международная миграция 5630 14151 13138 16068 13699 6369
со странами СНГ 4471 11040 12097 14301 12262 5054
Беларусь 150 418 493 -8 346 274
Казахстан 1077 1870 1654 1290 1200 1194
Республика Молдова 205 547 433 510 437 196
Украина 862 2487 5698 8454 7116 2074
Азербайджан 116 370 316 305 266 170
Армения 913 3152 2621 2167 1773 471
Государства Средней Азии 1148 2196 882 1583 1124 675
Кыргызстан 554 604 465 229 277 194
Таджикистан 129 333 193 221 248 202
Туркменистан 127 129 93 135 94 70
Узбекистан 338 1130 131 998 505 209
со странами дальнего зарубежья 1159 3111 1041 1767 1437 1315
За исследуемый период прирост международных мигрантов в Краснодарский край составил 69055 человек, причем из стран СНГ - 59225, из стран дальнего зарубежья - 9830 человек.
Миграционный прирост населения за 6 лет на территории Краснодарского края по странам СНГ рассмотрен на рисунке 4 [6].
2323 1326 648 3311
1543
1673
8285
□ Беларусь ^ Казахстан И Республика Молдова н Украина
□ Азербайджан 2328 и Армения
В Кыргызстан Ш Таджикистан ЕВ Туркменистан И Узбекистан
26691
Рисунок 4. Миграционный прирост населения в Краснодарский край по странам СНГ, чел.
Наибольший миграционный прирост отмечен из Украины - 26691 человек, на втором месте - из Армении - 11097 человек, на третьем - из Казахстана - 8285 человек.
В первом квартале 2018 года миграционный прирост населения в крае по сравнению с этим же периодом 2017 года, увеличился на 11,8%. В Краснодарский край прибыло на 5,8% (на 1,6 тыс. человек), чем в 2017 году.
В 2018 году изменился возраст приезжающих в край граждан: доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 21,3%. Доля молодых граждан (детей и подростков), а также лиц трудоспособного возраста уменьшилась на 2,1% и 5% соответственно.
За первые полгода 2019 года в край приехали 81598 человек, выехали - 62866 человек. Миграционный прирост составил 18732 человека, то есть на 23,4% меньше, чем за такой же период в 2018 году [2].
Краснодарский край - многонациональный регион, в котором проживают более 50 национальностей. Наиболее распространенные национальности на Кубани - это русские, украинцы, армяне, татары, греки. Русские и украинцы представлены повсеместно, армяне, в основном - в курортной (азово-черноморской) и предгорной зоне. Доля различных национальностей, проживающих в Краснодарском крае, рассмотрена в таблице 3 [2].
Таблица 3 Национальный состав жителей Краснодарского края, согласно переписям населения в 1989, _2002, 2010 гг._
Национальности 1989 г., чел. % 2002г., чел. % 2010г., чел. %
Русские 4006811 86,71 4436272 86,56 4522962 86,54
Армяне 171757 3,72 274566 5,36 281680 5,39
Украинцы 182128 3,94 131774 2,57 83746 1,60
Татары 14547 0,31 25589 0,50 24840 0,48
Греки 28337 0,61 26540 0,52 22595 0,43
Грузины 12105 0,26 20500 0,40 17826 0,34
Белорусы 34688 0,75 26260 0,51 16890 0,32
Адыгейцы 20795 0,45 15821 0,31 13834 0,26
Цыгане 8186 0,18 10873 0,21 12920 0,25
Немцы 29946 0,65 18469 0,36 12171 0,23
Другие 111576 2,42 138557 2,7 217183 4,16
Согласно трем переписям населения (1989, 2002 и 2010 годы) доля русских, проживающих в Краснодарском крае примерно одинакова (свыше 86%). Число армян возросло вдвое. Рост обусловлен распадом Советского Союза, который принес снижение социального уровня населения, обострение межнациональных конфликтов (между Азербайджаном и Арменией) [5].
Доля украинцев за этот же период снизилась на 2,34%. Большая часть украинцев, проживающих на территории края, выехала за пределы России (в США, Канаду). Число татар возросло более, чем в 1,7 раза, цыган - в 1,6 раза, грузин - в 1,5 раза. Доля остальных народов - уменьшилась [5].
В период с 2010 года по 2019 год в национальном рисунке населения Краснодарского края произошли перемены. Это обусловлено ростом националистических настроений в странах СНГ и других сопредельных государствах, обострением военных конфликтов, разрывом в социально-экономическом положении граждан, политической и экономической нестабильностью соседних регионов. Все эти факторы привели к мобильности и переселению ряда этнических групп.
В южнороссийские регионы (в том числе Краснодарский край) переселились такие этнические группы, которые ранее не были представлены столь массово на данной территории (например, турки-месхетинцы и курды). Особенностью данных этнических групп являются высокие темпы прироста населения и обособленный характер проживания. Население с неохотой ассимилируется с коренными жителями.
За 30 лет численность курдского населения увеличилась в 17 раз. Согласно официальной статистике в настоящее время на территории края проживает около 6000 курдов, а по неофициальным оценкам экспертов -до 12000 человек.
Наиболее представительные по численности населения народы (русские, украинцы, армяне, адыгейцы), которые уже длительное время живут на территории Краснодарского края и имеют устойчивые связи друг с другом (деловые и родственные отношения), настороженно относятся к курдским общинам. Это обусловлено следующими факторами:
- высоким уровнем экономической конкуренции в сельскохозяйственном производстве;
- конкуренцией в торговле (сельскохозяйственной и другой продукцией);
- высокой конкуренцией в сфере услуг (кафе, сапожные мастерские и так далее);
- социальная изоляция курдской общины;
- сохранение родоплеменных отношений в курдских группах (аширатах) и институтов наследственного лидерства (шейхи).
С 2014 года Краснодарский край стал регионом массовой миграции украинского населения с приграничной территории. До этого времени Украина считалась достаточно экономически и политически стабильным регионом, который после распада СССР избежал вооруженных конфликтов на национальной и религиозной почве.
Обострение политической обстановки, подогревание националистических настроений, снижение социально-экономического уровня населения привело к открытым широкомасштабным военным действиям на востоке Украины.
Основными регионами, принявшими поток вынужденных переселенцев, стали приграничные с Донецкой и Луганской областями - Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край.
За несколько месяцев с лета 2014 года в Южный и Северо-Кавказский федеральный округа официально въехали и остались проживать более 100 тыс. человек (из них по 40000 в Краснодарский край и Ростовскую область, 5000 - в Ставропольский край и столько же в другие регионы России). Однако по неофициальным данным, поток мигрантов в несколько раз превышал заявленные данные. Большая часть переселенцев останавливалась у родственников и знакомых.
Таким образом, за последние 30 лет в Краснодарском крае произошли большие изменения, связанные с миграционными процессами:
1. увеличилось число трудовых мигрантов из государств Средней Азии;
2. возросло число приезжающих в край из других регионов России (из Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Приволжского округов);
3. изменился этнодемографический рисунок населения края;
4. произошло увеличение численности отдельных диаспор (армян, азербайджанцев, турок-месхетинцев, курдов).
Подобная картина, связанная с миграционными процессами, обязывает власти более детально прорабатывать аспекты миграционной политики [1, 8]. В этой области есть ряд проблем, которые необходимо решать,
учитывая постоянно меняющуюся политическую, экономическую ситуацию не только в регионе (стране), но и в сопредельных государствах.
По мнению автора, следует обратить внимание на следующие стороны проблемы:
1. пересматривать законы согласно меняющейся миграционной ситуации [3];
2. осуществлять мониторинг миграционной обстановки в регионе, анализировать динамику, делать возможные прогнозы;
3. проводить социологические опросы населения, выявляя отношение коренного населения к мигрантам. Это необходимо проводить в целях предупреждения конфликтов, возникающих при более тесном общении всех групп населения;
4. изучать психологические, национальные особенности мигрантов, выявлять степень их проблемно-сти и адаптации в обществе, а также прогнозировать время ассимиляции новых групп граждан [9];
5. разработать систему мероприятий по приему вынужденных переселенцев (места распределения, оказание медико-социальной и материальной помощи и последующей отправки в другие регионы на постоянное место жительства);
6. ограничить возможность незаконной миграции. Разработать систему мер по возврату мигрантов на
Родину;
7. проводить плановое расселение мигрантов. Мигранты, приезжая в Краснодарский край, расселяются в районах с наиболее развитой инфраструктурой, что вызывает недовольство коренных жителей, увеличивается экологическая нагрузка на территорию, возникает социальная напряженность. Поэтому рекомендуется учитывать потребности в трудовых ресурсах в менее развитых районах края или регионах России;
8. администрация края должна проводить политику расселения мигрантов, исключая компактное расселение, которое приводит к конфликтным ситуациям;
9. необходимо повсеместно осуществлять медицинское обследование мигрантов, проводить своевременную вакцинацию, в целях предохранения здоровья коренного населения и недопущения возникновения эпидемических очагов инфекционных заболеваний.
Источники:
1.Елисеева Н.В., Малая Л.С. Демографическая политика в Краснодарском крае // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2G18. № 1 (77). С. 134-136.
2. Краснодарский край в цифрах. Статистический сборник. - Краснодар, 2G19 - 323 с.
3.Пашинский В.М., Гущина Н.А. Направления совершенствования государственного управления миграцией населения В Краснодарском крае // В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. 2G18. С. 173-175.
4.Панченко В.И., Ляховецкий А.М. Статистика воспроизводства и миграции населения Краснодарского края // В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических системСборник статей Межвузовской научно-практической конференции. 2G19. С. 123-127.
5. Сущий С.Я. Геодемографическая динамика Краснодарского края: реалии и перспективы первой половины XXI века // Региональная экономика. Юг России. 2G18. № 3. С. 118-129.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. http: //www.krsdstat.ru
7.Шахова Е.С. Исследование демографической ситуации Краснодарского края в 2GG9-2G16 гг. // В сборни-ке:Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижениясборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2G17. С. 14б-152.
8.Клочко Е.Н., Прохорова В.В. Этнопредпринимательство как новация при переходе экономики на инновационный путь развития // Современная научная мысль. 2017. № 3. С. 127-134.
9.Адаменко А.А., Ермоленко А.А., Клочко Е.Н. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики. -Краснодар, 2G16.
Sources:
1. Eliseeva N.V., Malaya L.S. Demographic policy in the Krasnodar Territory // Economics. Right. Print. Bulletinof XCEI. 2018. No. 1 (77). S. 134-136.
2. Krasnodar Territory in numbers. Statistical Digest. - Krasnodar, 2019 - 323 p.
3. Pashinsky V. M., Gushchina N. A. Directions for improving state management of population migration in the Krasnodar Territory // In the collection: Current problems and trends in the development of the economy and management: regional aspect Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Digest of articles. 2018.S. 173-175.
4. Panchenko V.I., Lyakhovetsky A.M. Statistics of reproduction and migration of the population of the Krasnodar Territory // In the collection: Actual issues of the development of socio-economic systems, Collection of articles of the Interuniversity scientific and practical conference. 2019.S. 123-127.
5. Existing S.Ya. Geodemographic dynamics of the Krasnodar Territory: realities and prospects of the first half of the XXI century // Regional Economics. SouthofRussia. 2018. No. 3. P. 118-129.
6. The territorial body of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory. http: //www.krsdstat.ru
7. Shakhova E.S. The study of the demographic situation of the Krasnodar Territory in 2009-2016. // In the collection: Economics and humanitarian research: problems, trends, achievements, collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2017.S. 146-152.
8. Klochko E.N., Prokhorova V.V. Ethnic Entrepreneurship as an Innovation in the Transition of the Economy to an Innovative Path of Development // Modern Scientific Thought. 2017. No. 3. P. 127-134.
9. Adamenko A.A., Ermolenko A.A., Klochko E.N. Small and medium business in the development of the regional economy. - Krasnodar, 2016.
Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, [email protected],
D.V. Lanskaya - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, [email protected];
С.Н. Хачак - студентка магистерской программы «Контроллинг в организации», Кубанский государственный университет,
S.N. Khachak - student of the master's program "Controlling in the organization", Kuban State University;
А.Е. Яковленко - студентка магистерской программы «Управление фирмой», Кубанский государственный университет,
A.E. Yakovlenko - student of the master's program "Company Management", Kuban State University.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИННОВАЦИОННЫХ
ЭКОСИСТЕМАХ
INNOVATIONSOFMANAGEMENT AND SYSTEM EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF CHANGE IN INNOVATIVE ECOSYSTEMS
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ РФФИ (ПРОЕКТ № 18-010-00220)
Аннотация. В статье исследуется процесс эффективности изменений в инновационных экосистемах. На основе анализа содержания эволюции трендов развития разноуровневых инновационных экосистем, изучения комплексного использования научных подходов в ходе формирования управленческих инноваций, а также системной оценки конкурентоспособности изменений в инновационных экосистемах решается задача разработка модели интегрального показателя конкурентоспособности управленческих изменений разработка модели интегрального показателя конкурентоспособности управленческих изменений. Методологической основой исследования выступают методы системного подхода, анализа, синтеза, обобщения, позволивших обеспечить обоснованность результатов и выводов. Результаты научной работы заключаются в обосновании необходимости проведения оценки эффективности изменений, выявлении сущности результативности менеджмента, предложении логической формулы для расчета зависимости конкурентоспособности менеджмента от достигнутого уровня конкурентных преимуществ. Основной вывод состоит в том, что эффективность управленческих изменений во многом зависит от уровня взаимодействия внутренней среды инновационной экосистемы с внешней.
Annotation. The article investigates the process of the effectiveness of changes in innovative ecosystems. Based on the analysis of the content of the evolution of the development trends of multilevel innovative ecosystems, the study of the integrated use of scientific approaches in the formation of managerial innovations, as well as a systematic assessment of the competitiveness of changes in innovative ecosystems, the task of developing a model of an integral indicator of the competitiveness of managerial changes, developing a model of an integral indicator of the competitiveness of managerial changes. The methodological basis of the study is the methods of a systematic approach, analysis, synthesis, generalization, which made it possible to ensure the validity of the results and conclusions. The results of scientific work consist in substantiating the need to assess the effectiveness of changes, identifying the essence of management effectiveness, proposing a logical formula for calculating the dependence of management competitiveness on the achieved level of competitive advantages. The main conclusion is that the effectiveness of managerial changes largely depends on the level of interaction of the internal environment of the innovation ecosystem with the external.
Ключевые слова: изменения, инновационная экосистема, конкурентоспособность управленческих инноваций, компетенции, модель интегральной оценки, развитие, рынок инноваций, системный подход, экономика знаний
Keywords: changes, innovation ecosystem, competitiveness of managerial innovations, competencies, model of integrated assessment, development, innovation market, systematic approach, knowledge economy