УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10283
МИГРАЦИОННАЯ ВОЙНА
______V _____
КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКИ
Александр Викторович ТОНКОНОГОВ, профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, академик РАЕН, доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности E-mail: [email protected]
Татьяна Владимировна КАЛИНКИНА, старший преподаватель РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы легальной и нелегальной миграции, формирования феномена миграционных войн, их деструктивного влияния на эффективность обеспечения национальной безопасности государств в современных геополитических условиях.
Ключевые слова: миграция, миграционная война, геополитика, национальная безопасность, геополитическая конкуренция, геополитическое противостояние, факторы геополитической стабильности, государство, принцип социальной справедливости.
Annotation. The article deals with the problems of legal and illegal migration, the formation of the phenomenon of migration wars, their destructive influence on the effectiveness of ensuring national security of states in modern geopolitical conditions.
Keywords: migration, migration war, geopolitics, national security, geopolitical competition, geopolitical confrontation, factors of geopolitical stability, the state, the principle of social justice.
Одним из важнейших факторов современного геополитического противостояния, безусловно, является легальная и нелегальная миграция населения, которая особенно в последние годы приводит к дестабилизации социальной жизни многих стран мира, главным образом, посредством эскалации деструктивного феномена «миграционных войн»1.
Миграционная война является открытым противостоянием между коренными жителями и мигрантами, которое осуществляется с использованием любого, в том числе профессионального, вооружения, провоцируется расовой, религиозной, политической и иными формами социальной нетерпимости.
Миграционные войны — это экономико-политические, этнические, конфессиональные или этнокультурные конфликты между коренным населением и переселенцами, сопровождающиеся открытым насилием и применением любых доступных, включая вооруженные, средств и методов противостояния со стороны всех участников социального противоборства.
Как эффективный способ дестабилизации социальной обстановки миграционные войны
могут в их разновидности (расовые, этнокультурные, этноконфессиональные, этнополитические, этноэкономические) провоцироваться наиболее влиятельными акторами международных отношений, в том числе и в странах-союзниках.
В современных условиях наблюдается эскалация «черного и желтого расизма»: преследования по расовому признаку «белых людей» со стороны негритянского населения в странах Африки, в частности, изменение вектора расовой дискриминации в ЮАР; и, например, русскоязычного населения в бывших среднеазиатских республиках СССР.
Контроль миграции позволяет, по необходимости, предоставлять или блокировать поступление трудовых ресурсов; создавать ситуации, близкие к миграционной войне (что неизбежно ведет к дестабилизации социальной обстановки) и акцентировать внимание на решении внутренних проблем, ослабляя влияние государств на геополитические процессы.
Президент Коллегии Военных экспертов России А.И. Владимиров констатировал: «Современные антропопотоки — это ... вид современной асимметричной войны. Глобалисты
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
используют миграцию в качестве главного геополитического оружия»2. В современной геополитике найден эффективный инструмент не прямого влияния на геоконкурентов. Именно миграция является важным инструментом геополитического противостояния.
Геополитическое противостояние — это открытая и / или латентная конкуренция между реальными акторами социально-политических отношений стран одного региона или всего мира, направленная на получение представителями различных политических партий, межгосударственных союзов, экономических и общественных организаций легитимных властных полномочий и / или тотального контроля над различными сферами общественных отношений на региональном, межрегиональном и / или глобальном уровне.
Миграция обусловлена как естественно историческими причинами (изменение климата, ухудшение экологии, уменьшение пресноводных и сельскохозяйственных ресурсов и т.п.); так и социально-политическими, и социально-экономическими причинами (этноконфессиональные конфликты, экономические кризисы и т.д.). Последнее более всего актуально в современных геополитических условиях. В случае большого потока мигрантов (как это и происходит сейчас) устроить их жизнь в короткий промежуток времени принимающие государства не в состоянии. При этом социальная энергия мигрантов требует выхода, и ее нужно как-то сдерживать, в противном случае они могут полностью выйти из-под контроля.
Мигранты являются дешевой рабочей силой, использование которой позволяет манипулировать распределением социальных благ в развитых странах и получать мировому олигархату сверхприбыль в достаточно короткий промежуток времени. Это становится возможным в том числе за счет спекуляции акциями коммерческих компаний, государственными облигациями, сырьевыми ресурсами. Цены на них во многом зависят от фактора геополитической стабильности — состояния устойчивости международных отношений, характеризующихся предсказуемыми региональными, межрегиональными и глобальными последствиями в области развития геополитических и, как следствие, геоэкономических, геовоенных и геодуховных (геокультурных, геоинформационных, геонаучно-образовательных, геоконфессиональных) отношений.
На внутриполитическую (в каждой стране) и на геополитическую стабильность в мире значи-
тельное влияние оказывает соблюдение принципа социальной справедливости, т.е. обоснованного и законного распределения общественных благ с учетом интересов всех (или большинства) страт общества. Во всем мире происходит игнорирование данного принципа.
Как показывают результаты исследования некоммерческой организации ОхГаш, которая занимается борьбой с бедностью, благосостояние 1% самых богатых людей в мире (73 млн человек) сравнялось с благосостоянием всего остального человечества вместе взятого; кроме того, с 2010 г. состояние 62 богатейших жителей Земли выросло на 44% (1,76 трлн долл.), в то время как у бедной половины населения сократилось на 41% (более чем на 1 трлн долл.)3.
В ситуации экстенсивного экономического развития, когда в основном деньги делают деньги, а не товары и услуги, требуется все больше дешевой, а лучше почти бесплатной рабочей силы. Даже то, что мигранты не всегда желают честно трудиться в процессе современной геоэкономической эволюции, — тоже является для мирового и российского олигархата положительным (хоть и криминогенным) фактором, позволяющим организовывать на фоне геополитической нестабильности тотальную спекуляцию на фондовых и сырьевых рынках.
Это в свою очередь, дает возможность увеличивать состояния незначительной части землян при значительном уменьшении доходов 99% всего человечества. Все это доказывает (в частности, на примере трагических событий во Франции в ноябре 2015 г.4), что контроль миграции является одним из важнейших интсрумен-тов обеспечения национальной безопасности любой страны.
Национальная безопасность — это состояние защищенности экономических, политических, правовых, военных и духовных (социально-культурных, интеллектуальных, этических, эстетических) объектов общественной жизни, которые влияют на развитие отдельной личности, социальных групп, общества и государства в целом; это стабильное состояние социума и государства, характеризующихся способностью: отражать любое негативное воздействие внутренних и внешних разрушительных факторов, оперативно адаптироваться к меняющимся геоусловиям, обеспечивая развитие всех своих институтов, социальных групп и каждого человека в существующих и прогнозируемых геополитических, геоэкономических и геодуховных обстоятельствах.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
Обеспечение национальной безопасности, т.е. безопасности отдельной личности, общества и государства, является основной задачей геополитики любой страны современного мира.
Геополитика — комплекс научных теорий и практических действий, которые постоянно совершенствуются и направлены на решение оперативно-тактических и долгосрочных целей и задач акторами международных отношений в мировом геостратегическом (земном, включая Мировой океан, околоземном, космическом) пространстве.
Геополитика — это наука о сущности современного цивилизационного противостояния и международной нестабильности, влиянии географических и геофизических факторов на ход исторических процессов, ментальность народов, внутреннюю и внешнюю политику государств во взаимосвязи всех социальных аспектов (политических, идеологических, этнокультурных, экономических, конфессиональных и др).
Одной из существенных причин глобальной нестабильности является использование двойных стандартов в геополитической конкуренции.
Геополитическая конкуренция представляет собой глобальный феномен, характеризующийся открытым и / или латентным соперничеством основных участников международных отношений (как легитимных, так и официально не признанных), которое направлено на достижение экономических, политических и духовных целей посредством применения всевозможных военных, дипломатических средств и методов, а также информационного и экономического давления на геоконкурентов. Геоконкурентами являются активные участники международных отношений (как легитимные, так и не признанные), осуществляющие деятельность по защите своих национальных (политических, экономических, военных, культурных, религиозных) интересов не только в отдельном регионе, но и во всем мире, особенно в период нестабильности международных отношений.
Одним из существенных проявлений нестабильности международных отношений, несомненно, являются миграционные войны, которые, конечно, отличаются от именно военного конфликта, в котором стороны используют все виды войск, включая авиацию и ракеты. Однако психологический и разрушающий эффект от применения даже холодного оружия и просто предметов, использующихся как оружие, неизбежно приводит к дестабилизации социальной
обстановки во многих странах и регионах современного мира.
Например, агрессивные действия мигрантов в Европе справедливо вызывают негативную реакцию коренных жителей, в том числе растут праворадикальные и даже фашистские настроения. Да, и какую еще реакцию, какие настроения может вызвать насилие по отношению к женщинам и детям, как это было, например, в Германии в новогодние праздники 2016 г.5.
Вместе с тем очевидно, что данные действия, в частности, детально спланированные изнасилования европейских женщин в Египте (после победы «цветной революции») и в Европе, организация серии террористических актов могут быть одним из способов специального разжигания расовой и религиозной розни в целях возрождения нового европейского фашизма6 в Германии, Италии, Испании, Швеции и в других странах.
Новый фашизм может стать реальной геополитической силой и одновременно предлогом для проведения различных геостратегических операций не только в самой Европе, но и в целом в Евразии. Именно поэтому политики США с их вассалами по всему миру так откровенно поддерживают украинских фашистов-националистов. Будут они поддерживать экстремистов и в России, но их нельзя путать с гражданами, активно реализующими основные принципы демократии, закрепленные в российской Конституции. Государство не должно поддаваться на провокации, иначе необоснованное насилие по отношению к митингующим, особенно молодежи, очень быстро может перерасти в спонтанные, но многолюдные акции социального протеста и неповиновения.
В целях повышения эффективности системы обеспечения национальной безопасности России необходимо наращивать оперативно-агентурный аппарат силовых ведомств. Только оперативные работники способны своевременно выявлять преступления, включая террористические акты, на стадии их замысла и подготовки7. Пока оперативные службы ФСБ России с этим справляются: нейтрализуют большинство террористов; но другие преступления, особенно против личности и коррупции, остаются практически без системной правоохранительной профилактики.
Итог — 50% нераскрытых преступлений ежегодно. Кроме того, с потоком трудовых мигрантов в Россию прибывает значительное количество фанатичных исламистов, в том числе уча-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ствовавших в боевых действиях на стороне так называемого Исламского Государства. Поэтому с учетом постоянно возникающих конфликтов россиян с мигрантами на бытовой почве, усиливающейся радикализацией мусульманской части мигрантов можно констатировать следующее.
В случае дальнейшего игнорирования проблемы ослабления правоохранительных органов — сокращения рабочего (не руководящего) личного состава (особенно оперативного и агентурного аппарата) — можно прогнозировать эскалацию деструктивных процессов в среде мигрантов, которые способны привести так же, как и в странах Европы, к миграционным войнам на территории Российской Федерации на региональном и федеральном уровне.
В связи с этим с целью экономии государственных средств при повышении эффективности системы обеспечения национальной безопасности можно предложить передать оперативно-агентурным подразделениям МО, ФСБ, МВД, ФСО штатные единицы психологов, за исключением специалистов данного профиля (психологов-терапевтов), практикующих в медицинских ведомственных учреждениях8, а также штатные единицы подразделений по работе с личным составом — всевозможных инспекций по личному составу и т.п. Это бывшие политические работники, отвечавшие в советский период за идеологическую пропаганду.
Однако согласно Конституции России «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»9. Следовательно, политработников (сотрудников по личному составу) в современных условиях быть не может — это рудимент советской эпохи. Если же сотрудники, или военнослужащие нарушают дисциплину, закон, то они должны нести соответствующее закону наказание, вне зависимости от решения каких-то структур «по личному составу».
К тому же в каждом подразделении есть командиры — прямые и непосредственные начальники, которым выражается недоверие и указывается на сомнение в их профессионализме и патриотизме наличием подобных структур, как это и было изначально в период Гражданской
войны в начале XX в., когда комиссары жестко присматривали за боевыми командирами, включая командармов фронтов, которые часто были в прошлом царскими офицерами.
Все реальные практики понимают, что в ситуации сокращения штатной численности силовых структур содержать вместо оперативно-агентурных кадров «психологов», фактически подконтрольных руководителям подразделений, которые, в свою очередь, могут использовать данных сотрудников для оказания административного давления на подчиненных; и работников «по личному составу», далеких в большинстве случаев от выполнения конкретных служеб-но-боевых задач, просто не соответствует национальным интересам России.
Особенно это актуально в контексте пока еще значительной доли трудовой миграции в отечественной экономике; а, следовательно, потенциальной угрозы миграционных войн.
1 Тонконогов A.B. Псевдогосударства как акторы современной глокализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6.
2 Владимиров A. «Новая Орда» // Военно-промышленный курьер. 2015. № 45 (611). С. 8.
3 62 богача владеют половиной Мира / http://tvzvezda.ru/ news // 18 января 2016 г.
4 Россия решительно осуждает чудовищные теракты во Франции / http://www.1tv.ru/news/polit/296246 // 14 ноября 2015 г.
5 См., напр.: В Германии усиливаются праворадикальные настроения в связи с нападениями на женщин в новогоднюю ночь / http://www.1tv.ru/news/crime/300120 // 17 января 2016 г.
6 Тонконогов A.B. Новый старый европейский фашизм // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2.
7 См. подроб.: Тонконогов A.B. Федеральное оперативно-розыскное агентство (бюро) в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 3.
8 Данная мера не направлена на разрушение системы психологической помощи в России; напротив, имеет также вторую цель — повысить ее эффективность посредством оказания психологической помощи сотрудникам и военнослужащим силовых ведомств, всем госслужащим только в учреждениях здравоохранения.
9 Конституция РФ. Официальный текст с историко-пра-вовым комментарием. М.: Норма, 2008. С. 7.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019