Научная статья на тему 'Мифы, легенды, ритуалы и праздники как составляющие корпоративной индивидуальности компании'

Мифы, легенды, ритуалы и праздники как составляющие корпоративной индивидуальности компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1806
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МИФЫ / РИТУАЛЫ / ЛЕГЕНДЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / CORPORATE CULTURE / CORPORATE INDIVIDUALITY / MYTHS / RITUALS / LEGENDS / CORPORATE HOLIDAYS / THE MULTINATIONAL COMPANIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рычкова А. А.

Статья посвящена изучению важного элемента культуры компании корпоративной индивидуальности на примере комплекса нефтегазодобывающих предприятий. Рассмотрены и проанализированы основные составляющие корпоративной индивидуальности: мифы, легенды, ритуалы и праздники. В конце статьи приведены рекомендации по усовершенствованию составляющих корпоративной индивидуальности для исследуемых предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted studying to an important element of culture of the company corporate individuality on an example of a complex of oil and gas extraction enterprises. The basic components of corporate individuality are considered and analysed: myths, legends, rituals and holidays. In the end of article recommendations about improvement of components of corporate individuality for the investigated enterprises are resulted.

Текст научной работы на тему «Мифы, легенды, ритуалы и праздники как составляющие корпоративной индивидуальности компании»

«дискуссия

журнал научных публикаций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. А. Рычкова, аспирант, кафедра культурологии, философии и социальных наук, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия

МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, РИТУАЛЫ И ПРАЗДНИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КОМПАНИИ

В условиях рыночной конкуренции каждой компании важно занять свою нишу и уверенно сохранять свои позиции на рынке, поэтому для успешного существования компании стремятся выгодно отличаться от себе подобных, а именно: компания должна обладать своей уникальной и неповторимой корпоративной культурой. Компания ассоциируется как надежный партнер и стабильный работодатель, если в ее арсенале имеются свои устоявшиеся ценности, мифы, ритуалы, легенды и традиции, которые являются основополагающими элементами корпоративной культуры предприятия, сформированными не за один год. Отметим, что корпоративная индивидуальность, хотя и существует в той или иной степени на каждом предприятии, но не всякая компания ее осознается, корректирует и подает в правильном ракурсе, поэтому изучение данной проблематики видится актуальной на сегодняшний день.

Система взаимосвязанных мифов, или мифология, лежит в основе любой культуры и определяет ее тип и тип живущего в ней человека. В силу своей природы миф сохраняется только благодаря традициям. В обществе, где принят мифологический тип мышления, традиции сохраняются и передаются из поколения в поколение. «Миф как бы задает систему мировоззренческих координат, выйти из которых непозволительно»1. Функци-

онирование мифа как социального явления происходит, прежде всего, на основе веры. Миф всегда связан с ритуалами, ценностями, социальной структурой и социальными принципами. Мифология способствует быстрому продвижению идей в обществе и призвана обеспечивать их внедрение в массовое сознание. Сила мифа не в том, что он наделен истиной, а в том, что его принимают большинство членов социума, а значит, можно говорить об отражении мифом вполне объективных потребностей. «Миф столь же объективен, сколь и наука, хотя и не опирается на строгую и поддающуюся проверке систему доказательств»2. Одна из основных функций мифов — создание коллективов. Каждый коллектив формируется как коллектив благодаря определенному мифу. Все мифы, существующие в компании, связаны с важными событиями ее жизнедеятельности: создание фирмы, интересные события из жизни ее руководителей, яркие страницы ее истории. Мифы в компаниях передаются от одного поколения сотрудников другому и являются некой основой для принятия решений. В некоторых коллективах существуют обязательные сюжеты, передающиеся из уст в уста. Зачастую соотношение правды и

Сила мифа не в том, что он наделен истиной, а в том, что его принимают большинство членов социума, а значит, можно говорить об отражении мифом вполне объективных потребностей.

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

Ф

вымысла в мифах не играет никакой роли. Миф, скорее, демонстрирует, чем повествует, поскольку «...использование мифологического мышления требует, чтобы его свойства были скрытыми; иначе человек окажется в положении исследователя, который не может верить в мифы, поскольку занимается их анализом»3.

Важное место в мифологии отводится героям. В мифологии предприятия могут существовать легенды о «героях-экспериментаторах», «героях-новаторах», «героях, отдающих все свое время компании» и т. д. Мифы и легенды о героях призваны в наглядной, доступной форме донести до сотрудников ценности компании. Герои корпоративных легенд служат примером для подражания. Легенды об истории компании и ее героях позволяют сохранять и укреплять корпоративные ценности компании.

Таким образом, к основным функциям корпоративных мифов и легенд можно отнести: во-первых, объединяющую, которая служит инструментом развития корпоративной культуры; во-вторых, коммуникативную, поскольку мифы и легенды способны повысить эффективность общения на разных уровнях; в-третьих, пропагандистскую, побуждающую и вдохновляющую сотрудников к сплочению; в-четвертых, мотивирующую, расширяющую арсенал средств мотивации персонала.

Также значимую роль в корпоративной культуре играют ритуалы и праздники, основанные на традициях предприятия. Под ритуалами понимают повторяющиеся действия, процедуры, имеющие символическое значение: например, ритуал приема или увольнения сотрудника. Ритуалы имеют цель «продлить и укрепить определенный порядок — семейный, религиозный и т. п. Их задача — сохранять определенное положение вещей»4. Ритуалы призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношения в коллективе, которые от них ожидают в компании. Ритуальный характер приобретают совещания, дове-

Легенды об истории компании и ее героях позволяют сохранять и укреплять корпоративные ценности компании.

рительные беседы с руководителем фирмы, празднование важных для компании дат.

Еще одним примером отражения корпоративных традиций являются праздники, которые играют огромную роль в жизни коллектива компании. Такие мероприятия могут носить идеологическую направленность и быть ориентированы как на сотрудников, так и на партнеров, клиентов и государственных чиновников. Наиболее часто встречающийся тип праздничных мероприятий — это банкеты, загородные мероприятия и презентации. Семейные мероприятия как тип корпоративных праздников чаще встречаются в компаниях, ориентированных по западному типу. Такие мероприятия закладывают почву преемственности поколений и поднимают престиж компании в глазах семей сотрудников. Концептуальные мероприятия встречаются нечасто, свойственны компаниям, имеющим сильную корпоративную легенду, и выражаются в нетривиальном зрелище, отличаются масштабностью и значительным бюджетом.

Проведение корпоративных праздников — это не только отражение корпоративных традиций компаний, они также являются элементом сплочения коллектива, повышают творческий потенциал сотрудников и выражают корпоративную индивидуальность компании.

Для разработки рекомендаций по развитию и совершенствованию корпоратив-

«дискуссия

журнал научных публикаций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ной культуры был проведен анализ форм бытования корпоративной индивидуальности нефтегазодобывающих компаний ХМАО — Югры: ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО «Ва-рьеганнефть», ОАО «Аганнефтегазгеология». В контексте данного исследования интерес представляют такие формы бытования, как мифы, легенды, ритуалы и корпоративные праздники названных предприятий.

Исследование показало, что мифы и легенды, как таковые, на данных предприятиях присутствуют частично, и все они связаны с историей освоения Самотлорского месторождения. В то же время ритуалам уделяется огромное внимание на всех исследуемых предприятиях. Одним из самых значимых и ярких является ритуал «Посвящение в нефтяники» молодых специалистов. Данное мероприятие является традиционным и призвано приобщить молодых сотрудников к жизни компании, стать ее частью. Традиционными и значимыми в этих компаниях являются спортивные мероприятия, посвященные укреплению здоровья и развитию физкультурно-массового движения своих сотрудников. КВН среди сотрудников нефтегазовых предприятий также являются популярными, поскольку позволяют выявить среди сотрудников компаний активных и творческих личностей. Подобные мероприятия способствуют образованию единой команды, что весьма актуально для многонациональных

нефтегазовых компаний ХМАО — Югры. Самые популярные корпоративные праздники связаны с календарными датами — Новый год, День Нефтяника, День защитника Отечества, Международный женский День, День Победы, а также День защиты детей. Все эти праздники носят традиционный характер и отмечаются не только сотрудниками, но и членами их семей, что позволяет, отбросив привычные формальности, устанавливать личностные контакты и сформировать чувство причастности к общему делу.

Таким образом, на основе анализа корпоративной индивидуальности нефтегазодобывающих предприятий ХМАО — Югры можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию исследуемого объекта. На наш взгляд, нет необходимости глубинного переустройства данных предприятий, т. к. уже четко сформировались миссия и стратегия деятельностиданных компаний.

Поскольку корпоративные мифы лишь частично присутствуют в данных компаниях, по мнению автора, в качестве рекомендации можно предложить следующее.

Поскольку все исследуемые предприятия являются крупными и многонациональными, и внутри каждого предприятия можно услышать различные истории, которые периодически рождаются в рабочей среде, важно чтобы подобные истории оказывали положительное влияние на формирование общекорпоративных ценностей, мотивацию сотрудников и, наконец, выражали корпоративную индивидуальность. Поэтому их следует преобразовать в корпоративные мифы и легенды или же придумать новые. Так, например, героями мифов и легенд могут стать успешные сотрудники, добившиеся высоких результатов, уважения среди коллег, проявили себя как инициативные и прилежные работники. Оказывая сильное эмоциональное влияние на служащих, мифологизированные истории дают необходимые

Легенды об истории становления компании и ее переломных моментах позволят сохранить и укрепить корпоративные ценности.

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций щ

ориентиры для поступков, формируют этические образцы поведения, определяют типы и нормы достижений. Подобные герои всегда служат примером для подражания.

Также мифы могут слагаться об отдельных поступках руководства и сотрудников, выражаться в легендах или анекдотах, которые способны «поучать» недобросовестных работников.

Легенды об истории становления компании и ее переломных моментах позволят сохранить и укрепить корпоративные ценности. Сотрудники будут готовы реализовывать цели организации, защищать ее интересы как свои собственные.

Подобные мифы и легенды способны создать корпоративные патриотизм, т. е. преданность сотрудника интересам и целям компании. В условиях кризисной ситуации патриотизм проявляется как личностные усилия для преодоления кризиса.

Инициаторами создания мифов и легенд могут становиться как руководители компании, так и подчиненные. Для поднятия престижа предприятия, сплочения сотрудников и их семей необходимо продолжать проведение семейного отдыха или как его сегодня называют «Family Day» — День семьи. Данные мероприятия позволяют создать почву для «преемственности поколений», способствуют возникновению благоприятного психологического климата в коллективе. Семейно-корпоративный праздник представляет собой отдых на свежем воздухе с наличием активных площадок самых различных направленностей. Например, спортивные состязания или творческие конкурсы, юмористические игры или экстремальные упражнения.

Также «Family Day» можно организовать и на территории компании. В этом случае, для детей и взрослых можно проводить экскурсии по месторождениям, где будут рассказывать о специфике работы каждого из отделов. Затем можно провести развлекательную программу, конкурсы и викторины. Таким образом, семьи сотрудников узнают

интересные факты о компании, напрямую познакомятся с деятельностью фирмы.

Корпоративные семейные праздники могут с успехом проводиться на площадках ледового дворца, аквапарка — главное, чтобы можно было задействовать в развлечениях, как взрослых, так и детей.

Итак, важными составляющими развитой корпоративной культуры являются мифы и легенды. Они позволяют в непринужденной форме донести до сотрудников общекорпоративные ценности организации, а также объяснить те или иные ситуации и проблемы, возникшие в период деятельности компании.

Сильная корпоративная индивидуальность компании — дополнительный источник мотивации сотрудников, которая способствует безболезненному преодолению трудностей, позволяет сохранить положительное мнение о компании в обществе и деловой среде. ■■¿Г1

1. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университет. кн., 2000. С. 40.

2. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. С. 12.

3. Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное. М.: ИД «Флюид», 2006. С. 20.

4. Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Да-шевского. М.: Нов. лит. обозрение, 2000. С. 340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.