926
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 821.512.141.09
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭПОСА «УРАЛ-БАТЫР»
© В. М. Баймухаметова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 24 08.
E-mail: bayven@mail.ru
В статье рассматривается монументальный памятник башкирского народа — эпос «Урал-батыр», исследуются его мифологические основы и мифопоэтическая значимость, также описывается особая ценность данного шедевра и его главенствующее место в литературном наследии башкир.
Ключевые слова: античное сказание, бытие, культура, миф, мифология, мифический образ, монументальный памятник, эпос «Урал-батыр».
Каждый народ на земле, желающий полноценной и достойной жизни, должен знать и придерживаться своей национальной философии, которая всегда начинается с архаичной мифологии, являвшейся на протяжении многих веков национальной идеологией древних народов. Для башкир мифом, служившим одновременно и национальной идеологией, был эпос «Урал-батыр». Он является уникальным источником по изучению мифологии и эпики. Этот бесценный памятник открывает завесу над древней историей башкирского народа, а также мировой культуры в целом.
Будучи многогранным эпическим памятником башкирского народа, эпос всесторонне изучен и до сих пор исследуется с точки зрения филологии, фольклористики, философии, истории, культурологии, мифологии (В. М. Жирмунский, Б. Н. Путилов, В. М. Гацак, А. Н. Киреев, М. М. Сагитов, А. М. Сулейманов, Г. Б. Хусаинов, С. А. Галин, Ф. А. Надр-шина, В. Г. Котов, Д. Ж. Валеев, З. Г. Аминев,
Г. В. Юлдыбаева, А. С. Мирбадалева, Р. М. Юсупов, Ш. Р. Шакурова, Ф. Г. ХиСАметдинова и др.). Он всегда занимал важное место в башкирском обществе. В последние годы «Урал-батыр» находится в центре внимания культурной и научной жизни Республики Башкортостан. Исследование и изучение данного произведения позволяют расширить наши знания о «детстве» человечества, поскольку «Урал-батыр» содержит в себе древние пласты исторического прошлого и является кладезью знаний о наших предках. В нем мы видим мифопоэтическую модель мира, ее основные параметры и структуру. Эта проблема актуальна и в плане изучения нашей эпической культуры в более полном объеме.
«Миф - слово греческое, означает повествование, рассказ. Миф - это античное, фантастическое сказание о сотворении мира, Вселенной и человека, о различных явлениях природы, богах, ангелах, легендарных героях» [1, с. 193]. Мифы имеют свою вненаучную истинность, достоверность и структурность. При помощи них человек моделировал, классифицировал, интерпретировал окружающий мир, общество и самого себя. Мифология - почва, на которой могут расцветать произведения искус-
ства. «Мифология - явление универсальное. Историческая типология как один из эффективных, проверенных методов научного анализа должна опираться на систематизацию особенностей и выявления доминирующих черт. Примечательно то, что мифы и созданные на их основе произведения время от времени актуализируются. Достаточно сказать о том интересе, который проявляет сейчас общество к эпосу «Урал-батыр» - произведению, отличающемуся своей философской и гуманистической глубиной» [2, с. 52].
Национальный миф в древности выполнял функции таких дисциплин как онтология, гносеология, этика и эстетика. Ф. Ницше в своем труде «Рождение трагедии из духа музыки» рассуждал следующим образом: «...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целые культурные движения в некоторое законченное целое» [3, с. 62]. Предположительно, в древности башкиры, как и все другие индоевропейские племена, не отделяли искусство от ремесла и не знали философию как самостоятельную научную дисциплину, и поэтому основой их духовной жизни был эпос «Урал-батыр», который повествует о смерти и воскресении природы в художественном образе культурного героя и о символической победе жизни над силами безграничной смерти.
В мифологическом эпосе «Урал-батыр» мы видим мироощущение и миропонимание наших предков, их чаяния и надежды, попытки познать окружающий мир и самого себя в нем, ответить на кардинальные вопросы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, добра и зла, чести, справедливости, человеческого счастья, бессмертия, смысла жизни и др. «Урал-батыр» содержит древнейшие мифы о мироздании, первых людях, возникновении звезд, сотворении уральских гор, рек и озер, о всепоглощающем потопе. В поисках живой воды люди оказываются во всех мирах - верхнем (Небесном), среднем (Земном) и нижнем (Подземелье, либо подводном царство). Наши прародители Янбирде и Янбика, могучий гигант Урал-батыр, живая вода, чудесный конь Акбузат, алмазный меч, царь птиц
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)
927
благородный Самрау, прекрасные его жены Солнце и Луна, дочери-богини Хумай и Айхылыу, царь див ужасный Азрака, гадкий и хитрый Заркум, противный и жестокий царь Катил, грозный Кахкаха, вечно живущий старик, созвездие Етеган, добрые богатыри Идель, Яик, Нугуш, Сакмар - все они свидетельствует о том, что наши предки обладали богатой фантазией, воображением и пытливым умом.
Особая ценность эпоса в том, что в архаичном башкирском мифе заключены философские отвлеченные, абстрактные понятия в художественных символах, а идеи и мышление человека здесь как образы, картины и пейзажи, увидеть и понять которые люди могут только при наличии Божественного света. С. Г аллямов утверждает, что в философской мифологии башкир основные элементы мироздания представлены как Солнце-Самрау, воплощающее в себе Первоединое Божество - источник всего света в Космосе, лучи Солнца - это Хумай, которая, достигая нашей планеты, вступает в священный брак с Уралом, то есть нашей землей, дающей начало всему живому [4].
Наше общество, наряду со строгой исторической фактографией, нуждается в притягательных и манящих образах мифических героев. Без них человечество лишено движущей силы, души и сознания. В своем космогоническом мифе древние башкиры, метафорически используя художественные образы антропоморфных и зооморфных богов и героев, дали интересный анализ своего видения мира. Урал-батыр вступает в борьбу с мировым злом и, одержав победу, заключает в четыре священных брака, а затем, породив четырех сыновей (реки Уральских гор) Идель (Агидель), Яик (Урал), Нугуш и Сакмар, погибает, жертвуя своей жизнью ради счастья людей.
Нужно отметить, что сакральный смысл эпоса включает в себя основные аксиологические ориентиры Корана и Библии. Через страдания Урал-батыра и его смерть люди обретают счастливую жизнь. Но самое важное в том, что поклоняются они не мертвому телу, а живой природе, красоте, добру как высшей ценности, завещанной Урал-батыром - воплощением богочеловечности всему человечеству. Более того, как видим, в эпосе нет этнических предпочтений и возвеличивания одних людей над другими. Урал-батыр восстанавливает справедливость, гармонию, требует от людей выбирать сторону добра и бороться со злом во всех его проявлениях. Человек по совести сам должен
различать порядок и хаос, добро и зло. А в эпосе эти понятия ясно поляризуются посредством образов Урала и его брата Шульгена. Это облегчает различение и формирует прочные нравственные основы личности. В образе Урал-батыра мы видим толерантность, терпимость, умение прощать чужие ошибки и благородную натуру. Таким образом, Урал-батыр, по башкирскому мифу, является живым воплощением светлого начала в человеке. Борясь с темными силами Хаоса, Урал-батыр погибает и порождает из своего тела землю. Тем самым, с точки зрения древнебашкирской мифологии, вся земля, вся физическая материя оказалась пропитана изнутри духовно нравственным законом.
Сюжетная линия эпоса «Урал-батыр» нашла свое продолжение в таких эпических сказаниях как «Акбузат» и «Кусякбий», они образуют единый цикл башкирских эпических сказаний. Некоторые мотивы и образы кубаира «Урал-батыр» мы можем обнаружить и в других башкирских эпосах («Ку-зыйкурпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша и Барсынхылу»), также «Урал-батыр» оказал существенное влияние на литературу и фольклор башкир. Великий эпос башкирского народа всегда будет занимать особое, знаковое место в жизни башкир, в самосознании народа, поскольку создан в лучших традициях классического эпоса.
Таким образом, пришедший к нам из глубины тысячелетий мифологический эпос «Урал-батыр» отразил устремленность народного духа к добру, мечту народа о счастливой и достойной жизни, веру в то, что Добро всегда побеждает Зло. «Урал-батыр» содержит в себе архаичные мифы и древние пласты исторического прошлого, в данном мифологическом повествовании яркое воплощение получили мироощущение и миропонимание далеких предков башкир. Монументальный памятник всегда будет актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галин С. А. Народной мудрости источник. Толковый словарь башкирского фольклора. Уфа: Китап, 2007. 304 с.
2. Надршина Ф. А. Актуальные задачи современной башкирской фольклористики. // Г уманитарные науки в Башкортостане: состояние и песпективы. Уфа: Гилем, 2003.
3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005. 208 с.
4. Галлямов С. А. Основы башкордской индо-германской философии. Т.1. Уфа: Аманат, 2001. 427 с.
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.