Научная статья на тему 'Нравственное противостояние братьев в эпосе «Урал-батыр»'

Нравственное противостояние братьев в эпосе «Урал-батыр» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1592
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС "УРАЛ-БАТЫР" / СКАЗОЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР / ЗОРОАСТРИЙСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА / ДОБРО / ЗЛО / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / THE EPIC “URAL-BATYR” / FABULOUS WORLD / THE ZOROASTRIAN PERCEPTION OF THE WORLD / THE GOOD / EVIL / DEATH / IMMORTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аманбаева Зилия Сатыбалдовна

Статья посвящена проблеме нравственного противостояния братьев в эпосе «Урал-батыр». Повествуются основные мотивы эпоса «Урал-батыр», отражающие особенности мировоззрения древнего народа. На основе анализа мотива противостояния земного, небесного и подземного миров рассмотрены категории добра и зла, жизни и смерти, что позволяет составить целостное представление о мифологической модели мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Brothers Moral Conflict in the Epic Ural-batyr

The article is devoted to the problem of moral conflict between the brothers in the epic “Ural-batyr”. It considers the main motifs of the epic that reflect the ancient people’s world outlook peculiarities. The motif of conflict between the earthly world, the heavenly world and the underworld is being analyzed. On the basis of that the categories of the good and evil, life and death have been considered. All this allows us to form the complete conception of the mythological model of the world.

Текст научной работы на тему «Нравственное противостояние братьев в эпосе «Урал-батыр»»

НАУЧНАЯ СМЕНА ife th Ф ^^^^^j^jfegfegfejte Ф ¿fe Ф ¿г*

З.С. Аманбаева

НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ БРАТЬЕВ В ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»

Статья посвящена проблеме нравственного противостояния братьев в эпосе «Урал-батыр». Повествуются основные мотивы эпоса «Урал-батыр», отражающие особенности мировоззрения древнего народа. На основе анализа мотива противостояния земного, небесного и подземного миров рассмотрены категории добра и зла, жизни и смерти, что позволяет составить целостное представление о мифологической модели мира.

Ziliya S. Amanbaeva

ON BROTHERS' MORAL CONFLICT IN THE EPIC "URAL-BATYR"

The article is devoted to the problem of moral conflict between the brothers in the epic "Ural-batyr". It considers the main motifs of the epic that reflect the ancient people's world outlook peculiarities. The motif of conflict between the earthly world, the heavenly world and the underworld is being analyzed. On the basis of that the categories of the good and evil, life and death have been considered. All this allows us to form the complete conception of the mythological model of the world.

Ключевые слова: эпос «Урал-батыр», сказочно-фантастический мир, зороастрийское восприятие мира, добро, зло, смерть, бессмертие.

Key words: the epic "Ural-batyr", fabulous world, the Zoroastrian perception of the world, the good, evil, death, immortality.

По мнению А.Н. Киреева, начало эпическому репертуару башкир положил эпос «Урал-батыр» [I, с. 12]. Он имеет логическую связь с другими башкирскими героическими сказаниями («Акбузат» — «Акбузат», «Идель и Яик» — «Изел менэн Яйыгк», «Кусяк-бий» — «Куеэк бей» и др.), составляющими цикл эпосов, связанных с образом Урал-батыра.

Мотивы и образы эпоса «Урал-батыр» встречаются также в сказаниях «Куныр буга» («Куцы1р бута»), «Идеукэй и Мурадым» («Изеукэй менэн

Моразым»). Отдельные мотивы исторического эпоса «Юлай и Салават» («Юлай менэн Сала-уат») отдаленно напоминают мотивы «Урал-батыра». Таким является, например, эпизод встречи героя со старцем. Это архетипическое явление, которое присутствует в сказаниях других народов. Культ старца и комплекс обычаев и обрядов, связанных с ним, широко распространены среди монгольских народов. Эпос сохранил немало пережитков предшествующих стадий социального развития, что позволяет выявить арха-

Аманбаева Зилия Сатыбалдовна, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

ичные пласты традиционного мировоззрения и мировосприятия древних народов.

Башкирский эпос, как и эпические сказания многих тюркоязычных народов (якутов, алтайцев, хакасов), своими корнями уходит в глубокую древность. В основе древних эпосов лежит мифологическое сознание, выражающее архаическое мироощущение и миропонимание. Осмысление тайны жизни человека и природных объектов приводит к возникновению образа мира, увиденного сквозь призму мифа.

Своеобразием отличаются мифологические воззрения, отразившиеся в сказаниях «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» («Заятулэк менэн ЬыуЬылыу»). В них все события происходят в сказочно-фантастическом мире, где необыкновенны не только демонические существа как дивы, аждахи, змеи и др., но и обладающие сверхъестественной силой и необычными способностями герои-богатыри, противоборствующие им.

По представлению башкир, мир состоит из трех ярусов — небесного, земного и подземного (или подводного), что и нашло отражение в ку-баире «Урал-батыр». В нем обитателями верхнего (или небесного) мира изображены верховный бог-царь Самрау со своим семейством, а также птицы, крылатые кони Акбузат и Сарат (Ьарат — желтый конь).

Солнце (Кояш) и Луна (Ай) являются женами Самрау. У бога-царя две дочери: Хумай от жены Кояш и Айхылу (АйИылыу) от жены Ай. Ему подвластны все птицы и крылатые кони. На земле же живут люди и прочие смертные, подземный (или подводный) мир населен враждебными духами-чудовищами. Исследователи отождествляют Хумай с древнетюркской богиней Умай, которая олицетворяла собой женское земное начало и плодородие. В эпосе подчеркивается ее родство с небесным миром, что позволяет сравнивать ее с иранской мифологической птицей Хумай. А образ Самрау схож с образами иранской мифологии Симургом и индийского эпоса «Махабхарата» Горудой [3, с. 41—43].

Башкирам и другим тюркским народам также присуще зороастрийское восприятие мира. Небесный мир — это царство добра и гармонии. Представители небесного мира доброжелательно относятся к людям: активно вмешиваясь в их жизнь, создают условия и блага для них. Божественные девушки Хумай и Айхылу выходят замуж за земных батыров. Иногда небожители сами

нуждаются в помощи людей. Так, Урал-батыр выручает из беды дочерей Самрау.

Женитьба Урала на Хумай, а также наличие в нем титанической силы, несмотря на то, что он рожден человеком, сближает его с небесным образом. Ему противостоит подводный мир, в котором обитают враждебные злые духи в образе дэв (дейеу). К ним примыкает старший брат Урала Шульген, который становится царем подводного мира.

В основу учения зороастризма заложена концепция непримиримой борьбы добра и зла — дуализм [4, с. 23]. Если с этой точки зрения обратиться к эпосу «Урал-батыр», то увидим, как он отчетливо сохранил в себе отголоски архаических близнечных мифов о братьях-соперниках.

В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий, один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой — со всем плохим или плохо сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество: в близнечном мифе североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов — Мукат, создавший людей и луну, спорит за первенство с другим — Темайауитом, уходящим в подземный мир. В близнечном мифе ирокезов и гуронов Иоске-ха — создатель солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон — создатель скал, вредных животных (волков, медведей, змей и насекомых), шипов и колючек, который вызвал первое землетрясение. Тависка-рон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи: не даёт ему устроить в реках два течения — вверх и вниз, сотворяет пороги и быстрины. Раненый в единоборстве с Иоскехой, Тавис-карон спасается в подземном мире, при бегстве каждая капля крови, льющейся из его раны, превращается в кремень (сам Тавискарон был весь из твердого, как кремень и лёд, вещества). Иос-кеха после сражения с братом удаляется в небо [5, с. 174—176].

Урал и Шульген — сыновья первочеловеков Янбирде и Янбикэ — воплощают противоположные полюса дуализма. Если от начала до конца эпического повествования Урал выступает в роли защитника человечества, родной земли, природы, то Шульген, в противовес Уралу, остается воплощением зла.

Во многих памятниках мировой фольклористики встречается мотив борьбы добра и зла: из греческой мифологии — Прометей и Эпиметей,

82

З.С. Аманбаева

из иранской — Агура Мазда и Ангра Майню. Борьба добра и зла идет постоянно, с переменным успехом, однако, в конечном счете, завершается победой добра.

В эпосе «Урал-батыр» также имеется удивительное сходство сюжетов, персонажей с «Авестой», что следует объяснять активным участием в формировании башкирского этноса и носителей идей религии Заратуштры [6, с. 43—45].

Конфликт двух братьев — Урала и Шульге-на — также напоминает кораническо-библейскую основу аналогии противоборства Авеля и Каина.

В эпосе «Урал-батыр» мы встречаемся с целым рядом общенародных установок — законами жизни, соблюдение которых возвышает человека, а нарушение их приводит к разрушению.

Во-первых, это закон, призывающий к любви, преданности родной земле, а также к ответственности за ее судьбу. Мотив родины ярко звучит в эпосе «Урал-батыр». Любовь к родной земле проявляется во всех деяниях Урал-батыра. Он призывает всех, в т.ч. родного брата Шульгена, к добру, благим делам, выступает в какой-то мере пророком, доказывающим превосходство только хорошего, доброго. Для Шульгена родина — это страна, куда он должен вернуться со славой и почетом. Урал осуждает брата за то, что тот способствовал пыланию огнем родной земли, лишил спокойствия, принес много бед, горестей, страданий народу. Шульген стремится захватить власть в царстве Самрау и предлагает Уралу содействовать в этом, но получает от него отпор:

Кровь попусту проливать

И злодеями быть — не пристало нам,

С дурной славой убийц

Не станем возвращаться домой... [7, с. 168].

Во-вторых, это закон покорности сына отцу, послушания родителей. Маленьким Шульгену и Уралу не дозволяется есть и пить то, что употребляют их родители. Родители едят голову и сердце убитой дичи и запивают кровью, хранящейся в ракушках, не берут детей на охоту, а на их просьбу отвечают:

Не выпали молочные зубы у вас,

Телом еще не окрепли вы... [7, с. 112].

В эпосе «Урал-батыр» Шульген ослушался отца, что приводит его в стан врагов. Всю даль-

нейшую жизнь он идет против народных обычаев и традиций, наставлений родителей, свернув с пути добра и истины.

Слово отца и молоко матери — основа благополучия жизни. Действия вопреки родительским напутствиям приводят Шульгена к драматическим ситуациям. В следующих строках выражен упрёк Урала своему брату:

Отец стал тебе чужим,

Окаменело сердце твое,

Материнское молоко

В яд превратилось в тебе [7, с. 184].

Следующий закон — уважение старших и забота о младших. Оказавшись на разветвлении дорог, Шульген и Урал узнают у старика, что левая дорога ведет в страну Самрау — край безоблачного счастья, а правая — в страну жестокого правителя Катила. По жребию дорога в страну Катила выпала Шульгену. Но, пользуясь законом старшинства, он выбрал левую.

Так, нарушая одни законы и пользуясь другими, Шульген все больше отдаляется от людей.

Шульген по натуре тщеславен, эгоистичен, нарушает нормы, традиции и законы, все больше затягивается в болото зла и, наконец, становится главой нечистых сил. Первый шаг к злу он совершает, когда пробует вкус крови, хранящейся в ракушках. Дальше его отступление от добра к подлости, коварству, бессердечности принимает ужасающие формы. Шульген — отрицательный герой, стремящийся к богатству. В эпосе «Акбу-зат» он выступает правителем подводного царства, имеющим многочисленные стада, великолепные дворцы. Разрушитель всего этого Хаубан раздает скот беднякам вместе с царством, уничтожает дворцы, самого Шульгена превращает в черепаху, накинув на него панцирь из его короны — символа власти и богатства. Национальное сознание идеализирует скромность, а стремление к сверхбогатству — это уход от человеческого.

Добро — это соблюдение обычаев и традиций, помощь людям, защита слабых. Носителем добра в эпосе выступает Урал — человек чести и совести. О добре в кубаире «Урал-батыр» сказано следующее:

В небо воспарит добро, В воде не утонет добро, В огне не сгорит добро.

Неустанно говорят о добре. Оно превыше всех дел И людям, и тебе самому Станет источником вечного бытия

[7, с. 189, 190].

Закон Господа заключается в том, что если человек выбирает зло, то его он и получит взамен, если — добро, то добро он себе и получит.

«Где бы ты ни был, смерть найдет тебя, даже если ты в высокой и недоступной башне! Если им ниспосылают добро, то они говорят «Это от Бога»; но если это — зло, то они считают «Это от тебя» (О, Пророк). Скажите: «Все от Бога». Что случилось с этими людьми, что они не способны распознать ни одно деяние?» [8, с. 93].

В сказании смерть несет в себе не только значение физического угасания, но и символизирует народные бедствия и страдания. Герой сказания возлагает на себя нелегкую, благородную задачу — разыскать и уничтожить смерть. Родители Урала и Шульгена спасаются от грозящей смерти в необитаемых краях, куда до них не ступала человеческая нога. Именно страх перед смертью загнал их сюда. Они надеялись, что она не найдет сюда дорогу. Чтобы в какой-то степени защититься от гибели, родители Урала соблюдают целый комплекс языческих ритуалов [9, с. 8].

Основная мысль сказания — добро бессмертно. Имена богатыря Урала и его сыновей, совершивших подвиги во имя счастья людей, сохраняющиеся в названиях гор и рек, будут вечно напоминать людям о благородных их деяниях.

Так тема добра и зла в эпосе «Урал-батыр» органически переплетается с другой важной темой — темой жизни и смерти, бессмертия.

Сыновья Урала — Яик, Идель, Нугуш и племянник Хакмар продолжают его добрые дела, что выражается в добывании ими воды для народа, который из-за увеличения численности людей начинает остро нуждаться в ней. Герои мифологических эпосов как «Идель и Яик», «Акбузат», «Миняй-батыр и царь Шульген» («Минэй-батыр менэн Шулгэн-батша») и полумифологических как «Бала-башняк» («Балабэшнэк»), «Кара-юрга» («Кара юрта»), «Акхак-кола» («АкИак кола»), так и исторических — «Последний из племени Хар-тай» («Ьуцты Иартай»), «Карахакал» («КараИакал»), «Батырша», «Юлай и Салават», «Баик Айдар-сэ-

сэн» («Байьгк Ай^ар сэсэн»), входящих в цикл кубаиров об Урал-батыре, также совершали благие дела, сражались с темными силами ради жизни на земле.

Таким образом, одним из наиболее интересных моментов, зафиксированных в эпосе «Урал-батыр», является отражение представлений древних башкир о добре и зле, их соотношении, неразрывной связи и взаимообусловленности жизни и смерти. Нравственно-мировоззренческое противостояние братьев разводит их по разным сферам и отражает противостояния положительного и отрицательного. На основе этих двойственных структур развиваются категории добра и зла, жизни и смерти, мужского и женского начал и т.д. На основе этих противопоставлений в эпосе строится мифологическая модель мира, тем самым объясняется и сотворение мира, представляемое как борьба хаоса и космоса, происхождение человеческого рода, природных и социокультурных явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киреев А.Н. «Урал батыр» и «Акбузат»// Башкирский фольклор. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: сб. статей. — Уфа: Ги-лем, 2000. — Вып. 4.

2. Сэгитов М.М. Башкорт хальгк эпосыньщ ми-фологик Ьэм тарихи ниге??эре. — Вфо: Китап, 2009.

3. Баимов Р.Н. «Авеста» и «Урал»// Проблемы сохранения башкирского фольклора: труды респ. науч.-практ. конф. (3 ноября 2006 г., г. Стерлита-мак). — Уфа: Гилем, 2007.

4. Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1980. — T. I.

5. Мажитов H.A. Эпос «Урал-батыр» — важнейший источник по истории древних башкир. Оригинальная версия // Эпос «Манас» как историко-этно-графический источник: тез. междунар. науч. симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». — Бишкек, 1995.

6. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. — Уфа: Китап, 2005.

7. Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Ка-рим. Толкование Священного Корана / пер. с араб. на рус. — Казань, 2009.

8. Надршина Ф.А. Башкирский народный эпос // Эпос «Урал батыр» и мифология: материалы Всерос. науч. конф. (27—28 мая, г. Уфа). — Уфа: Гилем, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.