Раздел 2 ФИЛОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Ведущие эксперты раздела:
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)
ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
УДК 821.512.141.09
Baymukhametova V.M. THE EPIC POEM OF BASHKIR PEOPLE "URAL BATUR" AND "AKBUZAT". This article is about the memorial monuments of Bashkir epic poems "Ural batur" and "Akbuzat". The author researches the mythological principles and poetic significance of the epos, and describes specific value of the masterpiece and its leading role in the literary heritage of the Bashkir people.
Key words: being, culture, literature, myth, mythology, mythical characters, memorial monuments, plot, legendry, epos "Ural batur", "Akbuzat".
В.М. Баймухаметова, аспирант Башкирского государственного университета, г. Уфа, E-mail:bayven@mail. ru
ДРЕВНЕЙШИЕ ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА «УРАЛ БАТЫР» И «АКБУЗАТ»
В статье рассматривается монументальные памятники башкирского народа - эпосы «Урал батыр», «Акбузат», исследуются их мифологические основы и мифопоэтическая значимость, также описывается особая ценность данных шедевров и их главенствующее место в литературном наследии башкир.
Ключевые слова: бытие, культура, литература, миф, мифология, мифические образы, монументальные памятники, сюжет, эпическое сказание, эпос «Урал батыр», «Акбузат».
Память башкирского народа на протяжении тысячелетий сохранила шедевры народного творчества - мифы и эпические сказания, легенды и предания, песни и кубаиры. Они и сегодня доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и массу позитивных эмоций. Эти произведения - неисчерпаемый источник по изучению истории, культуры, словесности народа.
Одним из таких замечательных и неоценимых памятников является эпос - фундаментальный жанр духовной культуры. Эпос отвечает на самые главные вопросы бытия, он пришел к нам из глубины тысячелетий. Отрадно, что башкирский народ сумел сохранить свою духовную культуру в памяти народных сказителей - сэсэнов, традиции которых продолжаются и поныне.
Репертуар эпических сказаний башкирского народа очень богат и разнообразен. В нем можно выделить эпосы, сюжеты и образы которых характерны только для башкирского народного творчества: «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыу-хылу», «Кусяк-бий» и др.; и эпосы, сюжеты и образы которых являются общими для устно-поэтического творчества ряда тюркоязычных народов: «Алпамыша», «Бузйегет», Кузыйкур-пес и Маянхылу» и др. Такие сказания, как «Юсуф и Зулей-ха», «Тахир и Зухра» и другие появились у башкир под влиянием восточной литературы. Эпосы «Урал батыр» и «Акбу-зат» являются наиболее яркими монументальными памятниками духовной культуры и давно стали достоянием общественности и гордостью башкирского народа. Они являются
уникальными источниками по изучению мифологии и эпики. Эти бесценные памятники открывают завесу над древней историей башкирского народа, а также мировой культуры в целом.
Будучи многогранными эпическими памятниками башкирского народа, данные эпосы довольно обстоятельно изучены. Многие поколения исследователей обращаются к нему в попытке проникнуть в их тайны и глубокий смысл. «Урал батыр», «Акбузат» продолжают удерживать внимание ученых и до сих пор исследуются с точки зрения филологии, фольклористики, философии, истории, культурологии, мифологии (В.М. Жирмунский, Б.Н. Путилов, В.М. Гацак, А.Н. Киреев, М.М. Сагитов, А.М. Сулейманов, Г. Б. Хусаинов, С.А. Галин, Ф. А. Надршина, В.Г. Котов, Д. Ж. Валеев, З. Г. Аминев, Г.В. Юлдыбаева, А.С. Мирбадалева, Р. М. Юсупов, Ш.Р. Шакурова, Ф.Г. Хисаметдинова и др.). Они всегда занимали важное место в башкирском обществе. В последние годы «Урал батыр» находится в центре внимания научной и культурной жизни РБ. Как величайший памятник человечества, он включен в Список нематериального культурного наследия Тюр-ксой, является достойным кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Исследование и изучение данного эпоса позволяют расширить наши знания о детстве человечества, поскольку «Урал батыр» содержит в себе древние пласты исторического прошлого и является кладезью знаний о наших предках.
Для некоторых эпических произведений характерна преемственность идей. Хотя сюжетные линии совершенно различны, эпос «Акбузат» следует принимать как логическое продолжение «Урал батыра». Надо отметить, что в «Акбуза-те» сохранена не только основная идея «Урал батыра», но и некоторые герои - Хумай, жена Урала, Шульган, Кахкаха, конь Акбузат и алмазный меч. Главный герой «Акбузата» Хаубан является потомком Урал батыра. Эти два эпоса тесно переплетены между собой. Они являются богатейшим источником для изучения древнейших представлений башкир, так и всех тюркских народов в целом. В них мы видим мифопоэти-ческую модель мира, ее основные параметры и структуру. Эта проблема актуальна и в плане изучения нашей эпической культуры в более полном объеме.
Время создания эпоса «Урал батыр» восходит, по мнению ряда исследователей, ориентировочно к четвертому тысячелетию до нашей эры, он возник на стадии разложения первобытнообщинного строя; чуть позже появился эпос «Акбузат», главный герой которого - батыр по имени Хаубан, является правнуком Урал батыра. Сами тексты были впервые записаны в 1910 году видным башкирским фольклористом Мухаметшой Бурангуловым от сэсэнов-сказителей, благодаря которым эти бесценные произведения были сохранены для потомков и научного изучения.
Сюжет эпоса «Урал батыр» достаточно сложен. В нем описывается борьба народного батыра за счастье людей с насильниками, угнетателями, с драконами и змеями. Персонажи сказания - богатыри, простые жители земли, небесные божества, злые силы природы, мифические существа. В первой части произведения рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, они со своими сыновьями Шульгеном и Уралом живут на затерянном острове, занимаются охотой на диких зверей. Во время охоты им попадается белый лебедь, от него герои узнают о существовании Родника Жизни и отправляются на его поиски с целью уничтожить Смерть. Вторая часть произведения повествует о подвигах Урал батыра и злодеяниях его брата Шульгена, который переметнулся на стан врагов. Здесь подробно описывается благодатная страна и райский уголок царя птиц Самрау и зловещая и страшная страна царя Катила. Урал побеждает дивов, находит Родник бессмертия и понимает, что истинное бессмертие человека не в вечном существовании во плоти, а в добрых деяниях человека на благо мира. Таким образом Урал решает принести бессмертие природе, сам не пьет из источника и погибает. Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урала, они дальше продолжают благородные дела их могучего отца.
Обратим внимание эпосу «Акбузат». Условно выделенная первая часть начинается с описания трудной сиротской жизни главного героя Хаубана. Он - знатный охотник и меткий стрелок. Однажды на берегу озера он сумел поймать золотую утку, которая оказалась дочерью Шульгена, хозяина озера. Хау-бан вместе с ней опускается на дно озера, там ему приходится пройти через многие испытания. В подводном царстве он приручает волшебного коня Урал батыра - Акбузата, знакомится с дочерью земного хана по имени Масем и другими многими девушками, которых похитил Шульген. Во всех благих делах Хаубану помогает Нэркэс, дочь подводного царя. Она отправляет батыра на землю вместе с конем Акбузатом и дочерью Масем хана. Вторая часть эпоса посвящена общественным деяниям главного героя и его борьбе со злом, воплощенном уже не в мифическом образе Шульгена, а в реальном земном правителе Масем хана. В этой же части Хаубан снова направляется на озеро Шульген, побеждает всех драконов и змей, освобождает народы, которые были там в заточении. Таким образом, Хаубан является освободителем народа от зла не только на земле, то есть в реальном бытии, но и от зла подводного, мифического. Главная мысль этих двух произведений - борьба со злом, единение героя и народа.
Эпос «Урал батыр» - своеобразная энциклопедия жизни древних башкир и великолепный образец мифологического мировосприятия народа. Мифы в эпосах имеют свою внена-учную истинность, достоверность и структурность. При по-
мощи них человек моделировал, классифицировал, интерпретировал окружающий мир, общество и самого себя. Мифология - почва, на которой могут расцветать произведения искусства. «Мифология - явление универсальное. Историческая типология как один из эффективных, проверенных методов научного анализа должна опираться на систематизацию особенностей и выявления доминирующих черт. Примечательно то, что мифы и созданные на их основе произведения время от времени актуализируются. Достаточно сказать о том интересе, который проявляет сейчас общество к эпосу «Урал-батыр» -произведению, отличающемуся своей философской и гуманистической глубиной» [1, с. 52]. Национальный миф в древности выполнял для человечества функции таких дисциплин как онтология, гносеология, этика и эстетика. Как рассуждал Ф.Ницше в своем труде «Рождение трагедии из духа музыки»: «...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целые культурные движения в некоторое законченное целое» [2, с. 62]. Предполагается, что в древности башкиры, как и все другие индоевропейские племена, не отделяли искусство от ремесла и не знали философию как самостоятельную научную дисциплину и поэтому основой их духовной жизни были такие эпосы, как «Урал батыр» и «Ак-бузат». В них мы видим мироощущение и миропонимание наших предков, их чаяния и надежды, попытки познать окружающий мир и самого себя в нем, ответить на кардинальные вопросы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, добра и зла, гармонии и дисгармонии, чести, справедливости, человеческого счастья, бессмертия, смысла жизни и др. «Урал-батыр» дает богатый материал в плане изучения древнейших мифов о мироздании, первых людях, возникновении звезд, сотворении уральских гор, рек и озер, о всепоглощающем потопе. В нем в поисках живой воды люди оказываются во всех мирах - верхнем (Небесном), среднем (Земном) и нижнем (Подземелье, либо подводное царство). Наши прародители Янбирде и Янбика, могучий гигант Урал батыр, живая вода, чудесный конь Акбузат, алмазный меч, царь птиц благородный Самрау, прекрасные его жены Кояш (Солнце) и Ай (Луна), дочери-богини Хумай и Айхылыу, царь див ужасный Азрака, гадкий и хитрый Заркум, противный и жестокий царь Катил, грозный Кахкаха, вечно живущий старик, созвездие Етеган (Медведица), добрые богатыри Идель, Яик, Нугуш, Сакмар - все это показывает, насколько наши предки обладали богатой фантазией, сильным воображением и умом.
Особую ценность эпоса представляет то, что архаичный башкирский миф излагает философские отвлеченные, абстрактные понятия в художественных символах, а идеи и мышление человека здесь как образы, картины и пейзажи, увидеть и понять которые люди могут только при наличии Божественного света. С. Галлямов утверждает, что в философской мифологии башкир основные элементы мироздания представлены как Солнце-Самрау, воплощающее в себе Первоединое Божество - источник всего света в Космосе, лучи Солнца -это Хумай, которая, достигая нашей планеты, вступает в священный брак с Уралом, то есть с нашей землей, дающей начало всему живому [3].
Наше общество, наряду со строгой исторической фактографией, нуждается в притягательных и манящих образах мифических героев. Без них человечество лишено движущей силы, души и сознания. В своем космогоническом мифе древние башкиры, метафорически используя художественные образы антропоморфных и зооморфных богов и героев, дали интересный анализ своего видения мира. Урал батыр вступает в борьбу с мировым злом и, победив, вступает в четыре священных брака, а затем, породив четырех сыновей (реки Уральских гор) Идель (Агидель), Яик (Урал), Нугуш и Сак-мар, погибает, жертвуя своей жизнью ради счастья людей. А в эпосе «Акбузат» дела Урал батыра продолжает Хаубан. Эти два могучих батыра объединены единым порывом - борьба со злом, с несправедливостью на земле, их священная цель -осчастливить все человечество.
Нужно отметить, что сакральный смысл эпоса «Урал батыр» включает в себя основные аксиологические, ценностные ориентиры Корана и Библии. Через страдания Урал батыра и его смерть люди обретают счастливую жизнь. Но самое важное, поклоняются они не мертвому телу, а живой природе, красоте, добру как высшей ценности, завещанной Урал батыром - воплощением богочеловечности всему человечеству. Более того, как мы видим, в этих произведениях нет этнических предпочтений и возвеличивания одних людей над другими. Урал батыр и Хаубан восстанавливают справедливость, гармонию, требуют от людей выбирать сторону добра и бороться со злом во всех его проявлениях. Человек по совести сам должен различать порядок и хаос, добро и зло. В «Урал батыре» эти понятия ясно поляризуются в образах Урала и его брата Шульгена, а в «Акбузате» - в образах Хаубана и Шуль-гена. В последнем эпосе к Шульгену примыкает и Масем хан. Такая поляризация облегчает различение и формирует прочные нравственные основы личности. В образе Урала и Хауба-на мы видим толерантность, терпимость, умение прощать
Библиографический список
чужие ошибки и невежество, и благородную натуру. Таким образом, они, по башкирскому мифу, являются живым воплощением светлого начала в человеке. Борясь с темными силами Хаоса, Урал-батыр погибает и порождает из своего тела землю. Тем самым, с точки зрения древнебашкирской мифологии, вся земля, вся физическая материя оказалась пропитана изнутри духовно нравственным законом.
«Урал-батыр» и «Акбузат» оказали существенное влияние на литературу и фольклор башкир. Эти эпосы всегда будут занимать особое, знаковое место в жизни башкир, в самосознании народа, поскольку созданы в лучших традициях классического эпоса.
Таким образом, пришедшие к нам из глубины веков произведения «Урал батыр» и «Акбузат» отразили в себе устремленность народного духа к добру, мечту народа о счастливой и достойной жизни, веру в то, что Добро всегда побеждает Зло. Эти монументальные памятники всегда будут актуальными для современности.
1. Надршина, Ф.А. Актуальные задачи современной башкирской фольклористики // Гуманитарные науки в Башкортостане: состояние и перспективы. - Уфа: Гилем, 2003.
2. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2005.
3. Галлямов, С.А. Основы башкордской индо-германской философии. - Уфа: Аманат, 2001. - Т. 1.
Вibliography
1. Nadrshina, F.A. Aktualjnihe zadachi sovremennoyj bashkirskoyj foljkloristiki // Gumanitarnihe nauki v Bashkortostane: sostoyanie i perspektivih. - Ufa: Gilem, 2003.
2. Nicshe, F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzihki / per. s nem. G.A. Rachinskogo. - SPb.: Azbuka-klassika, 2005.
3. Gallyamov, S.A. Osnovih bashkordskoyj indo-germanskoyj filosofii. - Ufa: Amanat, 2001. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 12.06. 11
УДК 81'36
Gorbazkay O.Y. THE REFLECTION OF CONCEPT OF THE CATEGORY OF COMMON GENDER IN GRAMMARS AND DICTIONARIES OF THE RUSSIAN LANGUAGE: PROBLEM AND SOLUTION. In the article the definition and composition of common gender nouns in different grammars, reference books and thesauruses of the Russian language is studied, the analysis of the material of thesauruses and grammars is undertaken; on the basis of the analysis the problem of absence of common opinion on this fact of the language is revealed and the possible way of its solution is suggested.
Key words: common gender nouns, grammars of the Russian language, thesauruses of the Russian language.
О.Ю. Горбацкая, аспирант АмГПГУ, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: oxanagorbazkay@mail.ru
ОТРАЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИИ ОБЩЕГО РОДА В ГРАММАТИКАХ И СЛОВАРЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА: ПРОБЛЕМА И РЕШЕНИЕ
В статье рассматривается определение и состав существительных общего рода в различных грамматиках, справочниках и толковых словарях по русскому языку. На основе анализа материала словарей и грамматик вскрывается проблема отсутствия единой точки зрения на данное языковое явление и предлагается возможный путь её решения.
Ключевые слова: существительные общего рода, грамматики русского языка, толковые словари русского языка.
Целью данной статьи является определение границ такого языкового явления, как существительные общего рода (СОР).
В статье рассмотрим определения СОР, которые даны в различных лингвистических словарях, в академических и неакадемических грамматиках русского языка разных лет, а также в монографиях и статьях исследователей, которые занимались изучением СОР, установим состав СОР в словарях русского языка.
Обратимся к определению понятия СОР в академических грамматиках.
В Грамматике русского языка 1960 года (далее - Грамма-тика-60) СОР «... являются существительные на -а(-я) со значением лица, употребляемые преимущественно в разговорной речи и просторечии, которые, смотря по употреблению, могут быть отнесены к лицам или мужского, или женского пола например: настоящий ханжа (когда говорят о мужчине) и настоящая ханжа (когда говорят о женщине)» [1, с. 109].
Данное определение, возможно, не отражает всей полноты такого языкового явления, как СОР. Это обнаруживается при обращении к академическому Словарю русского языка (1957-1961гг.) в 4-х томах (далее - МАС1) [2]. Состав СОР в МАС1 и определение Грамматики-60 не соотносятся.
МАС1 в своём корпусе содержит слова визави и протеже. Эти слова относятся к несклоняемым существительным, следовательно, не имеют флексий, кроме того, они формально не оканчиваются на -а (-я), а значит, по вышеприведённому определению не являются СОР, однако в МАС1 эти слова имеют помету м. и ж.
Также МАС1 относит к СОР такие единицы, как шантрапа, шушера. По морфологическому признаку они подходят под определение СОР, но значение у них несколько иное, чем указывается в определении Грамматики-60: они имеют собирательное значение. В.В. Виноградов отмечает: «.обращает на себя внимание процесс индивидуализации бранных слов