Научная статья на тему 'Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата'

Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
853
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКБУЗАТ / ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / КРАСА КОНЕЙ / МИРОВОЙ ОКЕАН / НЕБО / АЛТАЙСКИЙ ЭПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кильмакова Гульсина Наилевна

Статья посвящена изучению образа мифического богатырского коня Акбузата, который чаще встречается в героических эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Миней батыр и царь Шульген» и историческом эпосе «Идукай и Мурадым».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата»

УДК 398.22

© Г.Н. Киль макова Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата

Статья посвящена изучению образа мифического богатырского коня Акбузата, который чаще встречается в героических эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Миней батыр и царь Шульген» и историческом эпосе «Идукай и Мурадым».

Ключевые слова: Акбузат, эпический герой, краса коней, мировой океан, небо, алтайский эпос.

G.N. Kilmakova

From the records of research of the image of a mythical heroic knight’s horse Akbuzat

The article is devoted to a research of the image of a mythical heroic knight’s horse Akbuzat, which is more common in the heroic eposes like «Ural-Batyr», «Akbuzat», «Zayatulyak and Hyuhylu», «Meaney-Batyr and Tsar Shulgen» and in the historical epos «Idukay and Muradym».

Keywords: Akbuzat, epic hero, beauty of horses, the world ocean, sky, the Altaic epos.

Образы батыра и коня в башкирской мифологии взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. События разворачиваются вокруг эпического героя и волшебного коня, от позиции и активности которого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностей и достижение намеченных целей.

Образы волшебных коней в башкирской мифологии условно можно разделить на следующие группы: небесные, водные, пещерные (подземные) акбузаты («бело-серый конь»), небесные хараты, тураты («гнедой конь») и кугаты («небесный конь», «белый конь»), водные и пещерные (подземные) караты («вороной конь»), крылатые тулпары и кони-оборотни, способные вести человеческий образ жизни. Однако по отдельным качествам они составляют единое целое: все они наделены человеческим интеллектом и психикой, способностью говорить, т.е. обладают признаками, характерными для тотемных животных [1, с. 238].

Наряду с названными образами боевых коней эпических героев образ Акбузата в башкирском народном творчестве занимает ведущее место. Он чаще встречается в героических эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Миней батыр и царь Шульген» и также в историческом эпосе «Идукай и Мурадым».

В эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат» образ Акбузата неразрывно связан с эпическими героями Урал-батыром и Хаубеном и является их верным помощником. Он спасает своего батыра от бед, помогает ему в трудное время. Акбузат -это волшебный небесный крылатый конь-тулпар, обладающий способностью летать по небу и совершать другие чудеса. Акбузат доста-

ется Урал-батыру в дар от дочери Солнца Ху-май. Он родился и вырос на небе и вырос там же. Он - символ могучей созидательной силы, которую батыр, народный заступник, обратит против врагов. Мифический конь Акбузат в огне не горит, в воде не тонет, ударом копыта сокрушает горы и рассекает моря.

В эпосе «Урал-батыр» Акбузат, ранее звезда, с неба по зову Хумай, невесты Урал-батыра, спускается на землю и там остается. Это лишний раз свидетельствует, пишет исследователь С.А. Галин, о древности сюжета «Урал-батыра» по сравнению с другими башкирскими эпическими сказаниями. Исследователь допускает мысль о возможных связях эпоса «Урал-батыр» с древним фольклором тюрко-монгольских народов [2, с. 25]. Подтверждая его высказывание, А.М. Сулейманов отмечает сходство образа Акбузата с образом боевых коней алтайских героических эпосов. Сравнивая башкирские и алтайские героические эпосы он пишет: «Если Акбузат, крылатый конь-тулпар Урал-батыра, ранее бывшей звездой спускается с неба на землю, то чудесный конь Алып-Манаша сначала превращается в звезду, потом возвращается на землю. Курсирование коня Алып-Манаша между небом и землей дает нам основание для вывода о том, что в более полном, но не дошедшем до нас варианте эпоса “Урал-батыр” Акбузат тоже мог проявлять такую же способность» [3, с. 299].

А небо, как утверждает А.М. Сулейманов, олицетворяет понятие «бескрайности». Само понятие «бескрайность» семантически близко к понятию «мировой океан» [4, с. 320]. Такую мысль высказывал в свое время египтолог Р. Антее, который отмечал, что представление о первобытном океане на земле, по-видимому,

привело к представлению о том, что небо тоже было океаном [5, с. 67]. Действительно, по древнеегипетским мифам, небо воспринималось как море. Бог солнца Ра на своей ладье днем плавал по этому морю, а ночью по Нилу, который был под землей. Древние египтяне так объясняли смену дня и ночи [4, с. 320]. Видимо, по представлениям башкир небо также воспринималось как море, поэтому, наверное, в эпосах Акбузат либо спускается с неба («Урал-батыр»), либо выходит из озера («Акбузат», «Заятуляк и Хыу-хылу»).

В алтайском героическом эпосе “Маадай-Кара” создателем коня героя был дух воды: Карыш-Кулак темно-гнедой -Его создатель дух воды.

Маадай-Кара алып седой -Его создатель дух горы [6, с. 16].

Здесь конь героя связан и с водой, и с небом. Гора, по представлению алтайцев, является олицетворением неба. Недаром в сказании «Маадай-Кара» таинственная и добрая старуха воспитала сына Маадая, т.е. богатыря. Когюдей-Мергена говорит:

«Взгляни в алтайские края. -Оой, оой, смотри туда,

Где гор кончается гряда,

Оой, оой, смотри, сынок,

В истоки десяти дорог!».

И когда молодой батыр взглянул Туда, откуда несся гул,

Откуда доносился гром, -Отмечен солнечным тавром,

И лунным отмечен тавром,

Несется темно-синий конь...» [6, с. 58].

Нетрудно догадаться, что «гул» и «гром», солнечное и лунное тавро означают не что иное, как небо, а выражение «темно-синий конь» -буквально, «Кок аты», т.е. «Небесный конь». «Синий», «темно-синий» на языке тюрков означают «Кок» или «Кук». Это же слово употребляется и в значении «Небо».

По представлениям древних башкир, Акбузат - космическое, священное существо, родоначальник современных башкирских коней. Акбузат после гибели своего батыра приводит с неба на Урал косяк лошадей, которых приручают башкиры. Связывая происхождение современных башкирских лошадей с Акбузатом, народ хотел показать священность этих животных. Арабский путешественник Ибн Фадлан, направляясь в Волжскую Булгарию в 922 г., проезжал по башкирским землям. В путевых заметках он указывает, что башкиры поклонялись двенадцати духам, одним из которых считалась лошадь

[7, с. 26].

Недаром в башкирских пословицах говорится, что конь - верный друг, источник богатства, счастья и славы: «Добрый конь егету славу принесет», «Егет без коня - птица без крыльев», «Когда имеешь коня, и мир признает тебя», «Конь - спутник егета и в радости, и в беде», «У кого есть конь, у того есть друг» [8, с. 36].

Как уже говорилось, с образом Акбузата впервые мы встречаемся в эпосе «Урал-батыр» и далее - в мифологических эпосах «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Миней батыр и Шуль-ген» и в эпосе «Идукай и Мурадым». Образ Акбузата интерпретируется в каждом из эпических сюжетов по-разному, исходя из их идейнохудожественных особенностей.

В эпосе «Урал-батыр» Акбузат перемещается по трем мирам. То он поднимается на небо, чтобы его не догнали дивы, то спускается в подводное царство. В башкирской мифологической модели мира обычно изображается три мира: небесный, наземный, подземный (или подводный), каждый из которых является местом обитания определенных существ. Небожители изображены бессмертными божествами, фактически таким представляли наши предки и Акбузата. На земле же живут обыкновенные люди, а подземный или подводный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами. К подземным существам М.М. Сагитов относит див, змей и драконов [9, с. 41].

А.Н. Киреев рассматривает образ Акбузата в сюжете как «мал кото» («краса коней») - источник счастья и богатства, благоустроенности, счастья и удачи [10, с. 93]. Продолжая мысль А.Н. Киреева, А.М. Сулейманов утверждает, что в эпосах конь играет важную роль при выборе спутника жизни для своей хозяйки. Мы отметим, что при решении этих проблем, Акбузат сам устраивает добрачные испытания жениха своей хозяйки. В эпосе «Урал-батыр» Хумай напоминает Акбузату о его назначении:

Всех батыров сбросил с себя,

В чьих жилах текла не людская кровь;

Тех батыров, кого выбирала я,

Ни одного не счел достойным себя,

Сам же батыра не избрал,

Не нашел его для меня.

Вот батыры [сюда] пришли,

Ждут они тебя.

По богатырству изберешь Или по красоте изберешь?

Избери себе одного,

Спутником сделай своим.

Он товарищем станет тебе,

Возлюбленным станет моим [11, с.170].

Акбузат усложняет условия испытания ба-тырства: прежде чем сесть на коня, егет должен поднять и взметнуть в небо камень в семьдесят батманов (один батман = четыре пуда). И этим храбрецом оказывается не Шульген, который даже не смог шевельнуть камень, не то что поднять его, а Урал-батыр, который не только поднимает, но и запускает камень в сторону страны Азраки:

После этого конь Буз,

Склонив голову, к Уралу подошел,

Сказал: «Батыр я отныне твой», -И подчинился его воле, говорят [11, с. 171]. Акбузат выбирает своего батыра не по красоте, а по храбрости и могуществу, о чем он прямо говорит своей хозяйке:

«Не принесет мне славу красивый,

На мою не взберется он спину,

Я признаю лишь отвагу и силу [12, с. 100], противореча традиционному мотиву «батыр выбирает коня».

Благодаря Акбузату батыр получает возможность сражаться с темными силами - змеями, драконами, чудовищами и др. - и из их разрубленных тел создавать горы, высвобождать землю от потопа.

Следует отметить и то, что в изображении эпического богатырского коня Акбузата соблюдается традиционный мотив: богатырские доспехи героя достаются следующим поколениям, его потомкам. В этом случае после смерти Урал-батыра Акбузат достается его сыну Иделю, а позже -Хаубану, герою эпоса «Акбузат», представляющего собой логическое продолжение эпосов «Урал-батыр» и «Идель и Яик». Последовательный переход Акбузата из эпоса в эпос говорит о попытках сказителей показать, что потомки великого Урал-батыра продолжают его дело по созданию благоприятных условий жизни для людей, очищая вечноцветущую родную землю, подаренную их предком Урал-батыром, от всякой нечисти.

А также обратим внимание на описание образа Акбузата в двух планах: его внешней красоте в эпосе «Урал-батыр» и красоте, созданной руками человека, а именно в виде снаряжения, которым украшают коня люди:

На коне чудесном седло,

Ну а к луке седла того Приторочен алмазный меч;

Лита из золота лука седла,

Недоуздок на нем золотой.

После такого описания следует описание природных достоинств коня:

Уши - два шила над головой,

Грива развивается гордо,

Вздернута точенная морда,

Зубы - как дольки чеснока,

Грудь соколиная, узки бока,

Крут и легок в копытах он,

Медью отливают глаза,

Шея тонкая, как змея [12, с. 99].

А в эпосе «Акбузат» образ коня описывается так: Акбузат стоял перед ним:

Плетка подвешена к ободку Позолоченного седла;

Из кожи булгарской сплетены Позолоченные удила [12, с. 165].

Как видим, большое внимание уделяется подробному описанию красоты Акбузата. А.Н. Киреев это объясняет тем, что народное сознание возвеличивает его как образ неразлучного спутника эпического героя, по важности стоящий почти в одном ряду с ним и, самое главное, активно действующий во имя счастья народа [10, с. 93.].

В эпосах «Заятуляк и Хыухылыу», «Миней-батыр и царь Шульген» такого подробного описания Акбузата нет. Это, видимо, объясняется тем, что народ их считал, как отмечалось, логическим продолжением эпоса «Урал-батыр».

Большой интерес вызывает то, что мифический Акбузат выступает и в историческом эпосе «Идукай и Мурадым». Сказители хотели, видимо, показать могущество и благородство Идукая в том, что он является продолжателем дел Урал-батыра в условиях нового времени. Недаром при встрече с Акбузатом, Идукай говорит ему, имея в виду себя, что он должен подчиниться потомку Урал-батыра [13, с. 200]. И он действительно сумел овладеть Акбузатом и чудесным мечом доблестного Урал-батыра.

Желание народа видеть в действиях Идукая продолжение дел Урал-батыра подчеркивается и общностью мотива «Акбузат выбирает себе батыра» и в эпосе «Идукай и Мурадым». Как и в «Урал-батыре», в этом эпосе Акбузат сам говорит: «Оседлает меня тот, кто родину будет защищать и к могиле Урал-батыра придет клятву верную давать» [13, с. 201].

Таким образом, Акбузат играет важную роль в башкирских народных эпосах: он и помощник, и верный друг, и мудрый советчик батыра в трудную минуту. Он передается из поколения в поколение батыров как бесценная реликвия предков, что олицетворяет силу мудрости и народной мечты. Этим и объясняется интерес исследователей к этому образу.

Литература

1. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009.

2. Галин С.А. Башкирский народный эпос. - Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004.

3. Сулейманов А.М. Некоторые сходства и отличительные особенности башкирских и алтайских эпосов // Урал-Алтай: через века в будущее: матераиалы IV Всерос. науч.-практ. конф. - Уфа, 2010.

4. Башкирское народное творчество. Т. 3: Эпос. - Уфа: Китап, 1998.

5. Мифология древнего мира: пер. с англ. - М.: Наука, 1977.

6. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / сказитель А. Калкин. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2010.

7. Путешествие Ибн-Фаддана на Волгу. - М.;Л., 1939.

8. Башкирское народное творчество. Т.7: Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1993.

9. Сагитов М.М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса (башк.). - Уфа: Китап, 2009.

10. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970.

11. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» (на башк., рус., англ. языках). - Уфа: Китап, 2005.

12. Башкирское народное творчество. Т. 1: Эпос. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.

13. Башкирское народное творчество. Т. 8: Иртэки и эпические кубаиры. - Уфа: Китап, 2006.

Кшъмакова Гульсина Наилевна, аспирант кафедры башкирской литературы и культуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Kilmakova Gulsina Nailevna, postgraduate student, department of Bashkir literature and culture, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University.

Тел.: +7-9373198487; e-mail: kilmakova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.