Научная статья на тему 'Башкирский мифологический эпос «Акбузат»'

Башкирский мифологический эпос «Акбузат» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2835
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / ФОЛЬКЛОР / ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ОБРАЗ / МИФ / АРХИВ / СРАВНЕНИЯ / ЭПИТЕТЫ / ГИПЕРБОЛА / EPIC FOLKLORE / EPIC HERO / IMAGE / MYTH / ARCHIVE / COMPARISONS / EPITHETS / HYPERBOLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юлдыбаева Гульнар Вилдановна

Анализируется башкирский народный эпос «Акбузат». Рассматриваются история изучения, идейно-тематическое содержание, поэтические особенности эпоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bashkir Folk Epos «Akbuzat»

The article is devoted to the study of the Bashkir folk epos «Akbuzat». The author discusses the history of study, ideological and thematic content, poetic features of the epic.

Текст научной работы на тему «Башкирский мифологический эпос «Акбузат»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 150-155.

БАШКИРСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС «АКБУЗАТ»

Анализируется башкирский народный эпос «Акбузат». Рассматриваются история изучения, идейно-тематическое содержание, поэтические особенности эпоса.

Ключевые слова: эпос, фольклор, эпический герой, образ, миф, архив, сравнения, эпитеты, гипербола.

Башкирский народный эпос «Акбузат», «в котором выражена идея познания мира, проникновения в тайны природы Урала и утверждения желанной жизни на его просторах»1, принадлежит к числу героических сказаний башкирского народа.

«Акбузат» («Бело-серый конь») записан в 1917 г. известным башкирским сэсэном, драматургом, фольклористом и просветителем М. Бурангуловым в д. Бабалар нынешнего Ку-юргазинского района Башкирии от Гатиатуллы Биккужина. Рукопись не сохранилась. Машинописный текст в латинской графике хранится в Научном архиве УНЦ РАН2. Бытует в стихот-ворно-прозаической форме.

В 1940 г. в журнале «Октябрь»3 был издан только отрывок эпоса, впервые произведение полностью было опубликовано в 1943 г. в сборнике «Эпос о богатырях»4. В 1954 г. эпос увидел свет в сокращенном варианте в первом томе сборника «Башкирское народное творче-ство»5. В 1972 г. был издан на русском языке6, в 1977 г. увидел свет в издательстве «Наука», в серии «Эпосы народов СССР»7. Также текст эпоса опубликован в научных сводах «Башкирское народное творчество»8, в школьных хрестоматиях по башкирской литературе.

На основе эпоса композиторами Х. Ш. Заи-мовым и А. Э. Спадавеккиа создана опера «Ак-бузат» («Волшебный конь»), либретто написано Б. Бикбаем и К. Даяном. Она является одной из первых сказочно-исторических башкирских опер и впервые была поставлена в 1942 г. на сцене Башкирского театра оперы и балета9.

В настоящее время монографическое исследование эпоса отсутствует. Отдельные аспекты изучения названного эпоса имеют место в работах А. Н. Киреева, А. И. Харисова, С. Г. Галина, Д. Ж. Валеева, А. Х. Давлеткуло-ва, А. М. Сулейманова, Ф. А. Надршиной10, посвященных башкирскому эпосу в целом.

«Акбузат» является тематическим завершением эпоса «Урал-батыр»11. Главный герой

«Акбузата» Хаубан, правнук Урала, продолжает героические благодеяния своего прадеда Урал-батыра. Герои объединены единым порывом - борьба со злом, достижение всеобщего благоденствия и счастья. Также в эпосе немало образов, которые связывают его с эпосом «Урал-батыр»: например, Хумай - жена Урала, брат Урала, падишах подводного царства Шульген, когда-то принадлежавшие Урал-батыру боевой конь Акбузат и булатный меч. В обоих произведениях события происходят на территории Уральских гор. Кроме того, в «Акбузате» краткое содержание эпоса «Урал-батыр» рассказывается два раза, в монологе старика Тараула и птицы Хумай12.

Эпос «Акбузат» можно разделить на две части. Первая часть посвящена главному герою -Хаубану, его жизненному пути до той поры, когда он становится защитником народа. Для него характерны поступки и дела во благо народа. Вторая часть эпоса целиком посвящена общественным поступкам главного героя и его борьбе со злом, с Шульгеном, его дивами и захватчиком Масем-ханом.

У мальчика по имени Хаубан умер отец, пропала мать, в пять-шесть лет он остался сиротой. Ходил он из дома в дом и выпрашивал еду. О себе он говорит:

Мин Y£кэнмен асльгета,

Икеhе лэ ютс хэзер12.

В голоде вырос и я

С малых лет сиротой остался13.

Мотив одиночества героя широко распространен, имеет много параллелей в мировом эпосе. Например, одиноким вырастает - персонаж «Эпоса о Гильгамеше», а в алтайском эпосе «Маадай Кара» Когюдей-Мэргена сразу после рождения спрятали у четырех берез на горе Алтай, чтобы спасти хотя бы одного представителя рода от врага. Одинок Одиссей - герой древнегреческого эпоса. Этот мотив встре-

чается «в древнейших пластах эпоса тюркских народов Сибири, особенно в якутских олонхо. .. .Мотив изначальности жизни на земле и связанный с ним мотив первоначального одиночества героя принадлежит к древнейшим в эпосе тюрко-монгольских народов. Здесь, несомненно, отражена общность эпической традиции этих народов»14.

В «Акбузате» Хаубан встречает старика Та-раула, который дарит ему кремневое ружье, доставшееся ему от отца Хаубана, и «только этой кремневки и боится водяной падишах Шуль-ген». Кремневкой Хаубан подстреливает утку, оказавшуюся дочерью падишаха подводного царства, и эта встреча героя - завязка повествования. Дальше содержание эпоса раскрывается по трем основным сюжетным линиям: добывание невесты, поимка боевого коня, борьба героя с Шульгеном. «Проблема поисков жены, борьба эпического героя за создание семьи являются главными мотивами эпического сказания "Акбузат". Общепризнано, что возникновение подобного мотива как общественной потребности относится к периоду разложения первобытнообщинного строя»15.

Хаубан отправляется за невестой в иной мир, в подводное царство Шульгена, в поисках украденного дивами Акбузата, который, «выходя из озера, вспоминал своих батыров и, рванувшись, бил крыльями, от взмахов его крыльев поднималась буря, которая разрушала горы и скалы и все переворачивала вверх тормашками» и алмазного меча Урал-батыра. «Такое изображение крылатого коня традиционно, оно встречается в фольклоре многих народов и является, по-видимому, косвенным отражением существовавших в древности мифических

" 12 представлений о крылатых конях»12.

Мотив выхода лучших пород коней из озера в башкирском фольклоре очень распространен. Например, он встречается во всех вариантах эпоса «Заятуляк и Хыухылу», легендах, преданиях. В эпосе «Урал-батыр» кони Акбузат и Харат принадлежали Хумай и Айхылу, дочерям Солнца и Луны. Урал-батыр добывает коня с помощью Хумай, дочери Самрау и Солнца, а Хау-бан - с помощью Наркас, дочери подводного падишаха Шульген. Девушка-утка становится помощницей батыра, который на дне озера должен выдержать ряд испытаний. В образе Наркас прослеживаются черты сказочно-мифического существа иного мира. Она «сотворенная из лучей» «по земле не ступала», «пищи земной не ела», поэтому «старость ее не брала», «одна только

капля», упавшая с нее, землю иссушит, как яд.

Хаубан, овладев богатырским конем Акбуза-том и булатным мечом, обретает силу и мощь. «Поимка и укрощение героем боевого коня, дружба богатыря с конем, как известно, являются одной из древних и постоянных тем героического эпоса и богатырской сказки тюркских народов». Батыру достается чудесное оружие отца, при помощи которого он побеждает всех своих врагов. С их помощью Хаубан продолжает дело, начатое Урал-батыром, совершает богатырские подвиги, уничтожает драконов, разрушает подводное царство, в котором обитает злой правитель Шульген. Из его царства Хаубан освобождает пленников, подчиняя себе чудовище Кахкаху, приказывает построить дворец Акбузату, превращает его «в ненавистную для людей крылатую птицу с ногами, как у мышей, с боящейся солнца душой», Шульгена - в черепаху, а дивов в пресмыкающихся и пиявок, «без рук и без ног будут жить они в камышах, будут с палец величиной, плавая, словно змеи, будут извиваться они». «В сказании "Акбузат" повествование о приключениях героя в подводном мире, о его женитьбе на дочери "хозяина" подводного царства, о борьбе с потусторонними силами, по-видимому, представляет собой самую раннюю основу сюжета».

Хаубан в эпосе борется не только против падишаха подводного мира, дивов, чудовищ, но и защищает народ от насилия Масем хана. Масем хан - не мифический враг, какими изображаются Кахкаха и Шульген, а реальный жестокий правитель, который в эпосе назван «дивом, держащим в своих руках, батыра Иде-ли Кыпсака, батыра с Иремели Катая, батыра с Яика Туклэса, батыра Тамьяна из Туры, из степей Ирендыка, Юрматы с Нугуша, батыра табына с Узена». «Достоверных документальных данных о самом хане не сохранилось. Но на основе многочисленных преданий, песен, топонимов, шежере можно заключить, что Масем-хан - реальное историческое лицо, один из основателей союза семи племен, существовавшего на Южном Урале в ХШ-ХУ1 вв. и являющегося ранним государственным образованием башкир»15. Масем хан вместе с Акбулат-бием убивают Сура батыра, который «долгие годы воевал с Масем-ханом и Акбула-том и не отдавал им Урала», он «был славен в народе и берег честь народа». Хан поклялся до седьмого колена уничтожить род Сура-батыра. Беда настигла Сура на охоте, когда «мертвый сон его одолел, и прилег он поспать», а семе-

рых батыров «он опоил, связал по рукам и ногам и продал заморскому падишаху». Батыры героико-архаического эпоса тюркоязычных народов попадают в беду чаще всего во время сна («Алпамша», «Кероглы»).

Хаубан освобождает семерых батыров, проданных заморскому падишаху в рабство, они становятся вождями семи башкирских племен. Имена батыров совпадают с реальными названиями башкирских племен, которые вошли в историю башкир под названием семи племен (Ете ырыу). Он борется за счастье и благополучие людей и побеждает многочисленных врагов, как мифологических, так реальных: «герой то действует как богатырь древнего эпоса, то обретает черты типичного сказочного персонажа, а в отдельных местах предстает как борец против хана-деспота».

Богатому идейному содержанию эпоса соответствует совершенная художественная форма, многообразие изобразительных приемов. «Меткая образная речь со сравнениями, эпитетами, с включением простонародных слов - все это служит художественному строю сказания, раскрытию образов главных героев эпоса»15. Это особенно ярко проявляется при описании героинь эпоса. В произведении подчеркивается красота девушки:

Айзан якты кен булыр, Ике бите уйылып, 'Кара ^ашы кыйылып, Озон керпеге аша Карап келгэн ^з булыр; Карсыгалай тYш киргэн, Толомон сэсмэYлэп Yргэн, Ынйылай теш йылтыратып, Назлы келгэн кыз булыр. Бал кортондай билле Y3е, Йерэгецэ ятырзай, Айhылыу тигэн кыз булыр.

Лицом светлее луны, Ямочки на обеих щеках, Черные брови вразлет, Сквозь длинные ресницы ее Будут смотреть улыбающиеся глаза; Словно у сокола, ее высокая грудь, Волосы в косы заплетены, Сверкая перламутром зубов, Нежно будет улыбаться девушка[та]. Талия ее[тонкая], как у пчелы, Придется по сердцу тебе она, Зовут ту девушку Айхылу.

Зримый целостный портрет девушки возникает благодаря умелым подборам сравнений. Земная девушка Айхылу превосходит красотой девушек подводного царства, она прекрасна: у нее черные брови, длинные ресницы, ямочки на обеих щеках, талия как у пчелы, высокая грудь, словно у сокола, зубы сверкают перламутром, лицо светлее луны.

Водяная девушка Наркас тоже очень красива, но в эпосе нет детального описания. Ее описание по тексту разбросано, дано в отрывках, и все же формируется целостный образ. Например, вот как она описывается в конце эпоса:

Йезем аЛам, кояшыц Оялып болотка инер; Керэш кедэп бер эзэм Килhэ минец каршыма, Асhам уга йеземде, КY3е камашыр нурыма.

Открою лицо - солнце твое, Устыдившись, за тучи уйдет. Если кто из людей захочет Силою помериться со мной, Только открою ему [свое] лицо, -Лучами моими ослеплен.

Наркас силой своей красоты ослепляет всех вокруг, если она откроет свое лицо, даже солнце, «устыдившись, за тучи уйдет». Как отмечает А. С. Мирбадалева, изображение героини с лицом, закрытым покрывалом, широко распространено в древнетюркских, иранских, арабских сказаниях, в эпосе народов Средней Азии. По словам исследователя, «описание момента снятия покрывала и уподобление красоты героев сиянию света - художественный прием, передающий эффект воздействия красоты персонажей на окружающих»12. Девушка-богатырка в эпосе не вступает с героем в единоборство, она полюбила батыра с первого взгляда, и своего отца просит не убивать его. Только в конце эпоса Наркас открывает свои чувства Хаубану:

Ьицэ керэш асманым, ^целем уга тартманы; Ьине тэYЗЭ кYргэс тэ ^целем менэн hейзем мин, Тик эйтергэ ташманым, А^атс сикте кеттем мин

С тобою я не стала воевать У меня к этому не лежала душа.

Как только увидела тебя, Всем сердцем полюбила. Но не посмела сказать -Последней встречи я ждала.

«Богатырские качества героини, ее физическое совершенство, могучее здоровье, огромная сила являются идеалом красоты в эпической действительности и соответствуют архаическим представлениям народа о прекрасном во внешности»16.

В эпосе «Акбузат» отсутствует подробное описание внешности, портрета героя. Гипербо-лизуется не внешность батыра, а его действия. Сказителям важно показать героев в их делах. Хаубан, потомок Урал-батыра, обладает такими прекрасными качествами, как беззаветная преданность народу, постоянная защита интересов своей родины, мужество и героизм, смелость. Он изображается всесильным и непокорным, легко расправляющимся с врагами. Водяная красавица Наркас в эпосе в основном называет его не по имени, а словом «егет», иногда уменьшительно-ласкательной форме «егеткэйем».

Система эпических персонажей эпоса «Ак-бузат» включает также зооморфные и фантастические существа. Они достаточно разнообразны, многие из них типичны для всех башкирских эпосов. По функциональному признаку они подразделяются на две категории: помощников героя и его врагов. Первым и наиболее серьезным, до конца преданным богатырю помощником, выступает конь, нередко обладающий сказочно-волшебными свойствами. Он наделен умом, владеет речью, способен сочувствовать и сопереживать героям. Помимо этих человеческих качеств, конь нередко оказывается более прозорливым и проницательным, нежели сам батыр, обладает редким волшебным даром предвидеть явления и события, судьбу своего хозяина. Описание коня в эпосе состоит из общепринятых эпитетов и сравнений. Например, вот как дается внешность богатырского коня Акбузата:

Ялы ап-а, ебэктэй, Теде тал,ыр буз гына, Йоморо гына тоя,ты, Бадып тора без генэ; 'Камыш тола,, ба,ыр ^з, Бэбэге лэ а, ,ына; Мундаhы бейек, тар бейер, Суртан тэнле, ны, , ына;

Карсыга морон, киц танау, Куш азаулы, ^да теш, Осло эйэк, ас яца,, Куш урайлы, шул гына.

Грива у него белая, как шелк, Светло-серой масти он, Круглые копыта у него, [Ноги], как шило, [тонки], Уши, как камыш, [торчат], бронзой [отливают] глаза Веки белые [у него]. Шея крутая, поджарый он, Как щука, крепко телом сбит, Нос соколиный, ноздри широки, Коренные зубы двойные, передние - совком, Узкая морда,

нижняя челюсть заострена,

Челка по обе стороны [лба] - вот он каков.

Здесь наблюдается большое разнообразие эпитетов. Детальное изображение боевого коня Акбузата достигается посредством использования изобразительных, метафорических, определительных, украшающих эпитетов. Дальше описывается снаряжение коня:

Алтын-кемеш эйэрле, Болгар тарткы, айыллы, Ту, ымдары ынйылы, Тибенгеhе сэмсэле, Болан тире таралгы, Эзэш^е кемештэн, Эйэр ,ашы алтындан, Семэрлэнгэн а, ы, тан; Йылан , амсы , ашында, Канъягала ,уржыны, Кырпаузары сэхтиэн, КYмелдерек тYшендэ, Арт ^шында тойоштан, Ебэк сылбыр ну,талы, Куш ауызлы, ЙYгэнле, Тезгенен ,аш,а шатарган.

Седло в золоте и серебре;

[Из кожи] булгарской подпруга на нем,

Украшенный жемчугом чепрак

С тисненой кожей по краям,

С застежками из кожи оленьей.

Стремена из серебра,

Из золота лука седла,

Украшенная сердоликом;

На луке змеится плеть,

Приторочен к седлу хурджун; Сафьяном отделанный по краям Нагрудник на коне, Подхвостник на крупе его, Из шелка недоуздок сплетен, Уздечка с удилами двойными, Поводья к луке прикреплены.

«Описание снаряжения коня, повторяющегося в сказании многократно, принадлежит к числу наиболее разработанных "общих мест" героического эпоса многих тюркских наро-дов»12. Приукрашенное изображение предметов эпического мира отвечает героическому духу, эти предметы красивы и прочны, поскольку сделаны из серебра, золота. В эпосе чаще используется эпитет «золото», например, золотой трон (алтын тэхет), золотые волосы (алтын сэс), золотой дворец (алтын hарай), золотая утка (алтын ейрэк), золотая ложка (алтын калак). «Золото как дорогостоящий и недоступный бедняку материал всегда являлось воплощением красоты, благородства, характеризующим материальное благосостояние человека»17.

С незначительными вариациями поэтические образы используются далее:

Кырас яллы, тек сэсэ. Суртан ^фтлы, тар бейер, Кубага hебэ, куян бот, Текэ тояк, ас яцак, Камыш колак, киц танау, Карсыга тYш, бакыр кY3, Этэс муйын, куш урай, Суцка эйэк, кымты ирен Акбуз толпар янында. Yзе тедкэ ат шулай, Кэцэш биреп егеткэ, Тап эзэмдэй hY3 hейлэй.

Грива крутая, жесткая шерсть.

Спина, как у щуки, поджарый он,

Ребра гладкие, ноги, как у зайца [длинны],

Круглые копыта, морда заострена,

Уши - словно камыши, ноздри широки,

Грудь - как у сокола, медью [отливают] глаза

Шея петушиная,

челка по обе стороны [лба]

Нижняя челюсть заострена,

губы сжал.

Таков [был] с виду этот конь. Сам советы егету дает, Разговаривает человеческим языком.

Подобные развернутые эпитеты не только придают особый художественный эффект, но и позволяют лаконично и емко описать Акбу-зата с различных сторон. Эпитеты и сравнения, которые употребляют сэсэны, отличаются изобразительностью, это производит определенный эффект на слушателей и свидетельствует о положительном характере описываемого персонажа. Эти тропы составляют основу эпического стиля и преобладают над другими средствами и приемами художественного изображения.

Что касается противников героя, они составляют важное место в развитии эпического сюжета. Участие этих персонажей в судьбе главных героев эпоса усиливает уважение, заинтересованность слушателей в деяниях батыров, и «помогает им глубже проникнуть во внутренний мир героев, уловить основную идею героических повествований»16. В эпосе «Акбузат» описание портрета эпических противников героя дается разбросанно, небольшими отрывками. Они могут устрашать людей одним только безобразным видом, не говоря уже об их силе и коварстве. Например, об охраняющем подводное царство Кахкахе девушка Айхылу вспоминает так:

Медведем назвать - шерсть дыбом на нем,

Волком назвать - [волка] крупней.

Айыу т^эм, - кырас йен,

БYре т^эм, - ирэбе.

Так характеризует Айхылу Кахкаху. Он проглатывает людей и на дне озера выплевывает их. А о падишахе подводного мира Шуль-гене говорится, что он страшнее чудовища, в эпосе конкретного описания о нем нет.

Существенная особенность эпического произведения - наличие в нем гиперболы. Эпическое преувеличение отличается своеобразием формы, функции и содержания. В эпосе гипер-болизуются огромная сила, физическая мошь Хаубана. «Для эпического героя-богатыря или юнака - нет ни пространственных преград, ни временных трудностей, ни физических препят-ствий»18, благодаря фантастическим элементам герой наделяется сверхъестественной силой. «Один из предметов эпической гиперболизации - женская красота, выражающаяся стереотипно, посредством метафорических эпитетов, гиперболических сравнений, метафор и гипербол»17. В «Акбузате» Айхылу, Наркас наделены идеальной красотой. В преувеличен-

ном плане описываются необычные качества эпического коня Акбузат и его снаряжения. В героическом эпосе конь Хаубана выступает как полуволшебное существо, способное перелетать огромные расстояния.

Таким образом, башкирский эпос «Акбу-зат» представляет собой уникальное явление в культурном наследии народа, он отличается самобытностью и богатством идейно-художественного и эстетического содержания.

Примечания

1 Харисов, А. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). 2-е изд., доп. Уфа, 2007. С. 100.

2 См.: Акбузат. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 10.

3 См.: Октябрь : журн. 1940. № 5.

4 Батырзар турЛында эпос (Эпос о батырах) / Сост. М. Бурангулов. Уфа, 1943. Б. 3-81 (на башк. яз.).

5 См.: Баш,орт хал, ижады / ТезеYсе, инеш hэм ацлатмалар биреYсе Э. И. Харисов. Т. 1. Эфе, 1954. Б. 72-82.

6 См.: Акбузат. Башкирский народный эпос / пер. И. Кычакова, Г. Шафикова. Уфа, 1972.

7 См.: Башкирский народный эпос / сост. А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитов и др. М., 1977. 518 с.

8 См.: Башкирское народное творчество / сост. тома М. М. Сагитов, коммент. Н. Т. Зарипов и др.; ответ. ред. тома Н. Т. Зарипов. Уфа, 1987. 544 с.

9 См.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957.

10 См.: Киреев, А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. 304 с.; Хари-сов, А. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). 2-е изд., дополн. Уфа, 2007. С. 100; Галин, С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004. 320 с.; Валеев, Д. Ж. Осо-

бенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. С. 46; Давлеткулов, А. Х. История этноса и его социально-духовная жизнь в эпической поэзии башкир (социально-философский анализ). Уфа, 2012. 224 с.; Селэймэнов, Э. М. Баш,орт хал,ыньщ архаик эпосы / Э. М. Селэймэнов, Р. Ф. Рэжэпов. Эфе, 1999; Надршина, Ф. А. Башкирский фольклор как исторический источник // История башкирского народа : в 7 т. / гл. ред. М. М. Кульша-рипов ; Ин-т истории, языка и лит. УНЦ РАН. Т. 1. М., 2009. 400 с. С. 339-360.

11 См.: Баш,орт хал, ижады... Эфе, 1954. Б. 72-82; Башкирское народное творчество... Уфа, 1987. 544 с.

12 Башкирский народный эпос / сост. А. С. Мир-бадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов, автор предисл. А. С. Мирбадалева ; отв. ред. Н. В. Кидайш-Покровская. М., 1977. 518 с.

13 Здесь и далее примеры на русском языке из издания: Башкирский народный эпос... М., 1977. 518 с.; на башкирском языке: Баш,орт халы, ижады: эпос / материалды hайлаусы, барлаусы, тезеYсе, баш hYЗ языусы, ацлатмалар биреYсе М. М. Сэгитов; томдыц яуаплы мехэррире Э. И. Харисов. Эфе, 1972. 1-се кит.

14 Пухов, И. В. Героический эпос тюрко-мон-гольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. М., 1975. С. 59.

15 Галин, С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004. 320 с.

16 Кузьмина, Е. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, 1980. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Каррыева, А. Б. Поэтическая система эпоса «Героглы». Ашхабад, 1990. 124 с.

18 Путилов, Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971. 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.