УДК 398
А.Гусейнова
НЕЗЕМНЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА В ФОЛЬКЛОРЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
Резюме. Тюркские архаические сказания донесли до наших дней мифологические образы неземных и демонических существ: циклопов-тепегёзов, пери, демонических существ. Тюркские народы, чтобы объяснить топонимы родной земли, создали замечательные мифы и сказания, содержащие черты этиологических преданий, где оживают названия рек, гор, озёр.
Ключевые слова: сказания, мифы, духи предков, этнологические предания.
A.Guseynova. Etherial and demonic creatures in folk literature of Turkic peoples
Summary. Turkic archaic stories tell us about mythological images of etherial and demonic creatures: Cyclops, peri, demonic creatures. To explain toponyms of native land Turkic peoples created wonderful myths and strories, which contain elements of etiological legends where names of rivers, lakes and mountains come to life.
Key words: legends, myths, spirits of ancestors, etiological stories.
Фольклор тюркских народов - зеркало, в котором отразилось богатое и героическое невыдуманное прошлое их. Тюркские архаические сказания донесли до наших дней мифологические образы неземных и демонических существ: циклопов-тепегёзов, пери, демони-ческих существ: Азрака, аждаха, Кахкахи, албасты, упыри, дивы, дию пэрие, шYрэле, юха, сказочные крылатые кони-тулпары. В самих ранних архаических сказаниях сохранились мифологические образы, уходящие корнями в глубокую древность в эпоху камня, матриархата и в период распада родового строя и пат-риархата. Ученым и исследователям предстоит еще удивить мир открытиями в области фольклорного наследия тюркоязычных народов.
В башкирском эпосе «Урал-батыр» даются мифологические образы фантастических многоголовых змей и змея-оборотня Заркума, белого змея Кахкаха, девятиголовых дивов, присутствует демоническое существо - падишах дивов Азрака. Змей-оборотень Заркум обладает способностью принимать облик человека. Белый змей Кахкаха «плюнет на камень, камень как вода закипает, плюнет на гору - гора рас-плавится, водой станет, вода потечёт и тут же ... сверкающим озером станет» [11, т.2: 297]. Азрака отличается от сказочных дивов вол-шебных сказок и эпических произведений иранских и тюркских народов. Он схож со змеем татарских и башкирских древних народных поверий - юхой, врагом человека. В сказании «Урал-батыр» Азрака и дивы олицетворяют злые силы природы, приносят людям наводнение. Азрака повелел дивам залить землю водой, чтобы люди не могли ходить, а
небо огнём - пламенем, чтобы птицы не могли летать [11: 17].
В татарских сказках («Бедняк и юха-оборотень») юха - оборотень, который часто превращается в красивую девушку и реже юношу и вступает с человеком в брачную связь, после чего человек постепенно чахнет. Только своевременное обнаружение и уничтожение юхи спасает героя сказки от гибели. В азербайджанских мифах к неземным и непонятным существам относятся Hal anasi-Al arvadi, Albasti, джины, пери, оборотни-гульябану, донерги [2: 86-96]. Один из исследователей образа Албасты в азербайджанском фольклоре Шакир Албалыев отмечает, что Хал анасы очень древний образ, возникший в первобытнообщинном строе, связан с огнём, дух огня, который боится прикосновения метлы-веника, выметавшего грязь человеческого жилья, не может жить без воды. Юха-оборотень из татарской сказки в образе молодой девушки высасывает силы из парня, чтобы поймать её, он оставляет её без во-ды, юха тоже выпивает много воды. С помощью своего дяди бедняк избавляется от оборотня, сгоревшего в бане [10: 81]. В азербайджанском фольклоре существует поверье, что Хал, Хал анасы выпивает много воды, а если в доме кончилась вода, она может зачерпнуть воды из далёкого источника, если задеть её веником, она исчезает через дымоход, забрав с собой и ребенка, рождённого от человека [1: 113]. По существующим поверьям в фольклоре Албасты мучает рожениц, являясь причиной их смерти, забирая у них лёгкие, в силу этого роженица умирала. В древности роженицу не оставляли одну, оберегая от Албасты заклинаниями [5: 70]. Ш.Албалыев считает, что культ богини Ламасту в Аккаде (Передняя Азия) восходит к древне-тюркской Албасты [1: 116].
Один из основных атрибутов Албасты является гребень. Поверья, связанные с гребнем,
имеются и в татарском фольклоре, например, в балладе «Водяная» Г.Тукай использовал это народное поверье.
В фольклоре татар и башкир существует образ Дию Пэрие-Дейе у пэрей - царь ветров, повелитель духов- хозяев ветров пярей (пари) -эпос «Кузы Курпес и Маян-хылу». Образ Ел-баба, Елли-баба - это повелитель ветров в мифах азербайджанского народа, имеет образ старца, наделённого волшебными силами, которому были посвящены песни-заклинания, содержащие мольбу о помощи семье, о будущем большом урожае пшеницы. В этих песнях прослеживаются отголоски патриархата: «A Yel baba, Yel baba. Qurban sana qal baba! Taxilimiz yerda qaldi,yaxamiz alda qaldi.Taknada qaldi a§im,yatdi dayirman da§im.Elim-günüm batdi gal, ^arpalangim yatdi gal” [7: 59]. Среди семи божеств древнетюркского пантеона особое место занимает божество ветра - Ел хан, в подчинении которого находились стихия ветра, воздуха. Ел-хан выбирает себе в жёны Телли-хатун, которая считалась богиней войн, зла, жизни и смерти [6: 5]. В «Хуастуанифте», созданном до проникновения ислама в тюркский мир, среди названных пяти главных богов, воинов бога Хормузта, первым следует имя бога лёгкого ветра, вторым - бога ветра «71. Bir tintura tanqri, ikinti.72. jil tanqri [9: 218]. Первому богу соответствовало понятие счастья и судьбы, второму-цвет и внешний облик. Бог ветра ассоциировался у древних тюрков с пред-ставлением о счастье и благополучии. У древних шумеров был знаменит бог ветра и земли Эллил-Енлил, покровительствующий всему живому миру между небом и землёй [7: 60]. В азербайджанском фольклоре существует образ Чян гарысы, которая вызывает туманную дождливую погоду и крадёт детей. Она боится Ел-баба и подчиняется ему [3: 49]. Интересно, что Чян гарысы слабее в волшебстве Ел-бабы. Это уже победа патриархата. Ведь миро-воззрение человека неотрывно связано с его бытом, его повседневной жизнью, когда трудно объяснить что-то появляется страх и тревога, но человек верил и верит в свое будущее и это ему помогает выжить, несмотря ни на что.
В фольклоре татарского народа существует образ Шурале, одноглазого чудовища, лешего, которое боится воды, поймав человека, убивает его, защекотав до смерти. Известный татарский поэт Г.Тукай создал поэму «Шурале» (1907) и балладу «Водяная» (1908), которые посвятил детям, веря, что они, став взрослыми, изменят мир к лучшему. Водяная имеет гребень, что сближает ее с Албасты. В азербайджанской детской сказке «Джыртдан» имеется образ дива-людоеда, к которому заблудившиеся дети попа-
ли. Находчивый Джыртдан (мальчик с пальчик спасает своих друзей от лесного дива. Кстати, этимология имени Джыртан очень интересна, в азербайджанском языке есть слово чир-чир алча
- неспелая алча. Предположительно, что оно означает мальчик-кроха-крошка, мальчик с пальчик.
В архаических сказаниях тюркоязычных народов («Китаби Деде-Горгуд», гагаузские народные сказания, фольклор народов Сибири, Казахстана, Узбекистана, Турции) имеются сведения о рождении Тепегёза (Депегёз, Келлегёз) от земного человека (чобана) и пери (неземного существа). Ещё иранские цари были знакомы со сказанием о Тепегёзе. Везир сасанидского шаха Ануширвана Бузургмихр Бахтаган Фарси имел на среднеперсидском языке книгу «Слово Улу-хан - ата битигчи». Персы в силу того, что имели сильных тюркских соседей, изучали все и фольклор тюркоязычных народов. В эпосе имеются сведения, что матерью Тепегёза была пери из великого моря. Ш.Албалыев отмечает, что в «Китаби Деде-Горгуд» показано, что пери-неземное создание, неприкосновенна. Как результат насилия и нарушения родовых запретов является рождение циклопа Тепегёза, принесшего зло огузам. Однажды, когда огузы были на эйлаге, Сары чобан встретил у родника девиц -пери. Одну из них он обидел и улетев пери сказала, чтобы пастух через год забрал унеё залог. Через год Сары чобан встречается на том же эй-лаге у родника с пери, которая возвращает чоба-ну залог, добавив, что огузов ждет гибель: сверкающий мешочек, растущий от ударов чобана. Итак, за содеянное зло одного члена рода, племени, эля отвечают все. Пострадали все огузы от совершенной ошибки пастуха. Наказаны все. Космические силы наказывают весь огузский эль, здесь было нарушение табу.
Испугавшись этого, Сары чобан убежал. В это время Баяндур-хан с беками оказался у родника. Огузы увидели нечто странное и сверкающее, которое от ударов беков стало увеличиваться. Аруз годжа коснулся его шпорами. И из мешочка вышел мальчик с одним глазом на темени. Тепегёза вырастили огузы, но на добро он ответил злом, оказавшись людоедом. Аруз годжа выгнал его из дому. Он стал жить в горах (Сала-хана гайасы). Тепегёз свой единственный глаз называл ала гёз и любил его, зная, что смерть его наступит из-за потери глаза (8, 65). В шумерском эпосе «Сказание о Г ильгамыше» чудовище Хум-бабу, живушее в горах, охраняющее священную рощу кедров, похож с Тепегёзом.
Азербайджанский учёный П.Халилов считает, что тюркские архаические сказания древнее шумерских. Борьба героя башкирского ге-
роического эпоса Урал-батыра с царством дивов и змей имеет широкую сюжетную линию. Эпос начинается с поисков Урал-батыром неизвестной и непонятной людям Смерти, с которой он ещё не встречался и ищет её, чтобы освободить землю от Смерти и других злых, тёмных сил. В «Сказании о Бильгамысе» Бильгамыс в поисках бессмертной жизни в конце эпоса находит цветок бессмертия, но который не смог сохранить и привести в Урук, змея съела его [5: 113]. В мировых мифах змея была символом времени, поэтому она и съела цветок бессмертия. Люди уже в глубокой древности познали истину, что во временных жерновах перемалывается жизнь, всё исчезает, ничто не вечно, кроме добрых дел во имя спасения людей. Корни циклопа Полифема из гомеровской «Одиссеи» восходят к тюркским архаическим сказаниям Алтая, Урала, Монголии.
В тюркских эпосах существуют образы крылатых коней-тулпаров, обладающих волшебной силой. Сказочные крылатые кони-тулпары принадлежат пери, дочерям Солнца и Луны, Ху-май и Айхылу и живут на небе. От ветра, поднятого его крыльями, горы Урала дрожат. Башкирское сказание «Акбузат» посвящено крылатому коню-тулпару. Конь Акбузат, если в огонь попадёт - не сгорит, в воду войдёт - не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он на небе родился и на небе вырос. Конь является символом Солнца, божеству Солнца хазары приносили в жертвы коней. Жертва конями была известна и у других народов. В эпосе «Кёроглу» также имеются образы крылатых коней (Дюрат, Гырат), которые родились от морского коня Да-рья-ат и кобылицы крылатыми. В результате нарушения Кёроглу табу, отцовского запрета, у коней исчезли крылья. Он не должен был видеть коней сорок дней, кони содержались в тёмном месте. Ровшан наказан, он не смог выполнить табу, связанное со временем [4: 111]. В сказке «Ашик-Кериб», написанной М.Ю.Лермонтовым и созданной по мотивам азербайджанского фольклора, присутствует образ крылатого коня, принадлежащего пророку Хидириллазу, перенёсшего героя сказки в Тифлис из Халафа (Алеппо).
В башкирском эпосе «Урал-батыр» имеются образы неземных существ девушек-пери Хумай, Айхылу. Они - пери, дочери Самрау (в тюркском, иранском, греческом фольклоре -Симург, Зумруд, Феникс) - падишаха небесных птиц и Солнца, Луны. Древние тюрки верили в духи предков, которые представлялись им в виде небесных птиц. Самрау, Симург, Зумруд представлялась небесной огненной птицей. Хумай -птица-лебедь, Айхылу - яркокрылая птица. В
башкирском эпосе девушки-птицы и превращаются в пери, они сотворены из лучей солнца с золотыми волосами. Кстати, азербайджанский поэт С.Вургун героиню поэмы «Комсомольская поэма» называет Хумай.
Героиня башкирского сказания «Акбузат»
- дочь хозяина подводного царства Наркас, «дева водяная, вся из лучей и пламени создана» [11: 25]. Наркас по земле не ступала, пищи земной не ела, старость её не брала. Она не земное существо и говорит герою Хаубану: «Не думай жениться на мне. Вся я создана из лучей, не будет равной сыну земли девушка, сот-ворённая из лучей» [11: 25]. Хумай в древне-тюркском пантеоне богов - богиня мироздания, земледелия. В некоторых источниках она считается супругой Тенгри. Память о ней жива в тюркских народах.
В башкирском эпосе «Акбусат» присутствует образ потустороннего мира, подводного царства «страшное место, в котором нет ни солнца, ни луны, а стоит один стальной дворец, впереди которого течёт медовое море, а позади молочное море, а по четырём сторонам дворца водяные моря» [11: 40]. В киргизском эпосе «Манас» имеются духи-покровители чильтаны, которые помогают Манасу в образе волка.
В древних Шумерских преданиях, дошедших до нашего времени на глиняных таблицах, сохранились предания и сказания о неземных созданиях и существах аннуаках, прилетевших на планету Земля на космических кораблях. Они - жители двенадцатой планеты. Шумерские боги изображались крылатыми с рогами и странными головными уборами (Уту Шамаш-бог Солнца, Инана - богиня любви). А.С.Мирба-далева, исследуя эпос, отмечала, что в монументальных памятниках изобразитель-ного искусства Древней Греции, Передней и Средней Азии сохранились изображения мифических крылатых коней, львов, быков [11: 8].
Кстати, крылатый барс в гербе Республики Татарстан восходит к древнетюркским онгонам, которые по народному поверью оберегают народ от всего плохого, помогая ему в настоящем и будущем.
Тюркские народы, чтобы объяснить топонимы родной земли, создали замечательные мифы и сказания, содержащие черты этиологических преданий, где оживают названия рек, гор, озёр, например, башкирский эпос «Урал-батыр», киргизский эпос «Манас», огузский эпос «Китаби Деде-Горгуд» и другие образцы устного народного творчества. Именами сыновей Урала названы реки, стекающие с Уральских гор. Это реки Башкортостана - Яик, Идель, Нугуш, Сак-мар. Гора Яман-тау образовалась из тела Азраки. Шульген превращается в озеро. Река Манас -
самая значительная река на склоне Восточного упомянуты в эпосе «Деде Горгуд». Кстати, име-
Тянь-Шаня, в Северо-Восточной Индии и в Бу- ется много паралельных топонимах на террито-
тане также протекает река Манас. В Азербай- риях проживания тюркоязычных народов, тая-
джане имеется множество топонимов, которые щих в себе много еше несказанного.
ЛИТЕРАТУРА
♦ На азербайджанском языке.
I. Albaliyev §akir. Hal obrazi: folklorda va marasimda.Azarbaycan §ifahi xalq adabiyyatina dair tadqiqlar (iyirminci kitab).- Baki: “Sada”na§r, 2006, s. 113-123.
2. Azsrbaycan mifoloji matinlari/Tartib?i A.Acalov. - Baki: Elm, 1988.
3. Azsrbaycan folkloru antologiyasi, IY kitab, §aki folkloru, I cild. - Baki, “Sada” na§r., 2000.
4. Fsrsh Cslil. Türk va skandinav folklorunda §amanizm. Baki: Mütarcim, 2006.
5. Xslilov Pdnah.Türk xalqlarinin va §arqi slavyanlarin adabiyyati, birinci kitab, Baki: Maarif, 1994.
6. Nsbiyev Azad. Sehrli sünbüllar (miflar). - Baki: Ganclik, 1990.
♦На русском языке
7. Гусейнова А.И. Историко-лингвистический анализ топонимов Агстафинского и Газахского районов Азербайджана: Дис. ... канд. филол. наук. - Баку, 2006. - 169 с.
8. <Деде-Коркут»-1300: Материалы научной конф., посв. 1300-летию эпоса «Деде Коркут» (28-29 сент. 1999 г.). - Баку: Мутарджим, 1999 - 82 с.
9. ДмитриеваЛ.В. Хуастуанифт // Тюркологические исследования. - М; Л., 1963. - C.214-232.
10. Татарские народные сказки. - Казань, 1986.
II. «Урал-батыр», башкирский народный эпос: В 2-х томах. - М., 1977.