Научная статья на тему 'Межсетевое взаимодействие образовательных организаций в профориентационной работе Свердловской области'

Межсетевое взаимодействие образовательных организаций в профориентационной работе Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Татьяна Михайловна

Профессиональная ориентация является общественной проблемой, и для ее решения недостаточно усилий первичных структурных подразделений. Эффективность профориентационной работы в регионе должна обеспечиваться целостной сетью учебных заведений, территориальных служб занятости, предприятий, администраций, средств массовой информации, общественных объединений и организаций, городских родительских комитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межсетевое взаимодействие образовательных организаций в профориентационной работе Свердловской области»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО

Межсетевое взаимодействие образовательных организаций в профориентационной работе Свердловской области

фомина

татьяна Михайловна, заведующая отделением областного центра координации профессионального образования свердловской области, Екатеринбург

Профессиональная ориентация является общественной проблемой, и для ее решения недостаточно усилий первичных структурных подразделений. Эффективность профориентационной работы в регионе должна обеспечиваться целостной сетью учебных заведений, территориальных служб занятости, предприятий, администраций, средств массовой информации, общественных объединений и организаций, городских родительских комитетов.

Большинство старшеклассников связывают уровень образования с достижением успеха в жизни.

В настоящее время в профессиональном образовательном пространстве Свердловской области происходит процесс систематизации работы по профессиональной ориентации. Все активнее проявляют себя центры развития профессиональной ориентации молодежи, содействия трудоустройству, предпрофильного и профильного обучения. Центры координируют сетевое взаимодействие среди субъектов, вовлеченных в про-фориентационную деятельность, устраняя их разобщенность. Территориальный и территориально-профильный принцип сетевого взаимодействия начинает преобладать на небольших территориях или в моногородах. Для сегмента региональной сети образовательных организаций, реализующих программы технического профиля, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование является одним из наиболее затратных (фондоемких), особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Мсследование подтвердило

В октябре-ноябре 2012 года Областным центром координации профессионального образования Свердловской области (ранее Ресурсным центром развития программ профессиональной ориентации молодежи) и Уральским федеральным университетом им. первого Президента России Б. Н. Ельцина в рамках соглашения о сотрудничестве было проведено маркетинговое исследование среди выпускников 9-х и 11-х классов школ Свердловской области (ответственный исполнитель — канд. соц. наук доцент И. В. Тесленко). В исследовании использовался уточненный и адаптированный

в связи со спецификой проводимого исследования вариант анкеты для мониторинга развития студенчества Свердловской области, проводимого специалистами кафедры социологии и социальных технологий Уральского государственного университета начиная с 1995 года.

Результаты исследования вызвали значительный интерес. Подтверждено, что большинство старшеклассников связывают уровень образования с достижением успеха в жизни. Учащиеся лицеев и гимназий намерены продолжить обучение в профильном классе, а ученики школ, расположенных на отдаленных территориях, планируют поступить в колледжи и техникумы. При этом почти все опрашиваемые считают, что необходимо менять систему профориентационной работы: увеличить объем сведений о мире труда и профессиях, сделать доступнее услуги по профессиональной диагностике и психолого-педагогическому консультированию, необходимы поддержка профессионального самоопределения, технологические и профессиональные практики [1].

Будущее за интеграцией

Большинство проблем профориентаци-онной деятельности невозможно решить без интеграции образовательного процесса колледжей и техникумов с практикой профессионального самоопределения старшеклассников, создания слаженной системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами, предполагающей объединение кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических и социальных ресурсов. Однако и сам процесс интеграции сопряжен с решением серьезных проблем, особенно в кадровой сфере.

Если раньше цель деятельности служб, предоставляющих услуги по профессиональной

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

ориентации, состояла в информировании людей с целью помочь принять решение, и квалификация работающих в них специалистов соответствовала цели, то сейчас такие службы предназначены для того, чтобы помогать становлению самодостаточных граждан, способных эффективно справляться с множественными изменениями в сфере занятости, ре-ализовываться профессионально. Возможный вариант решения проблемы — повышение квалификации службами занятости в аспекте информирования преподавателей о рынке востребованных профессий и специальностей, а сотрудников предприятий — о формах и методах ведения профориентационной работы.

Для организации межсетевого взаимодействия существуют информационные ресурсы. Образовательные учреждения и службы занятости создали и регулярно пополняют базы данных, аккумулирующие информацию о востребованных специалистах, рынках труда и тенденциях их развития, об изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки. Больше половины образовательных учреждений пользуются программами по профориентационной диагностике. однако в остальных программы не используются.

Ресурсные центры в полную силу реализуют педагогическую практику по вопросам профо-риентационной работы: создают нормативные документы, методическую продукцию, распространяют свой опыт профориентационной работы и способствуют использованию ресурсов профориентационного партнерства образовательных учреждений с профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением.

Важнейшими в решении проблемы интеграции образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников и взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами являются социальные ресурсы — налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и т. д. Сетевая организация, в рамках которой происходит совместное использование ресурсов, имеющихся в отдельных единицах сети, другими учебными заведениями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональных систем профессионального образования.

Ядром сетевого взаимодействия субъектов профориентации является план межведомственного взаимодействия по профориентацион-ной работе в современных условиях развития рынка труда на период 2012-2015 годов, утвержденный распоряжением Правительства Свердловской области от 28.08.2012 № 1706-РП.

Институциональное оформление региональной системы профессионального образования на основе сетевого принципа предполагает:

1) целевую концентрацию уникальных образовательных ресурсов в специализированных единицах сети;

2) обеспечение управленческими решениями использования ресурсов, сосредоточенных в одной единице сети, другими учебными заведениями (внутрисетевое взаимодействие);

3) организацию межведомственного взаимодействия сети учреждений профессионального образования с внешними по отношению к ней структурами и агентами (прежде всего с работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами).

Если раньше цель деятельности профориентации состояла в информировании людей с целью помочь принять решение, то сейчас такие службы должны помогать становлению самодостаточных граждан.

сетевая организация, в рамках которой происходит совместное использование ресурсов, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональных систем профессионального образования.

Не надо заниматься профагитацией

Взаимодействие внутри сетевого пространства дает возможность создания такого комплекса профориентационных услуг, который бы способствовал формированию у подростков профессионального самоопределения не только в соответствии с его желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, но и, самое главное, с учетом социокультурной, демографической и экономической ситуации каждой конкретной территории. Важно, чтобы такое взаимодействие складывалось на добровольной основе, только тогда можно достичь решения одной из основных задач при проведении профессионально ориентированных мероприятий — личностной направленности.

При взаимной деятельности на добровольной основе возрастает степень ответственности каждого участника процесса за конечный результат. При проведении системы профо-риентационных мероприятий недопустимо манипулирование сознанием самоопределяющегося человека. Только при совместном сотрудничестве, при обсуждении и поиске новых форм взаимодействия партнеры приходят к убеждению, что профессиональное самоопределение — не однодневный акт, а длительный процесс, навязанная же услуга по профориентации, которая превращается в «профагитацию», — это выкидывание усилий и денег на ветер.

Литература

1. Тесленко И. В. Портрет абитуриента 2013 года (выпускника школы, поступающего в учреждения СПО и ВПО): результаты исследования // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www. science-education.ru/110-9665.

Навязанная услуга по профориентации, которая превращается в «профагитацию», — это выкидывание усилий и денег на ветер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.