Научная статья на тему 'Основные направления реализации Концепции профориентационной работы в системе образования Свердловской области'

Основные направления реализации Концепции профориентационной работы в системе образования Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна, Герасимова Марина Анатольевна

Концепция профориентационной работы в системе образования Свердловской области была разработана в 2012 году научно-исследовательском коллективом, в который входили представители Российского государственного профессионально-педагогического университета, Института развития образования Свердловской области, Департамента службы занятости Свердловской области при участии Регионального ресурсного центра и учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна, Герасимова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации Концепции профориентационной работы в системе образования Свердловской области»

региональные модели

свердловская область

Основные направления реализации Концепции профориентационной работы в системе образования Свердловской области

пакалина

Елена Николаевна,

доцент кафедры профессионального образования ИРО, кандидат педагогических наук, Екатеринбург

сложившаяся система профориентационной работы не способствует успешной социально-профессиональной адаптации молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала

Герасимова

Марина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой профессионального образования Института развития образования, Екатеринбург

В концепции раскрыты основные подходы и организационно-педагогические аспекты профориентационной работы в системе непрерывного образования, а также представлена модель профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования. концепция разработана в соответствии со «стратегией социально-экономического развития свердловской области на период до 2020 года» в контексте модернизации и инновационного обновления традиционных секторов промышленности в регионе и развития новых приоритетных направлений экономики свердловской области. В соответствие с концепцией, центральным звеном про-фориентационной работы является система образования свердловской области.

требования дня

Анализ состояния системы развития кадрового потенциала свердловской области позволил выявить ряд проблем. отсутствует единая информационная система, обеспечивающая педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, что приводит к несогласованности действий учреждений разного уровня. Подготовка кадров для профориентационной работы не реализуется в полной мере. динамика кадрового

Концепция профориентационной работы в системе образования Свердловской области была разработана в 2012 году научно-исследовательском коллективом, в который входили представители Российского государственного профессионально-педагогического университета, Института развития образования Свердловской области, Департамента службы занятости Свердловской области при участии Регионального ресурсного центра и учреждений среднего профессионального образования.

обновления в системе профессионального образования, особенно среди мастеров производственного обучения, остается низкой. Мало разработанных и реализуемых на основе преемственности образовательных программ. Недостаточно используются педагогические технологии сопровождения профессионального самоопределения.

Недостаточно системно осуществляется преемственность в профориентационной работе в региональной системе непрерывного образования. Не разработана модель сетевого взаимодействия учреждений образования, служб занятости, социальных партнеров и работодателей для оптимизации ресурсов профориентационной работы на уровне муниципалитетов, округов, области. отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров профориентато-ров, профконсультантов, профдиагностов.

В целом сложившаяся система профориен-тационной работы не способствует успешной социально-профессиональной адаптации молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала.

Разрешение этих проблем напрямую связано с модернизацией системы образования свердловской области и профориентационной деятельностью учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, а также развитием их взаимодействия с социальными партнерами, работодателями, заказчиками образовательных услуг, государственными и социальными службами.

Профориентационная работа в современном обществе связана с рынком компетенций. Работодатели заинтересованы в таких выпускниках, которые обладают высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных, психолого-педагогических компетенций и информационно-коммуникационных умений, определяющих структуру компетенций профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация — это важнейшее условие освоения компетенций профессионального самоопределения. Все это задает новые требования к образовательной системе Свердловской области в направлении развития человеческого потенциала посредством профориентационной работы.

Предпосылки развития

Для дальнейшего развития профориен-тационной работы в системе образования Свердловской области имеются следующие предпосылки. Введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования. Через систему грантов, именных стипендий, премий осуществляется поддержка тех, кто достиг особых успехов в профессиональном обучении. Складываются новые формы социального партнерства образовательных учреждений и предприятий (Координационный совет по модернизации профессионального образования, советы учреждений, попечительские советы). Разрабатываются и реализуются программы допрофессиональной подготовки обучающихся учреждений общего образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования, а также программы профессиональной (казачьей) направленности в традициях уральского казачества (кадетское движение). Апробирована модель преемственности в профессионально-трудовой подготовке обучающихся с ограниченными возможностями; реализуются программы профессионального образования обучающихся из числа детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации).

Повышается активность участия работодателей в финансировании направлений модернизации профессионального образования (выплата стипендий, организация системы наставничества с выплатой зарплаты наставникам и практикантам в период производственной практики, ежегодное выделение финансовых средств на переоснащение производственных мастерских и кабинетов).

Значительная часть профориентационной работы осуществляется в системе дополнительного образования. В 135 учреждениях дополнительного образования работают кружки и секции ракетомоделирования, авиамоделирования, парашютного спорта, картинга, резьбы по дереву, радиомоделирования. В них занимается около 92 000 человек. В общеобразовательных учреждениях Свердловской области работает 644 кружка технической на-

правленности, количество обучающихся в них 10 698 человек.

Развивается сотрудничество образовательных учреждений, государственных и социальных служб со средствами массовой информации, используются различные формы имиджирования образовательных учреждений (выставки «Образование от А до Я», «ИННО-ПРОМ»).

В реализации программы Концепции участвуют многие субъекты. Эффективная организация профориентационной работы предполагает взаимодействие широкого круга участников: общеобразовательных учреждений и созданных на их базе служб профориентации; учреждений среднего и высшего профессионального образования и дополнительного образования и созданных на их базе центров профориентации и трудоустройства; муниципальных органов управления; общественных организаций; предприятий и организаций; служб занятости; средств массовой информации.

стратегия, концепция, программа

В Концепции определены общие принципы, которыми должны руководствоваться все субъекты профориентационной работы:

- сетевое взаимодействие учреждений, организаций;

- открытость и единство информационной среды;

- преемственность программ, условий, требований в процессах предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки, профессионального образования и повышения квалификации;

- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

- частно-государственное партнерство.

Концепция реализуется в рамках проектов развития единой системы профориен-тационной работы, создания оптимальной инфраструктуры для организации профориентации, развития информационной среды, обеспечивающей эффективную реализацию профориентации в системе непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов профориентационой работы.

1. Развитие единой системы профориентационной работы.

Субъекты профориентационной работы включаются в систему профориентационной работы по различным направлениям профессионального просвещения, социально-психологической, педагогической, информационной поддержки обучающихся на этапах профин-формации и профпропаганды; профессиональной диагностики; профессиональной консультации.

основные направления деятельности по профессиональной ориентации между различными субъектами необходимо организовать территориально в муниципалитетах, закреплять соглашениями о сотрудничестве, в которых точно определить обязанности сторон

региональные модели

свердловская область

При этом учитывается категория граждан, получающих данные услуги. Для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования главными видами профориентационной работы будут предпрофильная и профильная подготовка, дополнительное образование обучающихся (прежде всего технической направленности); для учреждений профессионального образования — дополнительное профессиональное обучение, контрактная подготовка, стажировки для выпускников, ярмарки вакансий; для службы занятости эффективны специальные программы содействия занятости выпускников, охватывающие различные категории обучающихся, краткосрочная профессиональная подготовка.

Основные направления деятельности по профессиональной ориентации между различными субъектами необходимо организовать территориально в муниципалитетах, закреплять соглашениями о сотрудничестве, в которых точно определить обязанности сторон.

2. Создание оптимальной инфраструктуры для организации профориентации.

Принцип сетевого взаимодействия предполагает наличие сетевой структуры центров профориентации. Именно они будут обеспечивать целенаправленную профориентационную работу в системе образования и взаимодействие субъектов профориентационной работы.

Центры (службы) профориентации могут создаваться на базе учреждений общего, дополнительного и профессионального образования. Муниципальные центры организуются на базе учреждений СПО (там, где они есть) или на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; окружные центры создаются на базе учреждений СПО. Решение о создании такого центра принимает Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Главным критерием надежности системы управления профориентацией является степень ее соответствия запросам рынка труда. Общее научно-методическое руководство профориентацией возлагается на центр профориентации, координация профориента-ционной работы и руководство ею на данной территории — на координационные советы соответствующего уровня. Они должны координировать деятельность служб профориентации предприятий, организаций и учреждений общего, профессионального и дополнительного образования. Система управления профориентацией предусматривает комплекс мероприятий для каждой из подсистем про-

особенно актуальным становится использование ресурсов дополнительного образования для профориентационной работы технической направленности.

именно центры профориентационной работы учреждений спо стали ступенью сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки и профильного обучения, ресурсом программно-методического обеспечения.

фориентации, устанавливает функциональные обязанности органов, служб, исполнителей, ответственных за работу по профориентации, определяет направления взаимодействия всех субъектов профориентационной работы.

Концепция предусматривает необходимость организации центров профориентационной работы, центров развития карьеры на базе наиболее творчески работающих образовательных учреждений среднего профессионального образования. Именно центры профориентационной работы учреждений среднего профессионального образования стали ступенью сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки и профильного обучения, ресурсом программно-методического обеспечения. Для оборудования центров привлекались как бюджетные средства, так и средства работодателей.

В настоящее время большинство обучающихся в списке профессиональных выборов и жизненных ценностей ставят возможность заниматься технической творческой деятельностью на одно из последних мест. Поэтому особенно актуальным становится использование ресурсов дополнительного образования для профориентационной работы технической направленности.

В областной целевой программе «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы основной акцент сделан на развитие образовательных программ в сфере высоких технологий и инноваций, в том числе робототехники и 3D моделирования, проектирования и моделирования систем управления производственными процессами и транспортными системами с использованием компьютерных технологий.

В ГБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей «Дворец молодежи» создано отделение дополнительного политехнического образования, целью которого является реализация региональной образовательной политики в области дополнительного образования в соответствии со стратегией и тактикой развития содержания дополнительного образования в части политехнической деятельности учащихся.

Необходимо расширить функции отделения в части привлечения более широкого круга субъектов профориентационной работы для осуществления управления и методического сопровождения профориентационной работы технической направленности во всех образовательных учреждениях области.

Привлечение учащихся к техническому творчеству, участию в областных мероприятиях, конкурсах, технических выставках является действенным способом подготовки школьников к сознательному выбору будущих профессий, к самостоятельной жизни.

Необходимо продолжить практику ежегодных областных мероприятий для школьников: фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (с введением дополнительных номинаций технической направленности); областных

соревнований по техническим видам спорта (авиамодельный, судомодельный, ракетомо-дельный, картинг); областного турнира юных изобретателей; областного этапа Всероссийской олимпиады по предметам: экономика, право, технология; областного конкурса школьных компаний; ежегодных областных выставок детского и юношеского технического творчества.

Для оптимизации профориентационной работы необходимо основой местных сетевых творческих объединений сделать творческие объединения политехнического отделения «Судомоделирование», «Авиамоделирование», фотостудия «Пиксель», «Программирование роботоконструктора», «Робототехника», «Ра-кетомоделирование».

Необходимо расширять сеть школ робототехники и информатики на базе учреждений дополнительного образования, учреждений общего и профессионального образования.

3. Развитие информационной среды, обеспечивающей эффективную реализацию профориентации в системе непрерывного образования.

Необходимо привлечение возможностей различных субъектов профориентационной работы, особенно средств массовой информации, для формирования единой информационной среды. Наиболее перспективным направлением является объединение информационных ресурсов по профориентации на едином сайте Департамента по труду и занятости, реализация медиа-проектов по формированию имиджа профессий и специальностей, востребованных рынком труда Свердловской области, в печатных средствах массовой информации, сети Интернет, на ТВ и радио. Необходимо рекламировать не только конкретные образовательные учреждения, но и повышать престиж востребованных в регионе профессий и специальностей, показывая современные предприятия, раскрывая возможности карьерного роста, подчеркивая важность и значимость их работы. На наиболее популярных у молодежи региональных радиоканалах планируются передачи профориентационной тематики, в том числе популяризирующие рабочие профессии.

Не менее эффективна и в то же время доступна реклама в сети Интернет. В Свердловской области функционирует портал «Образование Урала», на котором необходимо размещать информацию по профориентации.

4. Развитие системы частно-государственного партнерства в профориентацион-ной работе.

Основными формами участия работодателей в профориентационной работе должны стать: предоставление информации в единую информационную сеть о востребованных высокооплачиваемых рабочих профессиях, специальностях, о перспективе трудоустройства, подготовке кадров на производстве; предоставление мест производственных практик;

оказание финансовой поддержки модернизации учебного процесса в различных образовательных учреждениях; контрактная и целевая подготовка кадров, предоставление возможности повышения квалификации; реализация отраслевых и межведомственных проектов профориентационной направленности, проведение конкурсов, фестивалей, праздников; активное участие работодателей в Координационных советах по профориентации в муниципальных образованиях.

5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по профори-ентационой работе должна осуществляться в Институте развития образования Свердловской области.

Все проекты разработаны в контексте цели Программы, которая носит комплексный характер и имеет такие признаки, как множественность и сложность задач, измеримый конечный результат; ограниченность ресурсов (временных, человеческих, финансовых); наличие конкретного заказчика; достаточно короткие сроки реализации.

За 2012-2013 гг. в рамках первого этапа реализации Концепции профориентационной работы в системе образования Свердловской области были организованы и проведены:

1. Областная научно-практическая конференция «Профориентация в системе современного общества» в рамках первой сессии молодежного конгресса «Профессионал планеты. Эстафета поколений».

2. Областной конкурс «Профориентация в системе непрерывного образования» на лучшее освещение в электронных и печатных СМИ темы профориентации.

3. Областной конкурс профессионального мастерства педагогов-профориентологов.

4. Областной конкурс программно-методического обеспечения профессионального самоопределения обучающихся среди учреждений общего, профессионального, дополнительного образования.

Была реализована дополнительная программа повышения квалификации педагогических работников «Профориентация и профилиза-ция в системе непрерывного образования».

Был разработан комплект методического

обеспечения профориентационной работы. ***

Институт развития образования является экспериментальной площадкой ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в системе образования Свердловской области на основе многоуровневой системы центров и служб профориентации в условиях развития инновационно-образовательных кластеров».

Таким образом, наличие стратегии, воплощенной в Концепции и Программе, создает перспективы оптимизации профориентацион-ной работы в Свердловской области.

Необходимо привлечение возможностей сМи для формирования единой информационной среды. Наиболее перспективным направлением является объединение информационных ресурсов по профориентации на едином сайте Департамента по труду и занятости, реализация медиа-проектов по формированию имиджа профессий и специальностей, востребованных рынком труда, в печатных сМи, сети интернет, на тв и радио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.