Научная статья на тему 'Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в Кемеровской области'

Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / профориентация обучающихся / профессиональное самоопределение / modernization / the professional orientation of students / professional selfdetermination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина Ирина Александровна

В статье рассматривается понятие «модернизация», поднимаются вопросы модернизации российского образования и профессиональной ориентации обучающихся Кемеровской области в аспекте реализации ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERNIZING OF VOCATIONAL GUIDANCE of STUDENTS in KEMEROVO REGION

The article deals with the concept of «modernization», questions of modernization the Russian education and vocational training students Kemerovo region in terms of the implementation of «KRIRPO» activity of federal experimental platform FGAU «FIED» on organizational and pedagogical support of professional self-determination of students of general and vocational education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в Кемеровской области»

удовлетворенность самореализацией, 53 % студентов с низким уровнем. Низкие баллы по этой шкале отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни. В шкале локус контроля-Я (Я — хозяин жизни) высокие баллы (20 %) соответствуют представлению студентов о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Такое же количество респондентов с высокими баллами в шкале локус контроля — жизнь или управляемость жизни, они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать.

В деятельностно-практическом критерии в качестве диагностического инструмента представлена методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов, автор Т. Д. Дубовицкая (рис. 3). Высокие показатели по тесту (51 %) свидетельствуют о том, что студенты стремятся к овладению избранной профессией, получаемая специальность нравится им; они хотят в будущем работать по ней и совершенствоваться; в свободное время занимаются делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеют круг знакомых — специалистов в области избранной профессии; считают свою профессию делом своей жизни.

Анкета «Уровень адаптированности» показала также высокие результаты — 80 %. Основная часть студентов как Ленинск-Кузнецкого

политехнического техникума, так и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического характеризуется уверенностью в себе, снижением уровня тревожности, эмоциональной уравновешенностью, доминированием мотивации достижения успеха, что также проявляется в групповой сплоченности, желании обращаться за помощью к педагогам, сокурсникам и активно помогать отстающим.

Средний уровень имеют 20 %, что свидетельствует об адекватной самооценке, среднем уровне способностей, адекватной реакции на перемены в себе и учебной среде, достаточном самоконтроле, положительной мотивации к дальнейшему обучению. Низкий уровень адаптации студентов отсутствует.

В целом по итогам эксперимента можно сделать вывод, что студенты адекватно реагировали на проведение диагностического исследования. Результаты двух образовательных организаций имеют незначительные отличия.

Рабочей группой Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума выделены направления, которые необходимо учесть в проведении формирующего этапа эксперимента:

— повышение информированности студентов о сфере будущей профессиональной деятельности;

— формирование готовности к построению личной профессиональной перспективы;

— создание условий для овладения профессиональными компетенциями и перехода из социальной позиции обучающегося в позицию работника/специалиста.

УДК/uDC 37.047(571.17) И. А. Килина

I. Kilina

современное состояние профессиональной ориентации

ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

PROBLEMS OF MODERNIZING OF VOCATIONAL GuIDANCE OF STuDENTS

IN KEMEROVO REGION

В статье рассматривается понятие «мо- экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»

дернизация», поднимаются вопросы модер- по организационно-педагогическому сопро-

низации российского образования и про- вождению профессионального самоопре-

фессиональной ориентации обучающихся деления обучающихся общего и профессио-

Кемеровской области в аспекте реализации нального образования.

ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной The article deals with the concept of

«modernization», questions of modernization the Russian education and vocational training students Kemerovo region in terms of the implementation of «KRIRPO» activity of federal experimental platform FGAU «FIED» on organizational and pedagogical support of professional self-determination of students of general and vocational education

Ключевые слова: модернизация, профориентация обучающихся, профессиональное самоопределение.

Keywords: modernization, the professional orientation of students, professional self-determination.

Актуальность модернизации образования подчеркивает тот факт, что в настоящее время она является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования рассматривается как комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это пересмотр принципов функционирования системы образования, изменение в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, образовательном мировоззрении. Термин «модернизация» многоаспектен. Так, в общем смысле «модернизация» выступает как синоним прогрессивных социальных изменений. В данном случае аналогами понятия в политической, социальной, экономической теории выступают следующие термины: «осовременивание», «инновационные преобразования», «переходное развитие», «современность», — означающие комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций.

В целом «модернизация» трактуется как внутренне противоречивый и многоплановый процесс, основанный на дифференциации социальных структур, экономических ролей, политических институтов, ценностных ориен-таций и поведенческих стереотипов, сопровождающийся их интеграцией на основе как традиционных, так и новых синтетических ценностей [4; 5].

С данной позиции модернизация образования включает в себя:

• формы перехода от одной образовательной парадигмы к другой;

• механизмы, посредством которых осуществляется модернизация (реформы, контрреформы);

• трансформацию инструментов осуществления преобразований;

• ментальную готовность педагогического сообщества к соответствующим изменениям;

• распространение модернизации образования на другие сферы общественного сознания [5].

М. В. Богуславский понимает модернизацию образования как процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям, создание новых образовательных институтов, модификацию старых с учетом каналов для эффективного диалога между обществом и государством, развитие нового демократического типа взаимодействия в сфере образования. Стратегия модернизации образования — это установленная на достаточно длительный период совокупность норм (ориентиров, направлений, сфер, способов и правил) деятельности по достижению заданных показателей, обеспечивающих развитие конкурентоспособного образования на основе ключевых традиционных преимуществ национальной педагогики.

Он пишет, что документы, имеющие стратегический характер, должны содержать:

1) общую концепцию того, как достигаются цели реформирования образования, решаются актуальные проблемы и распределяются необходимые ресурсы;

2) обобщенную модель долгосрочных действий, необходимых для достижения поставленных целей; констатацию того, какой власть хочет видеть систему образования, какое направление системы образования трактуется как ведущее; и постулирование общих способов того, как власть собирается это сделать;

3) подходы к объединению всех ступеней системы образования в единое целое, которые охватывают все основные аспекты организации системы образования, обеспечивают совместимость всех частей планов, подразумевают выстраивание партнерских отношений основных участников процессов реформирования, и определение их целей и ценностей в предстоящей деятельности, налаживание конструктивного диалога между всеми субъектами образовательного пространства;

4) интегрированную модель действий, направленных на достижение целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемых для определения основных направлений модернизационной деятельности;

5) «маршрут следования», обеспечивающий внутреннюю скоординированность действий по достижению намеченных результатов. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами программ является одним из главных условий успеха модернизации [1].

В. И. Панарин считает, что в первую очередь необходимо провести социальную модернизацию, включающую повышение уровня образования и просвещения, возрождение трудовой морали как одного из факторов интеграции общества. Сформировать осознание того факта, что образованию сегодня важно обучить и воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по глобальным проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, коммуникации и др. [3].

С этой позиции интерес для центра профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) ГОУ «КРИРПО» представляют проблемы и перспективы решения вопросов модернизации профориентации, под которой нами понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы профессиональной ориентации подростков и молодежи в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественной профориентации, а также изменения в содержании, технологии и организации профориентационной деятельности.

В рамках модернизации профориентации как одного из направлений модернизации образования в настоящий момент, согласно государственному заданию, ФГАУ «ФИРО» разработана концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. В данной концепции отмечается, что для современной России характерно сосуществование нескольких различных социокультурных типов (укладов) общества.

1. Традиционное общество, в котором самоопределение личности остается невостребованным, поскольку маршрут социализации достаточно жестко задан сословными или го-

сударственными требованиями.

2. Развивающееся общество индустриального типа, в условиях которого становится возможным профессиональное самоопределение личности. Оно реализуется, как правило, в форме разового выбора одной из множества достаточно жестких карьерных траекторий, набор которых определяется потребностями экономической сферы.

3. Постиндустриальное общество, в котором социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс [2].

Процесс общей социально-экономической модернизации (понимаемой как смена социокультурных типов общества) в современной России далек от завершения, а, соответственно, результативность, как во многих случаях и сама возможность реализации новых подходов в сфере профориентации, в значительной степени зависит от хода модернизации.

Следует отметить, что в современных исследованиях акцент переносится на циклическую природу процесса модернизации. Процессам модернизации как в образовании, так и в профориентации присущи ускорение и замедление, своего рода волны, специфическим образом их ритмизирующие в каждом конкретном случае. Например, актуальность профориентации была характерной чертой для российского образования в 1970-1980 гг. Так, в 1970-х гг. появились труды Е. А. Климова, который разработал теоретические и методические основы про-фессиографии, выбора профессии. Его классификация профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа» — стала «классическим стандартом» профконсуль-тантов в России.

В 1980-е гг. были созданы региональные центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах — пункты профкон-сультации, центры профориентации молодежи, в том числе в Кемеровской области. В 1984 г. вышло постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где внимание уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Положительным моментом стало введение обучения детей с 6 лет при сроке обучения 11 лет,

для учащихся 8-11-х классов — факультативов по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов, учащихся 10-11-х классов — трудовой подготовки по ряду профессий, курса «Основы производства. Выбор профессии». Большое внимание уделялось вопросам подготовки профконсультантов, которая осуществлялась на базе Госкомтруда. В 1986 г. создается государственная служба профориентации молодежи, разрабатываются новые подходы к организации и методике профконсультирования. Таким образом, данный период ознаменовал возрождение и развитие школьной профориентации.

В 1990-е гг. наблюдается спад проф-ориентационной работы в связи с возникновением вопроса подчинения школьной профориентации: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Сократилось финансирование школы в области профориентации. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения в Российской Федерации», где школьная профориентация фактически переводилась из школы в службу занятости и коммерческие структуры в качестве «профотбора персонала». В середине 1995 г. принято постановление правительства «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», в котором речь шла о стратегии создания общенациональной психологической службы, развитии психологической службы в России. На основе данного постановления 27 сентября 1996 г. принято положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, в котором представлены понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.

В настоящее время функционирование системы профессиональной ориентации на уровне теории и практики требует значительного обновления, что соответствует задачам модернизации профориентации — повышению доступности, качества и ее результативности.

Так, в концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования отмечается, что современный этап состояния профориен-

тационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем, например отсутствием государственной координации процессами сопровождения профессионального самоопределения, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно, качественные профориентацион-ные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся. В образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах, где ведется профо-риентационная работа с обучающимися, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов, преобладает «мероприятийный» подход. Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения, которые распределены по различным должностям работников системы образования. Также отсутствует специальная подготовка квалифицированных кадров в данной области [2]. Выявленные проблемы подчеркивают актуальность процессов модернизации системы профориентации обучающихся.

С одной стороны, новые приоритеты образования, определенные федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, требуют от педагогов овладения умением организации и проведения проф-ориентационной работы с обучающимися, формирования у них готовности и способности к саморазвитию и личностному, профессиональному самоопределению, с другой стороны, фактически отсутствует система подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации. На наш взгляд, важным условием модернизации профориентации является овладение педагогами и обучающимися современными формами и методами профориентации в целом, методами профориен-тационной диагностики, консультирования, просвещения в частности. Все это требует решения проблемы повышения квалификации педагогов, стимулирования их участия в профориентационной деятельности образовательной организации (ОО), муниципалитета, региона с целью овладения опытом профориентационного планирования, спосо-

бами внедрения алгоритмов профориентаци-онной деятельности, современных профори-ентационных форм, методов и приемов.

По итогам мониторинга состояния профориентации обучающихся Кемеровской области 2012 г. ряд образовательных организаций оценивают значимость системного подхода к организации профориентационной деятельности на низком и среднем уровнях, отмечают, что мероприятия часто носят разовый характер, не осуществляется мониторинг результативности. Основная часть участников мониторинга (более 80 %) считают, что профориентация осуществляется на системном уровне, проблем в ее организации не существует, либо они решаются по мере необходимости. Следует отметить, что ОО не всегда учитывает уровень возникающих проблем, которые относятся в основном к типичным методическим и организационным проблемам, например обеспечение транспортом проведения экскурсий на предприятия, методическими разработками профориентационных уроков, факультативов и т. п. По результатам мониторинга «Состояние сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области», проведенного центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» в 2014 г. среди специалистов, ответственных за профориентаци-онное направление (629 человек), участники определяют как основные: кадровую проблему (17 % респондентов), отсутствие понимания со стороны работодателей, социальных партнеров (16 %) и финансовые (15 %). На четвертом месте отмечается координационная проблема, связанная с реализацией системного подхода к организации профориентации обучающихся на региональном, муниципальном, локальном уровнях (8 % респондентов). По 7 % участников выделили такие проблемы, как информационные и методические. При этом 25 % респондентов считают, что у них нет проблем в организации и проведении про-фориентационной работы, сопровождении профессионального самоопределения обучающихся.

Мы считаем, что для решения выявленных в ходе мониторинга проблем необходимо осуществлять модернизацию профориентации образовательных организаций разного типа в Кемеровской области, предполагающую:

— широкое профессиональное обсуждение оптимальных путей перехода к системной организации профориентации региона (разработка локальных нормативных документов ОО на основе утвержденных в июне 2014 г. департаментом образования и науки Кемеровской области: Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области; Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области; Примерного положения о деятельности профконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области; Типового положения об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров; Примерных функциональных обязанностей профконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области), а также профориен-тационных программ, планов и др.);

— экспертное рассмотрение профори-ентационных программ, методических материалов, реализуемых педагогическими коллективами, в том числе и проводимых ГОУ «КРИРПО» конкурсов профориентационных методических материалов «ПРОФориентир»;

— повышение квалификации педагогов по вопросам проведения профориентации обучающихся и их родителей, мониторинга результативности профориентационной деятельности, психолого-педагогическим аспектам профориентации.

Проблемы модернизации профориентации и пути их решения являются предметом не только теоретического обсуждения, но и в практике. Так, в ГОУ «КРИРПО» предложен механизм оказания педагогам практической помощи по решению актуальных проблем посредством курсов повышения квалификации (дополнительные профессиональные программы: «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения», «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи», «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих

профессий» и др.), семинаров, тематических консультаций. По результатам мониторинга «Состояние сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области» востребованной формой повышения квалификации является семинар (37 % респондентов), 24 % участников отметили тематическую консультацию, вебинар — 17 %, курс повышения квалификации — 11%, индивидуальную консультацию — 9 %, по 1 % респондентов хотели бы принять участие в круглом столе по систематизации взаимодействия «школа — техникум — предприятия». При этом оптимальной формой ими определены онлайн-мероприятия без отрыва от производства. В связи с этим нами реализуются вебинары, форумы, основной целью которых является развитие информационной культуры педагогов, повышение уровня их профессиональной компетенции в области профориентации.

Большое внимание уделяется вопросам модернизации профориентации участниками федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» (тема «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования»), в состав которой, наряду с сотрудниками института, вошли школы, техникумы, центры научно-методический и психолого-медико-социального сопровождения, Центр развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК-Кузбасс» Ленинск-Кузнецкого городского округа. Нами разработаны нормативно-правовые документы в помощь организации профориентации обучающихся общего и профессионального образования; организационная (региональная, муниципальная) и психолого-педагогические модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; критерии и показатели результативности апробации данных моделей; критерии и показатели сформирован-ности профессионального самоопределения обучающихся; алгоритм профориентацион-ной работы с обучающимися и их родителями и др. Результаты работы экспериментальной площадки широко освещаются в ходе веби-наров, семинаров, научно-практических конференций разного уровня.

В настоящее время нами планируется:

— во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современной профориентации, путей их решения, стимулируя тем самым процессы модернизации и развития профориентации обучающихся региона;

— во-вторых, апробировать разработанные нами региональную модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования, алгоритм деятельности профкон-сультанта на примере Ленинск-Кузнецкого городского округа;

— в-третьих, провести мониторинг состояния профориентации образовательных организаций, муниципалитета с целью корректировки и повышения результативности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

— в-четвертых, обеспечить возможность более широкого информирования образовательного сообщества о задачах и ходе процессов модернизации профориентации региона, готовить педагогические коллективы к ее осуществлению.

Последняя задача имеет для нас особое значение, так как модернизация системы профориентации невозможна без вовлеченности в нее педагогических коллективов образовательных организаций разного типа, без организации межведомственного взаимодействия системы образования с предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятости при решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся, повышения квалификации педагогов-профконсультантов.

1. Богуславский М. В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования. - 2013. - № 4. - С. 5-18.

2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] / Педсовет.огд, 2012. — URL: http://pedsovet.org/ forum/topic10348.html.

3. Панарин В. И. Модернизационные процессы в образовании и обществе: всеобщее, общее и особенное // Философия образования. — 2012. — № 5 (44). — С. 20-28.

4. Проскурякова Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. — 2005. — № 7. — С. 153-165.

5. Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 3-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.