Инновации в системе профориентации Кемеровской области
КИЛИНА
Ирина Александровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Кемерово
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы инновации профессиональной ориентации обучающихся Кемеровской области в аспекте реализации Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования деятельности федеральной экспериментальной площадки по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования
Ключевые слова:
инновации, профориентация обучающихся, профессиональное самоопределение
БРОДТ
Татьяна Валентиновна,
методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Кемерово
Цель современного образования — обеспечение конкурентоспособности человека на рынке труда в течение активного периода жизни. Один из важных факторов ее достижения — создание инновационной системы образования, ориентированной на воспитание инновационного человека (homo innovaticus), способного к творческой деятельности, направленной на получение новых знаний в интересах развития общества.
Модернизация образования рассматривается как комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это пересмотр принципов функционирования системы образования, изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, образовательном мировоззрении [1]. Под модернизацией профориентации нами понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы профессиональной ориентации подростков и молодежи в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественной профориентации, а также изменения в организации, содержании, технологии профориентационной деятельности.
Проблемы старые и новые
В рамках модернизации профориентации Федеральным институтом развития образования разработана «Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования». В документе подчеркивается, что для современной России характерно сосуществование нескольких различных социокультурных типов (укладов) общества, но именно в постиндустриальном обществе социальное и профессиональное самоопределение выступит одним из центральных механизмов социально-экономического развития [2].
Процесс общей социально-экономической модернизации (понимаемой как смена социокультурных типов общества) в современной России далек от завершения. В то время как результативность, а во многих случаях и сама возможность реализации новых подходов в сфере профориентации, в значительной степени зависит от хода модернизации, развития инновационной профориентационной деятельности, направленной на повышение ее доступности, качества и результативности.
Также в документе отмечается, что современному этапу профориентационной работы в РФ присущи противоречивость, сочетание застарелых и относительно новых проблем. Среди них:
- отсутствие государственной координации процессов сопровождения профессионального самоопределения, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно, качественные профо-риентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся;
- профориентационная работа в образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов с преобладанием «мероприя-тийного подхода»;
- кадровые проблемы профориентационной сферы связаны с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения, которые распределены по различным должностям работников системы образования, отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области.
Эти проблемы характерны для основной части регионов России [3].
Основные тенденции
По итогам мониторинга состояния системы профориентации в Кемеровской области 2012 года были выявлены следующие тенденции.
Ряд образовательных организаций оценили значимость системного подхода к организации профориентационной деятельности на низком и среднем уровнях, отметили, что мероприятия зачастую носят разовый характер, не осуществляется мониторинг результативности. Основная часть участников мониторинга (более 80%) указали, что профориентация осуществляется на системном уровне, проблем в ее организации не существует, либо они решаются по мере необходимости. Следует отметить, что образовательные организации не всегда учитывают уровень возникающих проблем, которые в основном сводятся к типичным методическим и организационным, например, вопросы обеспечения транспортом проведения экскурсий на предприятия, методические разработки профориентационных уроков, факультативов и т. п.
По результатам мониторинга «Состояние сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области», проведенного центром профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования в 2014 году среди специалистов, ответственных за профориента-ционное направление (629 человек), участники определили как основные проблемы:
- кадровую (17% респондентов);
- отсутствие понимания со стороны работодателей, социальных партнеров (16% респондентов);
- финансовую (15% респондентов);
- координационную, связанную с реализацией системного подхода к организации профориентации обучающихся на региональном, муниципальном, локальном уровнях (8% респондентов);
- информационную (7% респондентов);
- методическую (7% респондентов).
При этом 25% респондентов заявили, что у них нет проблем в организации и проведении профориентационной работы, сопровождении профессионального самоопределения обучающихся.
Федеральная экспериментальная площадка
Для решения выявленных в ходе мониторинга проблем в 2013/2014 учебном году в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования была создана федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопре-
деления обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования». Среди основных задач деятельности площадки: разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования и критериев, показателей ее результативности, инновационных форм, методов (технологий) профориентационной работы, научно-методического сопровождения деятельности специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях, и др.
В настоящее время центром профориентации и постинтернатного сопровождения осуществляется апробация разработанной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования. Под ней понимается последовательность организационных, психолого-педагогических форм профориен-тационной работы специалиста, ответственного за профориентацию, с обучающимися и их родителями (законными представителями), что обеспечивает комплексное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и координацию взаимодействия всех участников процесса сопровождения.
На подготовительном этапе эксперимента участниками была определена необходимость создания двух моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: организационной и психолого-педагогической. В организационной модели представлены субъекты сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: администрация Кемеровской области и муниципалитетов; региональный (межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи) и муниципальные координационные советы по профессиональной ориентации обучающихся; департамент образования и науки Кемеровской области, департамент труда и занятости населения Кемеровской области; управление образования; образовательные организации разных типов и социальные партнеры (см. рис.).
Организационная модель предполагает ответы на вопросы «что и кто?»: «что делается в области сопровождения профессионального самоопределения», и «кто отвечает за эту деятельность и каковы его функции»?
При описании данной модели учитывается следующее:
- общее описание организации деятельности в области сопровождения, цель, задачи, направления и др., включая нормативные документы.
Нами разработаны:
- Примерное положение о работе по про-
В постиндустриальном обществе социальное и профессиональное самоопределение станет одним из центральных механизмов социально-экономического развития
Профориентацион-ная работа в образовательных учреждениях нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов
В 2013/2014 учебном году в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования создана федеральная экспериментальная площадка
фессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области; Примерное положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области; Примерное положение о деятельности профконсуль-танта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области; Типовое положение об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров; Примерные функциональные обязанности профконсультан-та в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области. Перечисленные документы в 2014 году утверждены департаментом образования и науки Кемеровской области;
- механизмы взаимодействия образовательных организаций разных типов, в том числе социального партнерства образовательных организаций общего, профессионального, дополнительного образования, предприятий экономической, социальной сферы, служб занятости и др.;
- мониторинг результативности реализации организационной модели сопровождения про-
фессионального самоопределения обучающихся на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации.
Системная профориентация «школа — техникум — предприятие»
В психолого-педагогической модели основными субъектами сопровождения являются: ответственный за профориентацию (проф-консультант) и обучающийся, его родители (законные представители), что соответствует уровню образовательной организации. Описание данной модели включает: цель, задачи, принципы, направления деятельности ответственного за профориентацию, алгоритм его работы, формы и методы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, перечень документации по реализации сопровождения, критерии и показатели результативности деятельности специалиста, ответственного за профориентацию, критерии и показатели сформированности уровня профессионального самоопределения школьников и студентов.
Выступая в качестве оппонентов А. Р. Усма-нова, отметим, что мы не «ограничиваем набор направлений работы». При условии, что от-
дельной штатной единицы «профконсультант» в образовательных организациях нет, данные функциональные обязанности распределены между членами педагогического коллектива. Однако в модели, планах работы, в самой деятельности ответственных за профориентацию реализуются основные направления: профин-формирование, профдиагностика, профкон-сультирование, профвоспитание, психолого-педагогическая поддержка и др.
Для того чтобы системно осуществлять профориентацию «школа — техникум — предприятие», апробировать разработанные модели на примере отдельно взятого муниципалитета, в работу экспериментальной площадки были включены субъекты сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа: Ресурсный центр профессионального самоопределения старшеклассников, средняя общеобразовательная школа № 1, основная общеобразовательная школа № 73, Ленинск-Кузнецкий технологический техникум, Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж, Центр психолого-медико-социального сопровождения, Научно-методический центр, Центр развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК-Кузбасс». На данный момент в образовательных организациях проведены констатирующие эксперименты по выявлению уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся на начало и конец учебного года, формирующий эксперимент по апробации алгоритма, инновационных профориентационных практик, осуществляется мониторинг результативности реализации
организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Разработанные модели сопровождения профессионального самоопределения, нормативные документы, алгоритм деятельности профконсультанта, подобранные и реализованные современные активные формы и методы профориентации (профессиональные пробы, мастер-классы, кейс- и проектные технологии, интерактивные профориентационные уроки, квест- и деловые, ролевые игры, виртуальные экскурсии на предприятия и в профессиональные образовательные организации, онлайн-форум и др.), осуществление мониторинга результативности профориентационной работы — все это выступает инновацией для систем образования и профориентации Кемеровской области.
Литература
1. Богуславский М. В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. -№ 4. — 2013. — С. 5-18.
2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] / Педсовет.ог§, 2012. — Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic10348. html.
3. Усманов А. Р. Система профессионального самоопределения: региональный уровень / А. Р. Усманов // Профессиональное образование. Столица. — № 4. — 2015. — С. 16-19.
1Пмтпа 19 ПП Международный выставочный центр I и ИЮЛИ, I ¿.ии «Екатеринбург-Экспо», зал № 8
Итоговое заседание по формированию Справочника востребованных и перспективных профессий
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:
Требования к компетенциям работников — представителей профессий промышленного сектора Критерии оценки квалификации специалистов на соответствие профессиональным стандартам, взаимодействие систем профессиональных и образовательных стандартов
Выделение 50 наиболее перспективных профессий и специальностей для подготовки в системе среднего профессионального образования
В ЗАСЕДАНИИ ПРИМУТ УЧАСТИЕ: Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ; Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей; директора по персоналу крупнейших российских промышленных предприятий.