ГЕОЭКОНОМИКА И ГЕОПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
АБДУЛМАНАПОВ СТ.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Анализируются основные факторы, дестабилизирующие ситуацию в национальных республиках Северного Кавказа. В частности, рассматриваются проблемы захвата власти кланово-семейными структурами и их сращивание с теневой экономикой, а также влияния религиозного фактора на экономику и социально-политическую ситуацию в регионе. Раскрываются направления организации межрегиональной экономической интеграции в рамках Северокавказского федерального округа, анализируются ключевые проблемы и приоритеты развития Северо-кавказского федерального округа, предлагается комплекс мер по стимулированию развития инновационных производств и интеграционных связей врегионах Северного Кавказа.
ABDULMANAPOV S.G
INTER-REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION ON NORTHERN CAUCASUS: THE ANALYSIS OF PROBLEMS AND DEVELOPMENT
PROSPECTS
The major factors destabilizing a situation in national republics of the North Caucasus are analyzed. In particular, problems of capture of the power by klanovo-family structures and their merging with shadow economy, and also influences of the religious factor on economy and a sociopolitical situation in region are considered. Directions of the organization of inter-regional economic integration within the limits of the North Caucasian federal district reveal, key problems and priorities of development of the North Caucasian federal district are analyzed, the series of measures on stimulation of development of innovative manufactures and integration communications in regions of the North Caucasus is offered.
Ключевые слова: Северный Кавказ, экономическая интеграция, мезорегион, геополитические факторы развития, приграничное сотрудничество, угрозы регионального развития, межрегиональное взаимодействие.
Keywords: the North Caucasus, economic integration, mesoregion, geopolitical factors of development, frontier cooperation, threats of regional development, inter-regional interaction.
Экономические и политические преобразования, осуществляемые в России за последние 15-20 лет, отразились на социально-экономических про-
цессах в субъектах федерации, что потребовало изменения региональной экономической политики. Стала очевидным необходимость активизации экономических и социальных реформ, осуществляемых на региональном уровне в направлении обеспечения экономического роста и социальной стабильно -сти. В ряду объективных и субъективных причин наиболее острой остается проблема формирования и практического осуществления региональных программ реформирования управления экономикой в регионах Северного Кавказа.
Северный Кавказа представляет собой сложнейший конгломерат не -схожих языков, антропологических и культурных типов, религий, социальных и политических традиций. Но при этом многие авторы совершенно справедливо говорят о культурно-исторической общности населяющих его народов. Малоземелье, скудость ресурсов, климатическая суровость и общая небезопасность исконной кавказской жизни породили в их среде неосознанную (или полуосознанную) стратегию совместного выживания, издревле создавали у кавказских народов вынужденные миграционные установки - от эпизодических сезонных кочевок и отходничества до многомиллионных стабильных миграций [7, с. 164-165]. В геополитическом отношении Северный Кавказ - одна из наиболее проблемных и уязвимых частей Российской Федерации. Его значение традиционно определялось промежуточным положением на стыке культур и цивилизаций, на перекрестке транспортных путей Восток - Запад, Север - Юг [6, с. 157].
События последних полутора десятилетий подтвердили общезначимый вывод о том, что резкое ухудшение экономического положения населения неизбежно ведет к росту социальной напряженности и конфликтности. На территории Российской Федерации это особенно сказалось на положении республик Северного Кавказа, ставших после распада СССР зоной повышенной конфликтности. Здесь в наибольшей степени, в том числе и на низовом уровне, проявилось социальное расслоение многоэтничных формирований на фоне прекращения деятельности государственных экономических структур, резко снизившейся управляемости обществом, массовой безработицы, тотальной коррупции и криминализации хозяйственной деятельности. Разбуженные в начале 1990-х годов и не подкрепленные экономически потребности в демократии, политической свободе и национальной самостоятельности стали обретать формы межэтнических и межнациональных противоречий и конфликтов, стремления к этническому сепаратизму и перекройке существующих территориальных единиц [10, с. 46-47].
На состоянии хозяйственного комплекса Северокавказского региона тяжело сказалась дестабилизация на протяжении последних полутора десятилетий социально-экономической обстановки, обусловленная разрывом хозяйственных связей после распада СССР, низкой конкурентоспособностью производства в рамках государственной экономики и, особенно, войной в Чечне и наличием других «ползучих» конфликтов. По оценке специалистов, без структурной перестройки экономики ожидать улучшения деятельности в
производственном комплексе региона не приходится, а структурная перестройка требует крупных капиталовложений [10, с. 49].
Проблемой номер один для всех Северокавказских национальных республик становится захват кланово-семейными структурами власти и их сращивание с теневой экономикой. Теневой сектор на юге России, по оценке бывшего полпреда президента РФ в ЮФО Дмитрия Козака, в 2006 году составлял в среднем 30%, а по некоторым республикам за 70%: Северная Осетия - 80%, Ингушетия - 87%, Дагестан - 75% [см. 9].
Кроме того, сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали экономические и политические ресурсы. Во всех Северокавказских республиках руководящие должности в органах власти наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции [см. 11].
Таблица 1.
Инвестиционный потенциал регионов СКФО в 2008-2009 годах [см. 12]
Ранг по- Ранг Регион Доля в об- Изменение Изменение
тенциала риска, (субъект федерации) щероссий- доли в по- ранга по-
2008 2007 2008- ском по- тенциале, тенциала,
- - 2009 тенциале, 2008-2009 2008-2009
2009 2008 гг. 2008-2009 гг./2007- гг./2007-
гг. гг. гг. (%) 2008 гг. (%) 2008 гг.
24 23 16 Ставропольский коай 1,089 0,006 -1
35 34 76 Республика Дагестан 0,873 0,050 -1
60 66 69 Республика Северная Осетия - 0,567 0,128 6
Алания
63 68 64 Кабардино-Балкарская Респуб- 0,519 0,101 5
лика
70 77 83 Чеченская Республика 0,406 0,174 7
76 76 73 Карачаево-Черкесская Респуб- 0,335 0,089 0
лика
78 78 82 Республика Ингушетия 0,312 0,110 0
Другим геополитическим фактором дестабилизации обстановки на Северном Кавказе является так называемый «религиозный фактор». Наиболее серьезный вызов сложившемуся на Северном Кавказе правопорядку исходит от радикальных направлений исламского (шариатского) государства, направленных на разрушение традиционных национальных культур горских народов и бросающих вызов Северокавказским властным элитам, ориентированным на Россию. По мнению ученых-исламоведов, победить радикальный ислам можно, только опираясь на силы традиционного для Северного Кавказа гуманистического ислама, хотя и в этом случае религиозный фактор не может стать главным средством достижения политической стабильности [6, с. 176]. Учитывая сложность социально-экономического положения и межэтнического противостояния в Северокавказском регионе, местные и центральные вла-
сти рано или поздно вынуждены будут прийти к выводу, что предотвратить дальнейшее расширение исламского экстремизма на путях общественного диалога намного разумнее, чем бороться с ним силовыми методами.
Вышеотмеченное привело к тому, что регионы СКФО располагаются в рейтинге регионов по инвестиционному климату в 2008-2009 годах среди групп с «Пониженным потенциалом и высоким риском (группа 3С1)» (Республика Дагестан), «Незначительным потенциалом и высоким риском (группа 3С2)» (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия -Алания) и «Низким потенциалом и экстремальным риском (группа 3Б)» (Республика Ингушетия, Чеченская Республика). Единственным субъектом с относительно высоким инвестиционным рейтингом в составе СКФО является Ставропольский край - входит в группу регионов 3В1 (Пониженный потенциал - умеренный риск). Инвестиционный потенциал и ранг инвестиционных рисков регионов СКФО приведены в таблице 1.
В условиях глобализации и международной интеграции главным условием обеспечения устойчивого развития регионов СКФО становится тесное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов внутри мезорегио-на (СКФО) в целях кластеризации экономики и формирования конкурентоспособных секторов. В научной литературе можно встретить различные подходы к процессу организации межрегиональной интеграции. Анализ различных позиций показывает необходимость учета при управлении интеграционными процессами следующих групп факторов:
1. Хозяйственный уклад и хозяйственный механизм внутри регионов. За годы рыночных реформ из-за различий стартовых условий хозяйствования и под влиянием внутрирегиональных проблем в разных регионах страны формировались разные социально-экономические уклады региональных хозяйств. От этого зависят стартовые возможности обеспечения развития экономики региона, повышения качества жизни населения и формирования экономической среды в регионе.
2. Специализация и комплексность как факторы усиления интеграционных процессов использовали и при неоднократном районировании территорий в СССР. Это два важнейших районообразующих фактора решают одну из центральных проблем рациональной территориальной организации хозяйства - повышение экономической эффективности производства за счет оптимального территориального разделения труда, правильной внутримезорегиональной функциональной и территориальной структуры производства, максимального и комплексного использования ресурсов, рационализации экономических связей.
3. Сложившаяся система государственного и муниципального управления, от которой существенно зависят качество и своевременность осуществления вмешательства в экономические процессы региона.
4. Действующая система национально-политического и административного устройства в регионе. Учет данного фактора связан с на-
блюдаемыми сепаратистскими настроениями в определенных региональных кругах по формированию независимых государств с религиозным уклоном и необходимостью недопущения развития такого сценария.
5. Экономико-географический и природно-ресурсный фактор, т.е. экономико-географическое положение регионов, его население и трудовые ресурсы, емкость и структура внутреннего рынка, рельеф территории, климат, земельные ресурсы, почвы, леса, богатства недр, водные ресурсы и т.д.
6. Историко-культурные связи, характеризующие возможности формирования и развития общих экономических интересов в формируемом мезорегионе.
Необходимость развития интеграционных отношений хозяйствующих субъектов в рамках СКФО характеризует следующее:
❖ наличие развитых исторических и культурных связей;
❖ наблюдаемые тенденции роста товарооборота между регионами в рамках СКФО;
❖ наличие общих вызовов в экономической, социальной и политиче-ской сфере;
❖ территориальная близость и невозможность решения существующих проблем в рамках одного региона;
❖ развитая сеть дорог, покрывающая всю территорию мезорегиона;
❖ необходимость сохранения самобытной национальной культуры при усилении влияния процессов глобализации.
Под экономической интеграцией регионов СКФО мы понимаем процесс нарастания тесноты связей между региональными хозяйствующими субъектами, направленных на рост торгово-экономических операций и сотрудничества в социально-культурной сфере. Анализ исторической практики показывает, что социально-культурные связи способствуют развитию торгово-экономических отношений.
К основным преимуществам межрегиональной интеграции для региональных хозяйств СКФО можем отнести следующее:
❖ расширение масштабов рынка, которое повышает скорость оборота капитала благодаря эффекту увеличения предложения, что имеет особенно большое значение для модернизирующих производства и активно проводимых структурную политику регионов, региональный рынок которых ограничен и не позволяет реализовать преимущества масштаба производства;
❖ развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры регионов, которое снижает трансакционные издержки всех товаропроизводителей и населения всего мезорегиона;
❖ расширение возможностей решения проблем привлечения инвестиций в мезорегион и реализации комплекса мер регионального маркетинга;
❖ ускорение темпов информационного обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой в мезорегионе продукции;
❖ развитие культурного обмена и увеличение миграционного оборота между регионами, позволяющего урегулировать многие социально-экономические, этнополитические и историко-культурные проблемы.
Интеграция регионов СКФО в мировое хозяйство характеризуют данные о внешнеторговом обороте товаров. Суммарный внешнеторговый оборот (экспорт и импорт) товаров в России в 2008 году составил 73,5 млрд. долл. Более половины объема в денежном выражении пришлось на ЦФО; доля СКФО составила 0,4%. Экспорт товаров в СКФО за период 2005-2008 гг. рос в среднем на 7,7% в год в денежном выражении и достиг 1,7 млрд. долл. Наиболее существенную долю в экспорте в денежном выражении в 2005 году занимала продукция ТЭК (38%) и химической промышленности (33%), а также АПК (17%). В 2008 году структура изменилась: доля продукции АПК выросла до 29%, а доля химического сектора - до 44%. Доля продукции ТЭК существенно сократилась - с 38% до 4%. В структуре экспорта наиболее существенную долю в структуре экспорта занимает Ставропольский край - 72%. На Республику Дагестан приходится 17,1%, Республику Северную Осетию-Аланию - 5,9%. Доля остальных республик не превышает 5% в экспортной торговле округа в денежном выражении [см. 5].
Значимая статья экспорта в Ставропольском крае - продукция химической промышленности и АПК. Из Республики Дагестан в основном экспортируется продукция машиностроения, ЦБП и металлургической промышленности. Основная статья экспорта Республики Северная Осетия-Алания - металлы и изделия из них. В Республиках Ингушетия и Карачаево-Черкесия развит экспорт сельскохозяйственной продукции, в Республике Кабардино-Балкария - продукции химической промышленности. Из Чеченской Республики экспортируется в основном древесина и целлюлозно-бумажная продукция. Наиболее значимы экспортные потоки в Ставропольском крае - отношение экспорта к ВРП составляет 10,7%. В среднем по СКФО данный показатель составляет 5,7%; в остальных регионах, кроме Ставропольского края, отношение экспорта к ВРП составляет менее 5%. Наименее значим экспорт в экономике Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках. В целом можно сделать вывод о слабом вовлечении регионов СКФО во внешнеэкономическую деятельность, что свидетельствует об относительно низкой конкуренте -способности многих видов производимой в округе продукции [см. 5].
Развитие интеграционных связей во многом зависит от успешности решения возникающих проблем и угроз, а также наоборот - решение проблем в различных сферах жизнедеятельности в регионах способствует усилению интеграционных связей. Среди ключевых проблем, стоящих перед регионами Северокавказского федерального округа, отражающими состояние экономики и социальной сферы мезорегиона, можем отметить следующие:
❖ низкий уровень и качество жизни населения в национальных республиках СКФО, что способствует закреплению низкого платеже -способного спроса;
❖ огромная территориальная дифференциация по уровню доходов и качеству жизни (город, село, равнина, предгорье, горы), что приведет к оттоку населения и оголению сельской местности. Это, свою очередь, может заблокировать реализацию программ по развитию сельского хозяйства;
❖ высокие инвестиционные риски и слабая информированность потенциальных инвесторов о социально-экономическом положении и политико-криминогенной обстановке в республиках - во всех СМИ освещается только негативная информация о регионах СКФО;
❖ низкая эффективность и слаборазвитость производственной, рыночной и социальной инфраструктуры;
❖ высокая коррумпированность органов государственной и муниципальной власти, сращивание криминальных кланово-родовых структур с политическими и экономическими структурами.
Для решения ключевых проблем и реализации имеющегося потенциала, необходимы активные меры государственной политики, направленные на преодоление объективных ограничений, препятствующих повышению экономической активности населения и предпринимательских структур. Для этого необходима реализация комплекса мер по стимулированию инвестиционно-инновационных процессов в мезорегионе:
❖ комплекс мер по развитию межрегиональной интеграции, приграничного сотрудничества со странами Каспийского бассейна, а также закавказскими странами;
❖ выявление и устранение административно-правовых и организационно-экономических барьеров для экономической деятельности в мезорегионе;
❖ расширение компетенций органов власти регионов во внешнеэкономической деятельности и ознакомление потенциальных региональных экспортеров с особенностями ключевых внешних рынков;
❖ комплекс выставочно-ярмарочных мероприятий и мер содействия обмену бизнес-делегациями;
❖ меры по стимулированию инноваций и экспериментов, связанных с поиском новых экспортных ниш компаниями мезорегиона;
❖ формирование на территории мезорегиона благоприятного инвестиционного климата, в том числе с широким использованием методов и форм регионального маркетинга;
❖ модернизация социальной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения.
В настоящее время на Северном Кавказе в ситуации межэтнической напряженности обострилась проблема разделенных народов (осетины, абхазы, лезгины, аварцы, цахуры). В целях создания более комфортных условий проживания этих народов и развития приграничного сотрудничества необходимо
разработать дополнительные меры, направленные на совершенствование упрощенного порядка пересечения государственной границы России с Грузией, Южной Осетией и Азербайджанской Республикой для населения приграничных районов и открытие дополнительных пропускных пунктов.
Основные направления развития интеграционных связей в Северокавказском федеральном округе:
❖ разработать и последовательно реализовать всеми участниками интеграционного процесса концепцию регионального и приграничного сотрудничества;
❖ содействие формированию и развитию межрегиональных ассоциаций регионов СКФО, стран Закавказья и Прикаспийского региона (необходимо разработать и принять соответствующую законодательную базу);
❖ создание Свободных экономических зон в портах Каспийского моря;
❖ предоставление дополнительных полномочий региональным органам власти в вопросах регулирования экономических отношений с приграничными странами;
❖ содействие развитию культурных связей Северокавказских народов с народом Закавказья и Прикаспийских стран;
❖ предоставление на территории регионов СКФО земельных и офис-но-торговых площадей для крупного бизнеса из других регионов СКФО, стран Закавказья и Прикаспийского региона с целью активизации торгово-экономических отношений;
❖ содействие становлению в регионах СКФО кредитных учреждений исламского типа с участием капитала бизнеса мусульманских стран;
❖ унификация миграционного законодательства;
❖ упрощение таможенных процедур для населения и предпринимателей приграничных стран.
Кроме того, необходимо более активно вовлекать население в хозяйственные процессы, в том числе через полное освобождение от налогообложения и официальной регистрации некоторых социально-значимых видов хозяйственной деятельности (в особенно в сфере малого бизнеса), максимум снять административные барьеры в пользовании сельскохозяйственными землями, развивать социальную инфраструктуру в регионах. Все это позволит активизировать внутренние резервы развития национальных республик и сохранить достигнутые позитивные сдвиги в развитии экономики и снижении социальной напряженности.
_Литература_
1. Абдулманапов С.Г. Основные факторы повышения конкурентоспособности продукции в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2009.
2. Бакулев К., Кравченко Т. Потенциал межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия // Российский экономический журнал, №7, 1999.
3. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М.: СОПС, 2000.
4. Интеграция России в мировую экономику: монография / Под ред. Н.П. Гу-сакова. - М.: РУДН, 2007.
5. Комплексная стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года, принятая Минрегионразви-тием РФ 6 сентября 2010 года
6. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией В. А. Тишкова. - М., 1999.
7. Рашковский Е. «Кавказский меловой круг»: трагические судьбы региона // Pro et Contra. Т. 7. 2002, №3.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сборник. - М.: Росстат, 2009.
9. Рискин А. Черная дыра на Юге России // Независимая газета, 2006, 31 янв.
10. Северный Кавказ: Проблемы экономики и политики / Под общей редакцией A.A. Язьковой. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
11. Справка «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации», подготовленный Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе 12 июля 2005 года.
12. http://www.raexpert.ru