ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
С.Г Абдулманапов
УДК 332.135
Интеграционные процессы в регионах Северокавказского федерального округа
Раскрываются концептуальные подходы к усилению процессов межрегиональной интеграции в регионах Северного Кавказа, выявляются позитивные и негативные последствия развития интеграционных процессов, анализируется товарообмен внутри СКФО и между субъектами СКФО и другими федеральными округами России, а также определяются направления развития межрегиональных интеграционных связей и выработан комплекс мер по усилению экономической интеграции регионов Северного Кавказа с другими регионами Российской Федерации.
Ключевые слова: регион, интеграция, межрегиональная экономическая интеграция, развитие федерального округа, приграничное сотрудничество, региональное развитие, межрегиональное взаимодействие, интернационализация, экономическая кооперация.
Смешанной экономике с оптимально интегрированными элементами системы присущ, как по принципу «кооперация труда порождает дополнительную производительную силу», синергетический эффект [4, с. 102]. Свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются наличием и спецификой связи и отношений между элементами, то есть констатируются как интегративные свойства системы как целого. Наличие связей и отношений между элементами системы и порождаемые ими интегративные, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование (а в некоторых случаях и развитие) системы [9, с. 83-84].
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию все большую озабоченность вызывает повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и целых регионов внутри страны [3, с. 127]. Как известно, основой обеспечения устойчивого экономического развития региона
Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Республики Дагестан по экономике «Государственно-частные партнерства в механизме реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан»
© Абдулманапов С.Г., 2014
40
Интеграционные процессы в регионах
является формирование целостной эффективно интегрированной в общероссийскую и мировую экономической системы, позволяющей достигать оптимального распределения ограниченных ресурсов и наилучшего удовлетворения общественных потребностей. «Интеграция разных элементов и компонентов системы в настоящее время является относительно универсальным инструментом достижения стабильности самой системы. Говоря об экономической системе региона, следует отметить, что она тесно переплетается с социальной сферой, политической и экологической системой региона» [5, с. 259].
В связи с тем что функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса происходит не обособленно, а во взаимосвязи с другими регионами и внешним миром, появляется объективная необходимость формирования тесных торгово-экономических связей со смежными регионами. При этом следует отметить, что хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудничестве, независимо от их территориального расположения, в установлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур: финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций и т.п. [1]
Говоря о межрегиональной экономической интеграции, следует отметить, что она проявляется в формировании тесно взаимодействующих и взаимозависимых секторов экономики в различных регионах, формирующих мезорегион на основе экономической целесообразности. В свою очередь, межрегиональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних регионов, ведущий к усилению экономического взаимодействия, основанного на проведении регионами согласованной межрегиональной экономической политики. Можно выделить преимущества и недостатки процесса интеграции секторов нескольких региональных комплексов в рамках мезорегиона или федерального округа (рисунок 1).
Межрегиональная экономическая интеграция субъектов Федерации:
- происходит взаимопроникновение и переплетение производственных процессов экономических агентов соседних регионов;
- наблюдаются глубокие структурные изменения в экономике регио-нов-участников интеграционного процесса, основанные на разделении труда и экономических преимуществах производства товара в том или ином регионе;
- необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов как региональными органами власти, так и надрегиональны-ми и федеральными органами власти.
У
У
41
Интеграционные процессы в регионах
I_________________________
Преимущества от процесса межрегионального экономического взаимодействия субъектов Федерации:
- получение эффекта масштаба производства за счет увеличения размеров рынка;
- возрастает реальная конкуренция между регионами за получение дополнительных инвестиций и современных технологий;
- происходит обеспечение лучших условий экономической деятельности и ведения торговли;
- расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктурного комплекса (производственного, социального и рыночного);
- создание условий притока инвестиций и новейших технологий.
____________________1
Отрицательные последствия от процесса межрегионального экономического взаимодействия субъектов Федерации:
- происходит отток капитала и наиболее квалифицированных трудовых ресурсов из отсталых регионов в более развитые регионы-участники интеграционного процесса, то есть происходит перераспределение факторов производства в пользу более сильных партнеров;
- может привести к росту цен на товары за счет олигопольного сговора между крупными товаропроизводителями и естественными монополиями регион-участников интеграционного процесса;
- может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства.
Рисунок 1. Основные признаки и последствия межрегиональной экономической интеграции субъектов Федерации [3, с. 129]
Усиление межрегиональной экономической интеграции оказывает как позитивное, так и негативное влияние на социально-экономическую систему региона. Главным негативом межрегиональной экономической интеграции внутри страны является то, что развитые регионы получают дополнительные рынки сбыта своей продукции, размещения капитала, привлечения дешевой рабочей силы, а слабые регионы, из-за усиления конкуренции, вынуждены сворачивать действующее производство, происходит серьезный отток высококвалифицированных специалистов в развитые регионы, что способствует закреплению застойных процессов в экономике слабого региона. Все это приводит к тому, что развитые регионы из-за конкурентных преимуществ «давят» соседние экономически слаборазвитые регионы (рисунок 2).
Такая политика внутри Российской Федерации приводит к созданию опорных регионов с развитой экономикой, которые в последующем могут служить основой формирования новой системы экономических районов. В условиях глобализации и международной интеграции главным условием обеспечения устойчивого развития регионов становится тесное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов внутри мезорегиона в целях кластеризации экономики и формирования конкурентоспособных секторов.
42
Интеграционные процессы в регионах
Рисунок 2. Взаимовлияние регионов внутри страны в процессе усиления межрегиональной интеграции
Это, как известно, накладывает дополнительную ответственность на субрегиональные и региональные органы власти в поиске механизмов обеспечения развития территорий. В современных условиях ведения хозяйственной деятельности, когда Россия все больше интегрируется в мировую экономическую систему, эффективность функционирования региональных экономик (соответственно, и перспективы их развития) напрямую зависит от внутреннего экономического потенциала территорий и социально-экономической политики, проводимой на данной территории [2].
Анализ сложившейся за годы рыночных реформ ситуации на Северном Кавказе характеризует объективную необходимость развития тесных интеграционных связей и усиления экономического взаимодействия на уровне макрорегиона. Следует подчеркнуть высокую бюджетную зависимость многих регионов СКФО от федерального Центра и низкий уровень социально-экономического развития территорий. В стратегических разработках последних лет все отчетливей прослеживается подход отказа от принципов бюджетного выравнивания и переход к принципам создания опорных регионов. Это, как известно, накладывает дополнительную ответственность на субрегиональные и региональные органы власти в поиске механизмов обеспечения развития территорий. В современных условиях ведения хозяйственной деятельности, когда Россия все больше интегрируется в мировую
43
Интеграционные процессы в регионах
экономическую систему, эффективность функционирования региональных экономик (соответственно и перспективы их развития) напрямую зависит от внутреннего экономического потенциала территорий и социально-экономической политики, проводимой на данной территории.
По комплексу причин объективного характера все национальные республики в составе СКФО за годы реформ оказались в числе наиболее кризисных в социально-экономическом плане регионов Российской Федерации. Наметившиеся в последние пять — семь лет высокие темпы экономического роста свидетельствуют, что в ряде регионов СКФО региональным органам государственной власти удалось правильно определить экономические приоритеты и выработать механизмы стимулирования экономической активности. Несмотря на это, экономический рост, наблюдаемый в большинстве субъектов СКФО, на сегодняшний день не сумел решить ни одну из серьезных проблем, стоящих перед социально-экономическими системами регионов.
Как отмечается в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», реальный сектор экономики регионов СКФО развит слабо и характеризуется низкой эффективностью: вклад аграрного сектора в ВРП в отдельных регионах СКФО достигает 22% против 5% по Российской Федерации, доля обрабатывающих производств в ВРП не превышает 15% против 19% по Российской Федерации. Абсолютное лидерство по вкладу в ВРП имеют «социальные» секторы: государственное управление, социальные и коммунальные услуги (до 55% против 16% в Российской Федерации). Безработица в регионах СКФО остается крайне высокой — официальный уровень безработицы в регионах СКФО варьируется от 8 до 55%, что превышает средний по Российской Федерации в 1,3-9 раз. Во многих регионах также присутствует «скрытая» безработица и высокая занятость в низкооплачиваемых секторах экономики. В большинстве отраслей сохраняется низкая производительность и высокий износ фондов. Практически все отрасли экономики имеют показатели производительности ниже средних значений по Российской Федерации, не говоря уже о сравнении с международными аналогами [12].
В этом случае поиск направлений формирования кооперационных связей и кластеризация хозяйства мезорегиона выступает единственным условием обеспечения устойчивого развития регионов и повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей. Такая позиция наблюдается и в стратегических документах по СКФО и отдельным регионам: создание единого туристско-рекреационного кластера Северного Кавказа, для осуществления которого созданы ОАО «Курорты Северного Кавказа» и Корпорация развития Северного Кавказа; формирование «Каспийского хаба» для развития торгово-транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан, базирующейся на перераспределении основных потоков Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока и
44
Интеграционные процессы в регионах
Европы, создающий особые условия прохождения товарно-материальных потоков через Россию и возможность их приумножения и аккумулирования в рамках Республики Дагестан [11].
В условиях глобализации и международной интеграции главным фактором обеспечения устойчивого развития регионов СКФО становится тесное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов внутри мезорегиона (СКФО) в целях кластеризации экономики и формирования конкурентоспособных секторов. В научной литературе можно встретить различные подходы к процессу организации межрегиональной интеграции. Анализ различных позиций показывает необходимость учета при управлении интеграционными процессами следующих групп факторов [2, с. 83-84]:
1. Хозяйственный уклад и хозяйственный механизм внутри регионов. За годы рыночных реформ из-за различий стартовых условий хозяйствования и под влиянием внутрирегиональных проблем в разных регионах страны формировались разные социально-экономические уклады региональных хозяйств. От этого зависят стартовые возможности обеспечения развития экономики региона, повышения качества жизни населения и формирования экономической среды в регионе.
2. Специализация и комплексность как факторы усиления интеграционных процессов использовали и при неоднократном районировании территорий в СССР. Это два важнейших районообразующих фактора решают одну из центральных проблем рациональной территориальной организации хозяйства — повышение экономической эффективности производства за счет оптимального территориального разделения труда, правильной вну-тримезорегиональной функциональной и территориальной структуры производства, максимального и комплексного использования ресурсов, рационализации экономических связей.
3. Сложившаяся система государственного и муниципального управления, от которой существенно зависят качество и своевременность осуществления вмешательства в экономические процессы региона.
4. Действующая система национально-политического и административного устройства в регионе. Учет данного фактора связан с наблюдаемыми сепаратистскими настроениями в определенных региональных кругах по формированию независимых государств с религиозным уклоном и необходимостью недопущения развития такого сценария.
5. Экономико-географический и природно-ресурсный фактор, то есть экономико-географическое положение регионов, его население и трудовые ресурсы, емкость и структура внутреннего рынка, рельеф территории, климат, земельные ресурсы, почвы, леса, богатства недр, водные ресурсы и т.д.
6. Историко-культурные связи, характеризующие возможности формирования и развития общих экономических интересов в формируемом ме-зорегионе.
45
Интеграционные процессы в регионах
Анализ исторической практики показывает, что социально-культурные связи способствуют развитию торгово-экономических отношений. Необходимость развития интеграционных отношений хозяйствующих субъектов в рамках СКФО характеризует следующее:
• наличие развитых исторических и культурных связей;
• наличие общих вызовов в экономической, социальной и политической
сфере;
• территориальная близость и невозможность решения существующих
проблем в рамках одного региона;
• развитие сети дорог, покрывающей всю территорию мезорегиона;
• необходимость сохранения самобытной национальной культуры при
усилении влияния процессов глобализации. [1]
Развитие интеграционных связей во многом зависит от успешности решения возникающих проблем и угроз, а также наоборот — решение проблем в различных сферах жизнедеятельности в регионах способствует усилению интеграционных связей. Анализ социальной и экономической сфер в регионах Северного Кавказа в геополитическом аспекте характеризует наличие следующих ключевых вызовов, от правильного решения которых во многом будет определяться будущее регионов СКФО [3]:
1. Высокая исламизация общества (молодежь вовлекается в салафит-ское течение ислама и одни общины противопоставляются другим).
2. Рост коррумпированности всех сфер жизнедеятельности общества.
3. Отток высококвалифицированных специалистов и перспективных предпринимателей — приводит к образованию замкнутого (порочного) круга в обеспечении развития территории.
4. Усиление влияния национально-клановых и религиозно-криминальных структур на предпринимательский сектор мезарегиона.
5. Падение инвестиционного рейтинга регионов Северного Кавказа.
Проблемой номер один для всех Северокавказских национальных республик становится захват кланово-семейными структурами власти и их сращивание с теневой экономикой. Кроме того, сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали экономические и политические ресурсы. Во всех Северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции [10].
Другим геополитическим фактором дестабилизации обстановки на Северном Кавказе является так называемый «религиозный фактор». Наиболее серьезный вызов сложившемуся на Северном Кавказе правопорядку исходит от радикальных направлений исламского (шариатского) государства, направленных на разрушение традиционных национальных культур горских народов и бросающих вызов Северо-Кавказским властным элитам,
46
Интеграционные процессы в регионах
ориентированным на Россию. По мнению ученых-исламоведов, победить радикальный ислам можно, только опираясь на силы традиционного для Северного Кавказа гуманистического ислама, хотя и в этом случае религиозный фактор не может стать главным средством достижения политической стабильности [8, с. 176]. Учитывая сложность социально-экономического положения и межэтнического противостояния в Северокавказском регионе, местные и центральные власти рано или поздно вынуждены будут прийти к выводу, что предотвратить дальнейшее расширение исламского экстремизма на путях общественного диалога намного разумнее, чем бороться с ним силовыми методами.
Кроме того, трансформационные процессы в России привели к нарастанию противоречий в отношениях между регионами, которые проявляются в следующем: в регионах с неразвитой экономикой, представляющих собой замкнутые системы, формируют «порочный круг бедности» экономические агенты в которых ограничены в развитии объемом регионального рынка из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции. В регионах с развитой промышленностью, открытой экономикой предпочтение отдается поставкам продукции не на внутренний рынок России, а за рубеж, что является экономически более выгодным. В настоящее время процесс укрепления внутрирегионального рынка заключается в стремлении регионов наладить в своих пределах выпуск продукции для покрытия региональных потребностей. При этом емкость регионального рынка определяется не только производимой в данном регионе продукцией, но и импортируемой в регион продукцией. Поэтому региональные рынки нельзя рассматривать обособленно от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Развитие обмена, горизонтальных связей между регионами на сегодня является основой формирования устойчивых и насыщенных отечественной продукцией региональных рынков.
Что касается проблемы стратегического вызова, связанного с падением инвестиционного рейтинга регионов СКФО, что значительно ограничивает интеграционные процессы и приводит к консервации проблем внутри регионов, то следует в качестве основных экономических и геополитических процессов на юге России, оказывающих влияние на приток международного капитала в регионы Северо-Кавказского федерального округа, отметить следующие:
1. Положительные: наличие богатой природно-сырьевой базы и благоприятных климатических условий; развитая производственная инфраструктура в некоторых регионах; значительные производственные ресурсы в базовых отраслях экономики мезорегиона; организация Олимпийских игр в 2014 году в г. Сочи и их территориальная близость к регионам СКФО (задействованы в строительство временно свободные трудовые ресурсы и стимулировано развитие производства строительных материалов).
47
Интеграционные процессы в регионах
2. Отрицательные: нестабильная политическая ситуация в целом по федеральному округу; наличие в различных формах цивилизационных противостояний в некоторых регионах; отсутствие единого подхода к формированию социально-экономической политики в регионах СКФО; огромная дотационность региональных бюджетов во всех национальных республиках федерального округа.
Нужно отметить еще один аспект, который является результатом усиления интеграционных процессов между регионами внутри страны: качество жизни населения, от которого зависит как социальная стабильность в обществе, так и способность населения формировать конкурентоспособные производства и выпускать конкурентоспособную продукцию. В целом, экономика создает доходы, а социальная сфера и социальная система создают качество жизни, которое является фундаментальным конкурентным преимуществом в современную эпоху. В связи с этим политику в федеральном округе целесообразно ориентировать на ликвидацию ключевых вызовов, препятствующих повышению качества жизни населения в регионах, что возможно только при условии консолидации усилий как администрации федерального округа, так и руководства всех регионов. Соответственно, для повышения качества жизни населения необходимо стимулировать межрегиональную интеграцию как основу повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей в СКФО и создавать современную социальную инфраструктуру [6; 7].
В настоящее время особую актуальность приобретает формирование государственных институтов развития макрорегионов и поддержания межрегиональной интеграции, общественно-политических структур, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия и т.д.
Развитая межрегиональная интеграция составляет основу единого экономического пространства страны, где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг, различные группы населения. Среди экономических, политических и культурных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны. На наш взгляд, наблюдаемые за последние годы тенденции усиления конкуренции среди регионов «за бюджетную крышу», которое происходит в рамках бюджетного процесса, когда каждый региональный руководитель пытается получить максимум бюджетных средств из федерального центра, не способствует развитию как самой экономики региона, так и усилению межрегиональной интеграции. Все это характеризует необходимость коренного слома существующей бюджетной системы и стимулирования экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов, расположенных в различных регионах страны, в том силе и через бюджетно-
48
Интеграционные процессы в регионах
налоговый механизм и формирование единого территориального инфраструктурного комплекса.
В целях развития экономической интеграции регионов СКФО с другими регионами Российской Федерации целесообразно:
• создать во всех регионах федерального округа взаимосвязанные тер-риториальне центры обработки коммерческой информации, которые могут наладить систематический обмен информацией о производимой продукции предприятиями интегрирующих регионов;
• организовать содействие в исследовании товарных рынков и продвижении инвестиционных проектов путем создания совместных исследовательских групп;
• определить отраслевые и территориальные приоритеты, в развитии которых заинтересован каждый регион, и предложить другим регионам России льготные условия по инвестиционному сотрудничеству в рамках данных приоритетов, то есть сформировать приоритетные инвестиционные площадки;
• организовать постоянно действующие тематические семинары, конференции, «круглые столы» по наиболее важным направлениям и территориально-отраслевым приоритетам развития регионов—участников интеграционного процесса;
• предусмотреть в деятельности представителей регионов СКФО в субъектах Российской Федерации взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами в субъекте Федерации с целью повышения эффективности реализации заключенных межрегиональных соглашений [1].
Кроме того, считаем целесообразным на Северном Кавказе в целях обеспечения устойчивого развития общества, экономики и социальной сферы и усиления межрегиональной экономической интеграции осуществить следующий комплекс мер:
1. Разработать концепцию (проект) четкого разграничения и регулирования религиозных отношений на Северном Кавказе, то есть сформировать политику в данной сфере на принципах четкого и жесткого регламентирования деятельности представителей духовенства. Это должно привести к разграничению светского и духовного начал в обществе.
2. Отойти от политики формирования «местных князьков» по принципу лояльности к тем или иным политическим кругам в федеральных органах власти.
3. Реформировать судебную систему, системы обвинения (прокуратура), участковых (в рамках МВД), то есть постепенно перейти к прямым выборам в этих сферах. Такая реформа может, с одной стороны, снизить коррупционную составляющую, а с другой повысит уровень доверия к ним.
4. Отойти от политики назначения руководителей региональных государственных органов по национальному признаку и заложить основу
49
Интеграционные процессы в регионах
перехода к системе, когда назначаются по профессиональным качествам и при этом не более одного раза (срока).
5. Обеспечить работу крупных банковских структур в регионе как полноправном субъекте Федерации (на тех же условиях, что в других регионах) и при этом минимизировав участие региональных представителей (филиалов) в окончательном принятии решений.
6. Перейти от финансирования крупных проектов на территории СКФО через региональные программы к прямому финансированию реализуемых проектов.
7. Отказаться от формирования инвестиционных проектов по политическим соображениям и обеспечить привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов на принципах государственно-частного партнерства.
Следует также отметить то, что межрегиональные экономические связи способствуют формированию системы взаимодействующих регионов и осуществлению функционирования национальной социально-экономической системы как единого пространства. В свою очередь, наблюдаемое ослабление межрегиональных экономических связей в рамках как Северного Кавказа, так и в других административно-территориальных и географических зонах, не позволяет в настоящее время использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической и административной целостности государства.
Литература
1. Абдулманапов С.Г. Межрегиональная экономическая интеграция в обеспечении развития субъектов Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4.
2. Абдулманапов С.Г. Межрегиональная экономическая интеграция на Северном Кавказе: анализ проблем и перспектив развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4.
3. Абдулманапов С.Г. Межрегиональная экономическая интеграция: мировой опыт и перспективы развития на Северном Кавказе // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2012. № 47.
4. Абдулманапов С.Г. Направления интеграции государства и частного сектора в региональной экономической системе // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 6.
5. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Институт экономики РАН, 2006.
6. Абдулманапов С.Г., Нестерова А.М. Приоритеты социально-экономической политики в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права.
2012. № 7
50
Интеграционные процессы в регионах
7. Абдулманапов С.Г., Хаджалова Х.М. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3.
8. Пути мира на Северном Кавказе / Независимый экспертный доклад под редакцией В.А. Тишкова. М., 1999.
9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.
10. Справка «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации», подготовленная Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе 12 июля 2005 года.
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Закон Республики Дагестан № 38, принят Народным собранием Республики Дагестан 7 июля 2011 года.
12. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010г. №1 485-р
References
1. Abdulmanapov S.G. Interregional economic integration in ensuring the development of subjects of federation. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2011, no. 4, pp. 60-67. (in Russian).
2. Abdulmanapov S.G. Interregional economic integration in the North Caucasus: analysis of the problems and prospects of development. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2010, no. 4, pp. 80-88. (in Russian).
3. Abdulmanapov S.G. Interregional Economic Integration: international
experience and prospects of development of the North Caucasus. Bulletin of the Dagestan Scientific Center Russian Academy of Sciences. [Bulletin of the Dagestan Scientific Center Russian Academy of Sciences], 2012, no. 47, pp. 127-132. (in Russian).
4. Abdulmanapov S.G. Ways of integrating public and private sector in regional economic system. Stage: economic theory, analysis, and practice. [Stage: economic theory, analysis, and practice], 2011, no. 6, pp. 101-111. (in Russian).
5. Abdulmanapov S.G. Management of state and municipal property as a factor of sustainable development in the region. Dissertation for the degree of Doctor of Economics. Moscow, Institute of Economics, 2006. 351 p. (in Russian).
6. Abdulmanapov S.G., Nesterovа A.M. Priorities of social and economic policy in the Republic of Dagestan. Problems of Economics and Law. [Problems of Economics and Law], 2012, no. 7, pp. 54-58. (in Russian).
51
Интеграционные процессы в регионах
7. Abdulmanapov S.G., Hadzhalova H.M. Conceptual framework and program activities to improve the quality of life of the population in the Republic of Dagestan. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2011, no. 3, pp. 73-78. (in Russian).
8. Way of peace in the North Caucasus. Independent expert report edited by
V.A. Tishkov. M., 1999. 184 p. (in Russian).
9. Sadovsky V.N. Foundation of general systems theory. M.: Nauka, 1974. 280 p. (in Russian).
10. The reference «On the Situation in the Republic of Dagestan and measures for its stabilization», prepared by the Office of the Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Southern Federal District, July 12, 2005. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/95353/
11. Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Dagestan to 2025. Law of the Republic of Dagestan number 38, adopted by the National Assembly RD, July 7, 2011. URL: http://minec-rd.ru/
12. The strategy of Socio-Economic Development of the North Caucasus Federal District until 2025, approved by the Federal Government dated, 6 September,
2010. Number 1485-P. URL: http://skfo.gov.ru/skfo/economics/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-severo-kavkazskogo/
52