АБДУЛМАНАПОВ С.Г.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Раскрываются вопросы обеспечения развития регионов Северного Кавказа, зависимость качественных характеристик экономических процессов от усиления влияния мировой экономики, анализируются ключевые вызовы и приоритеты развития Северо-Кавказского федерального округа, предлагается комплекс мер по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности в регионах Северного Кавказа.
ABDULMANAPO V S. G.
PROBLEMS OF ECONOMIC INTEGRATION OF REGIONS OF THE
NORTH CAUCASUS
Questions of maintenance of development of regions of the North Caucasus, dependence of qualitative characteristics of economic processes on strengthening of influence of economic reveal, key calls and priorities of development of the North Caucasian federal district are analyzed, the series of measures on stimulation of development offoreign trade activities in regions of the North Caucasus is offered.
Ключевые слова: регион, интеграция, внешнеэкономическая деятельность, ключевые вызовы, приоритеты развития, Северный Кавказ.
Keywords: the region, integration, foreign economic activity, key call, priorities of the development, North Caucasus.
В настоящее время, Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой на-учно-цивилизационной трансформации и технологического перехода, базирующихся на экономике знаний. Глобальная стратегия социально-экономического «перехода», основанного на знаниях, требует обеспечения нового качества инноваций и формирование новой структуры инвестиций на основе интеграции интеллектуального труда и капитала в процессе глобализации инновационного развития, инвестиционного и производственного процессов в экономике. По мнению академика Л.И. Абалкина, Россия готова к будущим качественным переменам, если они будут признаваться всеми членами общества и обеспечивать социальный прогресс. Наиболее предпочтительным решением проблемы перемен является стратегическая реализация в сотрудничестве с мировым сообществом [1, с.6].
При этом следует иметь виду то, что в последние десятилетия ориентация инвестиционной политики стала коренным образом меняться. В развитых странах в начале XXI века приоритетным направлением финансовых и материальных вложений становится человеческий капитал, причем эти вложения направляются преимущественно на повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества среды обитания человека - социальной и
экологической. Одновременно начал резко ускоряться инновационный цикл, ядром которого становятся новые технологии, обеспечивающие существенное увеличение нормы прибыли на капитал. В США, Японии, в странах ЕС постепенно образуется новая системно взаимосвязанная социально-ориентированная структура, базирующаяся на инвестирование человеческого капитала, ускорении инноваций, формировании новой структуры воспроизводимого богатства и расширении наукоемкой структуры потребления [См. 6; 7].
Анализ потенциала России показывает, что Россия пока обладает достаточными возможностями для того, чтобы реализовать инновационную стратегию, опираясь на сохранившийся научно-инновационный потенциал (особенно на оборонные предприятия, оснащенные современными технологиями). Проблема России заключается в том, что не все регионы (даже меза-регионы) готовы к такому переходу и интеграции в мировую экономику. С одной стороны, усиление международной конкуренции приводит к неизбежному поиску новых сфер деятельности и технологий, а, с другой, - усилению межрегиональной интеграции и созданию региональных коалиций и отраслей-кластеров, способных конкурировать с международными коммерческими структурами.
Процессы глобализации
— высокотехнологичная продукция;
— капитал:
— технологии;
— знания.
Ра звитые страны
1
Сворачивание действующих производств и утечка умов
Приращение капнтата. знаний и технологий
Слаборазвитые и рашиваюшне страны
— не переработанное сырье;
— высококвалифицированное трудовые ресурсы;
— прибыль от эксплуатации капитала и технологий.
Рис. 1. Механизм воздействия процессов глобализации на национальные экономики
Рассмотрение современных тенденций глобализации показывает противоречивость влияния интеграционных процессов на экономику развитых и развивающихся стран - развитые страны получают дополнительные рынки сбыта своей продукции, размещения капитала, привлечения дешевой рабочей силы, а развивающиеся страны вынуждены сворачивать действующее производство (из-за невозможности обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции в связи с отставанием в технологии производства), проис-
ходит серьезный отток «умов» в развитые страны, что способствует закреплению застойных процессов в экономике страны (см. рис. 1). Все это влияет, с одной стороны, на возможности обеспечения устойчивости экономического роста развивающихся стран (в связи с высокой зависимостью от международного капитала и международных транснациональных корпораций вопрос обеспечения макроэкономической стабильности в развивающихся странах остается всегда открытым), а, с другой, на возможности самоопределения и сохранения самобытности культур народов в таких странах [2, с.63-64].
При этом, необходимо различать глобализацию как интеграционный процесс и глобализацию как отношения, складывающиеся между его участниками. Последние определяют качественные особенности самого процесса и той целостности, которая создается. Поэтому расхожее упоминание о глобализации как об объективном процессе относится лишь к таким ее объективным основам и факторам, как интернационализация и международное разделение труда, которые существовали ранее и продолжают существовать и которые получили мощный толчок, новые материальные возможности в виде информационных технологий и новых средств коммуникации. Характер же глобализации, т.е. специфика отношений между «игроками», задается политикой либерализации, предоставлением свободы движения практически для всех факторов производства, среди которых на первом месте - финансы [4, с.9].
Как показывает анализ научной литературы, процесс глобализации имеет достаточно противоречивый характер. В частности, нобелевский лауреат Дж.Стиглиц отмечает, что «... разочарование глобализацией вызвано не тем, что экономика становится превыше всего прочего, а тем, что доминирует одно из направлений экономической теории - рыночный фундаментализм» [9, с.221]. Поскольку рынок (особенно рынок, построенный на принципах рыночного фундаментализма) не может обеспечить реализацию общественных интересов на национальном уровне, то и на мировом (глобальном) уровне не приходиться рассчитывать на разрешение возникающих противоречий - обогащение одних стран и народов за счет эксплуатации других, т.е. не приходиться рассчитывать на то, что мировая экономика как единая система будет способствовать реализации национальных интересов всех участников. Это характеризует необходимость поиска на международном уровне других принципов организации мировой экономики, а для национальных экономик - применения осторожного подхода к вступлению в различные международные организации. Как отмечает профессор М. Гефтер, «задача состоит в том, чтобы найти модель интегрального развития, которая была бы ориентирована на различия, на разные подходы, на местные условия, несовпадающие традиции и обстоятельства, различия цивилизаций» [3, с.456].
При анализе проблем экономической интеграции важным является анализ состояния отраслей экономики регионов и их потенциал. Развитие различных отраслей экономики зависит от наличия в регионе определенных природных, человеческих, финансовых, инфраструктурных, институциональных и прочих ресурсов, необходимых для успешного функционирования
и роста отраслей. При этом можно выделить группы отраслей, требования к наличию соответствующих ресурсов у которых достаточно схожи. Мировой опыт показывает, что развитие экономики происходит обычно в направлении тех отраслей, которые используют похожий набор ресурсов с теми отраслями, где экономика страны уже имеет конкурентные преимущества.
Основные условия, характеризующие необходимость развития межрегиональных интеграционных связей в Северо-Кавказском федеральном округе:
❖ расположение в рамках единого федерального округа и общность проблем и схожесть экономического потенциала;
❖ наличие развитых исторических и культурных связей;
❖ наблюдаемые тенденции роста товарооборота между регионами;
❖ значительные разведанные запасы углеводородного сырья в шельфе Каспийского моря и на территориях некоторых регионов федерального округа;
❖ выгодное экономико-географическое расположение на транснациональном торговом коридоре «Север-Юг» и возможность с его помощью включения в международные торгово-экономические процессы;
❖ необходимость сохранения самобытной культуры народов Кавказа и уникальной экосистемы для будущих поколений.
Основные направления развития интеграционных связей в СевероКавказском федеральном округе:
❖ разработать и последовательно реализовывать всеми участниками интеграционного процесса концепцию экономического сотрудничества в рамках федерального округа;
❖ содействие формированию и развитию Северо-Кавказской межрегиональной ассоциации (необходимо разработать и принять соответствующую законодательную базу на федеральном уровне);
❖ создание Свободных экономических зон туристско-рекреационного и промышленного типа;
❖ предоставление дополнительных полномочий региональным органам власти в вопросах регулирования экономических отношений с приграничными странами и межрегиональных отношений;
❖ содействие развитию культурных связей народов Северного Кавказа;
❖ унификация регионального миграционного законодательства.
Благодаря своему географическому положению Северо-Кавказский федеральный округ в перспективе может стать одним из наиболее интегрированных в глобальную экономику регионов России. Но для того, чтобы реализовался имеющийся потенциал, необходимы активные меры государственной политики, направленные на преодоление объективных ограничений, препятствующих повышению вклада внешнеэкономической сферы в развитие СКФО. Для этого необходима реализация комплекса мер по развитию внешнеэкономической деятельности, которая должна предусматривать:
❖ комплекс мер по развитию приграничного сотрудничества со странами Каспийского бассейна, а также закавказскими странами;
❖ выявление и устранение локальных барьеров для внешнеэкономической деятельности по всем регионам;
❖ расширение компетенций региональных органов власти во внешнеэкономической деятельности и ознакомление потенциальных региональных экспортеров с особенностями ключевых внешних рынков;
❖ комплекс выставочно-ярмарочных мероприятий и мер содействия обмену бизнес-делегациями;
❖ меры по стимулированию инноваций и экспериментов, связанных с поиском новых экспортных ниш компаниями мезарегиона;
❖ формирование на всей территории благоприятного инвестиционного климата;
❖ широкое использование методов и форм регионального маркетинга.
Так как Северо-Кавказский федеральный округ (соответственно и экономики регионов СКФО) является неотъемлемой частью как экономики России, так и частью мировой экономической системы, что диктует необходимость создания в регионе такой экономики, в которой ключевые сектора были бы построены на основе современной инновационной производственной базе.
Решение проблемы интеграции экономики СКФО в российскую экономическую систему и мировую экономику во многом зависит от эффективности и своевременности выработки механизмов противодействия вызовам по мезарегиону. На сегодня можем сказать о наличии следующих ключевые вызовов перед СКФО:
❖ высокая дотационность бюджетов всех уровней по всем регионам СКФО.
❖ отставание в модернизации экономики и в обеспечении конкурентоспособности продукции мезарегиональных производителей.
❖ потеря некоторых отраслей экономики, в том числе и традиционных.
❖ усиление процесса урбанизации и «оголение» сельской местности с последующей потерей возможности развития сельского хозяйства и созданием не планируемой нагрузки на городские инфраструктурные объекты.
❖ снижение качественных характеристик уровня жизни (образования, здоровья, культуры и т.д.)
❖ усиление влияния национально-клановых и религиозных структур на предпринимательский сектор мезарегиона.
❖ высокая коррумпированность органов государственной и муниципальной власти во всех регионах федерального округа.
❖ высокий удельный вес теневой экономики и стабильная тенденция ее роста.
Регионы СКФО имеют стратегическое значение в укреплении российской государственности, как в политическом, так и в экономическом плане.
На сегодня от обеспечения экономической и социальной стабильности в национальных республиках Северного Кавказа во многом зависит решение эт-нополитических проблем и конфессиональных противоречий внутри мезоре-гиона. Анализ социально-экономической ситуации в субъектах СКФО показывает наличие множества нерешенных социальных проблем и серьезное отставание в экономическом развитии от средних показателей по стране. К примеру, по уровню безработицы регионы СКФО находятся в критическом состоянии - по этому показателю Ставропольский край находится на 43 месте среди субъектов РФ, а остальные - на последних 80-х местах в рейтинге, что характеризует «законсервированность» социальных проблем и наличие высокого потенциала социальной нестабильности21.
В плачевном состоянии находятся экономика и социальная сфера национальных республик Северного Кавказа, тем самым создают дополнительные социальные конфликты и служат «благодатной почвой» для усиления влияния национально-экстремистских течений. Если сопоставить СКФО по основным социально-экономическим показателям с другими федеральными округами, то за исключением нескольких показателей демографического характера СКФО занимает последнее место.
Наиболее полно уровень социально-экономического развития региона может отражать показатель валового регионального продукта на душу населения. По данным статистики, валовой региональный продукт на душу населения в СКФО более чем в 2,6 раза ниже среднероссийского. На формирование низкого уровня душевого ВРП в различной степени влияют несколько групп факторов:
❖ демографическая ситуация. Анализ структуры населения в регионах СКФО характеризует наличие высокой доли нетрудоспособного населения (несовершеннолетних и пожилых людей), что приводит к дополнительной нагрузке на работающее население и снижению показателя ВРП на душу населения;
❖ высокая безработица. В целом по СКФО уровень безработицы по методологии МОТ составлял 17,6% экономически активного населения (по РФ - 6,1%), что почти в три раза превышает показатель по стране;
❖ низкая степень занятости населения в экономике - 75,5% экономически активного населения (по РФ - 90,5%);
❖ низкая производительность труда занятых в экономике. Из-за высокой безработицы в регионах часто стимулируют избыточную занятость на производствах, что снижают общие показатели по производительности труда.
Характерными являются показатели по иностранным инвестициям в регионы СКФО. В 2007 году в РД на иностранные инвестиции душу населе-
21 При отсутствии легальной сферы реализации трудовых навыков и обеспечения жизненно-необходимыми благами себя и свою семью, население с активной жизненной позицией ищет реализацию в теневом (зачастую и в криминальном) секторе экономики, а с пассивной жизненной позицией - пополняют ряды алкоголиков, наркоманов и проституток.
ния составляли 13 тыс. руб., в Кабаpдино-Балкаpской Республике - 422 тыс. руб., Каpачаево-Чеpкесской Республике - 648 тыс. руб., Республике Северная Осетия - Алания - 776 тыс. руб., Ставропольскому краю - 1548 тыс. руб. В целом по СКФО иностранные инвестиции на душу населения составляют 160 тыс. руб., в то время как по РФ - 7,7 млн. руб. Отсутствие иностранных инвестиций в некоторых регионах и незначительная их доля в других регионах говорит о наличии существенных проблем в целом федеральном округе. При наличии значительного экономического потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов, благоприятных природно-климатических условий отсутствие иностранных инвестиций характеризует наличие сопоставимых с потенциалом проблем и угроз реализации инвестиционных проектов.
В качестве основных экономических и геополитических процессов на Юге России, оказывающих влияние на приток международного капитала в регионы Северо-Кавказского федерального округа мы можем назвать следующие:
1. Положительные: наличие богатой природно-сырьевой базы и благоприятных климатических условий; развитая производственная инфраструктура в некоторых регионах; значительные производственные ресурсы в базовых отраслях экономики мезарегиона; организация олимпийских игр в 2014 году в г. Сочи и их территориальная близость к регионам СКФО (задействует в строительство временно свободные трудовые ресурсы и стимулирует развитие производства строительных материалов).
2. Отрицательные: нестабильная политическая ситуация в целом по федеральному округу; наличие в различных формах цивилизационных противостояний в некоторых регионах; отсутствие единого подхода к формированию социально-экономической политики в регионах СКФО; огромная до-тационность региональных бюджетов во многих субъектах федерального округа.
Нужно отметить еще один момент - качество жизни населения, от которой зависит как социальная стабильность в обществе, так и способность населения формировать конкурентоспособные производства и выпускать конкурентоспособную продукцию. В целом, экономика создает доходы, а социальная сфера и социальная система - создают качество жизни, которое является фундаментальным конкурентным преимуществом в современную эпоху. В связи с чем, политика в федеральном округе целесообразно ориентировать на ликвидацию ключевых вызовов (угроз) и повышение качества жизни населения в регионах. Соответственно, для повышения качества жизни населения необходимо стимулировать межрегиональную интеграцию как основы повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей в СКФО и создавать современную социальную инфраструктуру.
_Литература_
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. - М.: Наука, 2002.
2. Абдулманапов С.Г. Основные факторы повышения конкурентоспособности продукции в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2009.
3. Гефтер М. Из тех и этих лет. - М.: Прогресс, 1991.
4. Интеграция России в мировую экономику: монография / Под ред. Н.П. Гу-сакова. - М.: РУДН, 2007.
5. Маяцкий ММ. Новая непрозрачность// Независимая газета, 24 октября 2002.
6. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом «ЛИБРАКОМ», 2009.
7. Новицкий Н.А. Новая инвестиционная политика накопления богатства: путь в XXI век // Золотая книга России. - М., 2000;
8. Регионы России. 2008. Ежегодный статистический сборник. - М.: Росстат, 2009.
9. Stiglitz S.E. Globalization and its Discontents, W.W. Norton E. Company, USA, 2002.