Научная статья на тему 'Межпредметные связи в обучении как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя'

Межпредметные связи в обучении как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в обучении как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя»

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. К. КОТИЛЕНКОВ, проректор по учебной работе и заочному образованию Смоленского пединститута, сотрудник НИЦ, доцент

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Наука как сфера

иссл едов ательскои деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе,

способах их добывания, возникла из нужд и запросов общественной практики. По мере ее развития появлялись и продолжают появляться новые са-

мостоятельные отрасли научных знаний. Дифференциация наук стала особенно характерной чертой общества в XIX в. Многие же научные открытия конца XIX — начала XX в., наоборот, потребовали интеграции научных знаний. Встала также задача классификации научных дисциплин. Так, видный немецкий педагог В. Лай ввел понятие корреляции, означающее деление предметов на различные группы (вещественно-материальные, формально-изобразительные), между которыми должна устанавливаться связь. Вследствие этого утвердилось объединение „родственных" наук в три общеизвестные группы дисциплин: естественно-научные, технические и гуманитарные.

Явление интеграции также можно проследить и в рамках развития любой конкретной дауки. В последние годы внутрипредметная интеграция получила свое воплощение в виде идеи крупных

блоков. Не менее значимой с позиции повышения эффективности учебного процесса выступает междисциплинарная интеграция. В педагогический понятийный аппарат она вошла под названием „межпредметные связи в обучении

Логично предположить, что обеспечение межпредметных связей было актуальным всегда. На современном же этапе развития российского образования идея межпредметных связей стала еще более значимой в системе как общего, так и профессионального образования. Введение новых государственных стандартов высшего профессионального образования привело к значительным изменениям в структуре и содержании подготовки кадров. Увеличилось число дисциплин общекультурного и психолого-педагогичес-кого блоков. Вместе с тем число часов учебного плана, отведенное на изучение дисциплин указанных блоков, практически не изменилось. Поэтому необходим поиск путей рационализации содержания именно психолого-педагогической подготовки. В качестве одного из надежных и проверенных практикой средств решения этой проблемы может стать осуществление межпредметных связей в обучении. Наряду с указанной общеди-

ДЛКТИЧССКОЙ заАЯЧСЙ такие связи способствуют систематизации научных знаний и формированию осознанной научной картины мира и мировоззрения личности.

Что же понимается под межпредметными связями в обучении?

Чаще всего исследователи этой проблемы стараются не прибегать к жестким формулировкам, ибо определение представляет собой ту или иную степень абстракции, выделение наиболее существенных признаков процесса или явления. Ни одно из определений не может претендовать на полноту и отражение сущности данной категории.

В педагогике, как и в любой другой науке, существует свой понятийный аппарат, и нет необходимости минимизировать или сокращать его. Обратимся к некоторым хрестоматийным определениям рассматриваемой категории. „Межпредметная связь — это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями" (Педагогический словарь.

М., 1960), Практически аналогичный

подход мы находим и в Российской педагогической энциклопедии (М., 1993): „Межпредметные связи есть отражение

комплексного подхода к обучению и воспитанию, позволяющее вычленить как

главные элементы содержания образования, так и взаимосвязь между учебными предметами"

Трудности терминологического характера объясняются еще и тем, что само понятие межпредметных связей многофункционально. Они рассматриваются и кдк средство решения учебно-воспита-

тельных задач, и как педагогический принцип. Им также свойственны методологические, формирующие и конструктивные функции. Раскроем подробнее каждую из названных выше функций.

Структурное и содержательное построение каждого предмета опирается на конкретную методологию, включает постановку дидактических целей и задач, определяет приоритетные идеи или принципы обучения, ведет отбор учебного материала, а также содержит рекомендации

методического характера.

Укажем на основные аспекты, раскрывающие методологическую функцию

межпредметных связей, которые способствуют:

— успешной реализации дидактических принципов, особенно научности, систематичности, сознательности и связи с жизнью;

— развитию системного метода мышления;

— формированию научной картины мира и научного мировоззрения личности.

Формирующая функция — это синтез трех общеизвестных педагогических функций: образовательной, воспитательной и развивающей. Все они неразрывно связаны друг с другом. Так, любая научная информация, как и область научных знаний, формирует систему человеческих отношений и ценностей, что само по себе уже представляет процесс воспитания личности. Вместе с тем усвоение научной информации способствует развитию памяти и мышления. Интегрирование и координация содержания учебных предметов есть характерное проявление конструктивной функции.

Для более полного теоретического рассмотрения вопроса необходимо привести классификацию межпредметных связей. Эта сторона в системе научных знаний всегда являлась достаточно сложной проблемой. Сложность состоит в том, что порой трудно выделить доминирующие системообразующие признаки классификации. Наличие устоявшихся классификаций отражает в значительной мере уровень разработки данной отрасли научных знаний, что имеет большую практическую значимость.

С позиций целостного процесса обучения можно выделить три вида межпредметных связей:

а) содержательно-информационные;

б) операционно-деятельностные;

в) организационно-методические.

Согласно другой (более распространенной) классификации, по содержанию самих связей выделяют:

а) внутридисциплинарные;

б) междисциплинарные;

в) межцикловые связи.

При рассмотрении проблемы интеграции содержания дисциплины психологопедагогического блока средствами межпредметных связей мы будем придерживаться последней классификации.

Наряду с многофункциональным характером межпредметных связей необхо-

димо подчсркйуть и многозначность этого понятия в организации учебного процес-

Эти

са.

связи

не

ограничиваются рамками содержания, методов и форм организации обучения. Они глубоко затрагивают структуру процесса обучения — преподавание и учение и в конечном счете ориентированы на личность обучающегося (ученика или студента), способствуя всестороннему его развитию.

С точки зрения значимости можно выделить три функциональные особенности межпредметных связей, три относительно независимые грани рассматриваемого явления.

1. Межпредметные связи служат:

а) условием обеспечения систематизации знаний, развития интересов, познавательных способностей и мыслительной деятельности обучающихся;

б) средством обеспечения комплексного подхода к обучению, согласования содержания учебных программ по различным предметам.

2. Межпредметные связи выступают в качестве дидактического принципа построения содержания, структуры и процесса обучения, устраняющего перегрузку обучающегося и побуждающего преподавателя к творчеству и педагогическому сотрудничеству.

Несомненно, что реализация межпредметных связей в обучении имеет и свои трудности, среди которых можно назвать следующие:

— стремление к интеграции, превратившееся в самоцель;

— преувеличение значения межпредметных связей в обучении;

— невозможность обеспечить син-

4

хронное, взаимосогласованное прохождение определенных тем, разделов, курсов;

— незнание каждым педагогом содержания других дисциплин;

— продолжающаяся тенденция к дифференциации и увеличению дисциплин учебного плана.

Практическое решение межпредметных связей удобнее всего осуществить на примере дисциплин психолого-педагоги-ческого блока. Внимательный анализ содержания дисциплин указанного блока обнаруживает неоднократные повторы значительного числа тем нормативных курсов. Несмотря на коллективную корректировку проектов государственных стандартов высшего профессионального образования во время семинаров-совеща-ний руководителей образовательных учреждений, их авторам так и не удалось решить проблему согласования содержания нормативных курсов.

Главный же недостаток ское исчезновение целостного курса педагогики, который оказался рассредоточенным по другим дисциплинам этого блока.

Проиллюстрируем сказанное примерами. Для этого в левой колонке таблицы перечислим встречающиеся повторы тем, справа — предметы, в содержание которых включены перечисленные темы.

фактиче-

№ п/п Темы Дисциплины

1 2 3

1 Педагогические способности Введение в педагогическую профессию Педагогическая психология

2 Общение Психология человека

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Приемы и техника управления партнером в процессе общения Социальная психология

Педагогическое общение. Индивидуальный стиль деятель- Педагогические теории, ности педагога технологии

системы

технологии

Общение как средство развития ребенка. Общение мла- Психология ребенка раннего и до-денца. Особенности общения в раннем возрасте. Общение в школьного возраста младшем и среднем дошкольном возрасте. Общение в старшем дошкольном возрасте

Личность и общество. Понятие социализации Социальная психология

Педагогические механизмы формирования личности Педагогическая психология

Индивид, личность, индивидуальность Философия и история образования

Биологическое и социальное в личности, природные и социальные предпосылки и факторы развития личности

Социально-деятельностная сущность личности и ее отношение с окружающим миром

4 Категория развития. Образование и развитие. Предпосыл- Возрастная психология ки, условия и движущие силы развития. Развитие как процесс

и деятельность. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования

Основные ступени развития человека

Зона актуального и ближайшего развития Коррекционная педагогика

5 Группа как социально-психологический феномен. Виды Социальная психология групп. Формальная и неформальная структура группы. Нор-мативно-ролевые феномены малой группы

Лидерство. Групповая совместимость

Проблемы групповой сплоченности. Проблемы эффективности групповой деятельности. Феномены меж группового взаимодействия. Механизмы развития группы

Эффективные способы управления малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания

Основы управления социальным коллективом. Педагоги- Основы управления педагогиче-ческий коллектив и его развитие скими системами

6 Концепции педагогического процесса и их психологиче- Педагогическая психология ские основания

Целостность педагогического процесса Педагогические теории, системы,

технологии

Закономерности, противоречия, принципы целостного педагогического процесса

7 Основные понятия психологии обучения. Концепции обу- Педагогическая психология чения и их психологические основания

Учебная деятельность. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания

Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения

Обучение в структуре целостного педагогического процес- Педагогические теории, системы, са. Цели обучения технологии

В данной публикации мы ограничились лишь рассмотрением межпредметных связей одного блока дисциплин, хотя подобную работу необходимо проделать по всем дисциплинам государственных образовательных стандартов всех специальностей.

Анализ содержания таблицы убеждает

в необходимости доработки, упорядочения содержания стандарта по блоку пси-холого-педагогических дисциплин. В условиях достаточно жесткого дефицита времени, отведенного учебным планом на психолого-педагогическую . подготовку специалиста, необходимо по возможности исключить повторы. Каждому препода-

вателю, рассматривающему ту или иную тему с позиций его дисциплины, трудно избежать дефиниций и общей содержательной характеристики рассматриваемой категории. Наглядной иллюстрацией сказанному является изучение общения, предусмотренное стандартом в четырех нормативных курсах.

Решить эту проблему можно путем реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей в рамках меж-кафедрального сотрудничества. Мы не ставили цель выработать какие-либо кон-

кретные рекомендации, учитывая различные условия и возможности, опыт, научные интересы, профессиональные склонности преподавателей. Исходя из очевидной образовательной потребности, мы кратко рассмотрели теоретические аспекты проблемы межпредметных связей в общем и профессиональном образовании и определили круг основных вопросов содержания профессионально-педагогической подготовки учителя для их дальнейшего организационно-педагогиче-ского решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. М. РОМАНОВ, руководитель секции психологического обеспечения учебного процесса РУО, доктор психологических паук

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная школа переживает глубокий кризис, выход из которого связывается с внедрением в педагогическую практику принципиально новых технологий обучения и воспитания, ориентированных не только на достижение образовательных целей, но и на развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Однако развитие личности подчиняется известным психологическим законам, учет которых представляется необходимым условием достижения соответствующих педагогических целей. Поэтому переход учебных заведений на новые педагогические технологии невозможен без хорошего психологического обеспечения процессов обучения и воспитания, наиболее важным условием которого являются повышение психологической компетентности педагогических работников и организация в учебных заведениях психологической службы.

Для решения указанных задач на базе Регионального учебного округа при Мордовском университете была создана соответствующая методическая секция. Выполненные ею экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической компетентности педагогов, работающих в системе учебных заведений региона, неудовлетворителен: у них преобладает психологопедагогическое мышление обыденного типа, стихийное по происхождению и вбирающее в себя индивидуальный житейский опыт. В числе наиболее характерных его особенностей выделяются следующие: низкий уровень точности, рефлексии, самокритичности; неспособность к обобщению многообразия конкретных психических явлений и выделению общих и существенных свойств; недиалектичность, ориентированность на сиюминутный эффект; логическая про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.