ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БЛОКА
Е.В. БЫСТРИЦКАЯ, Нижегородский государственный педагогический университет; Е.И. ТУПИКИН, НИИРПО, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются особенности построения дидактической системы психолого-педагогического цикла учебных дисциплин в ходе профессиональной подготовки специалистов по ФК в рамках высшего физкультурно-педагогического образования. Выделяются системообразующие факторы психолого-педагогической компетентности учителя ФК и тренера. Указывается системоформирующая роль принципа профилирования в построении дидактической системы психолого-педагогического блока учебных дисциплин. Рассматриваются ее целевая, содержательная, технологическая и диагностическая подсистемы.
Abstract
In article features of construction of didactic system of a psychological and pedagogical cycle of subject matters during vocational training of fitness experts within the limits of the higher sports education are considered. System forming factors of psychological and pedagogical competence of fitness teacher and the trainer are allocated. System-forming role of a principle of profiling in construction of didactic system of the psychological and pedagogical block of learning matters is underlined. Its target, substantial, technological and diagnostic subsystems are considered.
Ключевые слова: физкультурное образование, подготовка специалистов, психолого-педагогический блок.
На основании указанных требований ГОС к специальности «Физическая культура и спорт» выделены следующие учебные предметы, охватывающие психологопедагогическую подготовку учителя физической культуры (ФК) в рамках высшего профессионального образования:
1. Психология и педагогика.
2. Психология ФК и спорта.
3. Педагогика ФК и спорта.
4. Педагогическая психология.
5. Акмеология физической культуры и спорта.
6. Управление образовательными системами.
7. Социальная педагогика и педагогические технологии.
8. Социальная психология.
9. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии.
10. Основы научно-методической деятельности.
Все указанные предметы образуют структуру системы психолого-педагогического цикла учебных дисциплин в рамах высшего физкультурно-педагогического образования.
По предметно-дисциплинарному признаку эти учебные дисциплины можно разделить на следующие подструктуры:
1. Психологической блок учебных дисциплин (психология ФК и спорта, педагогическая психология, социальная психология).
2. Педагогический блок учебных дисциплин (педагогика ФК и спорта, социальная педагогика и педагогические технологии).
3. Интегративный психолого-педагогический блок (психология и педагогика, управление образовательными системами, акмеология физической культуры и спорта, коррекционная педагогика с основами специальной психологии, основы научно-методической деятельности).
Эта классификация является условной и схематичной и не отражает внутренней логики психологопедагогической подготовки специалистов по физической культуре.
Рассмотрим дидактическую систему психологопедагогического цикла учебных дисциплин. Ее системообразующим фактором являются цели формирования психолого-педагогической компетентности студентов
(ШШ>
в базовой (инвариантной) и модульной (вариативной) частях. Эта система включает в качестве отдельных подсистем дидактические системы отдельных учебных предметов.
Дидактическая система психолого-педагогических дисциплин основана на антропоцентрической парадигме физкультурного образования, основные положения которой таковы:
1. Психолого-педагогическая подготовка специалиста в области ФК с высшим педагогическим образованием осуществляется на основе целей и задач, определяемых с трех позиций. Проводится с учетом: социального заказа общества к системе психолого-педагогической подготовки специалистов по ФК, состоянием системы физкультурно-педагогического образования, а также с позиции атрибуции субъектности будущего специалиста (ведущая идея которого: «Личность будущего студента решает все»). Здесь следует говорить о том, что цели, содержание, технология и результаты формирования психолого-педагогической компетентности специалиста по ФК находятся в наиболее жесткой зависимости от структуры его личности. В процессе обучения предметам психолого-педагогического цикла приобретается двойной познавательно-преобразовательный опыт -по отношению к себе и по отношению к будущему субъекту учения (его ученику).
2. Основой конструирования системы психологопедагогических учебных дисциплин на факультетах физической культуры является дифференциальноинтегративный подход. Этот подход предполагает осуществление такой психолого-педагогической подготовки, которая давала бы ему возможность успешно интегрироваться в широкую профессиональную среду в сфере ФК и при этом позволяла бы сформировать узконаправленную психолого-педагогическую компетентность в избранной области деятельности (как тренера по определенному виду спорта, как инструктора рекреации и туризма, как учителя ФК в образовательном учреждении определенного типа и др.).
Дифференциально-интегративный подход предполагает межпредметную внутрисистемную интеграцию (психолого-педагогического цикла учебных дисциплин), а также межсистемную (с общекультурным, предметным и медико-биологическим циклами). Здесь же предполагается содержательная, уровневая, процессуальная дифференциация между дидактическими системами отдельных учебных предметов психолого-педагогического цикла, дифференциация их вклада в психолого-педагогическую компетентность будущего специалиста в сфере ФК. В основе дифференциации также лежит идея гуманизации образовательного процесса, учет личностных особенностей студентов, принцип учета личностной и спортивной биографии в психолого-педагогической подготовке специалиста по ФК, профилирование образовательных технологий, основных положений теории развивающего обучения.
3. Системно-деятельностный, культуросообразный подход является комплексным при формировании
у специалиста по ФК всех компонентов психологопедагогической компетентности. Согласно этому подходу, при изучении предметов психолого-педагогического цикла в системе рассматриваются и в деятельности закрепляются все компетенции, направленные на познание и преобразование: себя как субъекта учения и как субъекта обучения, учащихся и коллектив учащихся как субъекта учения, а также на построение взаимодействий в триаде: субъект учения - предмет - субъект обучения. Этот подход реализуется в рамках единого образовательного пространства высшего учебного заведения. Это образовательное пространство формируется согласно культурологическому подходу, что отражается во внутренней культуре будущего специалиста по ФК в форме ценностных ориентаций и других компонентов педагогического мировоззрения.
4. Диагностико-рефлексивный подход к контролю и оценке достижений студентов по предметам психологопедагогического блока. Этот подход реализуется в виде « Системного контроля качества знаний студентов», включающего комплексный сравнительно-лонгитюдный метод контроля прироста всех психолого-педагогических компетенций. В рамках данного подхода источниками критериев оценки качества психолого-педагогической подготовки, с одной стороны, будут служить объективные требования ГОС по дисциплинам данного цикла (в широком смысле - социальный заказ), а с другой - потребности индивидуальной системы психолого-педагогической компетентности каждого будущего специалиста в системе ФК. Для данного подхода характерен большой удельный вес самоконтроля, самодиагностики и собственной рефлексии деятельности каждого студента.
Дидактическая система психолого-педагогического цикла учебных дисциплин является открытой в условиях реформирования образовательной среды физкультурнопедагогического образования. На формирование психолого-педагогической компетентности, основы которой закладываются при освоении дидактической системы данного цикла учебных дисциплин, оказывает также влияние внешняя по отношению к данной системе среда.
Наиболее близкий уровень образовательной среды -это интегративные формы учебной деятельности, актуализирующие и развивающие знания разных блоков учебного материала. К таким формам деятельности относятся: выполнение творческих студенческих работ (курсовых, квалификационных), работа в научных студенческих кружках, участие в творческих конкурсах и олимпиадах и т.д. Главным компонентом этого уровня является непрерывная педагогическая практика в образовательных учреждениях разных типов и в летних оздоровительных учреждениях.
Второй, более удаленный уровень этой образовательной среды, - это дидактические системы других блоков учебных дисциплин, осваиваемые студентами физкультурнопедагогических специальностей в рамках высшего физкультурно-педагогического образования. Осваивая теорию и практику дисциплин предметного, медикобиологического и общекультурного блоков, студенты
(ШШ>
приращивают свои коммуникативные, управленческие, самооценочные, общекультурные и иные компетенции, которые также входят в единую систему психологопедагогической компетентности специалиста по ФК.
Третий уровень образовательной среды - это непосредственно система высшего профессионального образования, ее актуальное состояние, перспективы и проблемы, развертывание этой системы во времени и пространстве. Все это влияет на формирование психолого-педагогической компетентности будущего педагога, тренера, инструктора по ФК.
Четвертый, наиболее удаленный уровень - социальная среда, которая оказывает влияние на формирование психолого-педагогической компетентности студента физкультурно-педагогических специальностей. Это влияние оказывается как во время обучения в вузе, так и в историческом аспекте - через личностный социальный опыт каждого студента. Также это влияние осуществляется через социальный заказ и кадровую политику в отношении специалистов в сфере ФК.
В дидактической системе психолого-педагогического цикла учебных дисциплин (ППЦ) выделены четыре компонента. Они включают в себя компоненты соответствующих подсистем - дидактических систем отдельных учебных предметов ППЦ, но не сводятся к их простому суммированию.
Целевая составляющая дидактической системы ППЦ является системоорганизующим фактором, определяющим набор, взаимосвязи, взаимозависимость остальных компонентов системы и придающим всей системе целостность. Свойство целостности придает системе новые свойства, отсутствующие у ее частей, взятых в сумме. Так, цели ППЦ как целостности отличаются от целей педагогической и психологической подсистем, от целей дидактических отдельных учебных предметов. Так, в процессе постановки целей дидактической системы отдельного учебного предмета можно учесть целевые установки и целевые требования интегративных форм деятельности, частично возможно учесть требования к специалисту по ФК, поставленные перед высшим профессиональным образованием соответствующего уровня. Тогда как определить влияние на психолого-педагогическую компетентность специалиста по ФК процесса и результатов освоения других циклов учебных дисциплин, личностной и спортивной биографии, всей полноты требований социального заказа не представляется возможным.
Поэтому цели дидактической системы ППЦ формируются следующим образом: от четвертого (внешнего, социального) уровня внешней среды через второй и третий - к первому. Таким образом, целевая составляющая системы ППЦ состоит из социального заказа к специалистам по ФК (СЗ), целей высшего образования (ЦВО), целей высшего педагогического образования (ЦВПО), целей высшего педагогического образования в сфере ФК (ЦВФПО) и целей психолого-педагогической подготовки специалиста в области ФК (ЦППЦ).
Структурная составляющая дидактической системы ППЦ представлена предметами данного цикла, их
целями (ЦППЦ), содержанием, структурированным в блочно-модульной форме (СППЦ), и уровнем психолого-педагогической компетентности, который должен быть достигнут студентами в конце каждого этапа обучения (изучение каждого отдельного предмета по окончании каждого учебного курса), а также по завершении высшего образования; представленным сводом требований к психолого-педагогическим знаниям, психолого-педагогическому общению и профессионально важным личностным качествам, которые мы назовем моделью предполагаемого результата (МПР).
Учебные элементы содержания ППЦ выстроены в учебном плане в концентрической последовательности, когда психолого-педагогические компетенции развертываются послойно. Так, система знаний о субъекте процесса учения рассматривается в интегрированном курсе «Психология и педагогика», где субъект учения и будущий субъект обучения еще не разделены и рассматриваются как личность, как синергетическая система в воспитательной и обучающей среде. Аналогичный подход определен и в разделах возрастной психологии, истории психологии и педагогики.
Далее в курсе «Педагогическая психология» происходит разделение субъекта учения и субъекта обучения; студент факультета физической культуры педагогического вуза впервые рассматривает себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности, направляющего свои воспитывающие и обучающие воздействия на обучающегося. В курсах «Педагогика ФК» и «Психология ФК» субъект учения предстает в предметной образовательной среде. Затем в рамках социальной психологии и социальной педагогики субъект учения рассматривается в социуме, в коллективе учащихся. Эти знания углубляются при изучении педагогических систем и технологий. Совершенной иной взгляд на субъекта процесса учения формируется в курсах коррекционной педагогики и специальной психологии, где изучаются виды отклонений в состоянии субъекта учения и способы развития такого субъекта.
Аналогичным образом концентрически построено обучение педагога диагностико-преобразующей и оценочной деятельности по отношению к себе как субъекту обучения. В рамках ППЦ формируется педагог-исследователь, педагог-технолог, педагог-диагност. Также последовательно и концентрически в рамках дидактической системы ППЦ разворачивается и взаимодействие в триаде субъект обучения - предмет - субъект учения в предметном пространстве физической культуры.
Технологическая составляющая дидактической системы ППЦ представляет собой интеграцию в предметном и межпредметном пространстве системы методов обучения и методов учения (инцентивных методов), так как сущность психолого-педагогической подготовки будущего педагога и тренера заключается в переходе от знаний для себя к знаниям для других (МО и ИМ). Также она включает в себя средства обучения (СО), формы организации образовательного процесса (ФООП), из которых важнейшей является самостоятельная работа
ШШ)
студентов в рамках системы ППЦ, а также технологии обучения и технологии учения (ТО и ТУ), реализуемые в рамках педагогического общения, взаимодействия обучающего и обучающегося (ПО).
Диагностическая составляющая дидактической системы ППЦ представлена диагностико-рефлексивной системой «Системного контроля качества знаний студентов», которая включает в себя цели внешнего конт-
роля и самоконтроля уровня психолого-педагогической компетентности во всех ее частях (когнитивной, коммуникативной, креативной) (ЦВК и ЦСК). Этот компонент системы ППЦ включает также содержание диагностики и самодиагностики и (СД и КД), технологический компонент диагностики и самодиагностики (ТКД) и критерии оценки и самооценки уровня психолого-педагогической компетентности (КО и КС).
Литература
1. Быстрицкая Е.В., Молькова Т.П. Методические рекомендации по организации выполнения заданий психолого-педагогического блока. - Н. Новгород, 2005.
2. Быстрицкая Е.В., Тупикин Е.И. Психологопедагогический блок учебных дисциплин в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры. - Н. Новгород, 2008.
3. Быстрицкая Е.В., Тупикин Е.И. Организация самостоятельной работы студентов факультета физической культуры по предметам психолого-педагогического блока
с использованием тестового контроля. - Н. Новгород, 2009.
4. Ильин Е.П. Психология спорта: учебник для институтов и факультетов физической культуры. - СПб., 2008.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1996. - 178 с.
7. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/Под ред. С.Д. Неверковича. - М., 2006.