Научная статья на тему 'Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте'

Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ / ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ / LANGUAGE TRAINING / LANGUAGE KNOWLEDGE / GNOSTICAL SKILLS / PLANNING SKILLS / CONSTRUCTIONAL SKILLS / ORGANIZATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Записных О. В.

Рассматриваются особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка. Автор выделяет такие компоненты дидактической подготовки, как знания языка, педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки. Данные компоненты автор анализирует, базируясь на теоретических источниках в области теории обучения иностранным языкам. В заключении автор приходит к выводу о снижении уровня дидактической подготовки из-за недостаточной реализации преемственных связей в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF DIDACTICAL CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR FUTURE TEACHERS

The article tells about the features of didactical contents of foreign language teaching for future teachers. The author singles out following components of didactical contents such as knowledge of linguistic, pedagogy and psychology, professional skills and abilities. The author analyses the components of didactical contents on the basis of theoretical sources in the sphere of language teaching. Finally the author draws a conclusion that the level of training of future language teachers is decreasing because of insufficient realization of continuity in the sphere of teaching of psychoeducational disciplines.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте»

УДК378

О. В. Записных

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Рассматриваются особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка. Автор выделяет такие компоненты дидактической подготовки, как знания языка, педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки. Данные компоненты автор анализирует, базируясь на теоретических источниках в области теории обучения иностранным языкам. В заключении автор приходит к выводу о снижении уровня дидактической подготовки из-за недостаточной реализации преемственных связей в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла.

Ключевые слова: языковая подготовка, языковые знания, гностические умения, проектировочные умения, конструктивные умения, организаторские умения.

Основной целью подготовки учителя иностранного языка является формирование активной, творческой личности, глубоко знающей свой предмет, владеющей разнообразными учебными технологиями, имеющей основательную психолого-педагогическую подготовку, обладающей эрудицией и стремлением к творчеству.

Дидактическая подготовка представляет собой самостоятельный элемент общепедагогической подготовки будущего учителя и является одной из важнейших ее составляющих. Главной целью дидактической подготовки в вузе является формирование основ профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка. Фундамент этой деятельности представлен интегрированным знанием вопросов, связанных с языковой и психолого-педагогической подготовкой.

Цели, содержание и результаты дидактической подготовки в системе высшего профессионально-педагогического образования регламентируются требованиями государственных стандартов к обязательному минимуму содержания и уровню готовности выпускника. В содержании Государственного образовательного стандарта по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация», квалификация «лингвист-преподаватель», дисциплины психологопедагогического цикла выступают в качестве специальных дисциплин, определяющих полную профессиональную готовность дипломированного лингвис-та-преподавателя.

В области дидактической подготовки выделяют следующие знания и умения: знание педагогических закономерностей и педагогических особенностей развития личности; представление об историческом процессе накопления знаний и ведущих теориях обучения и развития в мировой педагогике; умение соотносить знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе и развитии человека; проектировать личностно-ориентированное содержание и технологии обучения; творчески использовать знания для решения практических педагогических

задач и аргументировать выбор решений и действий; знание психологических закономерностей, условий, факторов и движущих сил развития и формирования личности; сущности и закономерностей познавательной деятельности учащихся; представление о современном состоянии отечественной и зарубежной психологической науки, общих понятиях в психологии в научно-эволюционном контексте, а также об основных психологических теориях развития психики; умение использовать совокупность психологических знаний в учебно-педагогической деятельности и эффективные способы общения и речевой деятельности [1].

Основной задачей дидактической подготовки будущего учителя является формирование не только интегрированных знаний основ языковой и психоло-го-педагогической подготовки, но также способов и приемов обучающей деятельности и дидактического мышления.

Говоря о процессе обучения иностранному языку, педагоги часто указывают на его специфические особенности, которые, по их мнению, находят отражение в системе дидактической подготовки учителя иностранного языка. Первая особенность заключается в том, что в учебной ситуации иностранный язык является одновременно объектом изучения, средством обучения и средством общения между учителем и учащимися. Следовательно, управление познавательной деятельностью учащихся в учебном процессе происходит не прямо, а через дидактически преобразованную учебную информацию. В данной ситуации эффективность познавательной деятельности учащихся зависит от условий организации учебного процесса. Важно отметить, что в процессе обучения иностранному языку предметом педагогической деятельности являются не знания учащихся, а формирование умений общения на иностранном языке, т. е. процесс взаимодействия ученика с познаваемым объектом.

Следующая особенность обучения иностранному языку состоит в том, что в процессе речевого взаимодействия учитель и учащиеся являются полноправными партнерами, их отношения в процессе комму-

никации носят ярко выраженный субъект-субъектный характер. При этом учителю иностранного языка необходимо учитывать различные формы общения естественной языковой среды, которые должны воссоздаваться на уроке с помощью различных режимов работы. Другая, не менее важная особенность процесса обучения иностранному языку состоит в том, что на уроке иностранного языка учитель является основным носителем информации об изменениях в системе языка и о событиях, в культурной жизни страны изучаемого языка, поэтому к языковой и речевой компетенции учителя иностранного языка предъявляются высокие требования.

Содержание дидактической подготовки будущего учителя иностранного языка представлено основными структурными компонентами, которые включают в себя профессиональные знания, навыки и умения, а также профессионально-педагогическую направленность личности учителя.

Основными в структуре деятельности учителя иностранного языка являются знания. Система знаний обладает сложной полиморфной структурой и представлена методологическими, педагогическими, психологическими знаниями об объекте обучения и предметными знаниями. Дидактические знания рассматриваются в качестве системообразующего элемента профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка и обладают интегрирующими свойствами. Данные свойства дидактических знаний проявляются в процессе решения учителем иностранного языка определенной учебно-педагогической задачи, где происходит преломление этих знаний.

Из вышесказанного следует вывод о том, что профессиональные знания, составляя основу дидактической подготовки, являются функциональной составляющей профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка, в процессе которой происходит преобразование теоретических знаний учителя в конкретное действие в решении определенной учебно-педагогической задачи. Учебно-педагогическая задача рассматривается как проблемная ситуация в образовательном процессе, при которой возможен перевод учащихся из исходного состояния обученности и обучаемости по предмету на более высокий уровень с целью достижения требований школьных программ и задач, поставленных перед учащимися на определенном этапе обучения.

Показателями уровня профессионально-педагогической подготовки являются не только количество и содержание педагогических знаний, но и профессионально-педагогические умения будущего учителя, приобретенные на основе полученных знаний и в процессе практического, осмысленного применения знаний в конкретных условиях учебно-профессиональной деятельности [2].

Опираясь на концепции К. И. Саломатова [3] и

Н. В. Языковой [2], в структуре дидактической под-

готовки учителя иностранного языка мы выделяем гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. Формирование каждого из вышеназванных компонентов предполагает формирование определенной группы умений. В процессе решения учебно-педагогической задачи учителю необходимо сначала подвергнуть анализу реальные условия обучения конкретной языковой группы учащихся и определить их уровень обученности. На данном этапе реализуются гностические умения учителя. В результате исследования условий обучения определенной группы учащихся учитель разрабатывает и формулирует конкретные учебно-педагогические задачи. На данном этапе учителю необходимы проектировочные умения. В процессе конструктивно-пла-нирующей деятельности учитель иностранного языка анализирует варианты решения намеченных задач и составляет план урока. Организаторские функции учителя иностранного языка на уроке реализуются в его обучающих действиях в ходе решения практических задач урока и установлении коммуникативных отношений учителя с учащимися, а также между учащимися. Учителю необходимо уметь критично оценивать результаты собственной деятельности и проецировать их на последующие уроки.

Представим умения, входящие в разные компоненты дидактической подготовки учителя иностранного языка.

Г ностические умения учителя иностранного языка заключаются в умениях учителя осуществлять анализ состояния основных компонентов структуры учебного процесса для дальнейшей конкретизации конечных целей обучения и формулирования практических задач урока. Гностическая функция учителя иностранного языка на уроке проявляется в умениях рефлексировать результаты своей работы в процессе решения учебно-педагогических задач, критически их оценивать с целью оптимизации профессионально-педагогической деятельности. Гностическая деятельность учителя иностранного языка заключается в умении подвергнуть анализу содержание учебных программ, учебно-методический комплекс по иностранному языку и различные пособия, объективно оценивать степень владения учащихся языковым материалом и уровень сформированности умений основных видов речевой деятельности, а также владеть приемами мотивации к изучению иностранного языка, критично оценивать результаты профессионально-педагогической деятельности и анализировать опыт других педагогов в вопросах организации процесса обучения иностранным языкам в школе с целью повышения собственного уровня подготовки.

Анализируя проектировочные умения учителя, следует отметить, что основными составляющими дидактического проектирования являются этап целе-полагания, этап прогнозирования, этап отбора учебной информации, этап выбора методов и средств обу-

чения. Под дидактическим проектированием мы понимаем дидактическую деятельность, предшествующую учебному процессу, представленную в виде перспективного плана и содержащую стратегические намерения учителя в области образовательного процесса. В педагогических и методических исследованиях педагогическое проектирование рассматривается в качестве определенного вида профессиональной деятельности учителя, представленной в виде проекта технологии обучения для конкретного периода образовательного процесса. Под технологией понимается совокупность методов и средств, необходимых для реализации учебной деятельности учащихся. Управление учебным процессом осуществляется на основе проекта технологии. Результатом этой деятельности является переход учащихся на более высокий уровень обученности [4].

Проектировочная деятельность учителя иностранного языка состоит в умении выявить существующие противоречия учебного процесса, проанализировать и отобрать методы, приемы и средства обучения для разрешения данных противоречий и разработать задачу урока с учетом конечных целей обучения и выявленных противоречий в условиях потенциальной педагогической ситуации, представить стратегию ее решения. Главным для учителя на уроке является реализовать единство содержания и отобранных им методов обучения в ходе решения практических задач урока. В этой связи подчеркнем значение формирования конструктивных умений учителя иностранного языка. Разрабатывая план определенного урока, учителю иностранного языка необходимо грамотно организовать и распределить учебный материал в соответствии с практическими задачами урока, выявить основные объекты усвоения, подобрать и разработать учебно-речевые ситуации, адекватные формируемым навыкам и умениям. Учителю иностранного языка важно отобрать адекватные методы, приемы обучения, а также и режимы работы с целью оптимальной организации учебной деятельности учащихся на уроке. Для успешной реализации практических задач урока иностранного языка учителю важно уметь определять эффективность отобранных упражнений соответственно задачам конкретного этапа урока. Подчеркивается также умение учителя иностранного языка пользоваться различными дидактическими материалами, в том числе и информационными коммуникативными технологиями для воссоздания естественных условий коммуникации на уроке, способствующих более эффективному использованию отобранных методов и приемов обучения.

Организаторские умения учителя иностранного языка направлены на реализацию оптимального взаимодействия языковой группы обучаемых в осуществлении практических задач урока в реальных условиях обучения. В реализации организаторской деятельности учителю иностранного языка важно грамотно

спланировать и организовать коммуникативно-познавательную деятельность учащихся на уроке, уметь управлять ею и владеть приемами ее стимулирования. Раскрывая значение формирования организаторских умений учителя иностранного языка, подчеркиваем умение учителя грамотно предъявлять языковой и речевой материал. Организуя познавательно-коммуникативную деятельность учащихся на уроке иностранного языка по предварительно составленному плану, учитель одновременно устанавливает и поддерживает межличностные взаимоотношения с классом и между учащимися, создавая тем самым определенную психологическую атмосферу на уроке и систему эмоциональных отношений к личности учителя, к содержанию и процессу обучения. Реализуя коммуникативные функции на уроке, учителю в процессе общения необходимо установить и поддерживать психологический контакт с учащимися. В профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка можно выделить два вида коммуникативной деятельности: коммуникативно-обучающий и собственно коммуникативный. Под коммуникативно-обучающим видом коммуникативной деятельности понимаются проектирование и создание условий для учебно-речевого общения, демонстрация и активизация в речи учащихся языкового и речевого материала. Собственно коммуникативный вид проявляется в процессе установления и поддержания эмоционально-личностных отношений учителя с учащимися и направлен на реализацию организаторской и коммуникативно-обучающей функций на уроке.

В процессе реализации воспитательной функции на уроке учитель должен уметь средствами иностранного языка передать свое активное положительное отношение к содержанию учебной деятельности, сформировать и поддерживать у учащихся интерес к изучению иностранного языка. В данной связи подчеркивается важность такой составляющей профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка, как профессионально-педагогическая направленность, которая представлена системой отношений личности к себе как к субъекту профессиональной и речевой деятельности, позитивным отношением к ученику как речевому партнеру в межличностном и педагогическом общении, системой мотивов и интереса к профессиональной деятельности и совокупностью личностных качеств учителя [2].

Разделяя точку зрения педагогов на проблемы осуществления дидактической подготовки в вузе, отметим, что в условиях вузовской подготовки невозможно сформировать профессиональную деятельность на творческом уровне. Содержание дидактической подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе ограничивается умениями решать практические учебно-педагогические задачи, создавать основы и готовность к проектировочной и исследовательской деятельности.

В качестве основной причины снижения уровня дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка отмечается ненадлежащее отношение к реализации преемственных связей в изучении пси-холого-педагогических дисциплин. Немаловажным моментом, оказывающим отрицательное влияние на осуществление дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка, является отрыв педагогической теории от практической деятельности. В частности, подчеркивается тот факт, что при осуществлении дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка существуют несоответствия между знаниями, навыками и умениями, получаемыми студентами на практических занятиях в вузе и в условиях квазипрофессиональной деятельности на учебной и педагогических практиках, и практическим применением их в школе. Уровень дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка снижает также отсутствие реализации преемственных связей в изучении методик учебных предметов с дидактикой. Согласимся с тем фактом, что иногда основные положения дидактики изучаются студентами без учета их будущей профессии и вне контекста профессиональной деятельности. Кроме того, разобщенность в работе преподавателей дисциплин, изучение которых необходимо в дидактической подготовке будущих учителей иностранного языка, влечет за собой отсутствие преемственности и единства в содержании учебных программ, а также способов и при-

емов осуществления дидактической подготовки. Немаловажным моментом в сложившейся ситуации является и то, что дисциплины психолого-педагоги-ческого цикла ведутся преподавателями, не имеющими языкового образования, вследствие чего они могут лишь продемонстрировать важные идеи и положения наук психолого-педагогического цикла, столь необходимые для формирования знаний будущего учителя иностранного языка. Тем самым, на занятиях существует возможность лишь ограниченно обратиться к специфике будущей профессиональной деятельности студентов. В процессе дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка необходимо осуществлять комплексный подход в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла и языковых дисциплин, что позволит учебному процессу в вузе получить большую профессиональную направленность и повысить качество общепрофессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

На сегодняшний день необходимо разработать систему дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка, основанную на ведущих современных принципах обучения, таких как системность и преемственность, учитывающую основные особенности обучения иностранному языку в средней школе. Кроме того, актуальным остается вопрос о способах и приемах реализации комплексной дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по направлению лингвистика и межкультурная коммуникация: Квалификация «Лингвист -преподаватель двух иностранных языков». М., 1994. С. 11-19.

2. Языкова Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков: монография. Улан-Удэ, 1994. 236 с.

3. Саломатов К. И. Методика профессионально направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности: учеб. пос. для студ. и преподават. пед. фак-тов (институтов) иностр. языков. Куйбышев, 1984. 92 с.

4. Баранова 3. Я. Формирование проектировочных умений студентов университета в процессе педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 1997. 17 с.

Записных О. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Алтайская государственная педагогическая академия.

Ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.10.2009

O. V. Zapisnykh

THE FEATURES OF DIDACTICAL CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR FUTURE TEACHERS

The article tells about the features of didactical contents of foreign language teaching for future teachers. The author singles out following components of didactical contents such as knowledge of linguistic, pedagogy and psychology, professional skills and abilities. The author analyses the components of didactical contents on the basis of theoretical sources in the sphere of language teaching. Finally the author draws a conclusion that the level of training of future language teachers is decreasing because of insufficient realization of continuity in the sphere of teaching of psycho-educational disciplines.

Key words: language training, language knowledge, gnostical skills, planning skills, constructional skills, organizational skills.

Altai State Pedagogical Academy.

Ul. Molodjozhnaja, 55, Barnaul, Altai region, Russia, 656031.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.