Научная статья на тему 'Интеграция психологии и обществознания в основной школе'

Интеграция психологии и обществознания в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / БАЗОВЫЙ ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР / РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ "ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басик Наталья Юрьевна, Савина Ольга Олеговна, Смирнова Ольга Михайловна

Авторы рассматривают интегративный подход к обучению, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм, выделяют цель педагогической интеграции как восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности, которое способствует решению групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность: общечеловеческие (личностные) задачи и профессиональные (специфические) задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция психологии и обществознания в основной школе»

Авторы рассматривают интегративный подход к обучению, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм, выделяют цель педагогической интеграции как восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности, которое способствует решению групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность: общечеловеческие (личностные) задачи и профессиональные (специфические) задачи.

Басик Наталья Юрьевна

канд. пед. наук старший научный сотрудник лаборатории обществознания Института содержания методов обучения, Савина Ольга Олеговна канд. психол. наук доцент кафедры экстремальной психологии и психологической помощи МГУ им. Ломоносова, Смирнова Ольга Михайловна педагог-психолог ГОУ Гимназии № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Каковы возможности интеграции психологии и обществознания как учебных предметов?

т —

Ключевые слова: предпосылки и условия педагогической интеграции; базовый интегрирующий фактор; развиваемые компетентности; структура программы «Человек в обществе»

Общая тенденция в развитии человековедческих дисциплин - тенденция к интеграции. Одновременно каждая из наук, участвующая в междисциплинарном подходе, имеет свой собственный аспект изучения, в чем и проявляется ее монодисциплинар-ность. При этом науки неразрывно связаны между собой. В основе интегративного подхода к обучению лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции - восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности [5]. Ориентация на комплексные исследования, характерная для современной науки в целом, становится объективной базой для интеграции психологии, социологии, педагогики и других наук о человеке, его воспитании и развитии [2].

Наш подход предполагает, что обществознание представляет собой целостный учебный цикл. Межпредметные и внутрипредметные связи являются проверенным дидактическим средством интеграции и систематизации знаний учащихся. Линейная структура интегрированного курса позволяет распределить без неоправданного повторения все темы, предусмотренные Стандартом основного общего образования по обществознанию, между психологическим блоком данного курса с 6 по 8 класс и «Введением в обществознание» в 8-9 классе. Наряду с линейным используется концентрический принцип развертывания содержания,

проявляющийся в двух моментах. С одной стороны, в психологическом блоке интегрированного курса предусмотрено повторное обращение к некоторым темам под другим ракурсом, в ином обществоведческом контексте, на базе расширенного понятийного багажа и в соответствии с рефлексивными возможностями возраста. С другой стороны, тесные межпредметные связи в рамках интегрированного курса позволяют преподавателям в любой точке курса использовать уже пройденный в других его блоках материал.

Интеграция психологии и обществознания способствует решению двух групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность:

1. Общечеловеческие (личностные) задачи, определяющие содержание и технологии познания, развития и актуализации собственного "Я” человека в различных областях жизнедеятельности.

2. Профессиональные (специфические) задачи, позволяющие изучить особенности педагогической, социальной, психологической деятельности, возможности развития и реализации профессионального "Я”.

Школа для подростков - это место, где обеспечивается взросление ребенка, т. е. место, где в наиболее развернутом виде ставится и решается педагогическими средствами задача нормального проживания возраста - приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу,

в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего «проекта» [6]. Наиболее общим содержанием подросткового возраста является развитие самосознания, т.е. центром для самого подростка оказывается его особое внимание к собственному Я. Поэтому одними из самых «подростковых» могут стать социально-гуманитарные предметы. На их материале ребенок закрепляет свое место среди других людей, обнаруживает специфику ситуаций взаимодействия с другими людьми как исходную модель всех социальных ситуаций, особенно если возможна социальная проба, эксперимент (хотя бы и мысленный).

Условиями педагогической интеграции служат, с одной стороны, целостность процесса познания (что отражает целостность его объектов), а, с другой стороны, потребность в скорейшей социализации личности учащегося (важнейшая задача современной школы). В таком аспекте интеграция - это характерный для культуры в целом и образования в особенности способ работы с информацией, знаниями, обеспечивающий развитие обучающегося сознания.

В качестве базового интегрирующего фактора в обще-ствознании, педагогике и психологии может выступать, в первую очередь, личность ученика: ее самоценность, идея развития, объединяющая в себе все человеческие ценности [1], «реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности» [4]. Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности, цель которого - помощь в социализации подростков и юношей в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития ученика, знание зон актуального и ближайшего развития подросткового и юношеского возрастов. При этом воспитание гражданина пойдет не через усвоение готовых знаний, а через развитие самосознания ученика, самоопределение в морально-этической, ценностной, правовой и других сферах, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения. Таким образом, интеграция обществознания и психологии базируется на следующих положениях:

1. Главной ценностью для преподавателей интегрированного курса является личность ученика, ее развитие (в первую очередь саморазвитие). Соответственно преемственность свойственна не только содержанию отдельных блоков интегрированного курса, но и формам и методам работы при его реализации.

2. Взаимодействие принципов системности, интеграции, дифференциации в процессе познания. Это способствует переносу усвоенной системы пси-холого-педагогических, социально-экономических и правовых знаний в реальную деятельность ученика.

3. Определение логических связей и критериев интеграции изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе, что позволяет раскрыть значение психолого-пе-дагогических знаний для развития личности учащегося и его готовности к профессиональной деятельности.

4. Включение в процесс обучения интегративных блоков, что преодолевает изолированность и относи-

тельную замкнутость курсов психологии, обществознания, педагогики, философии и др.

5. Систематическое и согласованное взаимодействие всех преподавателей дисциплин человековед-ческого цикла в решении общих и профессиональных задач развития специалиста: совместное обсуждение комплексных проблем, составление планов и программ, конструирование и совершенствование технологий личностного и профессионального образования, совместная подготовка, проведение и анализ занятий, взаимодействие в руководстве практикой учащихся и т.п.

6. Разработка «пересекающихся» тем в рамках курсов психологии и обществознания, позволяющая учащимся понимать особенности подачи материала и осуществлять его анализ с точки зрения разных научных областей и подходов.

Развиваемые компетентности

К важным интегрирующим факторам можно отнести и компетентностный подход [2]. К формирующимся в интегрированном курсе компетентностям относятся:

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной и совместной учебной деятельности. Интегрированный курс «Человек в обществе» знакомит школьников с основными механизмами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: житейских, философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.; способствует приобретению умений социального взаимодействия, эффективному информационному обмену;

• социальная компетентность - интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность человека включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

- коммуникативная компетентность и навыки активного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения; умениями презентации, аргументации и дискуссии и т.д.).

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.

• компетентность, связанная с возникновением информационного общества (курс дает философско-социологическую характеристику современного общества, развивает интерес к социальной информа-

ции, основы ориентировки в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

• компетентность в сфере гражданско-обществен-ной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей - гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию моральных и правовых норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими номами в своей повседневной жизни);

• компетентность в семейно-бытовой сфере (характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени, развивает взаимопонимание представителей разных поколений в семье, усвоение социальных нории и требований к осуществлению гендерных ролей в семейном общении; профилактика проявлений агрессии, насилия и виктимности во внутрисемейных отношениях);

• компетентность, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

• компетентность в проектировании своей социальной деятельности: анализ условий деятельности, понимание ее целей, задач и способов осуществления, планирование, прогнозирование и оценивание предполагаемых конкретных действий и их результатов, принятие решений, их осуществление и понимание ответственности за собственные и групповые действия, контроль собственных действий и при необходимости их корректировка.

Очевидно, что формирование компетентностей означает освоение важнейших элементов культуры. Компетентность выпускника среднего звена гимназии должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять различные виды социальной деятельности, опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни (Концепция обществоведческого образования в современной школе, 2008).

Структура программы интегрированного курса «Человек в обществе» для основной школы (5-9 класс)

включает в себя два крупных взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: 1) Программа преподавания психологии (5-9 классы); 2) Программа преподавания «Введения в обществознание» (8-9 классы). В интегрированном курсе для основной школы выделяются два взаимосвязанных этапа.

I этап - 5-7 классы. Учитывая характеристики младшего подросткового возраста, важно в большей степени обращать внимание на уроках курса «Человек в обществе» на проблемы жизни человека в обществе, социальной ориентации, добра и зла, справедливости и несправедливости, рефлексии, самосознания и саморазвития.

Преподавание интегрированного курса предваряется адаптационно-развивающим психологическим курсом «Развитие познавательных процессов» для учащихся 5 класса [3], направленного на развитие умения логически рассуждать, осознанно пользоваться понятиями, выстраивать социальные разнообразные взаимодействия, эффективно работать в группе.

Курс «Мир человека» в 6 классе направлен на обучение решению проблем и организации группового взаимодействия сопровождает участие шестиклассников в проектной деятельности.

Курс «Человек в мире людей» в 7 классе дает представления об основных видах и способах коммуникации, законах перцепции, правилах эффективного выступления и слушания, отрабатывает коммуника-цитвные и перцептивные умения подростков.

II этап - 8-9 классы. Выпускные классы основной школы более обстоятельно останавливаются на всех содержательных компонентах курса (морально-этических, правовых, экономических, политических, социальнопсихологических), получают знания о многообразных видах деятельности человека в обществе, в том числе профессиональной, что должно способствовать осмыслению личной самореализации и фасилитации построения индивидуального жизненного пути. Таким образом, одной из задач интегрированного курса в 8-9 классе является сопровождение процесса социализации - через развитие самосознания и умений совершать обоснованный выбор, в том числе выбор индивидуальной образовательной траектории в старшем звене школы.

Литература

1. Вахтеров, В.П. О новой педагогике: Избранное. Серия Педагогика детства / В. П. Вахтеров. М., 2009.

2. Вьюнова, Н.И. Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике [Текст] / Н. И. Вьюнова // Психология и жизнь. Сборник научных трудов. Выпуск №1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.

3. Савина, О.О. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии [Текст] / О. О. Савина, О. М. Смирнова. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л. С. Подымов. М., 1997.

5. Окольников, Ф. Б. Интеграция экспериментальных химических умений учащихся / Ф. Б. Окольников / Автореф. дис-сер. на соискание ученой степени кандидата пед наук. - М., 2008.

6. Хасан, Б.И. Методическое пособие по курсу «Общество и Я»: Для учителя 5-6 классов. В 2-х частях. /Б. И. Хасан, К. Н. Поливанова /Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». - 2-е изд. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.