Мастер - класс
15. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопр. философии. 1997. № 11. С. 284.
16. Лосева В. К., Луньков А. И. Работа любви, или стадии развития брачных отношений. / /Семейная психология и семейная терапия. 1998.№ 4..С.34-36
17. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов.- СПб. Речь, 2002.
18. Селигмен А. Проблема доверия. Перевод с англ. И. И. Мюрберг, Л. В. Соболевой. М.: Изд-во Идея-Пресс, 2002.200 с.
19. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 4. С. 25-30.
20. Сиденко А. С. Инновационный потенциал педагогов. //Народное образование. 2013. № 1. С. 121-126.
21. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 15-20.
22. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. // Образование и наука. 2012. № 8 (97). С. 5-24
23. Славская А.Н «Личность как субъект интерпретации». М.: Феникс+. С. 46-57
24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная Пресса, 2000. с. 212-385.
25. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост /СПб., Речь. 2006. с.9-12.
26. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения. //Образование и наука. 2011 № 10; с. 3-12
27. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер. 2002. 544с.
28. Яковлев С. В. Ценностная детерминация жизненного и познавательного опыта личности //Образование и на-ука.2011. № 4. С. 28-37.
Чарнецкий Сергей Николаевич
соискатель
кафедра управления образовательными системами Московский педагогический государственный университет;
учитель обществознания и права ГБОУ СОШ № 1234 г. Москва
E-mail: mongooserpro@mail.ru
J ^
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Ц___________________________________________Г
Аннотация. Статья посвящена интерактивным методам изучения права. Автор рассматривает разнообразные подходы к преподаванию права, раскрывает особенности интерактивных методик, используемых на уроках, перечисляет основные задачи учителя в процессе нравственно-правового обучения подростков.
Ключевые слова: правовая компетентность, работа с подход, уроки права, интерактив
Право и мораль наряду с идеями, ценностными ориентирами, наукой, искусством, образованием выступают важнейшими компонентами цивилизации. Задача формирования поколения, уважительно относящегося к законам, умеющего не только использовать правовые знания в своей деятельности, но и защищать их, порождают потребность в развитии и повышении правовой компетентности учителя, создании целостных федеральной, региональной и внутриш-
подростками, компетентностный подход, деятельностный
кольной систем повышения правовой компетентности учителей общественных дисциплин.
Динамичное обновление законодательства страны также диктует необходимость особого внимания к проблеме правовой компетентности учителей общественных дисциплин. Правовая компетентность -комплексная характеристика социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведе-
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
57
Мастер - класс
ния. Она может быть определена как совокупность готовности и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими нормами, действующими в обществе. Правовая компетентность - это единство моральных и правовых знаний, отражающих правовую действительность, отношение личности к правовым явлениям и на основе этого её правовое поведение. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения [8].
Правовая компетентность преподавателя общественных дисциплин определяется уровнем его правосознания и правовой активности, включенности в общественные и гражданско-правовые отношения. В соответствии с «Концепцией структуры и содержания правового образования в школе» правовая компетентность предполагает:
- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
- готовность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
- определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения решения проблем.
Таким образом, в структуре правовой компетентности выделяются три компонента:
- когнитивный (знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых терминов и понятий),
- деятельностный (участие во внеурочной работе, участие в деятельности общественных организаций, в гражданских, семейных трудовых и других правоотношениях),
- мотивационный компоненты (проявление отношения к закону, праву в целом, правовым поступкам взрослых и сверстников, правонарушениям и преступлениям, преступникам).
В связи с этим на пути к формированию правовой компетентности старшеклассников лежит решение четырех основных задач:
1. Формирование у школьников правовых знаний;
2. Формирование умений по эффективной реализации правовых знаний;
3. Развитие у учащихся эмоционального отношения к изучаемым правовым явлениям, которое даст возможность на основе нравственных принципов воспринимать свои права и обязанности, правовое поведение окружающих, собственное правовое поведение;
4. Целенаправленное педагогическое влияние на поведение учащихся для совершенствования правовой компетенции.
В системе формирования правовой компетентности учащихся необходимо опираться на такие традиции гуманистической педагогики, как:
• ориентация на интересы и потребности обучающегося;
• отношение к ученику как к активному субъекту образовательного процесса;
• учет возрастных особенностей школьников и выполняемых ими социальных ролей на разных возрастных ступенях;
• гуманный характер отношений между учеником и учителем;
• применение педагогических технологий, ориентированных на создание у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности;
• стимулирование их познавательной активности; развитие мышления, воспитание гуманных нравственных качеств.
Однако одной из приоритетных задач правого образования является создание реальных условий для применения школьниками правовой компетентности на уроках и во внеурочное время, т.е. при организации практической деятельности учащихся, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому основой формирования компетентности является опыт учащихся,
• освоенный в житейских и учебных ситуациях и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
• приобретенный в ходе проектной деятельности, ролевых игр, практикумов, тренингов, дискуссий, решении проблемных ситуаций.
Традиционные приемы преподавания права не позволяют достичь основной цели - повышения мотивации учащихся и повышения качества образования. Уроки права должны иметь практическую направленность посредством включения в курс решения правовых задач, обоснования порядка защиты прав и свобод гражданина. Особую роль при этом играет разбор жизненных ситуаций (правонарушений). О законах можно и нужно говорить увлекательно, так как сухая информация не доходит до ума и сердца подрастающего поколения. Изучение основ права должно проходить с точки зрения нужд и интересов обыкновенного гражданина, который может стать жертвой преступления, свидетелем, а также и обвиняемым и подозреваемым. Главный акцент в преподавании курса права должен быть сделан на воспитании «законопослушного гражданина», который может столкнуться с нарушением закона. Все уроки права должны быть практико-ориентированными, то есть на занятии необходимо демонстрировать применение полученных знаний, отрабатывать умения и навыки, которые понадобятся в реальной жизни каждому человеку. Это и есть
58
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Мастер - класс
реализация компетентностного подхода на практике [1]. В связи с этим нет необходимости в заучивании определений, понятий, статей кодекса. Главный акцент должен быть смещен в сторону решения правовых задач с открытым ответом (без готового решения). Учитель при этом является организатором процесса обучения, а не просто источником информации.
На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать, рассуждать, рефлексировать, уметь пользоваться справочными пособиями. Создание проблемных ситуаций и проектная деятельность способствует переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания юридических казусов. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение учащегося создают условия, при которых может развиваться творчество. Результативностью применения нетрадиционных форм на уроках права является следующее: мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся: внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Нетрадиционные формы уроков права повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокую ступень сотрудничества. Тем самым реализуется один из концептуальных принципов современного образования - принцип партнерства.
Интерактивная деятельность на уроках «Основ права» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника урока задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего (учителя), так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Работа детей с правовым
материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача учителей гуманитарного цикла, в том числе обществоведческих дисциплин, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств, владение юридической терминологией, выстраивание сложных многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых конструкций - все это способствует приобщению старшеклассников к навыкам ораторского искусства.
Эффективной формой обучения являются уроки-дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики. Целесообразно использовать уроки-дискуссии по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Воинская обязанность», «Права и обязанности родителей и детей». Дискуссия - это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. На этих уроках не навязывается «правильный ответ», а участники дискуссии получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение. Научиться творчески юридически мыслить можно только в том случае, если для этого созданы условия. В ходе обучения в русле новой технологии правового образования учащиеся «проживают» весь познавательный цикл в единстве эмпирического и теоретического познания.
На традиционных уроках основ правовых знаний господствует репродуктивный тип деятельности. Ученику заранее известно, если он добросовестно перескажет параграф учебника да еще вспомнит, что на уроке говорил учитель, то пятерка обеспечена (в этой логике понять - значит назвать). Творческая мыслительная деятельность на уроке отсутствует. Обычно учебник навязывает ученику определенную точку зрения, преподносит готовые истины, выводы, которые даже искать-то совсем нетрудно, они выделены особым шрифтом. Дети получают некие готовые формулы, штампы, стереотипы.
Другое дело уроки-практикумы, на которых обучающиеся решают юридические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную практическую роль по формированию правового сознания школьников. Такие уроки основ правовых знаний позволяют научить ребенка творчески мыслить, формируют активную жизненную позицию старшеклассника. Уроки-практикумы формируют умения работы с юридической литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных юридиче-
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
59
Мастер - класс
ских источниках. Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права; учитель лишь объясняет, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач.
Трудно согласиться с мнением тех педагогов, которые считают, что нужна максимальная доступность и облегченность учебного материала. Скорее наоборот! Нужно создавать больше затруднений для ребенка как «отправных точек для его мыслей», ведь «мышление всегда возникает из затруднений». Библейская мудрость гласит: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Учитель дает старшеклассникам способ действия, т.е. учит их читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках (Конституции РФ, УК РФ, ТК РФ, КОАП РФ) и нормативно-правовых актах и пользоваться ими для решения юридических казусов.
Работа с документами позволяет получать информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобретать умение анализировать текст закона, учит высказывать собственное мнение и аргументировать его. Учащиеся совместными усилиями решают вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений нормам Международного права в аспекте защиты прав и свобод человека.
Эффективный результат дает использование на уроках «Основ права» такой формы урока как круглый стол. Это подразумевает регулярные встречи с представителями органов, не входящих в структуру исполнительной и законодательной власти (судьи, нотариусы, адвокаты, представители органов местного самоуправления). Это дает возможность учащимся увидеть жизненные коллизии и правовые проблемы с различных точек зрения. Неоценимы личные впечатления и информация из первых рук. Такие контакты помогают упрочить и разнообразить
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и над чем думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокую ступень сотрудничества.
В период изучения курса «Основы права» обучающиеся проявляют огромный интерес к предмету, так как им уже по 14-15 лет, они задают огромное количе-
ство конкретных, волнующих их вопросов, что стимулирует учителя постоянно повышать свой профессиональный уровень. Тем самым образуется реальная обратная связь: учитель-ученик. А возникающее доверие учеников помогает им решить насущные проблемы, найти ответы на многочисленные трудные вопросы, которые ставит перед ними жизнь, причем даже те, на которые, не всегда могут ответить их родители. Изучение предмета «Основы права» может гарантировать обучающихся от совершения правонарушений, особенно это касается «трудных и проблемных» учеников, так как это практико-ориентированный предмет.
Уроки «Основ права» обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формируют умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач.
Основные задачи интерактивных методов предусматривают получение учащимися ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами.
Для полноценного правового образования обязательным и необходимым условием является социальная практика: деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры - продуктивные формы правового образования и воспитания, социальное партнерство с общественными и государственными организациями. Только реальное включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления.
Инновационное развитие методики преподавания основ правовых знаний ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. В современных условиях резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе.
В школьном правовом воспитании необходимо применение такой педагогической технологии, которая бы отвечала потребностям самого ученика и учитывала бы закономерности формирования правового сознания. Этим критериям соответствует компетент-ностный подход к изучению права. Деятельностная основа в преподавании права обеспечивает успешность усвоения школьниками системы знаний и создает условия для их применения в жизни. Знания должно передаваться учащимся не в готовом виде, а только на основе самостоятельного осмысления, что повышает практическую значимость правового образова-
60
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Мастер - класс
ния. Компетентностью подход к преподаванию права помогает развить у учащихся умения находить и критически осмысливать полученную информацию, самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, вести диалог и развернуто обосновывать свою точку зрения на основе построения системы аргументации.
Большую эффективность с точки зрения познавательной активности школьников в преподавании права показывают витагенные технологии, технология «дебаты». Критерий, определяющий выбор именно этих технологий - деятельностная позиция ребенка на уроке, демократизация учебного процесса. Витагенность - это необходимость опоры на жизненный опыт ученика. Использование жизненного опыта учащихся в преподавании права актуализирует интеллектуальный потенциал школьников. Технология «дебаты» также может активно применяться на уроках «Правоведения». Основная задача данной технологии - это обучение старшеклассников умению вести дискутировать не основе развития как коммуникативной, так и общекультурной компетентности. Уроки по технологии «Дебаты» могут быть организованы в форме ролевой игры, например, по теме «Избирательная система». Длительной подготовки требуют проблемные дебаты. Ученики готовят предвыборные программы партий, готовят символику и агитационные материалы, составляют партийные списки, проводят выступления, отвечают на вопросы избирателей. Такая работа может выйти за пределы урока и реализоваться в проекте «Выборы в школьную Думу».
На уроках правовых знаний возможно применение и новой педагогической технологии «выход за пределы» (Гин А.). Суть этой технологии раскрывается с помощью трех формул:
1. Учитель выходит за рамки учебника. Учитель гармонично вплетает в ткань урока последние события, окружающую действительность и т.д.
2. Учитель выходит за рамки своего курса. Использование на уроке фактов из межпредметных областей помогает учителю показать свою компетентность в иных сферах знаний.
3. Учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры. Учитель вплетает в урок имена известных рок-музыкантов, сюжеты из культовых молодежных фильмов, что приводит к росту авторитета у учеников.
Педагогическая технология «выход за пределы», на наш взгляд, является эффективным способом решения педагогических приемов в преподавании отдельных предметов, в том числе и в преподавании «Основ правовых знаний».
На уроках права (например, «Уголовная ответственность несовершеннолетних») необходимо использование технологию методики полноценного сотрудничества. Построение урока с использованием такой технологии выглядит таким образом: учащиеся, заранее ознакомленные с тематикой будущего урока, составляют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока. Такое задание выпол-
няется в группе или индивидуально; дома (в виде опережающего задания) или прямо на уроке (этап мотивации в виде мозгового штурма). Оптимальное количество вопросов - 2-4. Далее в ходе обсуждения отбираются основные, которые необходимы для раскрытия темы и как отвечающие интересам учащихся.
По характеру вопросов учитель еще в начале урока определяет уровень знаний и подготовки, как отдельных учащихся, так и всего класса в целом и корректирует свои планы на данный урок. Работа над вопросами позволяет активизировать учебнопознавательную деятельность учащихся, заставляя их не только вспомнить ранее изученный материал, но и разобраться в том, что им еще хотелось бы узнать на уроке. Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик и складываются субъектно-субъектные отношения с учащимися.
Технология критического мышления также необходима для использования на уроках права. «Критическое мышление» предполагает сомнение в общепринятых истинах, выработку точки зрения по определенному вопросу и способность ее отстоять, предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление, что необходимо при проведении правовых дискуссий. Обучение критическому мышлению предполагает овладение умением применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от суждений, выявлять причинно-следственные связи.
Успешное преподавание отдельного предмета «Основы права» не является самоцелью. Оно должно органично входить в процесс совершенствования школьного правового пространства в целях качественного правового образования и формирования правовой компетентности школьников. Одной из приоритетных форм работы по приобретению умению реализации своих прав, формирование собственного отношения к таким ценностям как справедливость, свобода, равноправие, ответственность, законопослушность является проектная технология. Метод проектов, активно используемый в преподавании права, позволяет ученику преодолеть разрыв между академическими знаниями, получаемыми на уроках и потребностями сегодняшней и будущей жизни старшеклассника, приобрести самостоятельность в познании, пройти все этапы социализации, занять активную жизненную позицию и стать законопослушным гражданином.
Суть проектной методики - совокупность учебнопознавательных приемов, позволяющих при создании образовательного продукта решить поставленную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и формирования у них следующих компетентностей:
- учебно-познавательную компетентность как готовность к поиску, подбору информации, ее анализу и синтезу, базирующиеся на основе реальных знаний и опыта работы с проблемами правового характера;
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
61
Мастер - класс
- ценностно-смысловую компетентность как готовность воспринимать жизненные ситуации на основе общечеловеческой и правовой системы ценностей. В рамках формирования этой компетентности выращивается правовое сознание, законопослушное поведение;
- коммуникативную компетентность как готовность вести дискуссию, аргументировать свою позицию, принимать коллективное решение по проблемам правового характера.
Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на всем протяжении работы над ним. Ученики старшей школы считают, что для проектной деятельности приоритетны острые социальные темы, анализируют их, делают выводы, предлагают собственные решения. При этом старшеклассники изучают нормативную базу изучаемого вопроса, историю проблемы, среди слушателей не бывает равнодушных.
В результате уроков «Основ права» и внеурочной деятельности по предмету подростки приобретают умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; у них формируются умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; что позволяет учащимся оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают умения использования норм права при решении не только учебных и практических задач, но и жизненных ситуаций. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации.
В старшей школе изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые каждому в ежедневной жизни и для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника), иметь компетенции, достаточные для защиты прав и свобод, законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Правовое образование органично связано с правовым воспитанием и выходит за рамки учебного предмета. Ведь только единая система правового образования и воспитания способствует формирования правовой компетентности. Воспитательная функция правового образования реализуется прежде всего путем создания школьного правового пространства. В результате урочной и внеурочной работы по развитию правовой грамотности должен быть синтезирован
личный опыт учащихся и использован деятельностный компонент в правовом образовании, ориентированный на моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения правовых знаний и умений. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
В связи с этим повышение правовой компетентности учителей общественных дисциплин - одна из ключевых проблем современной системы повышения квалификации. Перед современным учителем стоит задача освоения прав и свобод человека, т.е. осмысления собственных ценностей, идеалов, освоения нравственно-правовых норм. Учитель общественных дисциплин должен быть готовым к участию в формировании правовой компетентности школьника, созданию особого правового пространства школы, развития личности школьника, как свободного человека, последовательно защищающего свои права и не посягающего на права другого.
Необходимость непрерывной правовой переподготовки учителей общественных дисциплин также обусловлена быстрым изменением нормативно-правовой базы российского государства. Курсы повышения квалификации, повышающие правовую компетентность учителей общественных дисциплин, должны быть практико-ориентированными, а не только излагающими основное содержание отраслей права. У современного учителя общественных дисциплин должна быть сформирована не столько предметно-методическая, а именно предметно-методологическая компетентность, позволяющая ему использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации ученика, свободно структурируя предметное содержание, целенаправленно выбирая методы, формы, приемы обучения и учения.
Задача учителя общественных дисциплин - обеспечить педагогическую поддержку виктимным школьникам, быть неравнодушным к жизненным проблемам ученика, готовым подставить свое плечо для опоры. При этом учитель создаёт условия, в которых ребёнок сам ищет пути решения жизненных проблем и ситуаций, помогает ученику найти опору в самом себе. Педагог должен не вмешиваться в процесс, а лишь корректировать его с помощью логических задач. Ведь предупредительные методики более эффективны, так как они учат избегать или предотвращать опасность правонарушения.
Какой бы совершенной не была программа нравственно-правового воспитания и образования, какие бы замечательные учебники не были написаны, основная роль в процессе освоения правовой культуры принадлежит учителю. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Учитель является
62
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Мастер - класс
ключевой фигурой в формировании и развитии правовой компетентности обучающихся. Общество предъявляет к учителю общественных дисциплин высокие требования, т.к. отношение учителя к тем или иным проблемам, его подход к решению различных задач транслируется впоследствии его учениками. Поэтому учитель, являясь членом общества, воспринимая общественное правосознание, участвует в формировании правосознания у молодого поколения граждан.
При передаче нравственно-правовых ценностей сам учитель должен обладать: выраженной гражданской позицией, демократическим стилем работы, высокой коммуникативной культурой, предполагающей вовлечение учеников в регулирование образовательного процесса. От двух установок - «дети ищут», «я ищу», перейти к третьей - «мы ищем».
Основная задача учителя в процессе нравственноправового обучения - добиваться того, чтобы ученики почувствовали, что право и мораль имеют непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни. На уроках обществознания необходимо инициировать самостоятельную активность учащихся. В процессе изучения новой темы целесообразно предлагать учащимся небольшие вопросы для обсуждения. Алгоритм ответа нужно пояснить старшеклассникам заранее.
Подготовка учителя к уроку должна носить системный характер. Правовая информация может устаревать, в стране принимаются новые законодательные акты, а потому учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации. Целесообразно также знакомиться с материалами судебной практики. Это особенно важно для решения правовых казусов и организации деловых игр на занятиях (учитель обществознания не имеет собственной юридической практики, а потому его знакомство с применением норм права может осуществляться на основе публикуемых материалов) [4, с. 173].
Учитель при этом является организатором процесса обучения, а не просто источником информации. Система «учитель-ученик» достигает своих максимальных показателей в том случае, когда наступает «дидактический резонанс» (согласованность) между деятельностью учителя и ученика, т.е. совпадают обучающие усилия учителя с усилиями ученика [5, с 63]. Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик и складываются субъектно-субъектные отношения с учащимися.
Преподаватель общественных дисциплин, несмотря на инновационные процессы в системе образования, продолжает оставаться одним из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано нравственно-правовое обучение и воспитание. Профессионализм современного учителя постоянно совершенствуется, а значит, постоянно появляются но-
вые требования к его личности и профессиональной деятельности.
В настоящий момент высшее профессиональное образование оказывает помощь учителям общественных дисциплин в решении вопроса повышения правовой компетенции. Юридические факультеты МГУ и НИУ ВШЭ проводят ежегодные краткосрочные интерактивные курсы повышения квалификации для учителей права. Преподаватели не только читают лекции по отдельным отраслям права, но и знакомят учителей с информационными правовыми системами «Консультант плюс» и «Гарант», причем для учителей организована on-line подписка по базе изменений системы законодательства. Организовано также посещение Совета Федерации, Центризбиркома РФ, Арбитражного суда. Радует, что эти курсы имеют не только всероссийский, но и международный масштаб (Казахстан, Украина, Белоруссия).
Литература
1. Белоусов К. И., Мишланова С. Л., Заседателева М. Г Тезаурусное моделирование предметной области «ком-петентностный подход»: дизайн исследования и программная реализация на платформе ИС «Семограф». // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.3-11.
2. Козленко С. И. Учитель права московской школы // О преподавании права в 2010-2011 учебном году.- М.: МИОО, 2010.- С. 5-15
3. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- № 7.-С. 136-146.
4. Нестеров Ю. В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Образование в современном мире: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. Адрес: http:// www.sgu.ru/node/46640
5. Певцова Е. А. Теория и методика обучению праву.-М.: Владос, 2003.- 400 с.
6. Филанковский Д. В. Формирование правовой компетентности будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Ставрополь 15 апреля 2010 года).- Ставрополь: Издательство СевКавГТУ, 2010.
7. Шамова Т. И. Избранное.-М.: Центральное издательство, 2004.- 320 с.
8. Устимова О. Н. Формирование правовых компетенций на уроках обществознания у учащихся старшей школы // Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета [Электронный ресурс]. Адрес: http://elementy.ru/ events/430467
9. Юрасюк Н. В. Формирование правовой компентентности менеджера на примере преподавания элективного курса «Правовое обеспечение деятельности менеджера организации» // Специалист,- 2010.- № 10.- С.10.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
63