шкале 3 результат в пределах 8 баллов), появилась большая осторожность, реалистичность базы суждений и поступков.
Результаты анализа данных исследования позволяют судить о возникновении изменений межличностных взаимоотношений в группе, что отразилось в экспертных оценках руководителей, отзывах участников, наблюдении за поведением именно в результате тренинга. Для группы, не проходившей тренинг, эти изменения не характерны.
Кроме того, отмечается рост эффективности групповых решений игровых задач, применение техник активного слушания и снятие эмоционального напряжения, возрастает единство мнений об актуальных внутренних проблемах и ценностях группы и организации, можно говорить о том, что повышение групповой сплоченности приводит и к изменениям индивидуальных коммуникативных характеристик.
При обработке бланков оценки эффективности тренинга вычислили, что средний коэффициент субъективных оценок эффективности тренинга равен 5,1 балла, что соответствует неустойчивому, но достаточно благоприятному уровню. Это значит, что большинство участников оценивают тренинг положительно. А на вопрос «Какую тематику Вы хотели бы внести в следующий тренинг?» пять человек ответили, что хотели бы научиться владеть различными психологическими приемами, помогающими получать информацию в профессиональной деятельности.
Данное исследование позволит психологическим службам ОВД совершенствовать методы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов и оказывать на них более эффективное корректирующее и поддерживающее воздействие в период профессиональной деятельности.
1 См.: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
2 См.: Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994.
3 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.
4 См.: Чанько А. Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации: Дис. ... канд.
психол.наук. СПбГУ, 2004. С. 42-43.
5 См.: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2003.
6 См.: Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации перцептивных процессов в группе // В кн.: Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, М., 1981. С. 270-287.
УДК-371.3
В.И. Хальзов*, А.Ю. Сагайдак**
Интегративный подход в совершенствовании профессиональной подготовки психологов в вузе МВД
В статье дана краткая характеристика интегративного подхода. В ней рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов психологов в вузе МВД
This article gives the brief characteristic of integration and deals with the this problem. The article contains the questions of perfection of vocational training of psychologists cadets of in high school of the Ministry of Internal Affairs.
Развитие системы образования является глобальной задачей современности. Реформы в этой области носят мировой и интегративный характер. В современных условиях преобразования, происходящие в обществе, требуют адекватного реформирования образования с целью интеграции в мировую образовательную систему.
* Заслуженный работник высшей школы, академик Международной академии акмелогических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.
**Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России.
be
гъ
съ
І
*
I
<\>
съ
§
X
S
сь
•§
І
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007
Профессиональное образование является главным генератором производительной силы общества. Отсюда и основная задача, которая ставится перед образовательной системой - показывать то направление развития профессионального образования, которое действительно необходимо обществу. Это требует определения качественно нового подхода к оценке понятия профессионализма и возможности управления его профессиональным развитием.
Преобразования в социальной жизни определяют изменения и в организации профессиональной подготовки специалистов для системы МВД. Уделяется внимание психологическому образованию, что отвечает потребности в психологической культуре, общении, жизнедеятельности людей и организаций. Появление в России новой социальной реальности -массового психологического образования, рост его престижности и кардинальные перемены в социальном статусе специалиста-психолога - это, несомненно, свидетельство того, что при растущем обострении социальных противоречий в стране существует тенденция к гуманизации общественной жизни.
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. На современном этапе общественного развития психология все более явно занимает ключевую позицию в системе наук. Психология сегодня востребована в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.
В деятельности психолога-юриста главное - работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие психологических контактов с ними, оказание на них определенного влияния, обучения, воспитания и т.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в т.ч. для сотрудников органов внутренних дел.
Психологическая культура сотрудников милиции предполагает наличие у всех работников юридических органов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивали бы высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятельности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.
В практике существует два способа применения психологических знаний: непосредственное и опосредованное. В первом случае познанные закономерности непосредственно используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности, непосредственно применяется и используется знание законов восприятия, воображения, мышления, адаптации и т.д. Чаще психологические знания применяются опосредованно, т.к. познанные закономерности не могут быть применены и использованы сразу. Требуется сначала выявить, как видоизменяются эти общие закономерности в особых условиях определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы имеем дело преимущественно с опосредствованным применением психологических знаний.
Основные психологические задачи, которые решают сотрудники-психологи в своей профессиональной деятельности, можно разделись на три группы: познавательную, коммуникативную и практическую.
«Познавательная» составляющая - традиционная для классической методологии сфера интересов:
- структура научного знания в области психологии;
- структура научной теории в психологии;
- особенности порождения, функционирования психологических теорий;
- особенности понятийного аппарата психологической науки;
- структура и состав методов, применяемых в психологии;
- условия и критерии научности;
- соотношение научного и вненаучного знания и т.д.
«Практическая» - область методологии, которая складывается с учетом законов той системы, в которой она применяется. В нашем обществе происходит бурный расцвет практической психологии в образовании. Востребованность психологических знаний велика. Основная деятельность психолога-практика, ее методология - важный блок «практической» составляющей.
«Коммуникативная»составляющая представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки. Смысл коммуникативной составляющей методологии - в соотнесении теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов.
Все эти группы тесно взаимосвязаны. Представляется недопустимой подготовка специалистов-психологов для системы МВД по принципу лишь практической подготовки. Необходима полноценная теоретическая подготовка, при которой важная роль отводится методологическому знанию.
Профессиональное образование обладает реальными каналами воздействия на развитие общества. Оно обеспечивает стартовое состояние каждого нового поколения для самореализации в профессии и жизни. Образование не только соответствует уровню развития общественного сознания,
но и задает новую культурную ситуацию, преобразует ее, выполняя свою опережающую функцию выдвижения новых идей, разработки новых теорий и эффективных технологий. Поэтому теория профессионального образования постоянно востребована практикой и обновляется в соответствии с меняющимися условиями общества.
Понятие профессиональной подготовки, данное в учебнике С.Я. Батышева «Профессиональная педагогика», определяет ее как совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнить работу в определенной области деятельности. Но существуют и другие определения данного понятия. Одни авторы считают, что подготовка - это узкое понятие, которое в общей системе образования обеспечивает возможность выполнения специалистом задания профессиональной деятельности и опирается на формирование прикладных знаний, умений и навыков посредством практического обучения, стажировок, упражнений, тренировок в условиях, близких к реальным.
Другие рассматривают профессиональную подготовку во взаимосвязи с профессиональной готовностью. По их мнению, профессиональная подготовка и профессиональная готовность находятся в отношениях тесной взаимной зависимости. Они дополняют друг друга, глубоко характеризуют суть друг друга, а иногда тождественны. Данные авторы под профессиональной подготовкой понимают учебную деятельность курсантов в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам, выражающуюся в овладении интегративными знаниями и умениями, первоначальным профессиональным опытом и проявляющуюся в умении курсантов решать учебно-профессиональные задачи в соответствии с будущей профессиональной деятельностью. Профессиональная подготовка курсантов психологов в вузе МВД - это процесс обучения и воспитания в соответствии с требованиями конкретной должности и конкретных условий службы будущих специалистов.
Для повышения эффективности организации профессиональной подготовки психологов в Санкт-Петербургском университете МВД необходима интеграция психологических и юридических знаний, позволяющая представить диапазоны пространств психических и юридических задач, которые будут решаться при выполнении служебных обязанностей в системе МВД.
Сегодня интеграция профессионального образования требует создания новых концепций высшего образования, обеспечивающих не адаптацию к реальным условиям развития общества, а возможность их преобразования. При этом важной методологической идей самой проблемы организации профессиональной подготовки курсантов психологов в вузе МВД в современных условиях представляется идея интеграции образования.
Интеграционные тенденции становятся все более и более важными на современном этапе развития педагогической науки. Сама по себе теория интеграции в образовании является теоретической основой различных исследований.
Понятие «интеграция» раскрывается как процесс движения и развития определенной системы, в которой растут число и интенсивность взаимодействия элементов и уменьшается их относительная самостоятельность. Методологической основой интеграции (лат. integer - целый) образования служит философская идея целостности человека. Термин интеграция (в переводе с лат. integratio -восстановление, восполнение) - это понятие теории систем, означающее состояние связности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. В работе «Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете» Е.О. Галицких отмечает, что понятие «интеграция образования» подразумевает не механическое соединение частей, не сумму их, а органическое взаимопроникновение, которое дает новый качественный результат, новое системное и целостное образование. По ее мнению, взаимосвязи компонентов могут быть выражены в различных формах. Это элементы дополнительности как форма соответствия, перспективные связи, структурно-функциональные связи, связи взаимодействия, иерархические связи (соподчинения), информационные связи, связи управления и регулирования.
Исследователями интеграционных процессов в педагогической теории и практике выявлены различные подходы к определению понятия «интеграция в образовании». Это вызвано, по мнению большинства ученых, полифункциональностью данного понятия. Но в то же время во всех определениях существенным признаком интеграции учеными выделяется целостность образующейся системы.
Объединяя различные понятия, под интеграцией (учебных дисциплин) понимается процесс и результат объединения, взаимосвязи различных компонентов содержания в единую дидактическую систему, результатом функционирования которой является формирование у курсантов-психологов качественно новой целостной системы интегративных знаний и умений.
Таким образом, интеграция является одной из важнейших тенденций взаимодействия и развития образования, носит глобальный характер и рассматривается как принцип эффективного развития профессионального образования при подготовке курсантов психологов в вузе МВД.
be
гъ
съ
1
?
а
I
<\>
съ
§
X
S
сь
•§
1
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007
Интеграционные процессы в образовании имеют свою эволюцию, историю развития, накопленный научный опыт, отраженный в работах 90-х г., когда понятие «межпредметные связи» уступило место понятию «интеграция» и приобрело значение междисциплинарного термина, отражающего общенаучную закономерность.
Интегративное мышление оперирует с объектами, явлениями, процессами, закономерностями психологии и педагогики, которые взаимосвязаны между собой. Межпредметные связи играют важную роль в установлении связи между этими знаниями. Реализация межпредметных связей в процессе профессионально-психологической подготовки курсантов вуза МВД способствует развитию взаимосвязи теоретического и практического мышления будущего сотрудника.
Таким образом, признаками интегративности (в образовательном процессе) являются междисциплинарность, взаимосвязанность, обобщенность, системность, а также разработка модели педагогической оценки степени ее сформированности. Межпредметные связи становятся педагогическим фактором повышения качества психологической подготовки будущего выпускников в системе МВД. Задача вуза - формирование у будущего сотрудника интегративного, теоретического и практического мышления. Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интегративных процессов. Они играют важную роль в повышении практической и научнотеоретической подготовки психологов в вузах МВД РФ, существенной особенностью которой является овладение курсантами психологами обобщенного характера познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания курсантов психологов в вузе МВД и закладывается фундамент для комплексного видения и решения сложных профессиональных задач.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
По мнению одних авторов, «межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, раскрываемых на занятиях других дисциплин». По мнению других, «межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». И в том и в другом определении понятие «связь» рассматривается как философская категория. Отсюда «межпредметные связи» есть педагогическая категория, существенной основой которой является связующая, объединяющая функции. «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую функцию в их ограниченном единстве».
Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.
Межпредметные связи характеризуются своей структурой, и поскольку внутренняя структура предмета является формой, то выделяют следующие формы связей:
- по составу;
- по направлению действия;
- по способу взаимодействия направляющих элементов.
Поскольку состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками и умениями, мыслительными операциями, то в первой форме можно выделить следующие типы межпредметных связей: содержательные, операционные, методические, организационные.
Каждая учебная дисциплина изучает закономерности определенной области явления. Но поскольку явления этого мира существуют не изолированно друг от друга, а находятся в единстве и во взаимосвязи, то нужна и взаимосвязь в изучении всех изучаемых дисциплин.
Современное преподавание психологических и юридических дисциплин характеризуются углублением двух противоположных взаимосвязанных процессов дифференциации и интеграции. Они требуют четкого определения своего места в процессе профессиональной подготовки, т.к. тема представляет собой определенную стадию овладения курсантами психологами знаний и умений, готовит обучаемых к усвоению сложных комплексных навыков.
В процессе формирования у курсантов психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России межпредметных знаний осуществляется переход от уже познанных свойств изучаемых объектов к их характеристикам в более полном объеме, синтезу научного знания. Данный
процесс является важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки будущих выпускников-психологов вуза МВД. Усвоение интегративной системы знаний в ходе учебного процесса способствует созданию общей основы профессиональной деятельности будущих сотрудников т.к. межпредметные системы знаний относятся к числу фундаментальных компонентов содержания образования.
Одним из подходов к осуществлению межпредметных связей является освоение методов исследовательской и проектировочной деятельности при изучении учебных дисциплин. В этом случае реализация межпредметных связей дисциплин общепрофессионального цикла является важным условием повышения качества профессиональной подготовки курсантов психологов в вузе МВД.
Основными признаками интегративной системы являются: целостность, открытость, динамичность. Свойства системы как целостности невозможно свести к сумме свойств составляющих ее частей, ее свойства нельзя вывести из свойств отдельных частей. Все элементы, процессы и отношения внутри системы зависят от структурного принципа организации целого.
Публикации последних лет свидетельствуют о растущем осознании научно-педагогической общественностью необходимости коррекции традиционной дифференцированно-дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных систем знаний в профессиональной деятельности. Эта проблема актуальна и для курсантов психологов вуза МВД. Разумным вариантом действующей модели может служить интеграция элементов содержания обучения включающая большой объем необходимых знаний.
Для целенаправленного формирования у будущих психологов целостных интегративных знаний, а также профессионально значимых личностных качеств проектирование содержания подготовки курсантов психологического факультета в вузе МВД должно проводиться с использованием принципов междисциплинарности на основе интегративного подхода. Оно заключается в системном структурировании и интеграции содержания родственных учебных дисциплин общеобразовательного цикла. Наиболее эффективное обучение возможно путем объединения их в отдельные модули. Значение термина «модуль» обозначает «функциональный узел». Модульный принцип помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» необходимой информации или знаний посредствам всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между понятиями, законами и принципами и тем самым логично и компактно структурировать учебный материал, а также избежать ненужных повторений внутри одного и того же курса. Использование модулей обучения - одна из перспективных форм организации учебного процесса курсантов-психологов в вузе МВД, позволяющая сохранить ядро знаний при вариативным разнообразии учебных программ.
В обучении курсантов психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России интеграция осуществляется путем слияния в единые модульные системы элементов интегрируемых дисциплин общепрофессионального цикла, слияния научных понятий и методов данных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, суммирования основ межпредметных учебных программ
Основные функции интегративно-модульного подхода состоят:
- в изучении предлагаемого учебного материала в логической последовательности;
- сжатии, уплотнении учебной информации во времени;
- устранении дублирования материала;
- установлении преемственности в развитии знаний и умений курсантов-психологов;
- растворении и взаимопроникновении знаний одних дисциплин в другие;
- систематизации фактов, понятий, знаний и умений.
На основе интегративно-модульного подхода осуществляется выявление и анализ функциональных взаимозависимостей между компонентами содержания дисциплин, устанавливается взаимосвязь между системой организации учебного процесса по общепрофессиональным дисциплинам.
Задача основной образовательной программы подготовки специалиста-психолога в вузе МВД
- это сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.
Основная образовательная программа подготовки курсанта-психолога в Санкт-Петербургском университете МВД России разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста-психолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом.
Ьв
ГЪ
тни
Я
Сан
а
нкт-Пе
р
бу
рг
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д
Рос
съ
съ
Я
и
и»
3
)
2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007
Основная образовательная программа подготовки специалиста-психолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору обучаемого, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору обучаемого в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Подводя итоги вышеизложенного, можно отметить, что интеграция в образовании является эффективным путем организации профессиональной подготовки курсантов-психологов в вузе МВД.
При этом можно выделить педагогические условия, способствующие повышению качества профессиональной подготовки курсантов на основе интегративно-модульного подхода.
Важным условием повышения качества профессиональной подготовки курсантов психологов в вузе МВД является построение процесса обучения на основе объединения общепрофессиональных дисциплин в учебные модули (соответствия профессиональной деятельности). Выделение модулей направлено на углубление, расширение междисциплинарных знаний, их систематизацию и обобщение, формирование межпредметных и умений. В основе интеграции общепрофессиональных дисциплин лежит анализ модели подготовки специалиста-психолога для системы МВД в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Это позволяет обеспечить:
- профессиональную направленность обучения;
- взаимосвязь профессиональных и педагогических процессов, служащих основой отбора и систематизации знаний и умений в соответствии с решением учебно-профессиональных задач.
При отборе компонентов содержания интегративных модулей обучения отобранный материал должен создавать условия для:
-формирования интегративных знаний и умений у курсантов посредством многоаспектности рассмотрения изучаемых объектов, процессов, явлений;
- установления и выделения связей между основными учебными элементами содержания общепрофессиональных дисциплин.
При выделении модулей необходимо, чтобы знания каждой последующей изучаемой дисциплины общепрофессионального цикла базировались на знаниях, полученных при изучении предыдущих дисциплин данного цикла. В этом случае все этапы обучения будут связаны с развитием мыслительной деятельности курсанта, которая выражается в умении анализировать, обобщать и синтезировать знания, полученные по данным учебным дисциплинам. Все это позволит курсантам-психологам вуза МВД видеть, понимать и усваивать изучаемые общепрофессиональные дисциплины в непрерывной связи.
Интегративно-модульной подход является современной технологией и позволит улучшить качество профессиональной подготовки курсантов-психологов при условии использования межпредметных связей. Важным элементом организации процесса обучения является использование межпредметных связей внутри выделенных модулей и между самими блоками. Средством формирования у курсантов-психологов целостных систем интегративных знаний и умений может служить выполнение заданий межпредметного характера. Такие задания требуют от курсантов выполнения мыслительных и практических действий, направленных на интегрирование структурных элементов знаний общепрофессиональных дисциплин и формирование умений их применения для решения учебно-профессиональных задач, а в будущем для успешного выполнения профессиональных задач.
Другим условием совершенствования профессиональной подготовки курсантов-психологов в вузе МВД являются сотрудничество и преемственность педагогов. Учебный процесс проходит под руководством профессорско-преподавательского состава, в число которого входят известные ученые
- юристы, экономисты, психологи, педагоги и опытные практические работники органов внутренних дел. Задача педагога состоит в том, чтобы превратить курсантов-психологов из объекта педагогического воздействия в активных субъектов личностного и профессионального развития, стремящихся в полной мере овладеть программным материалом.
Таким образом, сегодня для содержания профессиональной подготовки специалистов-психологов для системы МВД характерен уход от узкой специализации, которая ограничивает область применения в профессиональной сфере. Это реализуется через разработку и внедрение новых интегративных подходов в изучении дисциплин, формирующих компетентность будущих профессионалов-психологов в ОВД и являющихся важным методом совершенствования профессиональной подготовки выпускников психологического факультета в вузе МВД.