А. Ю. Сагайдак
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ
В ВУЗЕ МВД РОССИИ
Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.
Научный руководитель - доктор педагогических паук, профессор В. И. Хальзов
В статье дана краткая характеристика пнтегративного подхода. В ней рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов-психологов в вузе МВД.
The article presents some characteristics of an integrative approach. The author views perfection of vocational training of psychology cadets in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs.
Интеграция является одной из важнейших тенденций взаимодействия и развития современной системы образования. Она носит глобальный характер. Использование интегративных подходов при подготовке специалиста в современных условиях становится первостепенной задачей для повышения качества профессионального образования. Именно необходимость интеграции разнородных, смешанных полей профессиональной деятельности, междисциплинарных знаний, умений, навыков обусловлена интегративными процессами в образовании и профессиональной деятельности.
Сам термин «интеграция» (от лат. integratio восполнение) означает состояние связности отдельных дифференцированных частей в единое целое или процесс, ведущий к этому состоянию.
Итггарация в образовании представляет собой не механическое соединение частей, а взаимопроникновение, которое дает новый качественный результат целостное образование. Свойства системы как целостности невозможно свести к сумме свойств составляющих ее частей. Все элементы, процессы и отношения внутри этой системы зависят от структурного принципа органи-
зации единого целого. При этом взаимосвязи компонентов могут быть выражены в различных формах: как форма дополнительности их соответствия, перспективные связи, структурно-функциональные связи, связи взаимодействия, иерархические связи, информационные связи, связи управления и регулирования.
В этих условиях интегративная сущность и содержание психологического образования определяются самой жизнью, изменением содержания и структуры профессиональной деятельности, ее функций и задач.
В организации профессиональной подготовки психологов в вузе МВД России присутствуют интегрированное содержание образования и обобщенные способы действий, ориентированные на формирование широкого перечня служебных функций специалиста-психолога в органах внутренних дел. Полученные интетративные теоретические знания, способы действий активно применяются курсантами университета при решении нестандартных, теоретических и практических задач.
Обучение в Санкт-Петербургском университете МВД России призвано не только
обеспечить курсантов-психологов определенной системой знаний по различным дисциплинам, но и вооружить их умениями самостоятельно приобретать знания и применять их в будущей профессиональной деятельности. Можно сказать, что именно в этом заключается главная задача при использовании знаний из смежных дисциплин.
Освоение различных подходов курсантами в процессе обучения составляет одну из главных задач университетской подготовки психолога для органов внутренних дел. Процесс обучения длителен и труден. Он позволяет сформировать специалиста с широким кругозором, свободно ориентирующегося в различных областях психологических знаний. Однако выпускник факультета подготовки практических психологов для ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России в своей будущей профессиональной деятельности наряду с комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для психолога, также должен обладать целой системой знаний, характеризующих его как сотрудника ОВД. За 5 лет обучения в вузе будущий сотрудник осваивает все дисциплины как психологического, так и юридического направления. Именно поэтому для организации профессиональной подготовки психологов в вузе МВД РФ необходима интеграция психологических и юридических знаний, которая позволяет представить диапазоны задач, которые будут решаться при выполнении служебных обязанностей в системе МВД РФ.
Обратим внимание, что специфической функцией учебной деятельности курсантов в вузе МВД России при подготовке специа-листов-психологов является профессионализация. Она призвана формировать в сознании курсатггов многоуровневое представление о будущей профессиональной деятельности. Все стороны и компоненты учебной деятельности взаимосвязаны. В учебных заведениях МВД России учебная деятельность ориентирована на формирование профессиональной деятельности. Этим и определяется ее профессиональная направ-
ленность, содержание, формы организации, методы и средства обучения.
Профессиональная направленность учебной деятельности реализуется, начиная с общих и специфических целей обучения, где предполагается включение в содержание изучаемого материала, в формируемые умения навыки различных элементов будущей профессиональной деятельности.
Анализ организации обучения курсантов факультета подготовки практических психологов для органов внутренних дел в Санкт-Петербургском университете МВД России показал, что учебная деятельность структурно отличается от их будущей профессиональной деятельности. Предметные знания и умения выступают в качестве основной цели изучения учебных дисциплин. И только в преподавании отдельных специальных дисциплин реализуется возможность использования задач с профессиональным содержанием. Именно в процессе интеграции двух видов деятельности происходит обогащение структурных компонентов учебной деятельности элементами профессиональной деятельности, что придает профессиональную направленность ее функциям. При этом важная роль принадлежит преподавателю, который в процессе обучения должен учитывать специфику и функции будущей профессиональной деятельности психологов в органах внутренних дел.
Учебная деятельность курсантов-психо-логов в вузе МВД может быть определена как новый интегративньгй тип профессиональной деятельности. Решгизация ее предусматривает нахождение оснований для интеграции деятельностей, дополнение структурных компонентов учебной деятельности содержанием соответствующей профессиональной составляющей, конструирование и формирования интегративной учебной деятельности.
Учебная и профессиональная деятельность являются разньгми видами деятельности, но их структуры имеют возможность для интеграции. Учебная деятельность
фактически выступает средством подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности, а результатом интеграции является обогащение профессиональным содержанием ее компонентов.
Для целенаправленного формирования у будущих психологов целостных интегративных знаний, а также профессионально значимых качеств проектирование содержания психологической подготовки в вузе МВД РФ должно производиться с использованием принципов междисциплинарности на основе интегративного подхода, заключающегося в системном структурировании и интеграции содержания родственных учебных дисциплин специализации. Наиболее эффективное обучение возможно путем объединения их в отдельные модули. Модульный принцип помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» необходимой информации или знаний посредством всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между понятиями, законами и принципами и тем самым логично компактно структурировать учебный материал, а также избежать ненужных повторений внутри одного и того же курса. Использование модулей - обучения одна из перспективных форм организации учеб-
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ного процесса, позволяющая сохранить ядро знаний при вариативном разнообразии учебных программ.
Применение межпредметных связей в процессе профессионально-психологиче-ской подготовки курсантов вуза МВД РФ способствует развитию взаимосвязи теоретического и практического мышления будущего сотрудника. Это является педагогическим фактором повышения психологической подготовленности будущего выпускников в системе МВД.
Таким образом, в современных условиях одной из главных задач вуза становится формирование у будущих сотрудников интегративного мышления. Система знаний о процессе профессиональной деятельности должна определять содержание образования, требования к оптимальным модогям выпускников образовательных учреждений МВД России, ориентированным на последующую успешную самостоятельную профессиональную деятельность. При этом интегративный подход позволяет выявить взаимосвязи между основными факторами, функциями, условиями, структурными элементами, определяюгцими успешную организацию профессиональной подготовки в вьгеших образовательных учреждениях системы МВД.