Научная статья на тему 'Проблемы разработки современных учебных пособий для курсантов по педагогическим дисциплинам в военном вузе'

Проблемы разработки современных учебных пособий для курсантов по педагогическим дисциплинам в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ВОЕННОМ ВУЗЕ / СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / TEACHING DISCIPLINE IN A MILITARY COLLEGE / MODERN TUTORIALS / FUNCTIONS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов А. Н.

В статье поднимаются методические вопросы разработки современных учебных пособий для курсантов военных вузов по педагогическим дисциплинам. Автором представлены функции педагогических дисциплин в системе военного образования (познавательно-гносеологическая, экологическая, регулятивная, инвариативная, интегративная). Выделены недостатки существующих учебных пособий для вузов по педагогическим дисциплинам. Выделены по группам принципы для отбора и структурирования учебной информации в учебных пособиях по педагогическим дисциплинам: общие, общедидактические и частно-методические принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MODERN TEACHING AIDS FOR STUDENTS IN PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN THE MILITARY COLLEGE

The article deals with methodological issues of development of modern textbooks for cadets on pedagogical disciplines. The author presents the functions of pedagogical disciplines in the system of military education (cognitive-epistemological, ecological, regulatory, invariation, integrative). The author highlights the shortcomings of existing textbooks for high schools on pedagogical subjects. The author divides principles of structuring teaching contents in textbooks into a general, general-didactic and methodological principles.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки современных учебных пособий для курсантов по педагогическим дисциплинам в военном вузе»

УДК 378.16

Sviridov A.N., Lieutenant Colonel, adjunct, St. Petersburg Military Institute of internal Troops of the MIA of Russia

(Saint-Petersburg), E-mail: sviric666@mail.ru

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MODERN TEACHING AIDS FOR STUDENTS IN PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN THE MILITARY COLLEGE. The article deals with methodological issues of development of modern textbooks for cadets on pedagogical disciplines. The author presents the functions of pedagogical disciplines in the system of military education (cognitive-epistemolog-ical, ecological, regulatory, invariation, integrative). The author highlights the shortcomings of existing textbooks for high schools on pedagogical subjects. The author divides principles of structuring teaching contents in textbooks into a general, general-didactic and methodological principles.

Key words: teaching discipline in a military college, modern tutorials, functions, principles.

А.Н. Свиридов, подполковник, адъюнкт, Санкт-Петербургский институт внутренних войск МВД России,

г. Санкт-Петербург, E-mail: sviric666@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

ДЛЯ КУРСАНТОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье поднимаются методические вопросы разработки современных учебных пособий для курсантов военных вузов по педагогическим дисциплинам. Автором представлены функции педагогических дисциплин в системе военного образования (познавательно-гносеологическая, экологическая, регулятивная, инвариативная, интегративная). Выделены недостатки существующих учебных пособий для вузов по педагогическим дисциплинам. Выделены по группам принципы для отбора и структурирования учебной информации в учебных пособиях по педагогическим дисциплинам: общие, общедидактические и частно-методические принципы.

Ключевые слова: педагогические дисциплины в военном вузе, современные учебные пособия, функции, принципы.

Современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников военных вузов овладения конструктивными психолого-педагогическими знаниями и технологиями в решении служебных задач. Многоплановые проблемы служебной деятельности офицера не могут решаться без учета индивидуальных особенностей курсантов, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон служебной действительности, личностного роста и самосовершенствования (С.В. Кривых [1]).

Важной предпосылкой для формирования необходимых качеств курсантов военных вузов является изучение педагогических дисциплин. Их цель - вооружить будущих офицеров знаниями закономерностей формирования и развития личности курсантов; помочь в овладении методами познания мыслительной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями; эффективно влиять на совершенствование конкретного человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности; приобрести опыт решения продуктивных задач и организации служебного взаимодействия; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности; обосновать сущность, содержание обучения и воспитания, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии.

Основы знаний по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления офицера о личностных особенностях курсанта как факторе успешности и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умений учиться, культуре умственного труда, самообразования; позволят предвидеть последствия собственных действий и более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Отмеченные выше особенности педагогических дисциплин в целостном единстве призваны выполнять ряд важных функций:

• познавательно-гносеологическая - позволяет исследовать, системно описывать и объяснять возникающие проблемы с позиций современной науки, привлекать знания для эффективного формирования и использования творческого потенциала личности;

• экологическая - призвана обеспечить соблюдение нравственных принципов, современных научных рекомендаций и осуществление оптимальных модели, алгоритма и технологии служебной деятельности и повседневной жизни;

• регулятивная - позволяет придать оптимальную технологичность служебной деятельности, проявляется в управленческой деятельности, организации воспитательно-педагогического процесса, самосовершенствовании;

• инвариативная - способствует самоактуализации, творческому развитию и самореализации (мотивация достижений), включению в процесс принятия решений, адекватности самооценки;

• интегративная - обеспечивает целостность процесса развития и продуктивное применение полученных компетенций и проявляется в достижении единства познания и социально ценностного практического действия в соответствии со стратегией жизни конкретного человека (А.Ф. Меняев [2]).

Реализация указанных функций в отдельности и в комплексе должна обеспечивать эффективное выполнение офицером служебных задач и повседневной жизни. Именно поэтому педагогические дисциплины в военном вузе должны органично войти в учебный процесс как одна из общеобразовательных областей знаний, способствующая повышению общей и психолого-педагогической культуры курсанта, что позволит синтезировать (интегрировать) знания, продуктивный опыт и инновационные действия в соответствии с концепцией жизни и избранным видом деятельности.

В настоящее время успешное внедрение в образовательную систему военного вуза различных инновационных форм обучения, в частности дистанционного, неизбежно требует систематизации и уплотнения знаний, перекомпоновки и трансформации традиционно сложившегося содержания учебной информации гуманитарных дисциплин в военном вузе, ориентации учебного материала на заданные конечные профессиональные цели и формирование комплексных умений будущих военных.

Анализ различных пособий по педагогическим дисциплинам для военных вузов позволяет нам сделать вывод о том, что в целом структура и содержание учебных пособий, реальное преподавание педагогических дисциплин в военном вузе имеет ряд существенных недостатков:

• приоритетное изложение психологического материала в ущерб педагогическому (в результате объективных и субъективных причин не хватает времени на изучение всего курса и страдает именно педагогический раздел);

• отсутствие логических переходов от психологических знаний к педагогическим (не прослеживаются общенаучные и внутрипредметные связи);

• слабая ориентация учебного материала на будущую служебную деятельность курсантов (нет акцента на профессиональной значимости той или иной психолого-педагогической информации);

• отсутствие системы контроля сформированности компетенций (в основном это не комплекс (текущий, рубежный и итоговый), а отдельные его виды);

• не предназначено для заочной формы обучения, в частности, дистанционной (нет методических рекомендаций по организации самостоятельной работы курсантов, большой объем учебной информации);

• отсутствие сборника межпредметных задач и упражнений, что не позволяет осуществлять закрепление приобретенных комплексных психолого-педагогических знаний, умений и навыков;

• в основном ориентированно на гуманитариев и не адаптировано для изучения основ психологии и педагогики в военном вузе;

• отсутствие путей практического применения психолого-педагогических знаний для служебной деятельности, жизни и личностного роста;

• в результате изучения курса не формируется интегра-тивная культура военных специалистов (способность системного восприятия, анализ окружающей действительности с комплексным прогнозированием результатов).

Мы считаем необходимым усиление педагогического компонента в подготовке будущих офицеров, т.к. новые подходы к взаимодействию с людьми требуют от профессионалов глубоких педагогических знаний и навыков. Кроме того, они важны для собственного гармоничного развития личности, для эффективного выполнения служебных обязанностей, для грамотного выстраивания межличностных отношений. Педагогическая ком-

петентность офицера влияет также на построение концепции своего жизненного пути и реализующих его стратегий.

Поскольку базовые понятия психологии, используемые в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, условий и фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить общее в исследуемых проблемах, то имеет смысл говорить об их тесной связи. Кроме того, сознание, мышление, познавательные процессы и другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе, в процессе его воспитания и образования, то и здесь мы можем наблюдать междисциплинарное взаимодействие.

Мы считаем более продуктивным такое содержательное построение курса, при котором психология и педагогика воспринимаются как взаимодействующие, взаимодополняющие друг друга дисциплины (внутрипредметный уровень интеграции). В процессе изучения курсанты должны понимать сущностный смысл каждой из них, видеть предопределенность и взаимообусловленность содержания, уметь применять психолого-педагогические знания в своей будущей профессиональной деятельности, овладеть приемами и навыками самопознания, самообучения и самосовершенствования.

Мы считаем, что в учебных пособиях психолого-педагогических дисциплин для военного вуза, прежде всего, нужно осознать, что наиболее целесообразно и методически обоснованно интегрирование знаний разных учебных дисциплин, если:

Таблица 1

Принципы отбора и структурирования содержания при разработке учебных пособий по педагогическим дисциплинам в военном вузе

Название группы Наименование принципов Специфика проявления

1. Общие принципы - принцип соответствия содержания образования потребностям общества включение в содержания образования не только необходимые ЗУН, но и выработка навыков творческой деятельности и личностного отношения, что предусмотрено моделью специалиста

- принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения наличие тесного единства предметного содержания и способов его усвоения, осуществление познавательного и деятельностного подхода к процессу обучения

- принцип структурного единства содержания образования преемственность, целостное отражение действительности через содержание образования на различных его уровнях

2. Общедидактические принципы - научность отражение в содержании образования большего числа фундаментальных научных достижений, без которых невозможно функционирование современного специалиста, формирование знаний о методах и закономерностях научного познания

- систематичность и последовательность представление содержательно-логических связей с учетом познавательных возможностей обучаемых, содержания других предметов, обеспечение поэтапного и последовательного изучения материала

- системность отражение структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории, через систему методологических знаний, обобщение учебной информации, осуществление контроля и обратной связи

- межпредметные связи (интеграция) согласование при изучении теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, методов научного познания и методологических принципов, формирование общих видов деятельности, систем отношений и интегративных приемов мышления

3. Частно-методические принципы - модульность определение методы конструирования учебного материала в модули, структурирования учебной информации, интегрирования содержания в модульные единицы

- проблемность реализация через постановку и решение укрупненных проблем творческого отношение к учению, осознание целей и ожидаемого результата, развитие логики и мышления обучаемых

- вариативность осуществление гибкого построения курса, позволяющее индивидуализировать процесс обучения и дифференцировать содержания по сложности, перемещать учебные элементы

- профессиональная направленность сочетание прикладной информации с содержанием теоретического материала, введение в учебный курс профессионально значимых умений, что способствует развитию компетенции

• найдены единые проблемы, объекты изучения в содержании учебного материала каждой из них;

• есть возможность деления информации на логически завершенные дозы;

• содержание учебного материала каждой из них направленно на формирование обобщенных знаний, умений и навыков;

• результатом интеграции является принципиально новое содержание учебного пособия (С.Ю. Страшнюк [3]).

Кроме того, профессиональная направленность учебных пособий педагогических дисциплин в военных вузах должна состоять из следующих компонентов: овладение курсантами психолого-педагогическими знаниями, применительно к служебной деятельности; приобретение умений и навыков будущего специалиста, по самопознанию и самосовершенствованию; формирование у будущих офицеров обобщенных знаний и умений на основе использования комплексных межпредметных задач.

Библиографический список

При разработке современных учебных пособий по педагогическим дисциплинам для военных вузов мы опираемся на три основные группы принципов, выделенных в научной литературе, для отбора и структурирования учебной информации [4; 5]. Проведённый анализ позволил представить эти принципы и отразить специфику их проявления в табличной форме (табл. 1).

Представленный подход к разработке современных учебных пособий по педагогическим дисциплинам в военном вузе способствует упорядочению и актуализации содержания образования, четкому отбору знаний, объединению разнородных элементов разных наук, преобразованию смысловых понятий, формированию новой структуры учебного предмета, и позволяет интенсифицировать образовательный процесс, повысить качество усвоения учебной информации и сформировать комплексные умения будущего офицера.

1. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.

2. Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: учебное пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». Москва: МЭИ, 1993.

3. Страшнюк С.Ю. Интеграция на модульной основе гуманитарных дисциплин в техническом вузе для развития комплексных умений студентов (на примере курса «Психология и педагогика»). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2003.

4. Бабаскин В.С., Коржуев А.В., Самойленко П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. Под редакцией А.В. Коржуева. Москва, 2000.

5. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: «Академия», 2001.

References

1. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.

2. Menyaev A.F. Prepodavanie i uchenie v tehnicheskom vuze: uchebnoe posobie po kursu «Pedagogicheskie i psihologicheskie osnovy organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole». Moskva: M'EI, 1993.

3. Strashnyuk S.Yu. Integraciya na modul'noj osnove gumanitarnyh disciplin v tehnicheskom vuze dlya razvitiya kompleksnyh umenij studentov (na primere kursa «Psihologiya ipedagogika»). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2003.

4. Babaskin V.S., Korzhuev A.V., Samojlenko P.I. Fragmenty didaktiki vysshej shkoly: teoriya, metodologiya, praktika. Pod redakciej A.V. Korzhueva. Moskva, 2000.

5. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2001.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 378.147

Semina I.S., Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: semais@rambler.ru

Gurova O.S., master student, Department of Pedagogy and Psychology, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: trunogonek-8@yandex.ru

THE PROBLEM OF READINESS OF A TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY. The article is devoted to the scientific substantiation of psychological and pedagogical bases of formation of readiness of the teacher education institutions to innovative activity in the conditions of modernization of education. The article considers the main trends in the training of teachers for innovative activity; the components of the innovative competence of the teacher; identify indicators of readiness of the teacher to innovative activity; the professional and personal qualities of the teacher are necessary for the implementation of innovative activities. The authors highlighted the peculiarities of the educational process in the conditions of innovative activity.

Key words: teaching activities, innovation, willingness to innovate, innovation competence of a teacher.

И.С. Семина, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: semais@rambler.ru

О.С. Гурова, магистрант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: trunogonek-8@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена научному обоснованию психолого-педагогических основ формирования готовности педагога образовательного учреждения к инновационной деятельности в условиях модернизации образования. В статье рассмотрены основные тенденции подготовки педагогов к инновационной деятельности; выделены компоненты инновационной компетентности педагога; определены показатели готовности педагога к инновационной деятельности; сформулированы профессиональные и личностные качества педагога, необходимые для реализации инновационной деятельности. Авторами выделены особенности учебно-воспитательного процесса в условиях инновационной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, готовность к инновационной деятельности, инновационная компетентность педагога.

Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами

воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок, нового качества педагогического новаторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.