последовательной реализации плана действий, оценке полученного результата и использовании ее в качестве основы для коррекции процесса деятельности. Им также свойственно недостаточно активное и настойчивое проявление волевых усилий для достижения поставленной цели.
Представленные результаты соотносятся с характеристиками данных студентов, полученными в процессе бесед с преподавателями. По их наблюдениям, навыки самоорганизации большинства обучающихся рассматриваемой категории испытуемых также могут быть определены как средние или ниже среднего уровня. В процессе занятий и, особенно, самостоятельной работы у них часто возникают трудности с постановкой целей, принятием решений по их реализации, а также корректировкой способов деятельности при изменении ее условий. Подобные характеристики процесса самоорганизации, на начальном этапе обучения негативно влияют на успеваемость студентов и успешность формирования у них профессиональных компетенций.
Выводы. Таким образом, наше предположение о том, что проблемы, возникающие у значительной части студентов указанной категории на начальном этапе обучения, в значительной степени обусловлены недостаточным уровнем их самоорганизации было подтверждено в ходе исследования. Процесс формирования у них профессиональных компетенций в значительной мере зависит от специфики их личностного социального опыта и характера ограничения физических возможностей. Соответственно, образовательная среда вуза должна быть целенаправленно организована таким образом, чтобы она способствовала развитию у студентов данной категории потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии и соответствующих навыков. Важнейшим условием реализации этого требования является разработка специальных адаптационных дисциплин для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, с учетом особенностей их психофизического развития, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Литература:
1. Абрамов, И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к тьюторскому сопровождению детей в условиях инклюзивной практики / И.В. Абрамова, Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2016.
- № 4 (28). - С. 107-112.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Агавелян, P.O. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете / P.O. Агавелян, O.K. Агавелян, Е.А. Мартынова [и др.]. - Челябинск: ЧелГУ, 2002. - 231 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 431-588.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Бохович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.
7. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
8. Ишков, А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях / А.Д. Ишков // Казанская наука. - 2014. - № 8. - С. 152-154.
9. Климко, Н.В. Самоорганизация как фактор социализации студентов с ОВЗ / Н.В. Климко // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции, Ялта, 18-20 мая 2017 г. - С. 135-137.
10. Лаврентьева, М.А. Готовность студентов-дефектологов к тьюторскому сопровождению первокурсников с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Лаврентьева, Е.В. Золоткова, Г.А. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2018 - Том 9, № 2 - С. 57-63.
11. Мартынова, Е.А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26960 (дата обращения: 11.02.2018)
12. Минаева, Н.Г. Формирование готовности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем их образования / Н.Г. Минаева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17).
- С. 57-61.
11. Станевский, А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой / А.Г. Станевский // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М.: Изд-во МГТУ, 2000. - С. 15-23.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);
магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности межпредметной интеграции на уроках технологии.
Ключевые слова: обучение, уроки технологии, межпредметная интеграция. Annotation. This article discusses the features of intersubject integration in technology lessons. Keywords: training, technology lessons, intersubject integration.
Введение. Интеграция - это процесс сближения и связи отдельных по сути наук. Этот процесс, обнажая смежные грани в познании природы и общества, техники и человека, его труда, культуры и искусства,
вызывает неразрывно связанный с ним процесс интеграции научного знания. Как отмечают многие исследователи, высшим уровнем интеграции является межпредметная связь.
Технология - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из разных разделов математики, информатики, физики, химии, биологии и т.п., а также эмпирический материал, раскрывающий возможности применение полученных знаний в различных сферах деятельности человека.
Специфика в сельских школах состоит в том, что там обучается малое количество обучающихся. И из этого следует, что один учитель вынужден проводить интегрированные уроки.
А также, в некоторых малокомплектных школах учитель вынужден проводить занятия в одном помещении для учеников различных классов, когда при традиционных методах обучения невозможно добиться необходимого результата.
Интегрированные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это -попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Изложение основного материала статьи. Основой для интеграции является теория интеграции, которая в современной дидактике уделяется все больше и больше внимания. И эта проблема интересовала педагогов еще в далеком прошлом.
Опыт исследования по проведению школьных интегрированных уроков показывает, что сперва нужно интегрировать учебный материал по предметам, а затем только технологию обучения. На практике путь к межпредметной интеграции на уроке начинают с использования межпредметных заданий, межпредметного состава нового учебного материала, интегративных форм контроля. И только потом приступают к проведению урока. Следовательно, подготовка к уроку, построенному на материале знаний смежных дисциплин, начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем. Это позволяет изучить учебный материал смежных предметов, подготовить учебники и наглядные пособия из других курсов, предложить учащимся домашние задания на повторение опорных знаний по взаимосвязанным предметам, получить необходимые консультации учителей - предметников.
Проводить такие уроки могут совместно учителя интегрируемых предметов или один учитель, обладающий знаниями по этим дисциплинам.
По типу такой урок может быть как: урок изучения нового; урок совершенствования знаний и формирование умений; повторительно-обобщающий; контрольно-проверочный.
Из педагоги, знаем, что к интегрированному уроку предъявляются определенные дидактические требования. Например, урок должен иметь четко сформулированную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов. И на таком уроке нужно обеспечить активность и интерес учащихся по применению знаний из других предметов. Для этого сперва нужно провести беседу, чтобы выявить у обучающихся знания из других предметов. На таких уроках нужно создавать проблемные ситуации, ставить проблемные вопросы, которые требуют знания из смежных предметов. Также накануне необходимо дать предварительные домашние задания для подготовки к интегрированному уроку.
Одной из ситуаций, актуализирующих реализацию межпредметных связей, является организация деятельности обучающихся по решению познавательных задач, в ходе которых устанавливаются тесные связи между знаниями и умениями из разных учебных дисциплин.
Важным элементом интегрированных уроков является использование наглядных средств обучения из разных предметов, например, с курса биологии можно применить набор гербария растений, произрастающих в данном регионе растений, чучела мелких животных и птиц, обитающих в данной местности, метеорологические приборы из курса географии и многое другое.
Использование таких наглядных средств обеспечит формирование у обучающихся мысли о том, что школьные предметы в жизни находятся в непрерывной связи. На наш взгляд, именно в этом и заключается самая важная функция обучения.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ожулунская средняя школа» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Данное общеобразовательное учреждение находится в 12 километрах от центра улуса (района), в школе обучается 180 учащихся.
В последние годы, данное образовательное учреждение работает по 2 профильным направлениям: информационно-технологическом и оборонно-спортивном. В школе функционирует военно-патриотический клуб «Альфа». Основными предметами клуба «Альфа» являются предметы оборонно-спортивного направления.
В ходе нашего исследования были проведены интегрированные уроки и урок-экскурсия, проектный урок. Уроки технологии интегрировали с предметом «Природоведение», «География», «Биология» и «Культура народов Якутии». Например, провели интегрированные уроки на темы: «Животный мир нашего района», «Моделирование изделий из древесины», «Природные материалы», «Они не должны исчезнуть», «Национальные изделия и украшения».
Интегрированный урок технологии и природоведения на тему «Животный мир нашего района».
Учитель природоведения рассказал о видах животных, обитаемых в Чурапчинском районе Республики Саха (Якутия), при каких условиях они обитают, где распространены. Был задействован и региональный компонент урока. Учитель демонстрировал слайды «Животные Якутии», «Животные Чурапчинского района». Учащиеся отвечали на вопросы викторины «Знаем ли мы зверей?». Затем, учитель технологии рассказал о древесине как о природном конструкционном материале. Показал слайды «Применение древесины в хозяйстве и в быту», «Виды игрушек из дерева». Затем учащиеся выполняли практическую часть урока.
Интегрированный урок технологии и географии на тему «Моделирование изделий из древесины».
Учитель географии ознакомил учащихся с методами украшения деревянных изделий, украшения изделий выжиганием. Рассказал о сущности данного способа отделки. Учитель технологии подробно ознакомил с инструментами и приспособлениями, используемыми при выжигании. Затем приступили к практической части урока.
Также нами был проведен урок-экскурсия на тему «Природные материалы». Экскурсия была проведена весной, когда природа «просыпалась». Учитель ознакомил учащихся с «Правилами поведения на природе». Мы ознакомились с растительностью нашей природы, собрали природный материал (бересту со сваленных
берез, различные корни, сучки, ветки, прутики тальника, березовую чагу). Из собранных природных материалов учащиеся сделали фигурки животных и выступили с рассказами о них.
Интегрированный урок на тему: «Они не должны исчезнуть».
5 класс. Технология. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.
5 класс. Природоведение. Тема «Жизнь под угрозой» по программе Н.И. Сонина.
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о животных родного края.
Оборудование: плакаты и рисунки детей, картины, открытки, фигуры с изображением животных, находящихся под угрозой исчезновения, слайды, таблицы.
Тип урока: интегрированный.
Урок ведут учитель природоведения и учитель технологии.
Ход урока:
Теоретическая часть. На уроке проводится обсуждение и защита работ учащихся. Учащиеся выступают по следующему порядку:
1. Какие животные, обитающие в нашем регионе включены в «Красную книгу»;
2. Характеристика животных, которых необходимо охранять;
3 . Характеристика среды, в которой живут эти животные;
4. Почему надо охранять среду обитания животных?;
5. От кого надо охранять животных?;
6. Пути сохранения и способы защиты животных.
Практическая часть проводится в виде защиты творческих проектов. Класс необходимо разделить на несколько групп. Каждая группа выбирает один вид охраняемого животного. И поэтапно выполняет творческий проект. При выполнении творческого проекта, учителю необходимо следить за тем, чтоб обучающиеся строго придерживались правил выполнения творческих проектов. При защите творческих проектов для оценивания, в комиссию можно пригласить специалистов из Управления охраны природы, кадровых охотников и местных рыбаков.
Интеграция школьных предметов «Технология» и «Культура народов Якутии» проводится в виде урока-экскурсии. Данный тип урока проводится на базе краеведческого музея.
Класс по желанию учеников делится на группы, названия им придумывают сами обучающиеся. Предварительно, за несколько уроков всем группам дается одинаковое задание: изучить историю создания какого-либо национального изделия или национального украшения. При изучении истории создания этих изделий и украшений, ребята могут пообщаться со старожилами села, покопаться в своих амбарах, в которых, возможно, они могут найти такие же старинные национальные изделия и украшения.
У нашего народа принято, передавать старинные украшения, в особенности, женские национальные украшения передавать из поколения в поколение. Так что почти в каждой якутской семье хранятся такие национальные украшения. Кроме этого, в местном краеведческом музее хранятся различные национальные изделия и украшения.
Во время урока-экскурсии учащиеся знакомятся наяву с национальными изделиями и украшениями. После посещения музея, группы должны сделать презентацию в виде слайдов. А также рекомендуется использовать различные виды наглядности: видеофильм, рассказы, сказания и многое другое.
Для оценивания работы групп можно создать комиссию. И для повышения статуса мероприятия, в данную комиссию можно пригласить старожилов села, которые воочию знали мастеров, изготовивших эти изделия.
Выводы. Таким образом, нами выявлены особенности и разработаны системы интегрированных уроков по технологии в сельской школе. В ходе нашего исследования были проведены интегрированные уроки и урок-экскурсия, проектный урок. Уроки технологии интегрировали с предметом «Природоведение», «География», «Биология» и «Культура народов Якутии». Например, провели интегрированные уроки на темы: «Животный мир нашего района», «Моделирование изделий из древесины», «Природные материалы», «Они не должны исчезнуть», «Национальные изделия и украшения».
Для достижения цели нами были проанализированы научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, раскрыты особенности образовательного процессов в сельских условиях.
Интегрированные уроки могут применяться практически по всем школьным предметам. Интегрировать можно по две, три, четыре и более дисциплин.Во время интеграции предметов учитель использует разные уровни интегрирования и ступени образования, обуславливает активное сотрудничество, взаимодействие учителей разных предметов, а также взаимообуславливает активное сотрудничество таких предметов, как: природоведение, география, биология и технология. Таким образом, учитель творчески использует возможности обучения технологии и краеведении для развития практико-ориентировочных умений.
Литература:
1. Захарова А.И., Романова М.Н., Бортник А.Ф. Педагогические технологии. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 140 с.
2. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.
3. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. - 130 с.
4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
5. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред.В.Д. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000.
6. Романова М.Н., Бортник А.Ф. Основы педагогического исследования: Учебное пособие для студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль: технология, вузов региона. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. - Электрон. текст. дан. (1,6 Мб).
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф. Харламов. - МН.: Университетское, 2002. - 560 с.