Научная статья на тему 'МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / TRAINING / TECHNOLOGY LESSONS / INTERSUBJECT INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Бортник Николай Романович

В данной статье рассмотрены особенности межпредметной интеграции на уроках технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Бортник Николай Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AT TECHNOLOGY LESSONS

This article discusses the features of intersubject integration in technology lessons.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

последовательной реализации плана действий, оценке полученного результата и использовании ее в качестве основы для коррекции процесса деятельности. Им также свойственно недостаточно активное и настойчивое проявление волевых усилий для достижения поставленной цели.

Представленные результаты соотносятся с характеристиками данных студентов, полученными в процессе бесед с преподавателями. По их наблюдениям, навыки самоорганизации большинства обучающихся рассматриваемой категории испытуемых также могут быть определены как средние или ниже среднего уровня. В процессе занятий и, особенно, самостоятельной работы у них часто возникают трудности с постановкой целей, принятием решений по их реализации, а также корректировкой способов деятельности при изменении ее условий. Подобные характеристики процесса самоорганизации, на начальном этапе обучения негативно влияют на успеваемость студентов и успешность формирования у них профессиональных компетенций.

Выводы. Таким образом, наше предположение о том, что проблемы, возникающие у значительной части студентов указанной категории на начальном этапе обучения, в значительной степени обусловлены недостаточным уровнем их самоорганизации было подтверждено в ходе исследования. Процесс формирования у них профессиональных компетенций в значительной мере зависит от специфики их личностного социального опыта и характера ограничения физических возможностей. Соответственно, образовательная среда вуза должна быть целенаправленно организована таким образом, чтобы она способствовала развитию у студентов данной категории потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии и соответствующих навыков. Важнейшим условием реализации этого требования является разработка специальных адаптационных дисциплин для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, с учетом особенностей их психофизического развития, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Литература:

1. Абрамов, И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к тьюторскому сопровождению детей в условиях инклюзивной практики / И.В. Абрамова, Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2016.

- № 4 (28). - С. 107-112.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

3. Агавелян, P.O. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете / P.O. Агавелян, O.K. Агавелян, Е.А. Мартынова [и др.]. - Челябинск: ЧелГУ, 2002. - 231 с.

4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 431-588.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.

6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Бохович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.

7. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.

8. Ишков, А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях / А.Д. Ишков // Казанская наука. - 2014. - № 8. - С. 152-154.

9. Климко, Н.В. Самоорганизация как фактор социализации студентов с ОВЗ / Н.В. Климко // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции, Ялта, 18-20 мая 2017 г. - С. 135-137.

10. Лаврентьева, М.А. Готовность студентов-дефектологов к тьюторскому сопровождению первокурсников с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Лаврентьева, Е.В. Золоткова, Г.А. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2018 - Том 9, № 2 - С. 57-63.

11. Мартынова, Е.А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26960 (дата обращения: 11.02.2018)

12. Минаева, Н.Г. Формирование готовности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем их образования / Н.Г. Минаева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17).

- С. 57-61.

11. Станевский, А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой / А.Г. Станевский // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М.: Изд-во МГТУ, 2000. - С. 15-23.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);

магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности межпредметной интеграции на уроках технологии.

Ключевые слова: обучение, уроки технологии, межпредметная интеграция. Annotation. This article discusses the features of intersubject integration in technology lessons. Keywords: training, technology lessons, intersubject integration.

Введение. Интеграция - это процесс сближения и связи отдельных по сути наук. Этот процесс, обнажая смежные грани в познании природы и общества, техники и человека, его труда, культуры и искусства,

вызывает неразрывно связанный с ним процесс интеграции научного знания. Как отмечают многие исследователи, высшим уровнем интеграции является межпредметная связь.

Технология - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из разных разделов математики, информатики, физики, химии, биологии и т.п., а также эмпирический материал, раскрывающий возможности применение полученных знаний в различных сферах деятельности человека.

Специфика в сельских школах состоит в том, что там обучается малое количество обучающихся. И из этого следует, что один учитель вынужден проводить интегрированные уроки.

А также, в некоторых малокомплектных школах учитель вынужден проводить занятия в одном помещении для учеников различных классов, когда при традиционных методах обучения невозможно добиться необходимого результата.

Интегрированные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это -попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Изложение основного материала статьи. Основой для интеграции является теория интеграции, которая в современной дидактике уделяется все больше и больше внимания. И эта проблема интересовала педагогов еще в далеком прошлом.

Опыт исследования по проведению школьных интегрированных уроков показывает, что сперва нужно интегрировать учебный материал по предметам, а затем только технологию обучения. На практике путь к межпредметной интеграции на уроке начинают с использования межпредметных заданий, межпредметного состава нового учебного материала, интегративных форм контроля. И только потом приступают к проведению урока. Следовательно, подготовка к уроку, построенному на материале знаний смежных дисциплин, начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем. Это позволяет изучить учебный материал смежных предметов, подготовить учебники и наглядные пособия из других курсов, предложить учащимся домашние задания на повторение опорных знаний по взаимосвязанным предметам, получить необходимые консультации учителей - предметников.

Проводить такие уроки могут совместно учителя интегрируемых предметов или один учитель, обладающий знаниями по этим дисциплинам.

По типу такой урок может быть как: урок изучения нового; урок совершенствования знаний и формирование умений; повторительно-обобщающий; контрольно-проверочный.

Из педагоги, знаем, что к интегрированному уроку предъявляются определенные дидактические требования. Например, урок должен иметь четко сформулированную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов. И на таком уроке нужно обеспечить активность и интерес учащихся по применению знаний из других предметов. Для этого сперва нужно провести беседу, чтобы выявить у обучающихся знания из других предметов. На таких уроках нужно создавать проблемные ситуации, ставить проблемные вопросы, которые требуют знания из смежных предметов. Также накануне необходимо дать предварительные домашние задания для подготовки к интегрированному уроку.

Одной из ситуаций, актуализирующих реализацию межпредметных связей, является организация деятельности обучающихся по решению познавательных задач, в ходе которых устанавливаются тесные связи между знаниями и умениями из разных учебных дисциплин.

Важным элементом интегрированных уроков является использование наглядных средств обучения из разных предметов, например, с курса биологии можно применить набор гербария растений, произрастающих в данном регионе растений, чучела мелких животных и птиц, обитающих в данной местности, метеорологические приборы из курса географии и многое другое.

Использование таких наглядных средств обеспечит формирование у обучающихся мысли о том, что школьные предметы в жизни находятся в непрерывной связи. На наш взгляд, именно в этом и заключается самая важная функция обучения.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ожулунская средняя школа» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Данное общеобразовательное учреждение находится в 12 километрах от центра улуса (района), в школе обучается 180 учащихся.

В последние годы, данное образовательное учреждение работает по 2 профильным направлениям: информационно-технологическом и оборонно-спортивном. В школе функционирует военно-патриотический клуб «Альфа». Основными предметами клуба «Альфа» являются предметы оборонно-спортивного направления.

В ходе нашего исследования были проведены интегрированные уроки и урок-экскурсия, проектный урок. Уроки технологии интегрировали с предметом «Природоведение», «География», «Биология» и «Культура народов Якутии». Например, провели интегрированные уроки на темы: «Животный мир нашего района», «Моделирование изделий из древесины», «Природные материалы», «Они не должны исчезнуть», «Национальные изделия и украшения».

Интегрированный урок технологии и природоведения на тему «Животный мир нашего района».

Учитель природоведения рассказал о видах животных, обитаемых в Чурапчинском районе Республики Саха (Якутия), при каких условиях они обитают, где распространены. Был задействован и региональный компонент урока. Учитель демонстрировал слайды «Животные Якутии», «Животные Чурапчинского района». Учащиеся отвечали на вопросы викторины «Знаем ли мы зверей?». Затем, учитель технологии рассказал о древесине как о природном конструкционном материале. Показал слайды «Применение древесины в хозяйстве и в быту», «Виды игрушек из дерева». Затем учащиеся выполняли практическую часть урока.

Интегрированный урок технологии и географии на тему «Моделирование изделий из древесины».

Учитель географии ознакомил учащихся с методами украшения деревянных изделий, украшения изделий выжиганием. Рассказал о сущности данного способа отделки. Учитель технологии подробно ознакомил с инструментами и приспособлениями, используемыми при выжигании. Затем приступили к практической части урока.

Также нами был проведен урок-экскурсия на тему «Природные материалы». Экскурсия была проведена весной, когда природа «просыпалась». Учитель ознакомил учащихся с «Правилами поведения на природе». Мы ознакомились с растительностью нашей природы, собрали природный материал (бересту со сваленных

берез, различные корни, сучки, ветки, прутики тальника, березовую чагу). Из собранных природных материалов учащиеся сделали фигурки животных и выступили с рассказами о них.

Интегрированный урок на тему: «Они не должны исчезнуть».

5 класс. Технология. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.

5 класс. Природоведение. Тема «Жизнь под угрозой» по программе Н.И. Сонина.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о животных родного края.

Оборудование: плакаты и рисунки детей, картины, открытки, фигуры с изображением животных, находящихся под угрозой исчезновения, слайды, таблицы.

Тип урока: интегрированный.

Урок ведут учитель природоведения и учитель технологии.

Ход урока:

Теоретическая часть. На уроке проводится обсуждение и защита работ учащихся. Учащиеся выступают по следующему порядку:

1. Какие животные, обитающие в нашем регионе включены в «Красную книгу»;

2. Характеристика животных, которых необходимо охранять;

3 . Характеристика среды, в которой живут эти животные;

4. Почему надо охранять среду обитания животных?;

5. От кого надо охранять животных?;

6. Пути сохранения и способы защиты животных.

Практическая часть проводится в виде защиты творческих проектов. Класс необходимо разделить на несколько групп. Каждая группа выбирает один вид охраняемого животного. И поэтапно выполняет творческий проект. При выполнении творческого проекта, учителю необходимо следить за тем, чтоб обучающиеся строго придерживались правил выполнения творческих проектов. При защите творческих проектов для оценивания, в комиссию можно пригласить специалистов из Управления охраны природы, кадровых охотников и местных рыбаков.

Интеграция школьных предметов «Технология» и «Культура народов Якутии» проводится в виде урока-экскурсии. Данный тип урока проводится на базе краеведческого музея.

Класс по желанию учеников делится на группы, названия им придумывают сами обучающиеся. Предварительно, за несколько уроков всем группам дается одинаковое задание: изучить историю создания какого-либо национального изделия или национального украшения. При изучении истории создания этих изделий и украшений, ребята могут пообщаться со старожилами села, покопаться в своих амбарах, в которых, возможно, они могут найти такие же старинные национальные изделия и украшения.

У нашего народа принято, передавать старинные украшения, в особенности, женские национальные украшения передавать из поколения в поколение. Так что почти в каждой якутской семье хранятся такие национальные украшения. Кроме этого, в местном краеведческом музее хранятся различные национальные изделия и украшения.

Во время урока-экскурсии учащиеся знакомятся наяву с национальными изделиями и украшениями. После посещения музея, группы должны сделать презентацию в виде слайдов. А также рекомендуется использовать различные виды наглядности: видеофильм, рассказы, сказания и многое другое.

Для оценивания работы групп можно создать комиссию. И для повышения статуса мероприятия, в данную комиссию можно пригласить старожилов села, которые воочию знали мастеров, изготовивших эти изделия.

Выводы. Таким образом, нами выявлены особенности и разработаны системы интегрированных уроков по технологии в сельской школе. В ходе нашего исследования были проведены интегрированные уроки и урок-экскурсия, проектный урок. Уроки технологии интегрировали с предметом «Природоведение», «География», «Биология» и «Культура народов Якутии». Например, провели интегрированные уроки на темы: «Животный мир нашего района», «Моделирование изделий из древесины», «Природные материалы», «Они не должны исчезнуть», «Национальные изделия и украшения».

Для достижения цели нами были проанализированы научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, раскрыты особенности образовательного процессов в сельских условиях.

Интегрированные уроки могут применяться практически по всем школьным предметам. Интегрировать можно по две, три, четыре и более дисциплин.Во время интеграции предметов учитель использует разные уровни интегрирования и ступени образования, обуславливает активное сотрудничество, взаимодействие учителей разных предметов, а также взаимообуславливает активное сотрудничество таких предметов, как: природоведение, география, биология и технология. Таким образом, учитель творчески использует возможности обучения технологии и краеведении для развития практико-ориентировочных умений.

Литература:

1. Захарова А.И., Романова М.Н., Бортник А.Ф. Педагогические технологии. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 140 с.

2. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.

3. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. - 130 с.

4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.

5. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред.В.Д. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000.

6. Романова М.Н., Бортник А.Ф. Основы педагогического исследования: Учебное пособие для студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль: технология, вузов региона. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. - Электрон. текст. дан. (1,6 Мб).

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф. Харламов. - МН.: Университетское, 2002. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.