воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
17. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
18. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.
19. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
20. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
21. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
26. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.
28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
29. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
33. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);
магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности патриотического воспитания учащихся в процессе изучения родного края.
Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, родной край, рекреационные ресурсы. Annotation. This article discusses the features of patriotic education of students in the process of studying their native land.
Keywords: education, patriotic education, native land, recreational resources.
Введение. На сегодняшний день для нас нет более важной цели, чем воспитание разносторонне-развитой личности. На наш взгляд, без воспитания патриотизма невозможно воспитать такую личность. Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка различных подходов к организации патриотического воспитания учащихся. Патриотизм можно воспитать через любовь к родному краю. Ребенок должен знать свои корни, народные традиции, знакомиться с памятными местами, знать известных людей своего края.
С такой целью, нами были разработаны познавательные туристические маршруты по родному краю.
Изложение основного материала статьи. Познавательные туристические маршруты были разработаны на примере изучения рекреационных ресурсов Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). К рекреационным ресурсам Чурапчинского улуса относятся природно-туристические ресурсы: река Амга и ее притоки, р. Татта и ее притоки Тея, памятники природы - булгунняхи, аласы и березовые рощи. К культурно-историческим объектам - музеи, памятники, а также село Чурапча и наслеги.
Чурапчинский улус (район) образован 25 марта 1930 года. Территория улуса небольшая, по площади занимает предпоследнее место в республике. На территории улуса расположены 17 наслегов и 29 сельских населенных пунктов. Со столицей республики связан - автомобильной дорогой федерального значения гравийного покрытия протяженностью 189 километров [5].
Село Чурапча является административным центром муниципального образования "Чурапчинский улус (район)". Расположено в Центральной Якутии у озера Чурапча. Расстояние до города Якутска: наземным путем — 177 км, воздушным — 180. Село было образовано приблизительно в 1860 году.
Нами были разработаны 3 туристических маршрута по памятным местам Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Программа маршрута № 1 "Памятные места Чурапчи".
1-й день:
Сбор на площади Победы г. Якутска. Прибытие в порт Даркылах. Переправа на пароме через реку Лена. Прибытие в Нижний Бестях. Далее по маршруту Нижний Бестях - Тюнгюлю - Норагана - Чачыгый. Обед в кафе "Чачыгый". Остановка возле памятной стеллы, установленной на территориальной границе между Чурапчинским и Мегино-Кангаласским улусами (районами). Далее посещение комплекса, посвященного ликвидаторам взрыва в Челябинске, возле кафе "Амтан" в Мугудае. Остановка возле памятного сэргэ (коновязи) в 5 км. от села Чурапча. Прибытие в Чурапчу. В первый день маршрута были включены посещения таких объектов как Чурапчинский музей истории и этнографии, дом-музей Д.П. Коркина, «Чурапчинская колотушка».
Чурапчинский музей истории и этнографии был создан 11 марта 1948 года на базе школьного краеведческого музея. Первым директором был назначен известный краевед и этнограф Андрей Андреевич Саввин. В данное время музей находится в здании церкви Спаса Попечителя (1896-1899гг. постройки), расположенного на самом высоком холме села Чурапча (Сааска тумула). Это здание одно из примечательных построек - памятников архитектуры Заречья (республиканского значения), живой свидетель истории Ботурусского улуса и Чурапчинского района, он из самых крупных и значительных построек конца XIX века. В его ограде захоронены многие именитые люди Ботурусского улуса, в том числе первый врач из якутов П.Н. Сокольников. В апреле 1921 года здесь проходила конференция бедноты 10 улусов, где была принята поздравительная телеграмма от В.И. Ленина.
Дом-музей Д.П. Коркина.
Дмитрий Петрович Коркин - известный тренер по вольной борьбе, заслуженный учитель школы Республики Саха (Якутия), заслуженный тренер Республики Саха (Якутия), заслуженный тренер Российской федерации, заслуженный тренер Советского Союза.
Д.П. Коркин по образованию учитель русского языка и литературы, выпускник Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, по зову сердца начал тренировать сельских детей по вольной борьбе. Тренером - энтузиастом были созданы уникальные тренажеры, которые до сих пор являются незаменимыми для подготовки борцов высокого класса Олимпийские чемпионы и призеры по вольной борьбе Павел Пинигин, Роман Дмитриев и Александр Иванов свою спортивную карьеру начинали под его руководством.
«Чурапчинская колотушка".
В конце мая 1922 года в Чурапчу прибыл отряд полковника Дуганова, бежавшего из Иркутской тюрьмы в 1920 году, в составе 90 человек, этот отряд был сформирован на Дальнем Восток из числа семеновских солдат. Дуганов отказался подчиняться распоряжениям ВЯОНУ. 1 июля 1922 года "дугановцы" приказали открыть тюрьму и вывести заключенных, которых привели на кладбище, где была вырыта большая яма. Заключенных по одному приводили к краю ямы чтобы после удара те падали в неё лицом вниз. Таким образом убили 17 мирных людей. Жертвой «Чурапчинской колотушки" стали 17 человек: 1 красноармеец, 8 человек из Чурапчинского, 4 из Намского, 4 из Баягантайского улусов. После такой расправы над мирными людьми, белогвардейцы подожгли новую больницу, 2 здания школы, дом фельдшера, баню. Белогвардейский штаб в составе 300 человек, через реки Амга и Нелькан бежал в Аян, отряд белых в 200 человек с членами ВЯОНУ направился через Татту и Алдан в Охотск. 5 июля 1922 года отряд красных занял Чурапчу без боя.
Второй день маршрута № 1.
Посещение мемориального памятника посвященного "чурапчинским переселенцам".
В Чурапчинском районе большая засуха началась в 1939 году и достигла наибольшей силы в 1942 году. Решая вопрос организации зимовки скота в условиях засухи бюро Якутского обкома ВКП (б) приняло постановление "О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района", где говорилось о переводе 20-40 колхозов Чурапчинского района на устав рыболовецких колхозов сделать рыбную ловлю основным видом хозяйства, а сельское хозяйство - второстепенным, подсобным. По результатам этого постановления в сентябре 1942 года было переселено 5318 человек и 2904 голов скота. 42 колхоза были переселены к Кобяйский, Жиганский и Булунский районы. За три года переселения с голоду погибло более половины переселенцев. Позже выяснилось, что переселение 42 чурапчинских колхозов принесло только негативные последствия: был нанесен определенный экономический и моральный ущерб, ухудшилось демографическая ситуация. Если в 1939 году население района было около 17 тысяч (16964) человек, то на 1 января 1943 года остались 7934 человека, численность населения довоенного уровня район достиг спустя 46 лет, т.е. только в 1985 году. В 4 раза сократилось количество голов крупного рогатого скота и лошадей. Чтобы показать подвиг
переселенцев и увековечить память погибших чурапчинцев, в 2002 году в самом центре села, на засыпном кургане был сооружен мемориальный памятник переселенцам, где ежегодно в сентябре отмечается эта трагическая дата.
Далее, посещение мемориального комплекса "Сквер Победы, посвященный 60-летию Великой Победы".
Комплекс построен в 2005 году силами предприятий села Чурапча. С данного места в 1941 году были отправлены на фронт более 500 человек, а в 1942 году более тысячи человек. Из района на фронт ушли 2124 человек. В центре сквера сооружен фонтан и памятник солдату, ушедшему на войну. Вокруг посажены цветы и кустарники.
На одном из холмов находится памятник посвященный участникам Великой Отечественной войны.
Из призванных на войну чурапчинцев, на полях сражений остались около 1400 человек, живыми вернулись 967 человек. Уроженцы улуса активно воевали на всех фронтах. Они защищали Москву и Ленинград, сражались за Сталинград, Смоленск, Севастополь, штурмовали Кенигсберг, Берлин, освобождали от оккупации Польшу, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, устанавливали после войны мир и порядок в городах Варшава, Вена, Рига, Кишинев. В защите Сталинграда особо отличился учитель из Алагарского наслега Г.Д. Протодьяконов. В битве за Москву погибли 36 из 71 чурапчинца, за Ленинград 36 бойцов из 58, за Сталинград из 75 смертью храбрых пали 45.
Далее посещение картинной галереи имени А.П. Мунхалова.
Афанасий Петрович Мунхалов - известный якутский график. В годы войны остался сиротой и воспитывался в Диринском детдоме Чурапчинского района. Его графические работы являются достопримечательностью всего якутского искусства.
Посещение Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта.
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта - единственный ВУЗ в России, который находится в сельской местности. Был создан в 1999 году. В институте функционируют 3 факультете: физической культуры, спорта и оздоровительных технологий; социально-педагогический; дополнительного образования.
Посещение Чурапчинского технического колледжа.
Чурапчинский технический колледж был открыт в 2000 году как филиал Якутского государственного университета. С 2005 как самостоятельное образовательное учреждение среднего профессионального образования. Колледж готовит технические кадры для промышленных предприятий республики: газооператоров, строителей, электросварщиков, мастеров ЖКХ, специалистов по пожарной безопасности.
Маршрут №2 « По родным аласам народных писателей Якутии». В данный маршрут включены:
- посещение аласа Чуорайытта, где родился С.А. Новгородов;
Семен Андреевич Новгородов - основатель якутской письменности, который на основе латинского алфавита создал первый якутский алфавит.
- посещение местности «Кындал», где родился поэт, переводчик Дьуон Дьанылы (Макаров Гавриил Иванович);
Макаров Гавриил Иванович - якутский поэт, переводчик. Он перевел произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», поэму «Евгений Онегин» и стихотворение «К ***» (Я помню чудное мгновенье..) на якутский язык, а также произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Узник», произведения Н.А. Некрасова «Княгиня Трубецкая», впоследствии стихи о Чурапче, написанные Дьуон Дьанылы стали словами гимна Чурапчинского улуса (района).
- посещение Черкехского этнографического комплекса;
Черкехский этнографический музейный комплекс был создан известным якутским писателем «Суорун Омоллоном» (Сивцев Дмитрий Кононович) . В этом музейном комплексе собраны уникальные памятники зодчества старины.
- посещение аласа «Хадаайы», где родился известный народный писатель, прозаик, драматург «Амма Аччыгыйа» (Мординов Николай Егорович);
- посещение аласа, где родился Платон Алексеевич Ойунский, общественный деятель, политик, основоположник якутской советской литературы. Он является автором-собирателем эпоса-олонхо «Нюргун Ботур Стремительный», «Прекрасная Туйаарыма Куо», а также автором многих произведений.
Маршрут №3 «Река Амга».
Река Амга - приток реки Алдан, впадающей в великую реку Лену. Река протекает через территории Алданского, Амгинского, Чурапчинского и Таттинского улусов (районов). Река берет начало в горах Алданского нагорья, поэтому известна своей кристально чистой водой.
Пойма реки Амга уникальна по своим физико-географическим характеристикам. Она относится к таежной зоне, которая богата своей уникальной флорой и фауной. На прибрежной части реки Амга есть природные запасы строительного гравия, известняка и песка. Леса богаты такими дикорастущими ягодами как земляника, голубика, охта, красная и черная смородина, а также брусникой. В реке водится много видов рыбы. Также река Амга - это место для отдыха и купания. Для многих жителей данного региона река Амга является спасительной отрадой в жаркие дни лета.
Выводы. Изучение родного края, в частности, туристические походы по достопримечательным местам, положительно влияют на развитие патриотических чувств молодого поколения.
Таким образом, авторы статьи отмечают, что маршруты, разработанные для изучения родного края имели большой успех не только для школьников Чурапчинского улуса (района), но и для туристов с других улусов. За период проведения экскурсий и походов по данным маршрутам были разработаны рекомендации и выпущены рекламные буклеты.
Литература:
1. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник - Издание 8-е, переработанное и дополненное - Спб.: Издательский дом Герда», 2006. 512 с.
3. Буйленко В.Ф. - Основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме: учебное пособие для вузов - Ростов-на-Дону: «Феникс», Краснодар: «Неоглори», 2008, 378 с.
4. Молотков Е.Ф., Пономарева Н.Д. Чурапчинский улус: история, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 435 с.
5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
ИЗДЕЛИЙ РУЧНОЙ РАБОТЫ
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских качеств учащихся при изготовлении изделий ручной работы.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские качества, ручная работа.
Annotation. This article deals with the formation of entrepreneurial qualities of students in the manufacture of handicrafts.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial qualities, manual work.
Введение. Подготовка школьников к новым экономическим условиям предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Этот интерес растет из года в год.
Исходя из этого необходимо, начиная с малых лет, знакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности, вооружить учащихся экономическими знаниями и умениями, которые могут быть применены ими во взрослой жизни.
Изложение основного материала статьи. Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении этого слова предпринимателем в обыденной жизни часто называют человека, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах получения (достижения) конкретных конечных результатов.
На сегодня, в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует предмет «Основы предпринимательства». Только на уроках и на внеурочных занятиях по «Технологии» учащиеся получают некоторые сведения по этому вопросу.
На уроках и на внеурочных занятиях по технологии формированию предпринимательских качеств обучающихся способствует работа с творческими проектами. Темы творческих проектов должны быть направлены на формирование предпринимательских качеств. Творческий проект обязательно должен включать в себя проведение маркетингового исследования и экономических расчетов. Маркетинговое исследование учащиеся должны провести хотя бы в своем микрорайоне, а также должны провести расчёт себестоимости изделия и разработать рекламу своих изделий.
Эксперимент по формированию предпринимательских качеств учащихся проводился на базе МБОУ «Национальная политехническая общеобразовательная школа № 2» г. Якутска, Республики Саха (Якутия).Для проведения эксперимента были выбраны две группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа - учащиеся 6-7 классов в составе 10 девочек. Девочки данной группы посещали внеурочное занятие по технологии «Хозяюшка».
Контрольная группа - учащиеся 6 «а» класса в составе 10 девочек. По плану эксперимента, девочки контрольной группы внеурочное занятие не посещали.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень теоретических знаний учащихся.
На этом этапе производился контроль теоретических знаний у учащихся на основе проведенных с ними бесед, тестирования, анкетирования. Были разработаны критерии и показатели уровней предпринимательских качеств.
Разработанная нами программа кружка «Хозяюшка» была направлена на формирование предпринимательских качеств. Предпринимательские качества формировали посредством изготовления изделий ручных работ - открыток, шкатулок, вязаных корзинок и сумок.
Для определения уровней предпринимательской способности учащихся было проведено анкетирование.
Вопросы анкетирования:
1. Умеете ли вы самостоятельно доводить начатое дело до конца?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари?
5. Можете ли вы с легкостью взяться за дело, в котором у вас нет опыта?
6. Достаточно ли у вас знаний в избранной вами области?
7. Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предложить?
8. Планируете ли вы далеко вперед свои планы?
9. Быстро ли вы сдаетесь?
10. Уверены ли вы в своих силах и действиях?
Интерпретация результатов. Каждый положительный ответ дает одно очко.
Уровень предпринимательской способности в констатирующем этапе у экспериментальной и контрольной группы представлен в таблице 1.