Научная статья на тему 'Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях села'

Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GREENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Бортник Николай Романович

В данной статье рассмотрены особенности экологического образования и воспитания учащихся в условиях села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Бортник Николай Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND EDUCATION OF STUDENTS IN THE VILLAGE

This article discusses the features of environmental education and education of students in rural areas.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях села»

16. Gruzdeva, M.L., Prokhorova, O.N., Chanchina, A.V., Chelnokova, E.A., Khanzhina, E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);

магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛА

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности экологического образования и воспитания учащихся в условиях села.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическое воспитание, экологизация.

Annotation. This article discusses the features of environmental education and education of students in rural areas.

Keywords: ecology, environmental education, environmental education, greening.

Введение. Экология - одно из слов, появившихся сравнительно недавно. Термин был предложен в 1869 году немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем. Термин «Экология», по мнению Э. Геккеля означает: «эко» - дом, жилище, местопребывание и «логос» - наука, знание. И этот термин применялся как название раздела биологии, ставшего позже не только самостоятельным разделом, но и отдельной наукой.

В современном мире, говоря об экологии, общество чаще всего имеет в виду не научную классическую, а экологию, занимающуюся проблемами охраны окружающей среды. Ни для кого не секрет, что современное природопользование, отличаясь крайней расточительностью, ведет к истощению ресурсов, загрязнению природной среды. Отсутствие в природопользовании учета требований сохранений экологического равновесия привело к кризисному состоянию во многих регионах планеты.

Экологическая культура - одно из сложных психических образований, охватывает широкий круг действий человека. Ее субстанциальную основу составляет принцип природосообразности, в котором сегодня находим не только осознание и ощущение себя частью природы, но и целенаправленное формирование установки и мотивации на взаимополезное взаимодействие человека и природы. Его реализация, прежде всего, требует организации педагогического процесса на основе деятельностного подхода.

Классики педагогики всегда подчеркивали, что природа является неиссякаемым источником воспитания ума и чувств детей. Опыт работы В.А. Сухомлинского, описанный в его трудах, убеждает в том, что постоянное общение с природой пробуждает у детей не только радость от восприятия ее красоты, но и отзывчивость, доброту, развивает мыслительные способности, творческий потенциал. Задача состоит в том, чтобы найти рациональные механизмы такого общения. Многолетняя практика Е.Д. Макарова и его коллег, направленная на поиск путей и способов использования возможностей общения с природой для общего, интеллектуального, психического развития детей, помогла найти ряд механизмов рациональной организации экологического воспитания школьников [3].

Изложение основного материала статьи. Перестройка всей системы природопользования, прежде всего, связана с постановкой экологического образования и воспитания всего населения в первую очередь -школьников. В соответствии с нею ставится задача: формировать у учащихся новый уровень отношения к природной среде, ее богатству через практическое овладение ими знаний и умений об основах рационального природопользования.

За решение выдвинутой задачи еще в далеком 1993 году взялся педагогический коллектив Сыланской средней школы Чурапчинского района Республики Саха (Якутия), ставшей впоследствии экспериментальной площадкой Министерства образования республики. В результате опытно-экспериментальной работы под руководством Егора Дмитриевича Макарова, учителя географии, достигнуто становление школы как открытой социальной системы, осуществляющей экологическое воспитание детей как компонент социально-воспитательной работы наслега в ракурсе улусной (районной) программы социального развития "Тиэргэн" (Усадьба).

Е.Д. Макаров своей многогранной деятельностью направленной на взаимодействие школы со средой, добился того, что школа стала частью всей социальной системы наслега. При этом она не занимает пассивно-приспособительную позицию по отношению к изменениям в среде. Она начала с активно приспособительной позиции, т.е. с анализа и прогноза тенденций изменения внешней среды и связанного с ними социального заказа, что дало возможность опережающе реагировать на реальные изменения. И к окончанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы школы во многом стала влиять на окружающую среду. Другими словами, она по отношению к среде стала выступать как система адаптивная, т.е. адекватная изменением среды, так и адаптирующая, т.е. приспосабливающая среду к выполнению тех задач, которые стоят перед нею как образовательным учреждением.

Как известно, занять такую позицию школе было нелегко. Для этого потребовалось много усилий и положительных результатов, чтобы окружающие (родители, хозяйственные, культурно-просветительные, общественные и др. организации и учреждения, население) поверили в воспитательные возможности школы и могли сотрудничать для решения общих социально-педагогических задач. Это обстоятельство способствовало тому, что в декабре 1997 г. коллегия Министерства образования республики приняла решение присвоить Сыланской школе статус авторской для реализации широкомасштабной социально-педагогической программы Е.Д. Макарова по экологическому образованию и воспитанию учащихся в условиях сельской местности.

Авторская программа экологического образования и воспитания Е.Д. Макарова охватывала детей дошкольного и школьного возраста с привлечением широкого круга родительской общественности, а также всех учреждений и организаций, функционирующих в наслеге. Это, с одной стороны, способствовало тому,

что воспитательная работа школы стала системой, организующим началом которой и определившим ее основное направление стало экологическое воспитание учащихся. С другой, общественно-ценная направленность школьной деятельности позволило всем жителям и организациям, учреждением включиться в нужное дело, организуя совместную общественно-полезную, социально-значимую работу, определившую содержание социально-воспитательной деятельности в наслеге. Все это обусловило создание школы как открытой социально-педагогической системы, творчески решающей социализацию детей и подростков.

Введение интегрированных курсов экологического образования помогло осуществить системный подход к изучению природы. Как наиболее высокий уровень экологического образования в школе, интегрированные курсы позволили систематизировать полученные учениками на разных уровнях природоохранные знания. В процессе эксперимента были применены различные методы. Например, с первоклассниками проводились беседы, третьеклассники отвечали на анкету-опросник из 60 вопросов, пятиклассники писали сочинение о природных явлениях, о жизни лесных собратьев, представителей местной флоры и фауны, восьмиклассники провели конференцию на тему «Якутские алаасы» (алаас - форма рельефа, образованная в результате оттаивания многолетней мерзлоты), учащиеся 11 класса сдавали дифференцированный зачет по охране и преобразованию окружающей среды.

Чтобы приблизить учебно-воспитательную работу к реальной жизни, была образована специальная зона с необходимыми условиями для изучения растительного и животного мира наслега. Она называлась «экологической тропой» и занимала площадь в 2500 гектаров протяженностью 5 км, шириной - 0,5 км.

Экологическая тропа отвечала всем требованиям: расположена в местности, доступной в транспортном отношении, т.е. недалеко от дороги; на ней много разновидностей растений, представителей животного мира, разновидностей почвы, водоёмов; имеются природные и исторические памятники; хорошее место отдыха для жителей.

На экологической тропе дети изучали объекты и явления природы, узнавали виды и способы природопользования, учились оценивать результаты взаимодействия человека и природы, овладевали навыками экологически грамотного поведения в природе.

На данной тропе были расположены четыре кабинета-остановок: биологии, географии, охраны природы и «Урун Уолан» (в переводе с якутского языка означает «Юноша»). Это были отгороженные места со скамейками, где ребята получали инструктаж, обсуждали выполнение заданий.

Кабинет биологии был расположен в местности богатой разными растениями. Учащиеся ежегодно высаживали дополнительно разные кустарники, деревца.

Кабинет географии был расположен на речке Мыраман, где был сооружен полигон для занятий туризмом и были приспособления и приборы для проведения географических измерений, например, можно было составить карту местности, вычислить приток и расход воды и многое другое.

Кабинет охраны природы был расположен на берегу алааса «Тандра», являющегося достопримечательностью, природным памятником наслега. Дети знакомились с растительностью, почвой, животным миром алааса, в озере удили карасей, учились разжигать костер, соблюдая правила пожарной безопасности.

Для кабинета «Урун Уолан» был выбран алаас «Сынасалаах», где была возможность сформировать и развивать природоохранные навыки, связанные с мужскими видами труда. Как известно, к мужским видам труда на селе относятся такие виды, как сенокос, изготовление ручек для кос, лопат, изготовление из тальника или березы деревянных граблей и многое другое.

Недалеко от каждого кабинета располагался полигон для проведения практических работ. Во время выполнения практических работ дети закрепляли знания, полученные на уроках, овладевали трудовыми навыками, связанными с улучшением природной среды и уходом с ней, с проведением самостоятельных исследований окружающей среды, с обработкой и оформлением их результатов.

Практические задания состояли из выполнения четырех групп заданий. Первая группа была связана с проведением наблюдений, измерений: определение объектов природы, учет природных ресурсов, описание их с помощью определителей, справочников, различной документации. Вторая группа заданий была направлена на формирование и развитие представлений об эстетической, культурной, гигиенической, практической ценности природы. В третью группу были включены те задания, которые были связаны с приобретением и соблюдением норм и правил поведения в природе: не кричать, не разговаривать слишком громко, не шуметь, замечать следы зверей и птиц, обращать внимание на тревожные крики птиц и многое другое. Четвертая группа заданий - это был общественно-полезный труд по охране природы, как сейчас их называют «экологические субботники»: уборка экологической тропы, посадка деревьев и кустарников, очистка водоемов и другое.

Система заданий организовывала деятельность школьников, способствуя наблюдению, эстетическому восприятию и сравнению антропогенного и природного ландшафта, познанию видовой структуры местных биогеоценозов, их реакций на использование и охрану.

Также в ходе эксперимента были проверены знания по трем уровням: высокий, средний и низкий. Проверялись «системность», т.е. ученик находит ли между фактами зависимость, обусловленность одного другим, опирается ли на знания, полученные ранее; «знание своей местности», т.е. ученик раскрывает ли всю природную характеристику своей местности как части общего; «знание способов охраны природы», т.е. ученик владеет ли приемами охраны окружающей среды, борьбы с теми, кто наносит урон природе; «знание природных традиций охраны природы».

Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы, программы по экологическому образованию имеют еще одну особенность. Она связана с необходимостью использовать в экологическом воспитании школьников народные традиции охраны природы. Непреходящую ценность представляют этнические природоохранительные традиции северных народов, которые живут в тесном единении с природой и знают много способов беречь растительный и животный мир. В связи с этим в данной концепции особое место занимала идея возрождения старых, почти забытых и утраченных народных природоохранительных традиций.

Возрождение народных природоохранительных традиций невозможно без участия родителей, бабушек и дедушек, которые выступают их носителями и хранителями. Именно они оказали большую помощь в систематизации природоохранительных традиций и их использовании в педагогическом процессе.

В опытно-экспериментальной работе как наиболее рациональные утвердились несколько видов экологической деятельности. Один из них - игра, которая является основным видом в младших классах, дополнительным, вспомогательным - в среднем и старшем звене. Игра формирует опыт принятия экологически целесообразных решений, развивает понимание психологии отношения к природе. Другой вид - учебная деятельность, способствующая освоению теории и практики взаимодействия человека (общества) и природы. Третий вид - общественно-полезная деятельность и труд, направленные на изучение, оценку состояния, улучшение и охрану природы.

Особое место в программе авторской школы занимает этническая педагогика якутов. Е.Д. Макаров - был отличным знатоком якутской народной педагогики, особенно ее природоохранительных традиций. Осуществляя экологическое образование школьников, широко использовал народные знания о природе, традиции природопользования. Все это отражено в его публикациях. Как показал опыт автора данной программы, приобщение школьников к экологическим знаниям и традициям народа осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности, как разведение рыбы озерах, очистки лесов, полей, водоемов, сбор и заготовка лекарственных растений, ягод, озеленение дворов, улиц и т.д.

Среди них важное место занимает организация летнего отдыха детей. Лето - лучшая пора для практически - деятельностного осуществления экологического воспитания школьников. В комплексе предпринимаемых авторской школой мер по осуществлению ее программы организации эколого-валеологического комплекса отводится особая роль. В данной программе раскрывается содержание работы комплекса и тех практических мер, которые составляют технологию педагогического процесса в лагере. Каждый (практический работник образования, специалист по теории и методике воспитания и др.) найдет в ней новое для своей работы. Нет сомнения в том, что опыт станет настольной для тех, кто интересуется проблемами социализации, экологического воспитания школьников.

Выводы. За годы проведения опытно-экспериментальной работы данного комплекса разработаны научно-методические основы организационно-педагогического обеспечения экологического образования и природоохранительной деятельности школьников. Созданы экологическая тропа, музеи, экспонирующие природосберегающую деятельность жителей наслега, фольклорный комплекс, сад, оранжерея, мини-заказник, полигоны и т.д. Апробированы и внедрены программы, методические пособия по экологическому обучению и воспитанию. На основе непрерывности программа экологического образования детей осуществляется с детского сада до окончания школы. Итоги эксперимента показали, что экологическое образование в школе дает эффект в том случае, если оно не становится самоцелью в образовании, а является органическим компонентом образования.

Литература:

1. Бортник А.Ф., Федоров И.И. Экологическое воспитание на уроках технологии / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Том 11. - С. 47-48.

2. Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников // Проблемы природоохранного образования и воспитания. - М.: 1993. - С. 155-160.

3. Данилов Д.А., Макаров. Е.Д. Формирование экологической культуры в сельской школе: пособие для учителя - Якутск: Изд-во «Бичик», 1996. - 80 с.

4. Лихачев Б.Т. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. - М.: Изд.центр «Академия», 1993. - 480 с.

5. Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - 160 с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1980.

Педагогика

УДК 377.031

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей

математики и информационных технологий Бурханова Юлия Николаевна

Набережночелнинский филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогической психологии и педагогики Гафиятова Оксана Викторовна

Чистопольский филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (г. Казань)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье на основе эмпирических исследований ценностных ориентаций студентов первого и третьего (выпускного) курсов колледжа Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова анализируется проблема профессиональной самореализации современной молодежи. Авторами была определена специфика понятий «ценностного ориентирования» и «профессионального самоопределения» молодежи с точки зрения различных наук: педагогики, психологии и социологии. На основе методики разработанной М. Рокич «Ценностные ориентации» было предложено юношами и девушками проранжировать предложенные терминальные и инструментальные ценности. Анализ полученных результатов позволил оценить важность ценностей-целей и ценностей-средств как среди юношей и девушек, так и в разных возрастных группах. С помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями, а также сферами жизнедеятельности студентов. Современные юноши и девушки стараются получить образование по тем специальностям и получить те профессии, в которых они могут профессионально реализоваться и которые дадут возможность приобрести стабильное материальное положение в обществе. Основными средствами для достижения поставленной цели студенты используют такие ценности-средства как «Образованность», «Ответственность», «Упорный труд». Результаты данного исследования ценностей студентов колледжа и их профессионального ориентирования могут быть рекомендованы по использованию в дальнейших исследованиях в сфере прогноза успешности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.