Научная статья на тему 'Ценностные ориентации девушек и юношей разных этапов обучения среднего профессионального образования'

Ценностные ориентации девушек и юношей разных этапов обучения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / PROFESSIONAL ACTIVITY / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханова Юлия Николаевна, Гафиятова Оксана Викторовна

В статье на основе эмпирических исследований ценностных ориентаций студентов первого и третьего (выпускного) курсов колледжа Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова анализируется проблема профессиональной самореализации современной молодежи. Авторами была определена специфика понятий «ценностного ориентирования» и «профессионального самоопределения» молодежи с точки зрения различных наук: педагогики, психологии и социологии. На основе методики разработанной М. Рокич «Ценностные ориентации» было предложено юношами и девушками проранжировать предложенные терминальные и инструментальные ценности. Анализ полученных результатов позволил оценить важность ценностей-целей и ценностей-средств как среди юношей и девушек, так и в разных возрастных группах. С помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями, а также сферами жизнедеятельности студентов. Современные юноши и девушки стараются получить образование по тем специальностям и получить те профессии, в которых они могут профессионально реализоваться и которые дадут возможность приобрести стабильное материальное положение в обществе. Основными средствами для достижения поставленной цели студенты используют такие ценности-средства как «Образованность», «Ответственность», «Упорный труд». Результаты данного исследования ценностей студентов колледжа и их профессионального ориентирования могут быть рекомендованы по использованию в дальнейших исследованиях в сфере прогноза успешности и профессиональной реализации выпускников колледжа, а также в преподавательской деятельности как инструмент мотивации студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханова Юлия Николаевна, Гафиятова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF GIRLS AND BOYS OF DIFFERENT STAGES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article bases on empirical research of value orientation of the first and the third (senior) year students of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov and analyses the problem of the professional self-realisation of the modern youth. The authores defines the specificity of concept “value orientation” and “professional self-determination” of the youth from the position of various sciences: pedagogic, phycology and sociology. We used the method by M.Rokitch “Value orientations” and offered young men and women to rank the offered terminal and instrumental values. The analyses of the received results allows to evaluate the importance of value-goals and value-means among young men and women and in different age groups. The correlation analysis showed the connection between terminal and instrumental values, and between the spheres of life of the students. Contemporary young men and women try to get education and get a profession in which they can develop professionally and which will allow to get a stable financial position in the society. The students use such value-means as “Education”, “Responsibility”, “Hard work” as main means for achieving this goal. We can recommend the results of this research of the college students’ values and their professional orientation for further use in research in the sphere of prediction of success and professional realization of the college graduate and also in teaching activity as a tool for motivation students in the process of study.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации девушек и юношей разных этапов обучения среднего профессионального образования»

В опытно-экспериментальной работе как наиболее рациональные утвердились несколько видов экологической деятельности. Один из них - игра, которая является основным видом в младших классах, дополнительным, вспомогательным - в среднем и старшем звене. Игра формирует опыт принятия экологически целесообразных решений, развивает понимание психологии отношения к природе. Другой вид - учебная деятельность, способствующая освоению теории и практики взаимодействия человека (общества) и природы. Третий вид - общественно-полезная деятельность и труд, направленные на изучение, оценку состояния, улучшение и охрану природы.

Особое место в программе авторской школы занимает этническая педагогика якутов. Е.Д. Макаров - был отличным знатоком якутской народной педагогики, особенно ее природоохранительных традиций. Осуществляя экологическое образование школьников, широко использовал народные знания о природе, традиции природопользования. Все это отражено в его публикациях. Как показал опыт автора данной программы, приобщение школьников к экологическим знаниям и традициям народа осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности, как разведение рыбы озерах, очистки лесов, полей, водоемов, сбор и заготовка лекарственных растений, ягод, озеленение дворов, улиц и т.д.

Среди них важное место занимает организация летнего отдыха детей. Лето - лучшая пора для практически - деятельностного осуществления экологического воспитания школьников. В комплексе предпринимаемых авторской школой мер по осуществлению ее программы организации эколого-валеологического комплекса отводится особая роль. В данной программе раскрывается содержание работы комплекса и тех практических мер, которые составляют технологию педагогического процесса в лагере. Каждый (практический работник образования, специалист по теории и методике воспитания и др.) найдет в ней новое для своей работы. Нет сомнения в том, что опыт станет настольной для тех, кто интересуется проблемами социализации, экологического воспитания школьников.

Выводы. За годы проведения опытно-экспериментальной работы данного комплекса разработаны научно-методические основы организационно-педагогического обеспечения экологического образования и природоохранительной деятельности школьников. Созданы экологическая тропа, музеи, экспонирующие природосберегающую деятельность жителей наслега, фольклорный комплекс, сад, оранжерея, мини-заказник, полигоны и т.д. Апробированы и внедрены программы, методические пособия по экологическому обучению и воспитанию. На основе непрерывности программа экологического образования детей осуществляется с детского сада до окончания школы. Итоги эксперимента показали, что экологическое образование в школе дает эффект в том случае, если оно не становится самоцелью в образовании, а является органическим компонентом образования.

Литература:

1. Бортник А.Ф., Федоров И.И. Экологическое воспитание на уроках технологии / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Том 11. - С. 47-48.

2. Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников // Проблемы природоохранного образования и воспитания. - М.: 1993. - С. 155-160.

3. Данилов Д.А., Макаров. Е.Д. Формирование экологической культуры в сельской школе: пособие для учителя - Якутск: Изд-во «Бичик», 1996. - 80 с.

4. Лихачев Б.Т. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. - М.: Изд.центр «Академия», 1993. - 480 с.

5. Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - 160 с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1980.

Педагогика

УДК 377.031

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей

математики и информационных технологий Бурханова Юлия Николаевна

Набережночелнинский филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогической психологии и педагогики Гафиятова Оксана Викторовна

Чистопольский филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (г. Казань)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье на основе эмпирических исследований ценностных ориентаций студентов первого и третьего (выпускного) курсов колледжа Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова анализируется проблема профессиональной самореализации современной молодежи. Авторами была определена специфика понятий «ценностного ориентирования» и «профессионального самоопределения» молодежи с точки зрения различных наук: педагогики, психологии и социологии. На основе методики разработанной М. Рокич «Ценностные ориентации» было предложено юношами и девушками проранжировать предложенные терминальные и инструментальные ценности. Анализ полученных результатов позволил оценить важность ценностей-целей и ценностей-средств как среди юношей и девушек, так и в разных возрастных группах. С помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями, а также сферами жизнедеятельности студентов. Современные юноши и девушки стараются получить образование по тем специальностям и получить те профессии, в которых они могут профессионально реализоваться и которые дадут возможность приобрести стабильное материальное положение в обществе. Основными средствами для достижения поставленной цели студенты используют такие ценности-средства как «Образованность», «Ответственность», «Упорный труд». Результаты данного исследования ценностей студентов колледжа и их профессионального ориентирования могут быть рекомендованы по использованию в дальнейших исследованиях в сфере прогноза успешности и

профессиональной реализации выпускников колледжа, а также в преподавательской деятельности как инструмент мотивации студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные и инструментальные жизненные ценности, профессиональная деятельность, корреляционный анализ.

Annotation. The article bases on empirical research of value orientation of the first and the third (senior) year students of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov and analyses the problem of the professional self-realisation of the modern youth. The authores defines the specificity of concept "value orientation" and "professional self-determination" of the youth from the position of various sciences: pedagogic, phycology and sociology. We used the method by M.Rokitch "Value orientations" and offered young men and women to rank the offered terminal and instrumental values. The analyses of the received results allows to evaluate the importance of value-goals and value-means among young men and women and in different age groups. The correlation analysis showed the connection between terminal and instrumental values, and between the spheres of life of the students. Contemporary young men and women try to get education and get a profession in which they can develop professionally and which will allow to get a stable financial position in the society. The students use such value-means as "Education", "Responsibility", "Hard work" as main means for achieving this goal. We can recommend the results of this research of the college students' values and their professional orientation for further use in research in the sphere of prediction of success and professional realization of the college graduate and also in teaching activity as a tool for motivation students in the process of study.

Keywords: value orientations, terminal and instrumental values, professional activity, correlation analysis.

Введение. Актуальность современного научного исследования ценностных ориентаций молодежи, получающих среднее профессиональное образование, обусловлена в первую очередь тесным сплетением образовательной деятельности и профессиональными планированиями студентов, а также общественной потребностью в квалифицированных трудовых кадрах и социальных ресурсах. Целью нашего исследования является изучение основных аспектов при формировании ценностных ориентаций юношей и девушек на первом курсе обучения в колледже и на заключительном этапе (перед защитой выпускной квалификационной работы).

Изложение основного материала статьи. В наши дни личность осмысливает и присваивает такие целеобразующие понятия как «самоэффективность», «профессиональная самореализация» и «жизненные ценности», что в дальнейшем главным образом определяет поведение в социуме большинства представителей студенческой молодежи [2]. Как отмечает А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [4].

Многообразие литературы по проблеме изучения проблематики ценностных ориентаций молодежи позволяет провести глубокий анализ, начиная с 70-80 годов прошлого века. Уже в 80-е годы в своих работах Л.Н. Коган поднимал вопрос ценностных ориентаций формирующейся молодежи, отмечая необходимость менять подход исследования. В его работах раскрывается понимание профессиональной самореализации как решения проблемы смысла жизни [9]. Такие известные ученые как З. Фрейд [16], Э. Фромм [17], А. Маслоу [12], В. Франкл [15] рассматривают становление личности через формирование ценностей. Важно отметить, что отечественная ученые понятию «ценность» выделяли одно из центральных мест и отводили роль регулятора мотивации поведения, разнообразным видам деятельности и развития личности в целом [2, 11, 19].

Современные научные исследователи также проявляют значительный интерес к проблематике формирования ценностного ориентирования и влиянию его на формирование жизненных целей. Работа М. Рокича «Ценностные ориентации» вызывает особый интерес. Понятие ценностей в ней определяется как незыблемое убеждение личности в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположенный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Два класса ценностей по теории М. Рокича (терминальный и инструментальный) определяют, во-первых, конечную жизненную цель существования с личностной и социальной позиции, во-вторых, тот образ действий, который позволяет достигать поставленную цель с личной и общественной точки зрения [20]. В работах Н.Н. Вотинцевой [3], Я.И. Сунцовой [14], А.В. Коротуна [8], А.Е. Авдюковой [1] также рассматривается понятие как неотъемлемая составляющая профессионально-ориентируемой компетенции.

Социологи (А.А. Русанова, М.В. Павлухина, М.В. Кораблева, Л.О. Романшова, Т.А. Харугова) в свою очередь выделяют процесс профессионального самоопределения как «обмен ценностями карьерного пространства между обществом и стратегическим руководителем, в ходе которого происходит последовательная смена его статусов, восхождение по степеням организационной иерархии и самореализации» [10, 13, 18].

Наблюдая за трудовой деятельностью студенческой молодежи, следует отменить не совсем положительную тенденцию в выборе сферы трудоустройства не всегда соответствующей той специальности, которую они выбрали для получения профессиональных навыков. Нестабильная социальная и экономическая обстановка в обществе приводит к тому, что студенты колледжа все чаще устраиваются на работу в сферу обслуживания. Такая тенденция может привести к обесцениванию профессионального образования, поэтому «потенциал, заложенный в сравнительно высоком уровне образования молодежи, может быть реализован только при условии формирования мотивации, адекватной современным вызовам» [5, с. 106].

Проведенное исследование среди учащихся первых и третьих курсов колледжа Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова позволило выявить приоритетные ценностные ориентации молодежи, получающих среднее профессиональное образование и структурировать иерархическую систему инструментальных и терминальных ценностей.

В ходе исследования было опрошено 210 студентов первого курса и 110 студентов третьего курса колледжа из них 147 юношей и 173 девушек. Среди опрошенных было выявлено 1,7% негативно настроенных на будущее в сфере профессиональной деятельности, что можно расценивать как показатель определенной степени несформированности целостной системы личностных ценностей. Базой исследования служила адаптированная методика «Ценностные ориентации», разработанной М. Рокичем [20]. Нами было отобрано 12 ценностей-целей и 12 ценностей-средств. Студентам необходимо было выбрать 10 наиболее значимые для себя ценности и расставить их в по значимость (от наиболее значимого к менее значимому).

Перед выполнением поставленного задания студентам разъяснялась специфика терминальных и инструментальных ценностей. Именно этот набор жизненных целей и средств их достижения и определяет, в большей степени, выбор той специальности, на которой обучается студент, а также составляют мотивационную базу для достижения профессиональной самореализации в будущем.

Таблица 1

Список терминальных и инструментальных ценностей, выбранных автором для исследования

Список терминальных ценностей Список инструментальных ценностей

Обучение, образование, саморазвитие Образованность

Высокое материальное положение Упорный труд

Достижения Ответственность

Социальные контакты, дружба Независимость

Духовное удовлетворение Широта взглядов

Семейная жизнь Терпимость к чужим мнениям

Увлечения Высокие запросы

Собственный престиж Самоконтроль

Сохранение индивидуальности Рационализм

Духовная удовлетворенность Везение

Креативность, творчество Непримиримость к недостаткам (своим и чужим)

Получение удовольствия Смелость в отстаивании своих идей

Результаты исследования показали, что иерархии жизненных ценностей студентов первого и третьего курса значительно отличаются, хотя такая ценность как «Материально обеспеченная жизнь» остается лидирующей в обеих подгруппах. Студенты выпускных групп оценили терминальные ценности не однозначно: в основном средний уровень, однако наблюдается и высокие оценки. Так, например, юноши высоко оценили ценность «Сохранение индивидуальности», что говорит о важности для них сохранить свои личные убеждения, взгляды, неповторимость, стиль жизни, у них преобладает стремление к независимости от родителей и общественных тенденций. У девушек выпускных групп высокие оценка набрали такие ценности как «Высокое материальное положение», «Достижения» и «Обучение и образование, саморазвитие». Это показывает, что на данном этапе многие из нах имеют четкие представления о предстоящей самостоятельной жизни, у них есть цели, они стремятся к достижению конкретных целей. Данные ценности в совокупности можно расценивать как устойчивую базу для развития чувства собственной значимости и высокой самооценки.

Таблица 2

Иерархия терминальных ценностей юношей и девушек первого и третьего курсов колледжа

Ценности Первый курс Третий курс

юноши девушки юноши девушки

Обучение, образование, саморазвитие 4 6,5 4,5 7

Высокое материальное положение 3,5 3 2,5 1

Достижения 3 1 1,5 2

Социальные контакты, дружба 5 4 6 5

Духовное удовлетворение 8 8 8 8,5

Семейная жизнь 5 5,5 3,5 2

Увлечения 4 4,5 4,5 4

Собственный престиж 3 6 4,5 6,5

Сохранение индивидуальности 1,5 2,5 4 3

Общественная жизнь 1 1,5 1,5 1

Креативность, творчество 6 7 8 6

Получение удовольствия 5,5 6 5 5,5

Источник: автор.

Стоит отметить и самые низкие оценки ценностей у юношей и девушек выпускных групп колледжа. На нижнем уровне у всех отмечается ценность «Духовная удовлетворенность», что может говорить о низком уровне сформированности стремления к получению морального удовлетворения от выбранной сферы профессиональной деятельности.

Таблица 3

Иерархия инструментальных ценностей юношей и девушек первого и третьего курсов колледжа

Ценности Первый курс Третий курс

юноши девушки юноши девушки

Образованность 1 2 2 2

Упорный труд 2 1,5 1 1

Ответственность 1,5 2 1,5 1,5

Независимость 4 4,5 3 4

Широта взглядов 6 6,5 5 5,5

Терпимость к чужим 7 6 7,5 7,5

мнениям

Высокие запросы 5 3 4,5 5

Самоконтроль 5 6 5,5 4

Рационализм 7 7,5 8 7,5

Везение 6,5 7 8 8

Непримиримость к

недостаткам (своим и 3 3,5 4 4

чужим)

Смелость в отстаивании 7 6,5 7 7

своих идей

Источник: автор.

Инструментальные ценности у девушек и юношей третьих курсов находятся в основном на одинаковый позициях. Самые высокие оценки получили такие ценности как «Упорный труд», «Образованность» и «Ответственность», что говорит о способностях продемонстрировать свои умения и навыки. В социальной сфере и в профессиональной деятельности это отличные средства для достижения результата.

Анализ оценок ценностных ориентиров выпускных групп показывает, что сфера профессиональной жизни получила более высокие оценки, чем сферы образования и увлечения. Это означает, что молодые люди отлично представляют, в какой сфере жизни они будут достигать свои поставленные цели и реализовываться как личности.

У студентов первого курса колледжа большинство термальных ценностей получили средние оценки. Стоит отметить, что для девушек уже с первого курса имеет важное значение их будущее материальное положение, у юношей же на первое место выходит достижения и активные социальные контакты, например, комфортные взаимоотношения в окружающем их социуме. Сферу профессиональной деятельности студенты первого курса не рассматривают как целеполагающей. Среди инструментальных ценностей у юношей первого курса можно выделить «Самоконтроль» и «Ответственность», они в большей степени отражают сформированность понимания того, что умения себя контролировать и отвечать за свои действия в социальной и профессиональной сферах является необходимом средством достижения результата. У девушек первого курса все инструментальные ценности получили средние оценки, однако, ценность «Обучение и образование» у них выше, чем у юношей.

Нами было выдвинуто предположение о том, что ценностные ориентиры современной молодежи как в социальной, так и в профессиональной сфере, в большей степени зависит от материальной составляющей, то есть обеспеченность сейчас ценится больше, чем увлеченность своей профессиональной деятельностью. Для исследования статистической значимости между целями-средствами и будущими достижениями студентов, а также для выявления взаимосвязи ценностей сфер жизни в разных возрастных группах, был проведен корреляционный анализ.

Получили следующие результаты:

- у девушек первого и третьего курсов выявлено различие в терминальных ценностях (0,75);

- у девушек первого и третьего курсов выявлено слабое различие в инструментальных ценностях (0,45);

- у юношей первого и третьего курсов выявлено различие в терминальных ценностях (0,79);

- у юношей первого и третьего курсов не выявлено различие в терминальных ценностях (0,61);

- у девушек первого и третьего курсов выявлено различие в ценностях сфер жизни (0,94);

- у юношей первого и третьего курсов выявлено различие в ценностях сфер жизни (0,72).

Также была обнаружена зависимость между продолжением образования (получения высшего образования) и материальной обеспеченностью (0,57), у юношей обнаружена обратная зависимость между общественным признанием и материальной обеспеченность (-0,13), у девушек обратная зависимость наблюдалась между семейной жизнью и интересной работой (-0,05).

Выводы. Таким образом, полученные нами статистические данные дают возможность предположить, с какими целями-средствами девушки и юноши будут достигать поставленную перед собой материально обеспеченную жизнь. По-нашему мнению, большинство студентов колледжа к образованию относятся как к необходимой составляющей для достижения профессиональных жизненных перспектив. Преподавательскому составу следует делать акцент на материальные перспективы при получении образования в нашем образовательном учреждении, обосновывать жизненными примерами, что высокий уровень образованности дает не только интеллектуальное развитие, но и поможет сформировать ответственность, трудолюбие, позволит обрести уверенность в завтрашнем дне. Это поможет правильно организовать учебную и воспитательную работу со студентами и сформировать смыслообразующие ценности личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Авдюкова А.Е. ценностные ориентации юношей и девушек, потенциальных абитуриентов высшего учебного заведения // Профессиональное образование в России. - 2015. - № 3. - С. 47-51.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Издательство ЛГУ, 1968. - 339 с.

3. Вотинцева Н.Н. Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе: автореф. дис.... канд. филос. наук. / Н.Н. Вотинцева. - Пермь: Пермский государственный университет, 2008. - 19 с.

4. Здравомыслова А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров // Социология исследования. - 2012. - №8. - С. 103-111.

6. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Просвещение, 2005. - 72 с.

7. Кораблева М.В. К вопросу о профессиональном самоопределении молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. - 2010. - №. 4. - С. 54-57.

8. Коротун А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография // Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. Екатеринбург: Фжур, 2014. - 212 с.

9. Кох И.А., Алексеева Л.А. Терминальные и инструментальные ценности в структуре профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи // Вопросы управления. - 2018. - №2 (51). - С. 103-107.

10. Круглов Д.С. Карьера стратегического руководителя. - Саратов, 2014. - 125 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

12. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. - М.: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997. - 140 с.

13. Русанова А.А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2011. - № 4. - С. 156-164.

7914. Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2005. - 13 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

16. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х книгах. - Тбилиси: Мерани, 1991. - С. 351-392.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

18. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежи в кризисном обществе // Социологические исследования. - 2010. -№7. - С. 93-104.

19. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

20. Rokeach M. Beliefs. Attitudes and Values. A Theory of Organization and I Change. L., San Francisco: Jossey-Bass, Inc. (Jossey-Bass Behavioral Science Series), 1968.

Педагогика

УДК:376.3

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Любовь Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ

ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. Статья посвящена социально-педагогическим особенностям семей, воспитывающих дошкольников с речевой патологией и описанию разнообразных форм взаимодействия учителя-логопеда с ними.

Ключевые слова: логопед, детский сад, коррекция, дошкольники, особенности семей, формы эффективного сотрудничества.

Annоtation. The article is devoted to the socio-pedagogical features of families raising preschoolers with speech pathology and the description of various forms of interaction between a speech therapist teacher and them.

Keywords: speech therapist, kindergarten, correction, preschoolers, especially families, forms of effective cooperation.

Введение. Согласно ФГОС дошкольного образования [13], одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «поддержка семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», а также поддержка образовательных инициатив семей. Таким образом, тесное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) обеспечивает эффективность образовательных начинаний.

Рассматривая семьи, воспитывающих детей с проблемами в развитии, Е.М. Мастюкова отмечает [6], что помимо «стандартного набора» функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного общения и пр.), ей присущи специфические функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная. Рассматривая в этой публикации дошкольников с нарушениями речи, следует отметить, что успешность логопедической работы во многом связана с активностью их семей, готовностью к сотрудничеству с педагогами ДОО, в том числе учителем-логопедом.

О.А. Степанова [11] в одной из своих публикаций подробно останавливается на функциях педагогов и родителей обучающихся в коррекционно-образовательном процессе. Поскольку функции воспитателей и «узких специалистов» многократно рассмотрены в различных исследованиях, отражены в должностных инструкциях (обязательных к исполнению), остановимся именно на родительских обязанностях, касающихся воспитания детей с речевой недостаточностью и, к сожалению, реализуемых только добровольно и требующих сформированной внутренней мотивации. К ним относятся:

- Систематическое лечение ребенка (согласно рекомендациям и направлениям со стороны ПМПК, курирующего логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.