Научная статья на тему 'Преподавание уроков технологии с применением ИКТ в сельских малокомплектных школах'

Преподавание уроков технологии с применением ИКТ в сельских малокомплектных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHING CHILDREN / SMALL RURAL SCHOOL / SUBJECT AREA "TECHNOLOGY" / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Бортник Николай Романович

В данной статье рассмотрены особенности преподавания уроков технологии с применением ИКТ в малокомплектных сельских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TECHNOIOGYLESSONS WITH ICT APPLICATION IN RURAL SMALL COMPLEX SCHOOLS

This article discusses the features of teaching technology lessons in a small rural school using ICT.

Текст научной работы на тему «Преподавание уроков технологии с применением ИКТ в сельских малокомплектных школах»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); магистрант Бортник Николай Романович

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

ПРЕПОДАВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности преподавания уроков технологии с применением ИКТ в малокомплектных сельских школах.

Ключевые слова: обучение детей, малокомплектная сельская школа, предметная область «Технология», информационно-коммуникативные технологии.

Annotation. This article discusses the features of teaching technology lessons in a small rural school using ICT.

Keywords: teaching children, small rural school, subject area "Technology", information and communication technologies.

Введение. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения.

Наряду с этим, наше общество в последние годы столкнулось с обострением социально-экономических проблем, которое, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью.

В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентоспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейся ситуации - число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.

Изложение основного материала статьи. Организация образовательного процесса в малокомплектной школе имеет свою особенность: на уроки приходят дети разного возраста и часто на разные предметы. Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях -направляющая.

Малокомплектная школа - это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Основной структурный компонент малокомплектной школы - класс-комплект. Учитель в таком классе ведет сразу не менее двух предметов. Планирование занятий происходит по принципу однотипности предметов. Например: на уроке технологии в 5 классе - ознакомление новой темы, а в 6 классе - повторение пройденной темы и практическая работа в виде выполнения творческого проекта.

Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий. В работах [2, 5, 6] информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Особенностями предметной области «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (черчение, алгебра, физика, биология, география, изобразительное искусство и др.), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - создает предпосылки для более успешной социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Благодаря современным техническим средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне.

Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

• визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала и технологического процесса;

• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью

усвоения;

• развивать межпредметные связи [1].

Урок необходимо построить в соответствии с требованиями ФГОС. В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия (уроки) могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению материала.

Применение информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, позволяет значительно экономить драгоценное время. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Рассмотрим применение интерактивной доски на уроке технологии:

- во-первых, учащиеся с удовольствием передвигают рисунки, делают надписи, составляют технологические карты на интерактивной доске. Возможность исправить ошибки, допущенные одноклассниками и показать свои знания, мотивируют ученика слушать ответ одноклассников;

- во-вторых, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. Так используя возможность интерактивной доски на два экрана, учащиеся разделились на две команды и украшают «свой дом» резьбой подбирая соответствующий вид с последующей защитой;

- в-третьих, интерактивная доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие, способствует развитию мелкой моторики. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учебным материалом.

Эффективность использования интерактивной доски состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

На уроках технологии можно применять и настольные видеокамеры. Настольная камера позволяет показать на любом экране и плоский объект - документ, цветное фото, рисунок из книги, и трехмерный -людей, самые разнообразные предметы (микроэлектронику, например) [4].

Также появились копи-доски, которые снабжены устройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено на доске. Одним нажатием кнопки можно получить копии эскиза, выполненного учителем и раздать учащимся.

Кроме применения современных приборов на уроках технологии можно использовать такие программы как КОМПАС (КОМПлекс Автоматизированных Систем). В возможностях этого российского продукта реализованы простановка всех типов размеров, автоматизированная простановка предельных отклонений (допусков), подбор по ним квалитетов. Среди объектов оформления чертежа - все виды шероховатостей, линии выносок, линии разреза и сечения, многое другое. Само изображение на мониторе можно редактировать в целой гамме возможностей (сдвиг, поворот, масштабирование, симметрия, деформация и

др) [4].

Важным элементом предметной области «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником. Проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно, согласно тематическому планированию. При выполнении творческого проекта учащиеся составляют «Технологическую карту», делают «презентацию» в виде слайдов по своей теме, используя все возможности компьютерной техники. Тематика творческих проектов для каждого класса разная, например, в 5 классе для девочек - «Сервировка стола», «Фартук», для мальчиков - «Приспособление для распиливания», «Модель спортивного автомобиля», в 6 классе для девочек - «Изготовление паспарту в технике счетной вышивки», «Юбка», для мальчиков -«Садовый рыхлитель», «Кормушка для птиц», в 7 классе для девочек - «Праздничный наряд», «Приготовление обеда», «Декорирование одежды», для мальчиков - «Массажер», «Наличник для окна дачного домика». Использование ИКТ при выполнении творческого проекта намного расширяет и дополняет их работу. Наряду с этим, учащиеся обогащаются знаниями и навыками.

Однако, при использовании на уроках ИКТ надо учитывать возраст обучающихся. Эффективность применения ИКТ также зависит от этапа урока. Использование ИКТ не должно длиться подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Выводы. Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках предметной области «Технология» в малокомплектных школах позволяет оптимально использовать время. Одновременно с использованием средств ИКТ может заинтересовать ребенка и другими школьными предметами, а также эффективнее проводить уроки особенно при обучении сдвоенных классов.

Литература:

1. Бортник А.Ф. Использование ИКТ на уроках технологии // «Электронное обучение в ВУЗе и школе» / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. - СПб.: Астерион, 2015.- С. 51-52

2. Бортник А.Ф. Использование электронных средств на уроках технологии // «Электронное обучение в ВУЗе и школе» / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. - СПб.: Астерион, 2014. - С. 68-70

3. ИКТ в образовании - http://www.ict.edu.ru ИКТ в образовании - http://www.ict.edu.ru

4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.

5. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru

6. Новые педагогические технологии - http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html

Педагогика

УДК: 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Бреус Ирина Анатольевна

Институт математики, механики и компьютерных наук имени И. И. Воровича

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации педагогической практики будущих учителей математики. Изложены основные задачи практики, её содержание и общая характеристика. Перечислены и охарактеризованы этапы деятельности студентов во время педагогической практики. Также в статье уделено внимание затруднениям, которые испытывают будущие учителя математики во время прохождения практики, и мерам по их преодолению.

Ключевые слова: компетенции, урок математики, конспект урока, внеурочная деятельность, методы обучения, технологии, средства обучения.

Annotation. The article deals with the organization of pedagogical practice of future teachers of mathematics. The main objectives of the practice, its content and general characteristics are described. Stages of activity of students during pedagogical practice are listed and characterized. The article also focuses on the difficulties experienced by future teachers of mathematics during the practice, and measures to overcome them.

Keywords: competence, math lesson, a summary of the lesson, outside-lesson activities, teaching methods, technology, means of teaching.

Введение. Согласно образовательной программе высшего образования по подготовке будущих учителей математики в результате обучения у последних должны быть сформированы универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствует, в частности, проведение практик обучающихся. «Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность» [1].

В Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета регулярно осуществляется прохождение предусмотренной учебным планом педагогической практики студентов - будущих учителей математики. Во время педагогической практики актуализируются, становятся востребованными, закрепляются знания и первоначальные педагогические и методические умения, полученные при освоении теоретических курсов и дисциплин по выбору. Практика способствует дальнейшему формированию профессиональных умений и навыков, приобретению студентами опыта педагогической деятельности, работы с учащимися различных возрастных категорий.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая практика осуществляется индивидуально каждым студентом на базе учебных заведений города Ростова-на-Дону и области. Практика проходит под руководством учителей математики и преподавателей университета, имеющих соответствующую учебную нагрузку. Педагогическая деятельность осуществляется студентом большей частью самостоятельно, при невмешательстве в ход урока руководителей, оказывающих предварительную консультационную и организационную поддержку. Студент регулярно информирует группового руководителя о ходе, проблемах и первичных результатах практики.

Школы, куда распределяются студенты, подбираются таким образом, чтобы начинающие учителя могли максимально реализовать свои знания и умения как специальные, так и методические. В каждой школе имеется несколько кабинетов математики, оборудованных необходимым минимумом учебно-наглядных пособий, куда входят технические средства обучения, дидактические материалы, учебная литература, а также имеется мультимедийное оборудование, включающее интерактивную доску, проекторы, компьютеры.

Администрация и педагоги школ относятся к проблеме организации практики с пониманием, охотно продумывают совместную работу, предварительно обсуждают и заключают договоры о сотрудничестве с университетом. Для непосредственного руководства педагогической практикой в школе рекомендуются опытные учителя-математики, доброжелательно настроенные по отношению к студентам, готовые делиться с ними своим педагогическим опытом. Особенностями современного урока математики являются его связь с жизнью, вследствие чего изложение теоретического материала носит проблемный характер и сопровождается жизненными примерами, схемами, таблицами. Учителя проводят консультации, касающиеся того, как поддерживать дисциплину в классе, как общаться с детьми, как менять виды деятельности на уроках.

В учебных заведениях будущим учителям математики предоставляются помещения для проведения методических дней, для обсуждения с групповым или факультетским руководителем текущих проблем.

В ходе педагогической практики студенты обучаются разрабатывать уроки математики, внеклассные занятия по предмету и оформлять конспекты в соответствии с ФГОС. При выборе способа взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой приоритет отдается современным методам и технологиям, которые активизируют поисковую деятельность учащихся, развивают их самостоятельность, интерес к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.