Научная статья на тему 'Педагогическая практика как средство формирования компетенций будущего учителя математики'

Педагогическая практика как средство формирования компетенций будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / УРОК МАТЕМАТИКИ / КОНСПЕКТ УРОКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE / MATH LESSON / SUMMARY OF THE LESSON / OUTSIDE-LESSON ACTIVITIES / TEACHING METHODS / TECHNOLOGY / MEANS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреус Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической практики будущих учителей математики. Изложены основные задачи практики, её содержание и общая характеристика. Перечислены и охарактеризованы этапы деятельности студентов во время педагогической практики. Также в статье уделено внимание затруднениям, которые испытывают будущие учителя математики во время прохождения практики, и мерам по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреус Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICE AS A MEANS OF FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS

The article deals with the organization of pedagogical practice of future teachers of mathematics. The main objectives of the practice, its content and general characteristics are described. Stages of activity of students during pedagogical practice are listed and characterized. The article also focuses on the difficulties experienced by future teachers of mathematics during the practice, and measures to overcome them.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как средство формирования компетенций будущего учителя математики»

2. Бортник А.Ф. Использование электронных средств на уроках технологии // «Электронное обучение в ВУЗе и школе» / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. - СПб.: Астерион, 2014. - С. 68-70

3. ИКТ в образовании - http://www.ict.edu.ru ИКТ в образовании - http://www.ict.edu.ru

4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.

5. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru

6. Новые педагогические технологии - http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html

Педагогика

УДК: 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Бреус Ирина Анатольевна

Институт математики, механики и компьютерных наук имени И. И. Воровича

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации педагогической практики будущих учителей математики. Изложены основные задачи практики, её содержание и общая характеристика. Перечислены и охарактеризованы этапы деятельности студентов во время педагогической практики. Также в статье уделено внимание затруднениям, которые испытывают будущие учителя математики во время прохождения практики, и мерам по их преодолению.

Ключевые слова: компетенции, урок математики, конспект урока, внеурочная деятельность, методы обучения, технологии, средства обучения.

Annotation. The article deals with the organization of pedagogical practice of future teachers of mathematics. The main objectives of the practice, its content and general characteristics are described. Stages of activity of students during pedagogical practice are listed and characterized. The article also focuses on the difficulties experienced by future teachers of mathematics during the practice, and measures to overcome them.

Keywords: competence, math lesson, a summary of the lesson, outside-lesson activities, teaching methods, technology, means of teaching.

Введение. Согласно образовательной программе высшего образования по подготовке будущих учителей математики в результате обучения у последних должны быть сформированы универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствует, в частности, проведение практик обучающихся. «Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность» [1].

В Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета регулярно осуществляется прохождение предусмотренной учебным планом педагогической практики студентов - будущих учителей математики. Во время педагогической практики актуализируются, становятся востребованными, закрепляются знания и первоначальные педагогические и методические умения, полученные при освоении теоретических курсов и дисциплин по выбору. Практика способствует дальнейшему формированию профессиональных умений и навыков, приобретению студентами опыта педагогической деятельности, работы с учащимися различных возрастных категорий.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая практика осуществляется индивидуально каждым студентом на базе учебных заведений города Ростова-на-Дону и области. Практика проходит под руководством учителей математики и преподавателей университета, имеющих соответствующую учебную нагрузку. Педагогическая деятельность осуществляется студентом большей частью самостоятельно, при невмешательстве в ход урока руководителей, оказывающих предварительную консультационную и организационную поддержку. Студент регулярно информирует группового руководителя о ходе, проблемах и первичных результатах практики.

Школы, куда распределяются студенты, подбираются таким образом, чтобы начинающие учителя могли максимально реализовать свои знания и умения как специальные, так и методические. В каждой школе имеется несколько кабинетов математики, оборудованных необходимым минимумом учебно-наглядных пособий, куда входят технические средства обучения, дидактические материалы, учебная литература, а также имеется мультимедийное оборудование, включающее интерактивную доску, проекторы, компьютеры.

Администрация и педагоги школ относятся к проблеме организации практики с пониманием, охотно продумывают совместную работу, предварительно обсуждают и заключают договоры о сотрудничестве с университетом. Для непосредственного руководства педагогической практикой в школе рекомендуются опытные учителя-математики, доброжелательно настроенные по отношению к студентам, готовые делиться с ними своим педагогическим опытом. Особенностями современного урока математики являются его связь с жизнью, вследствие чего изложение теоретического материала носит проблемный характер и сопровождается жизненными примерами, схемами, таблицами. Учителя проводят консультации, касающиеся того, как поддерживать дисциплину в классе, как общаться с детьми, как менять виды деятельности на уроках.

В учебных заведениях будущим учителям математики предоставляются помещения для проведения методических дней, для обсуждения с групповым или факультетским руководителем текущих проблем.

В ходе педагогической практики студенты обучаются разрабатывать уроки математики, внеклассные занятия по предмету и оформлять конспекты в соответствии с ФГОС. При выборе способа взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой приоритет отдается современным методам и технологиям, которые активизируют поисковую деятельность учащихся, развивают их самостоятельность, интерес к

математике. Практика также формирует у студентов личностные качества, необходимые будущему учителю математики, такие как: профессионализм, коммуникабельность, доброжелательность, ответственность, понимание важности учительской профессии, оптимизм, самодисциплина и др.

Во время педагогической практики студенты обучаются выполнять качественный анализ различных уроков математики, а именно: проведенных опытным учителем, однокурсником и своих личных уроков. Осуществляя своевременный и регулярный контроль знаний и умений учащихся по математике, будущие учителя выполняют количественный и качественный анализ самостоятельных и контрольных работ учащихся. Также во время педагогической практики внимание уделяется овладению студентами навыками работы с детьми, интересующимися математикой, со слабоуспевающими учащимися во внеклассной работе.

Работая с содержанием учебной темы, будущие учителя выполняют её логико-математический и логико-дидактический анализ, благодаря которому овладевают навыками рационального отбора содержания урока математики, учатся выделять в теме главное, акцентировать на нем внимание учащихся в ходе урока. Немаловажной составляющей педагогической практики является овладение навыками использования различных средств обучения, в том числе навыками применения современных, компьютерных технологий.

Основное содержание деятельности студентов во время педагогической практики отражено в следующих этапах:

1-й этап

1. Принять участие в установочной конференции по педагогической практике.

2. Познакомиться с администрацией школы, учителями математики, классными руководителями, с режимом работы школы и коллектива учителей.

3. Посетить все уроки в прикрепленном классе, внеклассные мероприятия, занятия кружков, осуществить наблюдение за деятельностью учащихся на уроке, собрать материал для составления психологического портрета класса в целом и отдельных учащихся.

4. Определить с учителем математики план учебной работы, т.е. разработать тематическое планирование учебного материала, составить технологическую карту темы, запланировать виды, формы и темы внеклассных занятий.

5. Посетить открытый урок опытного учителя математики школы и принять активное участие в его анализе.

2-й этап

1. Разработать и провести запланированное количество уроков математики в назначенных классах.

2. Посетить и принять участие в анализе уроков сокурсников.

3. Провести внеклассную работу по предмету, коррекционную работу с отстающими учащимися.

4. Принять участие в подведении промежуточных итогов педпрактики, в анализе зачетных уроков, оценить результаты контрольных и самостоятельных работ учащихся.

3-й этап

1. Подготовить отчетную документацию: дневник и отчет, включающие методическую карту темы, конспекты проведенных и просмотренных уроков математики и их анализы.

2. Подготовить и оформить методическую разработку математической недели, внеклассного мероприятия, классного часа.

3. Оформить качественный и количественный анализы самостоятельных и контрольных работ учащихся.

4-й этап

1. Принять участие в заключительной конференции, на которой заслушиваются результаты педагогической практики.

2. Сдать отчетную документацию: дневник, отчет с приложениями к нему, включающими конспекты уроков, анализы уроков, самоанализ занятия, качественный и количественный анализы самостоятельных и контрольных работ учащихся, разработку математической недели, внеклассного мероприятия.

После подведения общих итогов педагогической практики, проверки отчетной документации, обсуждении результатов на заседании кафедры, осуществляется аттестация студентов в форме дифференцированного зачета.

Основные результаты практики анализируются по следующим направлениям, а именно:

■ качество подготовки студентов, уровень их методической компетенции и педагогической культуры, при этом стоит заметить, что:

а) имеется достаточно хороший уровень специальной подготовки, позволяющий студентам математически грамотно, уверенно и свободно излагать учебный материал.

б) освоены на достаточном уровне навыки планирования системы уроков по теме, отдельно каждого урока, сформированы навыки постановки целей к уроку и адекватного выбора методов, средств и форм обучения математике. Имеет место добросовестное и тщательное составление конспектов, методически грамотный выбор соответствующего типа урока, формы его проведения и организации.

в) студенты активно принимают участие в достаточно доброжелательном и конструктивном обсуждении уроков сокурсников.

г) проявляют следующие необходимые учителю качества: организованность, старательность, критичность, творческий подход к делу.

д) успешно общаются с учащимися, что свидетельствует о знании будущими учителями психологических особенностей детей. При этом преподавание характеризуется разумным сочетанием принципов научности и доступности. Однако умение владеть классом, держать дисциплину сформировано еще в недостаточной степени, как правило, это способность приходит с опытом.

е) успешному усвоению материала способствовало применение наглядных средств. Студенты свободно владеют технологией и методикой разработки компьютерных презентаций к урокам и уверенно используют компьютерное оборудование в обучении учащихся.

■ объем представленного практического и теоретического материал для будущих курсовых исследований и выступлений на научно-практической студенческой конференции: разработка и реализация урока с применением групповых технологий, методика организации и проведения устных упражнений по математике.

■ использование дополнительного материала из многих учебных и методических пособий.

Стоит выделить наиболее распространенные затруднения будущих учителей математики:

- неуверенное использование математической терминологии, умозаключений, необходимость заучивать конспект, недостаточно развитый навык владения связной математической речью;

- недостаточно сформированный навык распределения внимания во время работы с учеником у доски и классом одновременно, во время работы с несколькими группами учащихся;

- не вполне корректная постановка вопросов или нечеткое, расплывчатое их формулирование;

- недостаточная ориентация во времени, «затянутость» одних этапов в ущерб другим;

- не всегда своевременный контроль качества работы учащихся в тетради в ходе урока;

- нечеткая постановка целей перед учащимися, слабое выделение ключевых моментов, акцентов в теме и уроке, не всегда реализованное подведение итогов.

Таким образом, можно выделить основные области затруднений молодых учителей по следующим направлениям: психолого-педагогические, методические, теоретические.

Для устранения указанных недостатков учителями школы и методистами университета осуществляется усиление акцентов в работе со студентами на методике изучения компонентов математического содержания (понятий, алгоритмов и правил, текстовых задач, теорем).

Уделяется повышенное внимание к методике проведения внеклассной работы по математике; проводятся консультации по способам нейтрализации волнения, освоения искусства владеть собой и четкой, профессионально поставленной речью.

Корректирующая и консультационная работа со студентами проводится непосредственно во время практики, в процессе анализа уроков, в методические дни с групповым руководителем и учителями. В дальнейшем проблемы, возникшие в ходе практики, осмысливаются студентами в период их теоретического обучения. Будущие учителя математики творчески работают над индивидуальными проектами по методике обучения математике, участвуют в деловых, имитационных играх, моделирующих реальный учебный процесс, предлагают пути решения проблем, участвуют в их обсуждении.

Выводы. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако большинство студентов по окончании педагогической практики отмечают, что радость от общения с детьми, их готовность пойти навстречу молодому учителю, который вкладывает много сил в развитие учащихся, заглушает усталость от долгого периода предварительной методической, теоретической и моральной подготовки к уроку, от огромного количества бумажной работы, от пережитого волнения. Будущие учителя математики полагают, что основополагающим качеством педагога, способного вынести интеллектуальное, физическое и эмоциональное напряжение в своей работе, является любовь к детям, к выбранной профессии.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студентка 2 курса Максимова Ксения Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент 2 курса Воронов Дмитрий Николаевич

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Татаренко Мария Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Целью обновления российского высшего образования является развитие образовательного и профессионального потенциала России, формирование готовности молодежи к продуктивной интеллектуальной и организационной деятельности в открытом многокультурном мире. Важно улучшить качество образовательной практики из-за самой сути общественной жизни в процессах демократизации и развития национальных культур народов России, как необходимого инструмента формирования и функционирования российской гражданской нации в ее исходном состоянии - этнокультурного и национально-территориального уровней. Это также связано с формированием всесторонне и гармонично развитого человека, выполняющего этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций и ценностей русской и мировой культуры.

Ключевые слова: межкультурное образование, образовательная практика, методы обучения, межкультурные ценности, диалог культур, культура студентов.

Annotation. The purpose of the Russian higher education renewal is the development of the educational and professional potential of Russia, the formation of young people's readiness for productive intellectual and organizational activity in an open multicultural world. It is important to improve the quality of educational practice because of the very essence of public life in the processes of democratization and the development of the national cultures of the peoples of Russia as a necessary tool for the formation and functioning of the Russian civic nation in its original state - ethno-cultural and national-territorial levels. It is also associated with the formation of a comprehensively and harmoniously developed person who performs ethno-cultural and civil self-determination based on the national traditions and values of Russian and world culture.

Keywords: intercultural education, educational practice, teaching methods, intercultural values, dialogue of cultures, students' culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.