Научная статья на тему 'Педагогическая практика в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов'

Педагогическая практика в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL TRAINING / PRIMARY SCHOOL TEACHER / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оконешникова Надежда Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности организации педагогической практики как системообразующего компонента профессиональной подготовки учителей начальных классов. Представлены виды педагогических практик и формы взаимодействия вуза и образовательных учреждений. Рассмотрены новые подходы в организации практик, обеспечивающую теоретическую и методическую подготовку будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICE IN PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF THE PRIMARY SCHOOL

This article discusses the features of the organization of pedagogical practice as a system-forming component of the professional training of primary school teachers. The types of pedagogical practices and forms of interaction between the university and educational institutions are presented. New approaches to the organization of practices that provide theoretical and methodological training for future primary school teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов»

3. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Соколова Д.А. Облачные технологии как средство взаимодействия логопеда с родителями, имеющими речевые нарушения // Современные исследования социальных проблем 2018 том 9 № 1

4. Блягоз А.Н. Профилактика речевых нарушений / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. - Майкоп, 2001. -С. 219 - 220.

5. Боровик М.И., Карасева Н.О. «Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком» // «Молодой ученый». - 2016. - № 18. - с. 122

6. Вайс М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова // Логопед. - 2010. - № 3. - С. 25.

7. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.

8. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.

9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

10. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю., Использование информационных технологий для формирования профессиональной мобильности выпускников вузов / Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1(5). С. 219-223.

11. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. -М.: Педагогическое общество России, 2003. - 160 с.

12. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?. - Москва, ГНОМ и Д, 2005.

13. Иванова Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей / Л.А. Иванова // Magister Dixit. - 2012. - №1. - С. 29.

14. Карпенкова С.А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С.А. Карпенкова // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 77-80.

15. Кудрявцева И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 111-115.

16. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003

17. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С. 102-108.

18. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении / О.А. Рогожина // Логопед. - 2005. - № 2. - С. 46-52.

19. Саввиди М.И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М.И. Саввиди // Science Time. - 2015. - № 10 (22). - С. 314-317.

20. Семенова Т.Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т.Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2008. - №3. - С. 62-66.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155

22. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.

23. Чернецова А. В. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы / А.В. Чернецова // Царскосельские чтения. - 2010. - № 14. - С. 196-199.

24. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. - Москва, Вако, 2008.

25. Шорина Е.П. Формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.П. Шорина // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 224-227.

26. Широкова Е. А. Облачные технологии [Гекст1 // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/5/1123/ (дата обращения: 22.10.2018).

Педагогика

УДК: 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации педагогической практики как системообразующего компонента профессиональной подготовки учителей начальных классов. Представлены виды педагогических практик и формы взаимодействия вуза и образовательных учреждений. Рассмотрены новые подходы в организации практик, обеспечивающую теоретическую и методическую подготовку будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель начальных классов, педагогическая практика. Annotation. This article discusses the features of the organization of pedagogical practice as a system-forming component of the professional training of primary school teachers. The types of pedagogical practices and forms of interaction between the university and educational institutions are presented. New approaches to the organization of practices that provide theoretical and methodological training for future primary school teachers are considered. Keywords: professional training, primary school teacher, pedagogical practice.

Введение. В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.

Практика является первой пробой входа в профессиональную деятельность, от ее качества во многом зависит успех этой деятельности в дальнейшем. Подготовить будущего педагога ко всем возможным ситуациям в классе в процессе прохождения им практики принципиально не возможно, следовательно, ему нужно дать средства, позволяющие выстраивать приоритеты и принимать решения на основе своих профессиональных суждений, в условиях которые ему не встречались в процессе обучения. Таким образом, главной целью практики является формирование профессионального мировоззрения, профессионального мышления, т.е., метапрофессиональных компетенций. В каком-то смысле эта цель полностью совпадает с целью общего образования, сформулированной на основе деятельностного подхода в ФГОС - формировании способности самостоятельно учиться. Будущему педагогу нужно не просто научиться хорошо проводить урок в конкретном классе под руководством опытного учителя-наставника, а научиться так организовывать урок, чтобы его можно было проводить в малокомплектной, в элитной школе, в классе с учащимися-мигрантами, учащимися с особыми образовательными потребностями. Освоение общего содержания практики должно обеспечивать решение целого комплекса профессиональных задач.

Для того, чтобы выпускник педагогического вуза был готов к работе в начальной школе в соответствии с требованиями нового стандарта, Необходимо организовать педагогическую практику таким образом, чтобы в ходе ее студенты овладевали способами подготовки к уроку, организации деятельности школьников на уроке, взаимодействия с учащимися, способами отбора имеющихся в учебнике упражнений. От того, насколько компетентен будущий учитель, зависит эффективность его работы, результативность обучения в целом.

Изложение основного материала статьи. С целью усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей начальных классов в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова по направлению 44.03.01 - «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» включены следующие виды практик: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (учебная ознакомительная, воспитательная рассредоточенная), Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (воспитательная организаторская практика, методическая наблюдательная, «Первые дни ребенка в школе», педагогическая, преддипломная) обучающихся.

Цели и содержание практик.

1. Учебная ознакомительная практика (рассредоточенная) - ознакомление с основными функциями педагогической деятельности учителя, с современным состоянием учебно-воспитательной работы в школах, формирование педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности, развитие профессиональной культуры. Особенностью рассредоточенной практики на 1 курсе является то, что она проводится без отрыва от учебных занятий, параллельно с изучением основных нормативных дисциплин психолого-педагогического цикла, носит характер психолого-педагогического практикума, помогая соотносить теоретические знания о ребенке и учебно-воспитательном процессе с реальной школьной действительностью. Рассредоточенная практика охватывает по содержанию все направления учебно-воспитательного процесса в классе в форме наблюдения. Знакомство с классом, с учащимися, беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы, с документацией, классным журналом, дневниками школьников, тетрадями. Посещение классных часов, родительского собрания, бесед, проводимых классным руководителем, уроков учителей. Подробная запись в дневнике, наблюдений за учащимися.

2. Воспитательная практика (рассредоточенная) - овладение умениями планировать и вести воспитательную работу в классе и с отдельными учащимися; накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ; овладение методами и приемами изучения коллектива класса. Это организационно-воспитательная работа в качестве помощника классных руководителей. Выполнение учебных и исследовательских заданий по педагогике и психологии. Знакомство с учебно-материальной базой школы и документацией, основными направлениями воспитательной работы в школе, классе. Наблюдение за системой работы классного руководителя. Изучение студентами психолого-психологических особенностей развития учащихся детей младшего школьного возраста. Оказание помощи педагогам в проведении воспитательной работы со школьниками.

3. Воспитательная организаторская практика - закрепление полученных психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в условиях летнего лагеря; формирование профессиональной компетентности бакалавра в области организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Содержание воспитательной организаторской практики охватывает основные направления профессиональной деятельности вожатого отряда, и определяется: 1) должностными инструкциями вожатого, действующими в конкретном учреждении; 2) планом воспитательной работы, его традициями; 3) особенностями организации жизнедеятельности детей и подростков с учётом логики развития смены, возрастной и индивидуальной специфики детского коллектива.

4. Методическая практика (рассредоточенная) - формирование у студентов мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, практической готовности студентов к решению профессионально-управленческих задач в сфере методического обеспечения образовательного процесса; выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебной деятельности и воспитательного процесса. Планирование уроков и внеклассных мероприятий. Разработка технологической карты уроков. Работа с методической литературой, школьными учебниками и программами. Организационно-воспитательная работа в качестве помощника классных руководителей. Выполнение исследовательских заданий по курсовой работе.

5. Педагогическая практика - выработка профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций, необходимых для практической деятельности. Планирование уроков и внеклассных мероприятий. Разработка технологической карты уроков. Проведение зачетных уроков, внеклассных мероприятий. Работа с методической литературой, школьными учебниками и программами. Организационно-воспитательная работа в качестве помощника классных руководителей.

6. «Первые дни ребенка в школе» - формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися начальной школы в первом классе, особенностях организации педагогического процесса в первые дни обучения первоклассника. Наблюдение за особенностями организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни ребенка в школе (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы, размещение детей в классе, организацией учебной деятельности детей, формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель-ученик»); изучение методики комплектования первых классов; планирование работы учителя в первую неделю; анализ содержания, организации и методики проведения уроков в первые дни обучения детей; оказание педагогической поддержки обучающимся в адаптационный период; диагностика выявления уровня готовности детей к обучению в школе (общей и специальной) и интерпретация результатов; проведение и анализ внеклассных мероприятий, игр с учащимися; педагогическое взаимодействие с родителями первоклассников, педагогическим коллективом школы.

8. Преддипломная практика - совершенствование профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Планирование уроков и внеклассных мероприятий. Разработка технологической карты уроков. Работа с методической литературой, школьными учебниками и программами. Выполнение исследовательских заданий по выпускной квалификационной работе.

Базой практик являются общеобразовательные школы и гимназии, в которых активно внедряются инновационные образовательные технологии.

По результатам прохождения практики студенты представляют отчетную документацию. В педагогическом дневнике отражены: краткое содержание выполняемых работ на каждый день, протоколы посещенных уроков, дана характеристика образовательной среды учреждения; проведены и предоставлены технологические карты зачетных уроков и сценарии воспитательных мероприятий; предоставлена ведомость проведенных уроков с оценкой учителя-наставника/преподавателя-методиста; в характеристике на студента учителя-наставники указали уровень теоретической подготовки, выполнение всех заданий, отражена творческая активность студентов. Предоставлены педагогическая копилка, фото- и видеоматериалы и др. Критерии оценивания: выполнение плана практики, качество предоставленной документации, уровень самоанализа, навыки проектирования технологического плана уроков, сценария воспитательного мероприятия, проведение научно-исследовательской работы, творческий подход. На кафедре были проводятся итоговые конференции студентов.

Оценивание результатов педагогической практики может строиться на основе профессионального портрета практиканта, диагностических методик, технологических карт, конспектов занятий, дневников студентов и т.д. В процессе оценивания должно быть реализовано два основных подхода: субъективный, включающий самооценку студента и оценку учителя, методиста по предмету, руководителя практики, и экспертный - оценка внешними средствами с помощью различных психолого-педагогических методик.

Учителям-наставникам предлагалось оценить уровень профессиональной подготовки практикантов-выпускников. В опросе приняли участие 30 учителей, опытные квалифицированные учителя с многолетним стажем работы. Мы предложили анкету качества урока, разработанную учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий - доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севрук [3].

Анализ результатов анкетирования показал, что студенты-практиканты владеют учебным материалом, демонстрируют правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь. Практикантами использованы ненасильственные приемы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, широко использовали раздаточные наглядные материалы. Эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии. По итогам прохождения практики учителя-наставники высоко оценили студентов кафедры начального образования. Учителями отмечена положительная, активная, ответственная деятельность всех студентов. Студенты показали хорошую теоретическую и методическую подготовку, показали ответственное, добросовестное отношение к практике.

Выводы. Качественная подготовка современного учителя начальных классов в период педагогической практики была бы невозможна без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями города и районов республики. На кафедре начального образования организована постоянная связь с работодателями, проводятся семинары с учителями школ по актуальным проблемам начального образования, организована Ассоциация выпускников-учителей начальных классов, ежегодно проводится конкурс для студентов прошедших педагогическую практику «Педагогический дебют». Принимают активное участие завучи и учителя начальных классов базовых школ. Таким образом, сложившаяся система взаимоотношений «преподаватель-студент-работодатель» свидетельствует о том, что студенты, будущие учителя начальных классов, имеют все возможности овладеть необходимыми педагогическими умениями для успешной профессиональной деятельности.

Современной школе требуются профессионально компетентные педагоги, владеющие большим творческим потенциалом, обладающие высокими духовно-нравственными качествами, новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира. Чтобы обладать всеми этими качествами у человека должна быть сформирована потребность к самовоспитанию и саморазвитию. Педагогическая практика является важным фактором, стимулирующим самовоспитание и профессиональную подготовку будущего учителя.

Литература:

1. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.

2. Егорова Е.П., Оконешникова Н.В. Организация педагогической практики студентов на основе деятельностного подхода // Лучшая научная статья-2016: сборник статей победителей IV международного научно-практ.конкурса. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2016. - С. 364-368.

3. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

Педагогика

УДК: 37

преподаватель Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждаются и анализируются проблемы современного образования в условиях музыкально-театральной деятельности. Рассматриваются мнения ученых об общем понятии «индивидуальность» в различных сферах деятельности, и «творческой индивидуальности» в частности, представлены педагогические подходы к процессу формирования индивидуальности, как неотъемлемой части в процессе развития творческих качеств личности. Также раскрывается необходимость включения импровизации в качестве непременного условия образовательного процесса для формирования творческой индивидуальности будущих педагогов-музыкантов. В заключении даны выводы о специфике использования импровизации, как инструмента комплексного формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности с целью реализации себя в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальность, творческая индивидуальность, импровизация, сценическая импровизация, музыкальный театр.

Annotation. The article discusses and analyzes the problems of modern education in the conditions of musical and theatrical activity. The opinions of scientists about the General concept of "individuality "in various fields, and" creative individuality " in particular, presented pedagogical approaches to the process of formation of individuality as an integral part in the development of creative qualities of the individual. It also reveals the need to include improvisation as a prerequisite for the educational process for the formation of creative individuality of future teachers and musicians. In conclusion, conclusions are given about the specifics of the use of improvisation as an instrument of complex formation of creative individuality of the student in the conditions of musical and theatrical activity for the purpose of self-realization in professional activity.

Keywords: individuality, creative individuality, improvisation, stage improvisation, musical theatre.

Введение. Современные реалии развития общества предопределили возникновение новых подходов к содержанию образовательного процесса, к обучению и воспитанию подрастающего поколения. При этом возрастает роль эстетического составляющего, формирования личности средствами искусств. Это касается, в частности, музыкально-театрального искусства, способствующего развитию творческого потенциала личности, индивидуальности, свободы, креативности обучающегося. Способствовать процессу формирования творческой индивидуальности, может реализация определенных дисциплин по программам дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы. С этой целью в общеобразовательной программе отведены часы в рабочем учебном плане на предмет «Музыка», однако в рамках данной учебной дисциплины достичь высокого уровня формирования творческой индивидуальности не представляется возможным ввиду дефицита времени и группового типа данного занятия. Мы полагаем, что эффективности процесса формирования творческой индивидуальности возможно в рамках занятий в микро-группах по дополнительным программам творческой направленности. В данном случае в области музыкально-театральной подготовки, в содержании которой возможно включение разделов, изучением основ импровизационных приемов в области музыкально-театральной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о формировании творческой индивидуальности затрагивался учеными различных областях знания: философии, педагогике, психологии. Обратимся к анализу философского подхода по изучению заявленной проблематики.

Ученые-философы понимают под этим термином «индивидуальность» своеобразие явления или человека, уникальное сочетание в человеке природного и социального [24]. Понятие индивидуальности, по мнению ученого-философа И.И. Резвицкого, возникло в еще древнейшие времена - эпоху разложения родоплеменных отношений, когда индивид начал выделять себя из окружающего природного и социального мира, стал осознавать себя как самостоятельное и неповторимое существо [21].

В психологической науке сложилось несколько подходов к пониманию рассматриваемого явления: С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов определяют индивидуальность как общая характеристика конкретного сочетания различных компонентов - «целостная индивидуальность».

Б.Г. Ананьев, определяет понятие индивидуальность как закрытую систему, уникальное сочетание свойств человека как индивида и личности. Индивидуальность раскрывается [12].

В педагогической науке понятие индивидуальности определено следующими подходами:

Современный педагогический подход к индивидуальности предлагает С.Г. Абрамова. В ее трактовке индивидуальность - это уникальность человека, неразрывно связанная с его активностью и самостоятельным поиском решений [1].

Мы полагаем, что процесс формирования индивидуальности личности успешнее всего будет проявляться в условиях реализации творческой деятельности. Как известно, уникальностью и индивидуальностью отличаются сами продукты творчества. Творчество в широком смысле - создание нового; по отношению к человеческой деятельности творчество понимается как психический акт, выраженный «...в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [4]. В педагогике творчество трактуется как «.деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.