Hemispheric asymmetry and features communication processes in sport psychology
Section 9. Sports Psychology
Moskvina Nina Victorovna, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Ph. D., associate professor of psychology department of RSUPhCSYT
E-mail: [email protected] Moskvin Victor Anatolevich, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Dr.Psych., professor of psychology department of RSUPhCSYT
Hemispheric asymmetry and features communication processes in sport psychology
Abstract: The features of communication processes on an example of students of sports high school (boys and girls aged 17-20 years, n = 120) with different signs of asymmetry of the brain. The features of the communicative functions of the person due to individual hemispheric asymmetry.
Keywords: communication processes, individual differences, hemispheric asymmetry, brain, sports psychology.
Москвина Нина Викторовна, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма доцент кафедры психологии РГУФКСМиТ E-mail: [email protected] Москвин Виктор Анатольевич, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма д.псх. н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ
Межполушарные асимметрии и особенности коммуникативных процессов в спортивной психологии
Аннотация: Исследованы особенности коммуникативных процессов на примере студентов спортивного вуза (юноши и девушки в возрасте 17-20 лет, n = 120) с разными признаками межполушарной асимметрии мозга. Выявлены особенности коммуникативных функций человека, обусловленные индивидуальными межполушарными асимметриями.
Ключевые слова: коммуникативные процессы, индивидуальные различия, межполушарные асимметрии, мозг, спортивная психология.
Введение. В современной науке на стыке дифференциальной психологи и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление как нейропсихологический поход к проблеме индивидуальных различий [4; 5; 7; 8]. Сегодня в спортивной психологии одно из важных мест за-
нимает проблема речевых коммуникаций в спортивной деятельности [1; 2; 6]. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции процессов коммуникации в спорте:
• познавательную (передача тренером спортсменам знаний и умений);
59
Section 9. Sports Psychology
• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);
• регулятивную (воздействие тренера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности);
• социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с помощью похвалы или порицания);
• социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок) [6].
Очевидно, что речевые способности людей различны, имеют индивидуальные особенности, которые могут быть обусловлены и психофизиологическими параметрами. В работе изучен вопрос о возможных связях индивидуальных особенностей коммуникативных функций у лиц с разными вариантами функциональных асимметрии мозга (ФАМ).
В настоящее время индивидуально-психологические особенности праворуких с разными вариантами профилей латеральной организации в определенной степени уже исследованы [4; 5; 7; 8]. Изучена связь вариантов латеральных профилей с рядом психических процессов [4]. Вместе с тем, хотя методика дихотического тестирования широко используется для исследования функциональных асимметрий, до настоящего времени не изучена возможная связь речевых функций с профилями латеральности. Психодиагностические исследования обнаруживают более высокий уровень активности (эргичности) у «левополушарных» индивидов (праворуких), особенно с правым показателем в пробе А. Р. Лу-рия «перекрест рук» [4; 5]. Предположительно, такая корреляция может быть обусловлена преимущественной связью активирующих влияний ретикулярной формации со структурами левого полушария. Е. Д. Хомская свидетельствует о том, что праволатеральные индивиды от природы являются двигательно более активными и обнаруживают более высокую способность к произвольному ускорению такой активности [7]. У леворуких центр речи в большинстве случаев также (как и у праворуких) располагается в левом полушарии. С. Спрингер и Г. Дейч (1983) свидетельствуют о том, что в 70% случаев центр речи у леворуких расположен в левом полушарии.
М. К. Шохор-Троицкая (1998) установила, что афазии у леворуких в 75% случаев и более, также возникают при поражении левого полушария [4].
Для решения проблем связи психофизиологических параметров (в виде индивидуальных особенностей функциональных асимметрий) с коммуникативными процессами человека, нами была поставлена цель: изучить индивидуальные особенности речевых функций у здоровых людей с разными вариантами профилей латеральности.
Методика. В качестве испытуемых выступили студенты спортивного вуза в возрасте 17-20 лет (n = 120), из них 35 юношей и 85 девушек. Исследование индивидуально-психологических особенностей испытуемых проводилось с помощью дихотического теста и следующего набора психометрических опросников: ММР1, методики Ле-онгарда-Шмишека, Краунда-Марлоу, опросника Айзенка и цветового теста Люшера.
В числе методик диагностики межполушарных отношений использовались: показатели пробы «перекрест» рук (ПППР) по А. Р. Лурия [3, 4], которая по данным ЭЭГ отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга (по N. Sakano, 1982) [8].
Для исследования асимметрии слухо-речевого восприятия использовался вариант методики дихотического прослушивания, разработанный нейропсихологами факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Экспериментальный материал методики включает в себя 10 серий (по 4 пары) односложных слов, которые предъявляются стереофонически через изолированные наушники, что обеспечивают раздельное восприятие стимулов правым и левым ухом. Всего за исследование в целом предъявляется 80 слов. Интервалы между словами составляют 0,5 с., а между сериями — 20 с. После прослушивания всех серий левый и правый наушники меняются местами. Каждый испытуемый прослушивает весь набор дважды, поэтому общее количество предъявляемых слов-стимулов составляло 160 (по 80 слов на каждое ухо). Статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни, также был использован факторный анализ.
60
Hemispheric asymmetry and features communication processes in sport psychology
Результаты. При анализе результатов психодиагностического тестирования группы юношей (n = 35) и девушек (n = 85) были разделены на две подгруппы с разными показателями пробы «перекрест рук» (ПППР) — правым и левым. Результаты факторного анализа показали, что в обеих выборках (юношей и девушек) в матрицах наблюдений для параметра «правый перекрест рук» характер объединений получились иными, чем для матриц наблюдений с показателем «левый перекрест рук». Различные объединения показателей по факторам в этих матрицах исследований говорят о различной природе обусловленностей между одними и теми же показателями. Об этом говорит и различный вклад в общую дисперсию факторов для матриц исследования двух выборок (юношей и девушек).
По результатам дихотического тестирования более высокие показатели коэффициента правого уха были отмечены у юношей с правыми ПППР — 29,7 б, у лиц с левыми ПППР этот показатель составил 28,5 б. У девушек была выявлена аналогичная закономерность — 19,3 б. и 6,7 б. соответственно. (Здесь и далее обсуждаются различия с уровнем достоверности р<0,05 и выше.)
Анализ других параметров показал, что у девушек с правыми ПППР отмечаются более высокие значения «экстраверсии» Айзенка по сравнению с левыми ПППР (14,6 б. и 12,4 б. соответственно), а также более низкие значения «эмотивно-сти» (16,3 б. и 18,6 б.), «дистимичности» (6,2 б. и 7,6 б.) и «экзальтированности» (14,8 б. и 18,5 б.) в методике Леонгарда-Шмишека. Юноши с правыми ПППР (по сравнению с левым) также обнаружили более высокие значения «экстраверсии» Айзенка (14,0 б. и 12,2 б.) и «гипертимности» ММР1 (69,4 б. и 66,3 б.), более низкие показатели «нейротизма» Айзенка (9,9 б. и 10,7 б.). У юношей с левыми ПППР отмечены более высокие показатели потребности в одобрении (методика Краунда-Марлоу), «ипохондрии», «депрессии», «истерии» и «психастении» ММР1. При разделе выборки юношей на две подгруппы по ведущему
уху (в моноауральных поведенческих актах) было установлено, что испытуемые с правым ведущим ухом обнаруживают достоверно более низкие показатели «гетерономности» в цветовом тесте, что соответствует психологическим характеристикам автономности, активности, инициативности, независимости.
Эксперимент выявил, что правый показатель в пробе «перекрест рук» коррелирует с более высокими показателями «экстраверсии» и коэффициента правого уха в дихотическом тесте. Это свидетельствует о более выраженной левополушарной локализации двигательного центра речи у лиц с правым показателем в пробе А. Р. Лурия «перекрест рук», что определяет и более высокий уровень коммуникативных возможностей таких индивидов. Указанные особенности могут быть обусловлены более тесными связями ретикулярной формации с левым полушарием, что и определяет преимущественную локализация моторного центра речи в левом полушарии (как у праворуких, так и у леворуких), а также более высокие показатели «экстраверсии» улиц с правым показателем пробы «перекрест рук» и с более высокими значениями «коэффициента правого уха».
Выводы. При проведении дихотического тестирования выявлено, что правый показатель в пробе «перекрест рук» коррелирует с более высокими показателями «экстраверсии» и коэффициента правого уха в дихотическом тесте. Полученные данные показывают, что испытуемые с разными показателями пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» при диагностике коммуникативных процессов обнаруживают достоверные различия по ряду шкал использованных методик. Это позволяет говорить о наличии индивидуальных особенностей коммуникативных функций, связанных с межполушарными асимметриями. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей
[1; 4; 5].
Список литературы:
1. Блеер А. Н. (ред.) Основы психофизиологии экстремальной деятельности. Курс
лекций/А. Н. Блеер - М.: Анита Пресс, 2006. - 380 с.
61
Section 9. Sports Psychology
2. Ильин Е. П. Психология спорта/Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
3. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (3-е изд.)/А. Р. Лурия. - М.: Академический Проект, 2000. - 512 с.
4. Москвин В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека/В. А. Москвин, Н. В. Москвина. - М.: Смысл, 2011. - 368 с.
5. Москвина Н. В. Индивидуальные стили реагирования на факторы стресса/Н. В. Москвина//Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - №4 (19). - С. 20-22.
6. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте/Ю. Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
7. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий/Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. - М.: Изд-во РПА, 1997. - 281 с.
8. Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions/N. Sakano. -Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982. - 122 p.
Moskvin Victor Anatolevich, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Dr.Psych., professor of psychology department of RSUPhCSYT
E-mail: [email protected] Moskvina Nina Victorovna, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Ph. D., associate professor of psychology department of RSUPhCSYT
Psychophysiology and features volitional regulation sport university students
Abstract: The features of volitional functions in 100 students of sports high school at the age of 18 to 25 years. The methods used are: R. Cattell Personality Inventory, a questionnaire diagnosis of volitional personality traits — VPT (Chumakov, M. V.), an indicator of stability and choice of color stimuli and «Map of lateral signs». The data revealed the presence of a strong-willed individual characteristics of the regulation of a person related to the peculiarities of functional asymmetries.
Keywords: functional asymmetry, brain, the individual differences, strong-willed regulation, sports psychology
Москвин Виктор Анатольевич, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма д.псх. н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ
E-mail: [email protected] Москвина Нина Викторовна Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма доцент кафедры психологии РГУФКСМиТ
Психофизиология и особенности волевой регуляции у студентов спортивного вуза
Аннотация: Исследованы особенности волевых функций у 100 студентов спортивного вуза в возрасте от 18 до 25 лет. Использовались методики: личностный опросник Р. Кеттелла,
62