Section 6. Psychology
Moskvin Victor Anatolyevich, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Dr. Psych., professor of psychology department E-mail: [email protected] Moskvina Nina Victorovna, Ph. D., associate professor of psychology department Shumova Natalya Sergeyvna, Ph. D., associate professor of psychology department Kovalevski Andrey Grigoryevich, postgraduate student of psychology department
Tendency to risk and impulsiveness at students of sports university
Abstract: Investigated the propensity to risk, and impulsivity in example sports University students (aged 17-18 years, n = 80) with different signs of asymmetry of the regulatory unit of the brain. To assess the propensity to risk questionnaire applied A. Shmelev, and to assess the impulsiveness questionnaire V. Losenkov. Set the individual characteristics of the inclination to impulsiveness students caused from asymmetries of the brain. Keywords: individual differences, asymmetry, risk aversion, impulsiveness.
Москвин Виктор Анатольевич, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, д. псх. н., профессор кафедры психологии E-mail: [email protected] Москвина Нина Викторовна, к. псх. н., доцент кафедры психологии Шумова Наталия Сергеевна, к. псх. н., доцент кафедры психологии Ковалевский Андрей Григорьевич, аспирант кафедры психологии
Склонность к риску и импульсивность у студентов спортивного университета
Аннотация: Исследованы склонность к риску и импульсивность на примере студентов спортивного вуза (в возрасте 17-18 лет, n = 80) с разными признаками асимметрии регулятивного блока мозга. Для оценки склонности к риску применялся опросник А. Г. Шмелева, а для оценки импульсивности — опросник В. А. Ло-сенкова. Установлены индивидуальные особенности склонности к импульсивности у студентов, обусловленные межполушарными асимметриями.
Ключевые слова: индивидуальные различия, асимметрия, склонность к риску, импульсивность.
Введение. В современной спортивной психологии одно из важных мест занимает проблема волевой регуляции, склонности к риску и импульсивному поведению [3-7]. Произвольная регуляция имеет индивидуальные особенности, которые могут быть обусловлены и психофизиологическими параметрами. В работе изучен вопрос о связях индивидуальных особенностей склонности к риску и импульсивности у лиц с разными вариантами функциональных асимметрии мозга (ФАМ).
Сегодня в современной науке на стыке дифференциальной психофизиологи и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление как нейропсихо-
логический поход к проблеме индивидуальных различий [3-6]. Проблема связи показателей функциональной асимметрии с индивидуально-психологическими характеристиками человека представляет большой интерес и для решения ряда проблем спортивной психологии. В настоящее время исследована проблема леворукости в спорте высших достижений [4]. Исследованы индивидуальные особенности волевой регуляции на примере студентов спортивного вуза [5-7]. Н. В. Москвина выявила закономерную связь между когнитивными стилями («полезависимость-поленезависимость») и латеральными профилями испытуемых, установлено,
82
Tendency to risk and impulsiveness at students of sports university
что лица с доминирующим левым полушарием являются более поленезависимыми [8].
Для решения проблемы исследования связи психофизиологических параметров (индивидуальных особенностей функциональных асимметрий) с регулятивными процессами человека (в виде индивидуальных особенностей склонности к риску и импульсивности), нами была поставлена цель: изучить индивидуальные особенности этих функций у здоровых испытуемых с разными вариантами асимметрий.
Методы и организация исследования. В эксперименте приняли участие 80 студентов 2 курса РГУФКСМиТ в возрасте 17-18 лет, из них 44 юношей и 36 девушки. По спортивному мастерству в выборке было 1 мсмк, 3 мс, 10 кмс, 66 человек имели 1 разряд.
Исследование индивидуально-психологических особенностей испытуемых проводилось с помощью следующих тестов: опросника А. Г. Шмелева (направленного на оценку склонность к риску) и опросника В. А. Лосенкова, направленного на оценку импульсивности. Опросник А. Г. Шмелева содержит 50 вопросов, из них 10 относятся к шкале «искренности» (или шкале «лжи»), таким образом, на оценку склонности к риску направлено 40 вопросов, на которые испытуемому необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ. Цель опросника — получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Тестопросник В. А. Лосенкова состоит из 20 вопросов, к каждому из которых дается четырехбальная шкала ответов, Импульсивность рассматривается автором как черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости.
В числе методик диагностики межполушарных отношений использовались: показатели пациального доминирования по А. Р. Лурия [2], в т. ч. показатель пробы «перекрест» рук (ПППР), который по данным ЭЭГ отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга и имеет отношение к третьему блоку мозга, осуществляющему функции планирования, контроля и регуляции деятельности [3-6; 9]. Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение. При анализе результатов психодиагностического тестирования выборка студентов спортивного вуза (n = 80) были разделены на две подгруппы с разными показателями пробы «перекрест рук» (ПППР) — правыми (n = 33) и левыми (n = 47).
Анализ параметров показал, что достоверных различий по обеим шкалами опросника А. Г. Шмелева в подгруппах с правыми и левыми ПППР выявлено не было. В то же самое время, отмечаются более высокие значения «импульсивности» в подгруппе с левыми ПППР по сравнению с правыми (49,38 и 46,97 б. соответственно, р < 0,05) в опроснике В. А. Лосенкова.
Когнитивные стили «рефлексивность-импульсивность» были выделены Дж. Каганом при изучении интеллектуальной деятельности, когда в условиях неопределенности нужно было принять решение и требовалось осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив.
Импульсивные люди хотят добиваться быстрого успеха, отчего склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания, поэтому часто оказываются неверными. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Импульсивные хуже, чем рефлексивные, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов. Рефлексивные более поленезависимы, чем импульсивные. У них выше устойчивость внимания. Импульсивные обладают меньшим самоконтролем, низкой концентрацией внимания, но большим его объемом [4-6]. Под готовностью к риску можно понимать потенциал субъекта, проявляющийся в стремлении действовать в ситуациях неопределенности, и он успешно реализуется тогда, когда есть возможность снизить эту неопределенность с помощью когнитивных и личностных усилий. Под импульсивностью понимаются действия и решения, принятые по первому побуждению, без предварительного анализа ситуации (такие решения также можно назвать эмоциональными). Если рассматривать такое личностное свойство, как склонность к риску, то под ним можно понимать также стремление человека выбирать ситуации риска, опасности и неопределенности и получать от этого новые и более сильные впечатления (связанные с выбросом адреналина).
Имеется анализ корреляции между понятиями «рациональность» и «импульсивность». Тенденция высоких показателей по рациональности и низких по импульсивности, и наоборот, была выявлена Т. В. Корниловой и А. А. Долныковой как на студенческой выборке, так и на выборке преподавателей [1].
Многие виды спорта связаны с постоянной готовностью к риску. Если рассматривать данное понятие более широко, то оно может отражать общую установку действовать по отношению к различным неопределенным, рискованным ситуациям. Наличие готовности разрешать проблемные ситуации в первую очередь говорит о личностной и социальной зрелости. Полученные данные не выявили различий между двумя группами студентов по шкале «склонности к риску». Это позволяет предполагать, что данная характеристика является в большей степени социально воспитуемым и приобретаемым в процессе социализации личности качеством.
Выводы. По данным тестирования выявлено, что у студентов спортивного вуза правый показатель в пробе «перекрест рук» коррелирует с более низкими показателями «импульсивности», испытуемые с разными показателями пробы «перекрест рук» обнаруживают достоверные различия по шкале «импульсивность». Это позволяет говорить о наличии индивидуальных различий в особенностях регулятивных функций и показателей импульсивности, связанных с межполушарными асимметриями человека. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей [3-9].
83
Section 6. Psychology
Список литературы:
1. Корнилова Т. В. Диагностика импульсивности и склонности к риску./Т. В. Корнилова, А. А. Долныкова//Вестник Моск. Ун-та. - Серия 14. - Психология. - 1995. - № 3. - С. 46-56.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с.
3. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 288 с.
4. Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011. - 368 с.
5. Москвин В. А., Москвина Н. В. Психофизиология индивидуальных различий в спорте. - М.: РГУФКСМиТ, 2013. - 128 с.
6. Москвин В. А., Москвина Н. В., Шумова Н. С. Индивидуальные различия в спортивной психологии. - М.: РГУФКСМиТ, 2015. - 134 с.
7. Москвина Н. В. Индивидуальные особенности волевой регуляции (на примере студентов спортивного вуза).//Спор-тивный психолог. - 2010. - № 3 (21). - С. 44-49.
8. Москвина Н. В. Индивидуальные особенности когнитивных стилей в поведении человека.//Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 2 (21). - С. 20-22.
9. Moskvin VA., Moskvina N. V Psychophysiology and features volitional regulation sport university students.//European Journal of Education and Applied Psychology. - 2015. - № 3. - P. 62-65.
Moskvin Victor Anatolyevich, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Dr. Psych., professor of psychology department of RSUPhCSYT
E-mail: [email protected] Moskvina Nina Victorovna, Ph. D., associate professor of psychology department Shumova Natalya Sergeyvna, Ph. D., associate professor of psychology department Kovalevski Andrey Grigoryevich, postgraduate student of psychology department
Control over the actions in sports psychology
Abstract: The features of monitoring the operation of the example sports university students (boys and girls 16-17 years old, n = 78) with different signs ofbrain asymmetry in the regulatory unit of A. Luria. For the diagnosis of strong-willed regulation used “Scale control action" of Kuhl J. Identified the individual characteristics of the control of the action due to brain asymmetry.
Keywords: sport, asymmetry, individual differences, control of action.
Москвин Виктор Анатольевич, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, д. псх. н., профессор кафедры психологии E-mail: [email protected] Москвина Нина Викторовна, к. псх. н., доцент кафедры психологии Шумова Наталия Сергеевна, к. псх. н., доцент кафедры психологии Ковалевский Андрей Григорьевич, аспирант кафедры психологии РГУФКСМиТ
Контроль за действием в спортивной психологии
Аннотация: Изучены особенности контроля за действием на примере студентов спортивного университета (юноши и девушки 16-17 лет, n = 78) с разными признаками асимметрии регулятивного блока мозга по
84