ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF DIFFERENT APPROACHES TO SPEED-STRENGTH TRAINING YOUNG ATHLETES-SPRINTERS
D.L. Mironov, V.N. Egorov, E.M. Popov
Studied the problem of speed-strength training of young athletes specializing in sprint running. The methodology developed power and speed-power training of young sprinters on the basis of priority of use of means of hopping training. Experimentally proven, that surround your work at the initial stage of training of the athlete-the Sprinter is a fairly effective means of increasing his speed and speed-power capabilities.
Key words: speed-power training, young athletes, the initial stage of training of
Sprinter.
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironovamail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Egorov Wamail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Popov Eduard Mihaylovich, associate professor, fvistguamail. ru, Russia, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796:378.14
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА
В.А. Москвин, К.В. Москвина
Изучены различия в особенностях восприятия времени менеджерами спорта с учетом индивидуальных асимметрий. Исследовано 32 праворуких менеджера в возрасте 25-35 лет, образование высшее (n=30). Проведена диагностика асимметрий с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук». Изучены особенности психологического времени с помощью методики «Временной семантический дифференциал» Е.И. Головахи и А.А. Кроника. У менеджеров с доминированием левых лобных отделов выявлены индивидуальные особенности психологического времени в виде достоверного повышения показателей по шкале «напряженность».
Ключевые слова: спортивная психология, психологическое время, асимметрия, менеджмент, индивидуальные различия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-06-50146-а(ф): «Комплексное исследование индивидуальных особенностей регуляторных процессов человека в норме и патологии (онтогенетические и психофизиологические аспекты)»
В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на
достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли и организациями межотраслевых комплексов предприятий.
В связи с этим большое значение приобретают индивидуально-психологические характеристика самого менеджера. В качестве последних в психологии могут рассматривать такие характеристики как «временная перцепция», «временная перспектива», «целеобразование», «полезависимость-поленезависимость», «антиципация» и др. [4-8]. Временная перспектива очерчивает ту область отражения человеком мира, которая связана с восприятием, осознанием времени как пространства развития и самореализации. Временная перспектива - это, прежде всего, будущая возможность реализации или «нереализации» человеком своих замыслов.
Данные психологические характеристики могут рассматриваться также с учетом особенностей функциональных асимметрий и индивидуальных профилей латеральности. В последние годы в психологии был выполнен целый ряд работ, направленный на поиск связи признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуальными характеристиками [4-8]. Одним из направлений в изучении индивидуальных когнитивных стилей является изучение связи полезависимости-поленезависимости индивидов типами межполушарной асимметрии мозга. Накопление правосторонних признаков латеральности (т.е. относительное доминирование левополушарных структур мозга) -предпосылка проявления поленезависимого когнитивного стиля [4] .
Методы. Проведенное нами исследование направлено на выявление различий в особенностях восприятия времени менеджерами с учетом индивидуальных функциональных асимметрий. Экспериментальная группа была представлена праворукими мужчинами-менеджерами среднего звена системы управления в возрасте 25-35 лет, образование высшее (n=32). Исследование индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии менеджеров проводилось с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук» [3], которые отражают доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга [4]. По показателю пробы «перекрест рук» (ПППР) выборка была разделена на две подгруппы: испытуемые с правым показателем (ППППР) - 16 чел. и с левым показателем (ЛПППР) - 16 чел.
Особенности переживания времени изучались с помощью методики «Временной семантический дифференциал» Е.И. Головахи и А.А. Кроника [1]. Переживание времени рассматривается ими как трехфакторная структура - «континуальность-дискретность времени»,
«напряженность времени», «эмоциональное отношение к диапазону времени». Авторы считают, что указанные факторы являются основными координатами пространства переживаний времени, специфическими базисными свойствами психологического времени личности.
Процедура исследования заключалась в следующем: каждому испытуемому предлагалось оценить свое переживание времени в настоящий период жизни по 10 шкалам, которые объединяются в три фактора: «континуальность-дискретность времени», фактор «напряженности времени» и фактор «эмоционального отношения к диапазону времени» [1]. Для статистической обработки использовалась программа STADIA.
Результаты исследования. По данным методики «Временной семантический дифференциал» (с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук», которая отражает доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга), достоверные различия были обнаружены только по фактору «напряженность времени», значения по которому в группе менеджеров с правыми ПППР составили 19,4 б., что было больше, чем в группе менеджеров с левыми ПППР - 14,5 б. (p<0,001).
Обсуждение. Восприятие времени и временная перспектива тесно связаны с целеобразованием. По А.Н. Леонтьеву цели отводиться системообразующая роль в построении деятельности: «целеобразование выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятельности субъекта», целеполагание (целеобразование) - «субъективное выделение цели, т. е. осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность» [2]. По О.К. Тихомирову в основе образования цели лежит отражение развития предметного содержания деятельности. Возникновение целей тесно связано с функционированием таких механизмов, как оценка возможностей, так и перспектив преобразования данной ситуации [7].
В восприятии времени менеджерами важную роль играет также понятие «антиципация» (умение предвидеть, предвосхищать ход развития событий). Антиципационные процессы выступают в роли ведущего звена механизма психической регуляции поведения в деятельности. Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и прогнозирование поведения в деятельности, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и коммуникационные акты. Антиципация пронизывает все уровни отражения действительности. Уровень развития антиципации свидетельствует об уровне развития психики менеджера в целом.
Индивидуальные стилевые особенности деятельности и познания являются не менее существенными, чем характеристики ее результативности. Полезависимость-поленезависимость обнаруживают всепроникающий характер влияния на деятельность и поведение личности. Поленезависимость отрицательно связана со шкалой эмоциональности и
положительно - со шкалой социальной эргичности и социальной пластичности. Полезависимость-поленезависимость выводит на универсальную дихотомию «ориентация на других людей - ориентация на дело» [4].
Результаты согласуются с данными, в которых были обнаружены более высокие показатели выполнения интеллектуальных проб (матриц Равена и фактора «В» опросника Кеттела). Это объясняется наличием более высокого уровня динамических характеристик мыслительной деятельности у испытуемых-мужчин, имеющих правый показатель пробы «перекрест рук» [4]. Авторы делают вывод, что мужчины с правым показателем в пробе «перекрест рук» (что отражает доминирование левой лобной доли) более рациональны, автономны и независимы, а также, более устойчивы в выбранных программах поведения. Для индивидов с левым показателем пробы «перекрест рук» характерны более низкие показатели по ряду шкал, что свидетельствует о большей эмоциональности, эгоцентричности, полезависимости, подверженности стрессам и меньшей устойчивости выбранных программ поведения.
Результаты исследования также позволяют говорить о более высоких показателях развития вербального интеллекта, эмоциональной устойчивости, доминантности и самоконтроля, поленезависимости, способности к прогнозированию (антиципации), общей интернальности и способности к самоорганизации [4-6].
Наши данные согласуются с вышеизложенными и свидетельствуют о том, что менеджеры с преимущественным доминированием левого полушария склонны воспринимать и оценивать время как более напряженное (по сравнению с менеджерами с доминированием правых лобных отделов), что позволяет также предполагать у них и более высокие уровни самоорганизации, самоконтроля и антиципации, которые являются необходимыми профессионально важными качествами менеджеров, в том числе, и менеджеров спорта.
Данное исследование можно рассматривать как пилотажное, полученные результаты нуждается в более углубленном экспериментальном изучении.
Выводы. Результаты проделанной работы могут быть использованы при дифференциальной диагностике, а также в целях профотбора и профориентации в спортивном менеджменте.
Список литературы
1. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка. 1984. 207 с.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
511 с.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ,1973. 374 с.
4. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011. 368 с.
5. Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуальных различий в спорте. М.: Изд-во НИИ спорта РГУФКСМиТ, 2013. 128 с.
6. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ. 1984.
272 с.
7. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Psychophysiology and features volitional regulation sport university students. // European Journal of Education and Applied Psychology. 2015. № 3. P. 62-65.
8. Moskvin V.A., Moskvina N.V. The problem of strong-willed regulation of athletes in the course of preparation of sports psychologists // Education & Science - 2016: materials of the International scientific-practical conference for the workers of science and education. Part 3. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. Р. 9-12.
Москвин Виктор Анатольевич, д-р психол. наук, проф., J7()()()J8vamai/.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Москвина Карина Викторовна, соискатель, J7()()()J8vamai/.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК)
PERCEPTION OF TIME IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY OF SPORTS MANAGERS
V.A. Moskvin, K. V. Moskvina
The differences in the features of time perception managers tailored to individual asymmetries. Studied 32 right-handed managers aged 25 to 35 years, higher education (n = 32). Individual features of asymmetry carried out taking into account the parameters of the sample A. Luria «crossing of hands». Features of psychological time were studied using the technique «Time semantic differential» by Golovakha and Kronik. Managers with the dominance of the left frontal areas of the identified individual characteristics of psychological time as a significant increase in performance on a scale of «tension».
Key words: sport psychology, psychological time, asymmetry, management of sport, individual differences
Moskvin Victor Anatolievich, doctor of psychology Sciences, professor, J7()()()J8v a mai/.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,
Moskvina Karina Victorovna, postgraduate student, J7()()()J8vamai/.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism