УДК 159.9
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Радзицкая Я.И., Благовисная Ю.В.
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье приводятся результаты проведенного исследования, направленного на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.
Ключевые слова: межличностные отношения, обучающиеся, сплоченность, коллектив.
Система высшего образования в Республике Казахстан претерпевает трансформацию и адаптируется к новым условиям современной реальности, в которой присутствует отражение событий последних двух лет относительно эпидемиологической обстановки. Наряду с системой среднего профессионального образования в этих условиях продолжается процесс воплощения идеи целостности, единства личностного и профессионального развития системы и высшего образования, где процесс приобретения профессиональных компетенций лег в основу формирования будущего специалиста. В стандарт выпускной модели включены такие интегральные личностные качества как эмоциональная и поведенческая гибкость. В этих условиях актуальным становится процесс изучения межличностных отношений в студенческом возрасте. Следует учитывать тот факт, что в период студенчества происходит формирование системы взаимоотношений между обучающимися вузов, колледжей и т.д. и окружающими, которые так или иначе в разной степени влияют на становление и развитие их индивидуальности и стиля поведения, что в свою очередь способствует становлению, утверждению и приобретению учащейся молодежи своего места в обществе.
Важное значение для воспитания подрастающего поколения в процессе формирования межличностных отношений и разрешения межличностных конфликтов, присущих студенческим группам имеет уровень развития коммуникативной компетентности, толерантность, навыки социального взаимодействия и создания благоприятной среды.
Неспособность студенческой молодежи, будущих специалистов правильно выстраивать отношения в коллективе, взаимодействовать друг с другом и эффективно сотрудничать определяет важность изучения и дальнейшее формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.
С этой целью среди студентов гуманитарно-педагогического факультета университета имени Абая Мырзахметова было проведено исследование по изучению и формированию межличностных отношений среди студентов.
Исследование включало три этапа, на каждом этапе решались поставленные задачи и применялись различные методы исследования. Особенности межличностных отношений студентов изучались с помощью социометрии. В исследовании приняли участие 25 человек 2 курса.
Результаты социометрии определили 3 лидера в группе. Сама по себе группа является достаточно разобщенной, но при этом между отдельными структурами группы связь присутствует. При этом в неформальных отношениях так или иначе наблюдается более высокий уровень взаимодействия и сплоченности.
Метод социометрии
■ 1 категория ■ 2 категория ■ 3 категория ■ 4 категория ■ 5 категория
Рис. 1. Результаты диагностики межличностных и межгрупповых отношений
Согласно результатам социометрии, респонденты относят к первой категории лидеров группы. Ко второй категории респонденты отнесли более значимых представителей учащейся группы. К третьей группе - относятся предпочитаемые члены группы, т.е. та часть группы которая общается и с лидерами, и с теми, кого группа отвергает. К четвертой категории - относят пренебрегаемых, в пятую группу вошли - отвергаемые, то есть те, с которыми группа не взаимодействует практически. Общая картина в группе: наблюдается низкий уровень сплоченности, об этом говорит то что студенты разобщены, имеются отдельные лидеры, которые подавляют личности остальных. Коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данной группы, так и на окружающих.
Таким образом, проанализировав результаты диагностик, было принято решение создать коррекционную программу, которая будет включать комплекс занятий для улучшения межличностных отношений студентов в группе.
В связи с этим, авторами была разработана и апробирована программа, направленная на повышение мотивации к общению и взаимодействию в группе. Программа включает в себя ряд тренингов на сплочение, коллективные творческие занятия и многое другое.
После проведенной нами работы по реализации программы, был сформирован контрольный этап эксперимента. На этапе контрольной диагностики для повторного исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
35 30 25 20 15 10 5 0
Сравнительный анализ социометрии
-32 32
28
24
I4
Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 Категория 5 ■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики межличностных и межгрупповых
отношений
8
Результат повторной диагностики показал, что число лидеров группы повысилось, число обучающихся которые более значимы для других повысилось на 4%, процент предпочитаемых членов группы также повысился на 4%, процент пренебрегаемых и отвергаемых снизился.
Таким образом, низкий уровень сплоченности группы сменился на более высокий. Студенты стали более внимательными друг к другу, появились новые лидеры, коллективные дела проводятся совместно. Лидеры оказывают значительное влияние, как на учащихся данной группы, так и на окружающих.
Библиографический список
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1983. -
144с.
2. Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. - 544с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1997. - 365с.
4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 152с.
5. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Методы психологической диагностики / Л.Н. Собчик. Вып. 3. - М., 1990.
Радзицкая Ядвига Изидоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).
Благовисная Юлия Викторовна, магистрант образовательной программы 7М01101 «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).
e-mail: ivanchenko-v@mail.ru
Дата поступления статьи: 25.02.2022
© Радзицкая Я.И., Благовисная Ю.В., 2022