Научная статья на тему 'МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ'

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СПЛОЧЕННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радзицкая Ядвига Изидоровна, Благовисная Юлия Викторовна

В статье приводятся результаты проведенного исследования, направленного на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Радзицкая Ядвига Изидоровна, Благовисная Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

УДК 159.9

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Радзицкая Я.И., Благовисная Ю.В.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье приводятся результаты проведенного исследования, направленного на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.

Ключевые слова: межличностные отношения, обучающиеся, сплоченность, коллектив.

Система высшего образования в Республике Казахстан претерпевает трансформацию и адаптируется к новым условиям современной реальности, в которой присутствует отражение событий последних двух лет относительно эпидемиологической обстановки. Наряду с системой среднего профессионального образования в этих условиях продолжается процесс воплощения идеи целостности, единства личностного и профессионального развития системы и высшего образования, где процесс приобретения профессиональных компетенций лег в основу формирования будущего специалиста. В стандарт выпускной модели включены такие интегральные личностные качества как эмоциональная и поведенческая гибкость. В этих условиях актуальным становится процесс изучения межличностных отношений в студенческом возрасте. Следует учитывать тот факт, что в период студенчества происходит формирование системы взаимоотношений между обучающимися вузов, колледжей и т.д. и окружающими, которые так или иначе в разной степени влияют на становление и развитие их индивидуальности и стиля поведения, что в свою очередь способствует становлению, утверждению и приобретению учащейся молодежи своего места в обществе.

Важное значение для воспитания подрастающего поколения в процессе формирования межличностных отношений и разрешения межличностных конфликтов, присущих студенческим группам имеет уровень развития коммуникативной компетентности, толерантность, навыки социального взаимодействия и создания благоприятной среды.

Неспособность студенческой молодежи, будущих специалистов правильно выстраивать отношения в коллективе, взаимодействовать друг с другом и эффективно сотрудничать определяет важность изучения и дальнейшее формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.

С этой целью среди студентов гуманитарно-педагогического факультета университета имени Абая Мырзахметова было проведено исследование по изучению и формированию межличностных отношений среди студентов.

Исследование включало три этапа, на каждом этапе решались поставленные задачи и применялись различные методы исследования. Особенности межличностных отношений студентов изучались с помощью социометрии. В исследовании приняли участие 25 человек 2 курса.

Результаты социометрии определили 3 лидера в группе. Сама по себе группа является достаточно разобщенной, но при этом между отдельными структурами группы связь присутствует. При этом в неформальных отношениях так или иначе наблюдается более высокий уровень взаимодействия и сплоченности.

Метод социометрии

■ 1 категория ■ 2 категория ■ 3 категория ■ 4 категория ■ 5 категория

Рис. 1. Результаты диагностики межличностных и межгрупповых отношений

Согласно результатам социометрии, респонденты относят к первой категории лидеров группы. Ко второй категории респонденты отнесли более значимых представителей учащейся группы. К третьей группе - относятся предпочитаемые члены группы, т.е. та часть группы которая общается и с лидерами, и с теми, кого группа отвергает. К четвертой категории - относят пренебрегаемых, в пятую группу вошли - отвергаемые, то есть те, с которыми группа не взаимодействует практически. Общая картина в группе: наблюдается низкий уровень сплоченности, об этом говорит то что студенты разобщены, имеются отдельные лидеры, которые подавляют личности остальных. Коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данной группы, так и на окружающих.

Таким образом, проанализировав результаты диагностик, было принято решение создать коррекционную программу, которая будет включать комплекс занятий для улучшения межличностных отношений студентов в группе.

В связи с этим, авторами была разработана и апробирована программа, направленная на повышение мотивации к общению и взаимодействию в группе. Программа включает в себя ряд тренингов на сплочение, коллективные творческие занятия и многое другое.

После проведенной нами работы по реализации программы, был сформирован контрольный этап эксперимента. На этапе контрольной диагностики для повторного исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

35 30 25 20 15 10 5 0

Сравнительный анализ социометрии

-32 32

28

24

I4

Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 Категория 5 ■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики межличностных и межгрупповых

отношений

8

Результат повторной диагностики показал, что число лидеров группы повысилось, число обучающихся которые более значимы для других повысилось на 4%, процент предпочитаемых членов группы также повысился на 4%, процент пренебрегаемых и отвергаемых снизился.

Таким образом, низкий уровень сплоченности группы сменился на более высокий. Студенты стали более внимательными друг к другу, появились новые лидеры, коллективные дела проводятся совместно. Лидеры оказывают значительное влияние, как на учащихся данной группы, так и на окружающих.

Библиографический список

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1983. -

144с.

2. Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. - 544с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1997. - 365с.

4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 152с.

5. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Методы психологической диагностики / Л.Н. Собчик. Вып. 3. - М., 1990.

Радзицкая Ядвига Изидоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

Благовисная Юлия Викторовна, магистрант образовательной программы 7М01101 «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: ivanchenko-v@mail.ru

Дата поступления статьи: 25.02.2022

© Радзицкая Я.И., Благовисная Ю.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.