Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование структуры способности личного влияния'

Экспериментальное исследование структуры способности личного влияния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Во Тхи Тхюи Ха

The article considers the structure of personal influence. There has been held an experiment, the purpose of which was confirmation of the hypothesis concerning the relationship of cause and effect between personal influence and its potential qualities. The experimental hypothesis, on the basis of which correctness of the structure of personal influence is proved, is confirmed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experimental research of the structure of personal influence

The article considers the structure of personal influence. There has been held an experiment, the purpose of which was confirmation of the hypothesis concerning the relationship of cause and effect between personal influence and its potential qualities. The experimental hypothesis, on the basis of which correctness of the structure of personal influence is proved, is confirmed.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование структуры способности личного влияния»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОГО ВЛИЯНИЯ

Во Тхи Тхюи Ха

Vo Tkhi Tkhuy Kha. The experimental research of the structure of personal influence. The article considers the structure of personal influence. There has been held an experiment, the purpose of which was confirmation of the hypothesis concerning the relationship of cause and effect between personal influence and its potential qualities. The experimental hypothesis, on the basis of which correctness of the structure of personal influence is proved, is confirmed.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе особую актуальность приобретает проблема психодиагностики и развития способности личного влияния у специалистов группы профессий «человек-человек» (педагоги, психологи,

юристы ит. д.). Именно личное влияние обеспечивает эффективность их профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд исследований, посвященных отдельным проблемам, связанным с личным влиянием, данный феномен еще не получил должного внимания исследователей. До сих пор было единственное исследование, посвященное социально-психологическому потенциалу личного влияния и проведенное В.М. Погольшей [1].

Под личным влиянием понимается «способность одного человека воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер» [2].

Теоретическое исследование позволяет интерпретировать данное понятие как актуальную способность, которая развивается на основе трех взаимосвязанных компонентов потенциальных личностных качеств.

1. Мотивационный компонент: мотивы самоактуализации, помощи и аффилиации.

2. Когнитивный компонент: эго-компетентность и способность распознавать динамику межличностных ситуаций.

3. Поведенческий компонент: способность к самопрезентации (спонтанность и контактность).

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

Цель исследования: изучение структуры личного влияния личности. Гипотеза: суще-

ствует причинно-следственная связь между личным влиянием и его компонентами потенциальных личностных качеств. База исследования: эксперимент был проведен нами с октября 2005 г. по октябрь 2006 г. на базе двух вузов города Воронежа. В эксперименте приняли участие 107 человек, в том числе 81 студент-психолог ВГПУ (экспериментальная группа) и 26 студентов-психологов ВЭПИ (контрольная группа).

Психодиагностический комплекс: 1) методика диагностики межличностных отношений (ДМО) - адаптированный вариант Л. Собчика на основе теста Лири; 2) субтест № 4 «Истории с дополнением» методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена; 3) самоактуализационный

тест (CAT) - адаптация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной; 4) социометрия Дж. Морено.

Эксперимент включал в себя три этапа.

1. Констатирующий этап. Определение начальной степени развития личного влияния и его компонентов потенциальных качеств в экспериментальной и контрольной группах.

2. Формирующий этап. Проведение специализированного тренинга.

Тренинговая программа включает в себя введение и три модуля. Каждый модуль содержит вводную, теоретическую и тренинговую части. Общая продолжительность программы - 24 академические часа (12 семинарных занятий).

• Введение. Феномен «личное влияние» и его значение в современном обществе.

• Первый модуль. «Эго-компетент-

ность - личностная сила и потенциал притягательности». Цель: формирование мотива самоактуализации и эго-компетентности. Темы занятий: 1) самопознание, 2) принятие себя, 3) уверенность в себе.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа до и после эксперимента

Пара переменных До После

г Р < г Р <

Мотив самоактуализации и Л. В. 0,22 0,05 0,29 0,01

Мотив помощи и Л. В. 0,25 0,05 0,31 0,01

Мотив аффилиации и Л. В. 0,23 0,05 0,25 0,05

Эго-компетентность и Л. В. 0,21 0,05 0,34 0,01

Способность распознавать межличностные ситуации и Л. В. 0,37 0,01 0,30 0,01

Спонтанность и Л. В. 0,48 0,01 0,51 0,01

Контактность и Л. В. 0,39 0,01 0,57 0,01

Второй модуль. «Способность распознавать динамику межличностных ситуаций -неотъемлемое качество духовного лидера». Цель: формирование мотивов помощи и аф-филиации, на основе которых развивается данная способность. Темы занятий: 1) умение активного слушания и проницательность, 2) умение предсказания поведения, реакций и развития событий;

• Третий модуль. «Самопрезентация

психолога - источник его харизматичности». Цель: отработка навыков самопрезентации, уверенного поведения и общения. Темы занятий: 1) свобода тела, 2) мастерство речи, 3) заражение и пробуждение импульса к подражанию.

3. Оценочный этап.

- В экспериментальной группе: проведение повторного тестирования степени развития личного влияния и его потенциальных качеств; в контрольной группе: проведение повторного тестирования степени развития личного влияния.

- Проведение обработки данных и обсуждение результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

1) Корреляционный анализ:

В таблице 1 приведены результаты корреляционного анализа (по коэффициенту ранговой корреляций г Спирмена) личного влияния (Л. В.) (по шкале «индекс Лидерства» методики ДМО) и каждого из потенциальных качеств до и после эксперимента.

Результаты корреляционного анализа показали, что и до и после эксперимента наблюдаются достоверные взаимосвязи между личным влиянием и его потенциальными качествами.

Это свидетельствует об устойчивости этих взаимосвязей.

2) Сравнительный анализ степеней развития личного влияния и его потенциальных качеств до и после эксперимента:

В экспериментальной группе произошли значительные изменения потенциальных личностных качеств личного влияния испытуемых. Выявлено значительное увеличение оценок мотива самоактуализации (критерий Стюдента t = 3,1, р < 0,01), мотива помощи ^ = 4,16, р < 0,01), эго-компетентности ^ = 4,5, р < 0,01), способности понимать логику межличностных ситуаций ^ = 5,42, р < 0,01), контактности ( = 6,48, р < 0,01). Изменение уровня спонтанности не получило экспериментального подтверждения ( = 1,25, р > 0,05). В условиях активно психологического обучения произошло лишь улучшение уровня спонтанности личности, а не было ее заметного развития. Наблюдается значимый рост уровня личного влияния после эксперимента ( = 4,86, р < 0,01) в экспериментальной группе. Эмпирические данные повторного тестирования в контрольной группе выявили снижение уровня личного влияния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в целом подтвердилась экспериментальная гипотеза о том, что существует причинно-следственная связь личного влияния и его потенциальных качеств.

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

2. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

Поступила в редакцию 16.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.