Научная статья на тему 'МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1962
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никишина Лилия Александровна

В статье рассматривается понятие межличностных отношений, затрагивается проблема межличностного взаимодействия подростков. Насколько в современном мире, да и не только важны межличностные отношения, как они формируют личность.The article discusses the concept of interpersonal relationships, touches on the problem of interpersonal interaction of adolescents. How important are interpersonal relationships in the modern world, and not only how they form a personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Психологические науки

Никишина Лилия Александровна, магистрант, кафедра общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В статье рассматривается понятие межличностных

отношений, затрагивается проблема межличностного взаимодействия

подростков. Насколько в современном мире, да и не только важны межличностные отношения, как они формируют личность.

Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, межличностные

отношения, межличностное взаимодействие, адаптация, социализация, межличностное общение.

Annotation: The article discusses the concept of interpersonal relationships, touches on the problem of interpersonal interaction of adolescents. How important are interpersonal relationships in the modern world, and not only how they form a personality.

Keywords: teenager, adolescence, interpersonal relationships, interpersonal interaction, adaptation, socialization, interpersonal communication.

В современном мире проблема межличностного взаимодействия подростков играет важную роль организации жизнедеятельности индивидов и групп, в процессе социализации, обеспечении благоприятного климата, совместимости и стабильности коллективов. От характера, особенностей, успешности межличностного взаимодействия зависит самочувствие, психическое здоровье, продуктивность учебной и профессиональной деятельности, степень самореализации подростков.

Межличностные отношения - переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Это также система установок, взглядов, стереотипов, через которую подростки оценивают друг друга и воспринимают. Вообще межличностное взаимодействие — это прежде всего общение. В общении реализуются социальные отношения людей. Когда мы сравниваем сам характер межличностных отношения, взаимодействия, то замечаем сходства и различия. Сходство проявляется в общении как в необходимом условии бытия.

Если рассматривать подростковый возраст, то именно этому промежутку развития человека, как личности большое время отводится общению со сверстниками. А ведь отношения между подростками, как и определение их статуса в социуме сложны [6, с. 39-48]. На эту тему рассуждал Я.Л. Коломенский в своих исследованиях. Для начала он отводил место влиянию на подростков с помощью силы и интеллектуального развития, затем место отводилось качествам нравственности, которые проявляются в умении общаться друг с другом, далее уделялось внимание интеллектуальным качествам подростков и их желание учиться, трудиться, проявлять лидерские качества [3]. А вот, например, Б.Н. Волков, считал, что в возрасте подростка очень ценится жизнелюбие, умение общаться, готовность помочь, далее он рассматривал такие качества, как воля, стремление двигаться вперед, ну и соответственно интеллектуальные способности, потому что есть такая тенденция, что подростки, которые хорошо учатся, которые развиты интеллектуально, им достаточно сложно взаимодействовать в межличностных отношениях со сверстниками [2, с. 10-12]. Из выше всего изложенного хочется отметить тот факт, что межличностные отношения делятся на товарищеские, которые способствуют обмену умениями, навыками, знаниями, и дружеские, те, которые помогают решить личностные проблемы. Ведь именно в этом возрасте в межличностных отношениях подростки ценят отзывчивость, открытость, умение хранить тайны. И прежде всего для межличностных отношений подросткам должно быть интересно друг с другом, только тогда такие отношения могут быть долгими.

Межличностные отношения в подростковом возрасте достаточно противоречивы. В этом возрасте подростки очень злостно отстаивают свою

независимость от взрослых, тем не менее некритично относятся к мнениям своих сверстников - лидеров. Неокрепшее «Я» плавно переходит, утверждается и нуждается в сильном «Мы», которое утверждается в противоположность «Они». Это для них является типичной чертой. Возникает желание быть «как все» [5].

Также основой межличностных отношений является оценка одного человека другим. Ведь межличностное взаимодействие - это взаимоуважение, взаимовлияние, взаимоотношение, общение. Так как в подростковом возрасте полностью меняется представление одиночества и уединения. Все подростки развиваются по-разному: кто-то находит своё место в коллективе и считает своё место значимым, а кто-то не находит этого признания, отношения складываются неблагополучно и таким детям сложно выстраивать их между друг другом. В психологии проблема межличностных отношений очень актуальна. Потому что на первом месте у подростков в межличностных отношениях отдаётся предпочтение товарищеским отношениям. Так называемый «кодекс товарищества» в психологии, а это верность, честность, умение поддержать в трудную минуту. А не желание соответствовать этим эталонам часто оканчивается байкотом в межличностных отношениях. Эгоистичность трусость, нежелание считаться с другим мнением очень осуждается среди подростков. Из-за этого и возникают межличностные конфликты

Проблема межличностных отношений находиться в самом центре психологической науки. В своих работах межличностными отношениями занимались такие ученые- психологи как: И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю.П. Платонов, А.В. Петровский, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Э.Берн, А.В. Брушлинский и другие.

К тому же всё в жизни нестабильно, сама жизнь, уклад, развитие наших детей, образование, медицина и соответственно межличностные отношения определяют новый взгляд. В целом межличностные отношения-это совокупность связей между друг другом. Процесс формирования межличностных отношений выстраивает формирование личности в обществе непрерывно [1]. Но этот вопрос становиться актуальным, когда речь идёт о

подростке. То время, когда они ощущали себя только вчера ребёнком, а сегодня уже взрослым человеком. Такого рода противовес в отношениях с окружающими и с самим собой является основой картины мира в целом и ценностей с убеждениями между собой. Соответственно такой этап взросления как подростковый период несёт с собой нестабильность в психике, в отношениях соответственно. Наряду с этим возникают трудности межличностных отношений.

Межличностные отношения пропитаны разными уровнями организации личности, которые выступают в качестве основы деятельности. Именно межличностные отношения влияют на успешную деятельность и являясь оптимальными для полноценного протекания психических процессов у человека, способствуют нормальной социализации его личности.

Но ведь, не всегда подростки доминанты, есть те, которые являются антиподами. У них межличностные отношения из-за низкой адаптации и не умении подстроиться к окружению сводятся к нулю. И очень важно если это замечено кем-то из взрослых, чтобы во время помочь, выйти к нормальным отношениям, доверять окружающим, самому себе, учиться общаться. Было бы неплохо если бы сейчас не было трудных подростков. Ведь оптимальные межличностные отношения являются по- истине залогом протекания у подростков всех психологических процессов, функций, свойств, для нормального развития личности. Подростку сложно выстраивать отношения со сверстниками, со старшими, потому что эти отношения находятся в постоянном противоречии из-за своей нестабильности, присущей этому возрасту, но этому необходимо учится. Успешными межличностные отношения становятся не только из-за умения ладить, но также, и тогда, когда они развиваются в благоприятном психологическом климате, который во много зависит именно от общения. Подросток рано или поздно будет взрослым, а межличностные отношения нам необходимы на протяжении всей жизни. Умение лавировать, самовыражаться, приспосабливаться во благо своей социализации, вот каким должно быть кредо межличностных отношений.

Таким образом, система взаимоотношений с социумом определяется направленностью психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции. Предметная область теории межличностного общения задается как качественными , так и количественными, параметрами [4, c. 4-20]. Взаимодействие между людьми, подростками может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Библиографический список:

1. Волкова А.М. Межличностное общение подростков // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:ahref-,https://scienceforum.ru/2020/article/2018018572 "https://scienceforum.ru/2020/article/2018018572 (дата обращения: 15.03.2021).

2. Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. —СПб.: Питер, 2008. —272 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»). ISBN 978-5-388-00233-4.

3. Коломинский Яков / Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений: АСТ; М.; 2010ISBN 978-5-17-065820-6.

4. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон.

- М.: Просвещение, - 1979. -URL:https://vprosvetra/ЫЫюteka/kon-psihologiya-yunosheskogo-vozrasta/(дата обращения: 15.03.2021г.).

5. Семчук Л. А., Янчий А.И. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, учебно-методический комплекс. Тема 7. Психология подросткового возраста [электронный ресурс] https://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-7-psikhologiya-podrostkovogo-vozrasta.htm (дата обращения 12.03.2021г.).

6. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Туревская. Тула. -

2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.