Научная статья на тему 'Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями'

Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2130
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зелова М. А.

Самооценка подростка представляет собой компонент самосознания, включающий в себя оценку собственных человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка является центральным образованием личности, а также показы-вает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако стоит заметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями»

УДК 159; 37.013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

М.А. Зелова

Аннотация. Самооценка подростка представляет собой компонент самосознания, включающий в себя оценку собственных человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка является центральным образованием личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако стоит заметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: самооценка, межличностные отношения, подростки, связь.

PERTCULATITIES OF FORMATION OF ADOLESCENTS' SELF-ESTEEM AND ITS INTERRELATION WITH INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

M.A. Zelova

Abstract. Self-esteem of a teenager is a component of self-consciousness, which includes an assessment of their own human physical characteristics, moral qualities, abilities, actions. Self-esteem of a teenager is the central background of an individual and shows personal social adaptation playing the role of a regulator of one's activities and behavior. However, it is worth noticing that self-assessment is formed in the process of activity, as well as interpersonal interaction.

Keywords: self-esteem, interpersonal relationships, adolescents, relationship.

Целью данного исследования было изучение формирования самооценки подростков и ее связи с межличностными отношениями.

Первой задачей исследования является изучение теоретических подходов к изучению формирования самооценки подростков. Для решения данной задачи нами были исследованы труды К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна, А.К. Марковой К.И. Выготского, Л.С. Божович, Л.И. Давыдова.

Самооценка является очень важным элементом психологического развития подростка как личности, который формируется под влиянием различных факторов. Также самооценка влияет на различные сферы деятельности подростков.

Самооценка человека предполагает оценку им как себя в целом, так и оценку отдельных составляющих своей личности, а именно - поступков и действий, качеств и отношений, направленности убеждений и многого другого.

Формирование адекватной самооценки является очень важным процессом в воспитании ребенка, так как она определяет уровень и качество дальнейшей жизни человека в целом.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки подростка, являются обстановка в семье, социальные факторы, Интернет, успеваемость, внешние данные, отношения с педагогами.

В процессе взаимодействия у подростков нередко возникают трудности, обусловленные различными причинами. Вследствие этого в процессе общения случаются противоречия, непонимание, барьеры, в результате чего в группе подростков возникают конфликты, которые очень часто бывают трудноразрешимыми.

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Подросток, имеющий низкий статус в группе, имеет, как правило, заниженную самооценку, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, трудности в общении, что мешает ему проявить себя. Со временем эти качества закрепляются в виде черт характера, и повзрослев, такой человек вряд ли будет успешен в деятельности. Все эти особенности обусловливают и особенности отношения подростков друг с другом, стиль общения и поведения.

Второй задачей нашего исследования было изучение теоретических подходов к развитию межличностных отношений подростков. Мы исследовали труды Л.И. Божович, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой.

Нами было определено, что тема межличностных отношений в подростковом возрасте имеет особую актуальность. В общем виде межличностные отношения - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяются в основном совместной деятельностью, ценностными ориентациями. Межличностные отношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых.

Основная часть общения с ровесниками в подростковом возрасте происходит в рамках учебной группы. Одни подростки легко находят общий язык со своими одноклассниками, их принимают в группе, другие испытывают трудности в общении и им трудней установить контакт с ровесниками.

Третьей задачей исследования было изучение подходов к связи самооценки подростка и его отношений со сверстникам. Мы изучили работы Т.В. Драгуновой, Я.Л. Коломенского, А.В. Киричука, А.А. Реана Я.Л. Коломенского, Л.Ф. Обуховой.

В значительной степени самооценка подростка является своеобразным регулятором его поведения в процессе межличностного общения. В то же время самооценка формируется под влиянием социальной среды, и в основном - среды ровесников.

Четвертой задачей нашего исследования было эмпирическое изучение самооценки подростков, факторов ее формирования, и межличностных отношений подростков в группе сверстников. В результате проведенного нами эмпирического исследования было установлено, что среди испытуемых подростков есть дети, входящие в «группу риска», а именно - дети, с критической обстановкой в семье, отсутствием друзей, недовольных своей внешностью, а также детей с натянутыми и плохими отношениями с педагогами. Все эти факторы могут нанести психологический вред, не только самооценке, но и развитию личности подростка.

У большинства испытуемых подростков (55 %) средний уровень притязаний. Это говорит о том, что большинство подростков реально оценивают свои силы и способности, и в соответствии с ними ставят для себя определенный уровень развития личностных качеств. Высокий уровень имеют 27,5 % опрошенных, у 12,5 % неадекватно завышенный уровень, и у 5 % низкий уровень притязаний.

Уровень самооценки среди испытуемых нами подростков: так же преобладает средний

- 57,5 %. Это может говорить о том, что у большинства подростков уже в достаточной мере сформирован образ себя. 25 % испытуемых имеют высокую самооценку, у 12,5 % подростов

- самооценка занижена, и 5 % испытуемых имеют неадекватно завышенную самооценку.

Завышенная или заниженная самооценка может свидетельствовать о чрезмерной идеализации, или же, наоборот, принижении образа себя, в представлении подростка.

25 % испытуемых нами подростков являются «Звездами» в своем коллективе, и получили больше всего положительных выборов. 35 % испытуемых являются «Предпочитаемыми», 12,5 % испытуемых являются «принимаемыми», 5 % являются «игнорируемыми», и 12,5 %

- «отвергаемые», то есть получили только отрицательные выборы.

Пятой задачей нашего исследования было эмпирическое изучение связи самооценки подростков и межличностных отношений. Для решения данной задачи, а также подтверждения

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

нашей гипотезы о наличии взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом подростков, нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данный анализ показал, что отмечается тенденция к тому, что самооценка и количество положительных выборов подростка в группе сверстников могут находиться в слабой обратной статистически значимой зависимости (таблица 1).

Таблица 1

Результаты расчета ранговой корреляции Спирмена самооценки и социометрического статуса

Показатель Коэффициент корреляции Теснота связи

Положительные выборы -0,0781 Слабая

Отрицательные выборы 0,2508 Слабая

Это позволяет нам сделать вывод, что более высокая самооценка, сопровождает более низкий социометрический статус, и наоборот. Таким образом, можно заключить, что завышенная самооценка может являться причиной низкой социометрической позиции подростка в группе.

Что же касается связи самооценки подростка с количеством полученных им, отрицательных выборов в группе сверстников, то можно сказать, что они находятся в слабой прямой связи. То есть можно утверждать, что уровень самооценки подростка слабо влияет на негативное отношение сверстников к нему и не является главным критерием нежелания с ним общаться.

Таким образом, в ходе исследования нами было статистически доказано, что существует связь между самооценкой и социометрическим статусом подростков, вследствие чего наша гипотеза подтвердилась. Цель исследования - изучение особенностей формирования самооценки подростка и их связи с межличностными отношениями - была достигнута путем решения поставленных задач.

Библиографический список

1. Биксантеева В.А. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой // Концепт. 2015. Т. 10.

2. Завражнов В.В., Чагина М.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2017. № 20.

3. Портал психологических изданий. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии). URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/ n2/35334_full.shtml (дата обращения: 23.06.2018).

4. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. 2015. № 1.

5. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 2.

М.А. Зелова

студент Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.