Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-CONCEPTION CONCEPTION / VALUES / INTERESTS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / COMMUNICATION / EDUCATION / PSYCHOLOGY / SOCIALIZATION / DISABLE KIDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жирова Виктория Викторовна, Рокотянская Леся Олеговна

Дaннaя стaтья посвященa исследовaнию трудностей в построении межличностных отношений у подростков.Вопрос об исследовaнии появился в связи с тем, что в России склaдывaется прaктикa интегрaции детей с ОВЗ в общеобрaзовательную среду и существует необходимость в психолого-педaгогическом сопровождении, с учетом особенностей рaзвития детей.В статье подробно рассматриваются причины, приводящие к трудностям в межличностном общении и влияющие на эти процессы будучи взрослыми людьмиThis article is devoted to research the difficulties in building interpersonal relationships among adolescents.The question arose about the study on the basis of the fact that the Russian practice is formed by the integration of disable children into the regular educational environment and a need for psycho-pedagogical support, with at the net of characteristics of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жирова Виктория Викторовна, Рокотянская Леся Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ

Жирова Виктория Викторовна

СТУДЕНТКА МАГИСТРАТУРЫ, ГРУППА 61/2 ПСП

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕДАГОГИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) г. Ялта

Рокотянская Леся Олеговна

Научный руководитель, ст. пр., кафедра психологии и социальной педагогики

Крымского Гуманитарного Университета, г. Ялта

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию трудностей в построении межличностных отношений у подростков.

Вопрос об исследовании появился в связи с тем, что в России складывается практика интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду и существует необходимость в психолого-педагогическом сопровождении, с учетом особенностей развития детей.

В статье подробно рассматриваются причины, приводящие к трудностям в межличностном общении и влияющие на эти процессы будучи взрослыми людьми.

ABSTRACT

This аг^с1е is devoted to research the difficulties in building ^егре^опа1 moonships атопд adolescents.

The question arose аЬоut the study on the basis of the fact that the Russian pmctice is formed by the integmtion of disable children into the regu^r educational environment and а need for psycho-pedagogical support, with at the net of chагаcteristics of children.

Ключевые слова: Самооценка, ценности, интересы, межличностные отношения, коммуникация, педагогика, психология, социализация, дети с ОВЗ.

Keywords: self-conception conception, values, interests, interpersonal relationships, communication, education, psychology, so^^tion, disable kids.

Подростковый возраст является переходным и в свою очередь, необходимым периодом развития человека, но наполненным множеством несогласий, возрастных конфликтов, поиском самосознания. В этот период формируется своеобразное отношение между ребенком и средой, так называемые социальные условия развития, обусловливающая динамику психического роста в подростковом возрасте [3]. Во время подросткового возраста проходят трансформацию отношения ребенка к миру и к себе, развивается процесс самосознания и самоопределения. Однако формирование психики подростка связано с множеством вопросов, в числе которых - проявление различных форм девиантного поведения.

По данным статистических опросов, преобладающее количество респондентов полагают, что современных

подростков больше всего волнуют непосредственно проблемы алкоголя и курения, на втором месте стоят трудности обучением, на третьем месте интернет зависимость и проблемы построения отношений со второй половиной. Графически исследование представлено в Табл.1.

Это свидетельствует о том, что большая часть подростков, так же как и и их родителей (которые обращаются за помощью в Центры психологической и социальной помощи) считают, что проблемы зависимости от компьютеров, алкоголя и курения, а также трудности в учебе являются актуальными проблемами в современном мире. Такие результаты доказывают потребность в активном взаимодействии социальных работников, педагогов-психологов, классных руководителей в решение выше перечисленных проблем подростков.

Также важно обратить внимание, что большинство респондентов опираются на то, что в решении проблем необходимо опираться на помощь близких людей, однако совсем небольшая часть подростков знает, что помощь можно получить и у специалистов в различных учреждениях.

Далее рассмотрим подробнее ряд проблем, которые приводят к тому, что подросток испытывает трудности в контакте с другими людьми, с внешней средой. К ним относятся:

1. Взаимоотношения с родителями Построение коммуникативных отношений со сверстниками, развитие и реализация лидерских качеств, участие в совместной деятельности, выстраивание адекватной самооценки - все это задачи семейного воспитания. И в подростковом возрасте у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны родителей, а также учителей в школе. В связи с этим очень важно не оставлять ребенка один на один со своими проблемами, а вовремя проявлять ему психологическую поддержку.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья переживают два процесса - с одной стороны они физически зависят от помощи и поддержки родителей, с другой стороны, как и любой подростков склонны к независимости, к автономности,способности заботиться о себе самому.

1. Общение со сверстниками При отсутствии коммуникаций подростка со сверстниками может сформироваться внутренний конфликт, вызванный противоречиями между потребностями других людей и личными собственными возможностями. Этот конфликт нарушает психологический комфорт, тормозит гармоничное

развитие взрослеющей личности, что, в свою очередь, может сформировать паттерны аддиктивного поведения.

Общество сверстников - это не только важное звено информации, вид эмоционального контакта, но и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые вырабатывают у подростка необходимые навыки социального взаимодействия, формируют сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку сепарацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

В современном мире происходит интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в общую среду и целью поддержки таких детей является акцент на взаимодействие, совместное пребывание, в той мере, в какой они физически способны.

2. Интернет зависимость и компьютерные игры

Интернет зависимость и увлечение компьютерными играми рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, как средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любой другой вид поведенческой зависимости, имеет разрушительные последствия для взрослеющей личности подростка и его социализации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной составляющей

подростков, в снижении успеваемости в учебе, ухудшении физического самочувствия. И, соответственно, можно сделать вывод, что на процесс

образования поведенческих отклонений, в том числе аддиктивных расстройств, может оказывать влияние достаточное количество культурных, экономических, социальных, медицинских, педагогических факторов [5].

И виртуальная реальность оказывается при этом той средой, где подростки непосредственно получают возможность побывать в другой роли, создавая для себя мир иллюзий эмоционального благополучия и, тем самым, все более становясь зависимыми от работы за компьютером.

Особый смысл имеет проблема формирования эмоционального здоровья у подростков в процессе профилактики компьютерной зависимости. Если подросток в период взросления приобретет навыки понимания себя, принятия и развития, включая взаимодействие с окружающими людьми и в условиях окружающего мира, это может стать эффективной мерой преодоления эмоционального неблагополучия, поскольку помогает ему обрести средства решения

Развитие средств коммуникаций может осуществляться в ходе уроков психологии и в процессе специально организованных тренингов. Формироваться группы могут как только для здоровых детей, так и совместно с подростками с ОВЗ. Су-щественным условием успешности в такой работе является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам, которые подросток применит в жизненных ситуациях, но позволяет дать психологические знания, направлен-ные на понимание другого человека, развить эмпатию, т. е. сопереживание другому человеку, способность быть на его месте. Метод работы с подростками уже ранее использовался в практике, но своей актуальности не теряет.

Список используемой литературы

1. Анализ актуальных проблем, волнующих современных подростков. //Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57080.

реальных психологических проблем, в противовес компьютерной зависимости, дающей лишь иллюзию их решения.

Ведь в реальном мире приходится сталкиваться с миром сложных чувств, например, стыдом, страхом оценки, отвержением, а в виртуальном мире, чувства подавляются, не выражаются в полной мере, т.к. перед подростком лишь экран монитора.

Из вышеизложенного, предлагается выдвинуть гипотезу о взаимосвязи системы социальных и родительских установок и ценностных ориентаций подростков, как основы регуляции их поведения, влияющей на построение межличностных отношений. Также предлагается рассмотреть, как с помощью работы психолога с подростками можно преодолевать эти трудности.

Итак, важным направлением работы психолога с подростками становится обсуждение проблем, связанных с общением, а именно:

06.07.2012,№ 4.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии аддикций от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.

З.Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007.

4. Ощепков А. А. Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 76-79.

5. Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: автореф. канд.соц наук, Савина Л.Ю., М, 2002. - 26 с.

6. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448 с.

Состояние физического здоровья

Сексуальное развитие(поиск половой идентичности)

ПРОБЛЕМЫ Соответствие ценностей, ориентиров

Отвержение (как объект издевательства, насмешек, физической агрессии)

Самооценка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.