Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунева Мария Александровна, Пранцкунас Л.А., Плетнева Ольга Сергеевна

В статье отражен опыт работы специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) при проведении диагностического обследования учащихся старших классов. Обозначена актуальность проблемы прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации (ГИА) и значимость выводов и рекомендаций ЦПМПК для организации специальных условий проведения ГИА. Рассматривается контингент старшеклассников, обращающихся за консультативно-диагностической помощью к специалистам ЦПМПК. Выделены несколько групп учащихся, испытывающих трудности в освоении программного содержания, по специфике причин, лежащих в основе снижения эффективности учебной деятельности подростков. Даны рекомендации по организации взаимодействия со старшеклассниками при проведении обследования с учетом их индивидуальных особенностей. Приведены методы работы по профилактике школьной дезадаптации, предупреждению нарастания трудностей при освоении образовательной программы учащимися с ограниченными возможностями здоровья, отклоняющимся поведением и также подростками, имеющими стойкие показатели неуспеваемости по отдельным или нескольким учебным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунева Мария Александровна, Пранцкунас Л.А., Плетнева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSPECTION OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES IN OPERATING CONDITIONS OF THE CENTRAL PSYCHOLOGICAL MEDICAL PEDAGOGICAL COMMISSION

Experience of specialists of the Central psychological medical pedagogical commission when carrying out diagnostic inspection of the studying senior classes is reflected in article. Relevance of a problem of passing trained in the state total certification and the importance of conclusions and recommendations of the given commission for the organization of special conditions of carrying out total certification is designated. The contingent of the seniors asking for the advisory diagnostic help specialists of the Central psychological medical pedagogical commission is considered. Some groups of the pupils experiencing difficulties in development of the program contents on specifics of the reasons which are the cornerstone of decrease in efficiency of educational activity of teenagers are allocated. Recommendations about the organization of interaction with seniors when carrying out inspection taking into account their specific features are made. Methods of work on prevention of school disadaptation, to the prevention of increase of difficulties are given at development of an educational program by pupils with the limited opportunities of health, deviant behavior and also teenagers having resistant indicators of poor progress on separate or several subject matters.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ»

УДК 376.1+373+37.04

М. Л. Лунева, Л. А. Пранцкунас, О. С. Плетнева

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМИССИИ

Введение. В последнее время значительно возросло количество обращений в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) обучающихся, завершающих освоение основных общеобразовательных программ, которые хотели бы пройти обследование и получить рекомендации, в том числе по форме проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и по оборудованию пункта проведения экзамена с учетом их индивидуальных особенностей. Подавляющее большинство из общего количества детей старшего школьного возраста, представленных на ЦПМПК, это учащиеся девятых классов, обращающиеся именно с этой целью (также обращаются учащиеся одиннадцатых классов и выпускники прошлых лет). Многие родители (законные представители) подростков всерьез обеспокоены предстоящим прохождением их детьми ГИА и считают, что без создания специальных условий их дети с ГИА не справятся или справятся, но не достаточно успешно. Зачастую обратиться в комиссию

подросткам настоятельно рекомендуют педагоги или администрация образовательных организаций, в которых они обучаются.

Согласно приказу Минобрна-уки России от 25.12.2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования» и приказу Ми-нобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1400 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования», для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья и особенности психофизического развития.

Возможные варианты специальных условий прописаны в вы-

шеуказанных нормативных документах, а также в методических рекомендациях по организации и проведению ГИА, которые уточняются и обновляются каждый учебный год.

Обучающиеся вышеперечисленных категорий и их родители (законные представители) самостоятельно определяют, какими из специальных условий, на которые они имеют право исходя из категории или рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), они могут воспользоваться. При желании обучающийся даже может сдавать все экзамены на общих основаниях.

Обучающиеся с ОВЗ при подаче в образовательную организацию заявления с указанием выбранных учебных предметов и форм ГИА представляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Некоторыми специальными условиями обучающийся может воспользоваться только в том случае, если это упомянуто в заключении ПМПК. Например, ребенку-инвалиду для организации экзаменов на дому потребуется заключение

ПМПК, подтверждающее данную возможность.

Приведем некоторые варианты специальных условий проведения ГИА:

1. Сокращение количества сдаваемых экзаменов до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике по желанию обучающегося (в 9 классе).

2. Возможность выбора формы проведения ГИА, который может проводиться в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен — ГВЭ), или по желанию обучающегося по отдельным учебным предметам в форме основного государственного экзамена (ОГЭ — в 9 классе; единого государственного экзамена ЕГЭ — в 11 классе) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы.

3. При отнесении подростка к определенной категории ОВЗ и при выборе им формы ГВЭ ему предоставляется пакет заданий, адаптированный с учетом особенностей той категории ОВЗ, к которой он отнесен (например, более легкие для понимания тексты изложений для детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и нарушением слуха, а также возможность прочтения текста самим обучающимся, возможность

выбора обучающимися с ОВЗ с расстройствами аутистического спектра (РАС) диктанта при проведении ГВЭ по русскому языку, более легкие задания по математике для обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития (ЗПР) и т. д.). Также ГВЭ по всем учебным предметам по желанию обучающегося может проводиться в устной форме.

4. Формирование отдельных аудиторий для разных категорий участников ГИА, а также ограничения по их наполняемости (например, количество участников ГИА с ОВЗ с ЗПР и с РАС в одной аудитории не должно превышать 5 человек).

5. Увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»), Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

6. Возможность присутствия ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных особенностей, помогающего ему занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и т. д.

7. Возможность использования обучающимся в процессе сдачи экзамена необходимыми ему техническими средствами с учетом его индивидуальных особенностей (например, использование

слуховых аппаратов обучающимся с ОВЗ с нарушением слуха).

8. Организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур (например, для измерения артериального давления, уровня глюкозы в крови, приема необходимых лекарственных препаратов и лечебного питания; некоторые обучающиеся могут иметь потребность в частых санитарно-гигиенических перерывах, в особом двигательном режиме и т. п.).

9. Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

10. Для слепых обучающихся экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера, письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере.

11. Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материа-

лы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

12. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) могут выполнять письменные задания на компьютере со специализированным программным обеспечением.

13. Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, экзамен организуется на дому.

Длярешениявопросао создании специальных условий проведения ГИА комиссией запрашивается необходимый пакет документов, обязательно включающий в себя психолого-педагогическую характеристику обучающегося с места учебы, его письменные работы и медицинскую документацию, а затем проводится психолого-медико-педагогическое диагностическое обследование, позволяющее определить состояние психической сферы деятельности, познавательных способностей и успеваемость обучающегося по учебным предметам. Важную роль в принятии комиссией окончательного решения играют результаты обсле-

дования подростка у учителя-де-фектолога.

Контингент старшеклассников, обращающихся в ЦПМПК. Контингент старшеклассников, обращающихся за консультативно-диагностической помощью к специалистам ЦПМПК, очень неоднороден.

Можно выделить несколько групп учащихся, испытывающих трудности в освоении программного содержания по всем или по отдельным учебным предметам, по специфике причин, лежащих в основе снижения эффективности учебной деятельности подростков. Также встречаются учащиеся, которых можно отнести сразу к нескольким группам.

1. Учащиеся, имеющие хроническую неуспеваемость по причине какого-либо заболевания (соматического, неврологического, психического и т. д.), не позволяющего регулярно посещать школу и заниматься по программе. Частые пропуски занятий подростком в связи с длительным заболеванием, уходы с уроков и невыполнение в должной мере домашних заданий из-за ухудшения самочувствия, а также в связи с необходимостью планового посещения врачей и проведения медицинских обследований, неизбежно сказываются на качестве усвоения учебного материала.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЭ «Об образова-

нии в Российской Федерации», для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Индивидуальное обучение на дому может быть оформлено на короткий (от 1 месяца при травмах и после операций) или на длительный срок (на весь учебный год). Расписание учебных занятий составляется индивидуально и согласовывается с родителями (законными представителями). Занятия с обучающимися могут проводиться в образовательном учреждении, на дому или комбинированно (то есть часть занятий проводится в школе, часть — дома). Например, учащийся в периоды обострения заболевания и ухудшения самочув-

ствия занимается с учителем дома, а в периоды ремиссии и относительно хорошего самочувствия посещает школу и занимается по одним учебным предметам вместе с классом, а по другим — индивидуально с учителем.

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя дозировать нагрузку, адаптировать содержание и способы подачи учебного материала, ориентируясь на индивидуальные возможности и потребности ученика.

Однако зачастую организация надомного обучения не является залогом обеспечения успешного учебного и воспитательного процесса, а все-таки является вынужденной мерой социальной поддержки для ребенка, имеющего серьезное заболевание. Количество учебных часов сокращено и не всегда бывает достаточным для полноценного обучения. При длительном обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками. Изоляция от детского коллектива нередко приводят к депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

Также в нашей практике встречались подростки, находящиеся на надомном обучении годами (иногда даже с 1-го класса), у которых в результате обследования выявлялись, наряду с психологическими, еще и интеллектуальные проблемы. Выявление среди обучающихся по основным общеобразовательным программам детей с интеллектуальными нарушениями свидетельствует об отсутствии своевременного определения образовательного маршрута или о невыполнении рекомендаций ПМПК родителями (законными представителями) детей.

2. Учащиеся, которые не усваивают программу по причине низкой школьной мотивации, особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения. На уровень школьной мотивации ученика-подростка оказывает влияние множество различных факторов. У обследуемых часто выявляются недостаточное развитие познавательных процессов и мыслительных операций, не-сформированность учебных умений и навыков в начальной школе, отсутствие потребности в знаниях, проявления школьной дезадаптации. Если вовремя не избавиться от таких недостатков, это может привести к проблемам, имеющим вторичный характер, которые, накапливаясь, могут привести к постоянной неуспеваемости подростка, негативизму и даже агрессии.

Если учебная программа чересчур сложна для подростка и он в учебе не успешен, интерес к учебе значительно снижается, она вызывает все больше негативных эмоций. Улучшение учебных результатов требует от подростка определенных волевых усилий, усидчивости, концентрации внимания и длительной мыслительной работы, поэтому часто подростку проще «скомпенсировать» свои неудачи, добившись успеха в каком-либо другом, более доступном виде деятельности, либо просто получать удовольствие не от преодоления своих слабых сторон и трудностей на пути к успеху, а от праздного времяпровождения. В лучшем случае подросток отдает свое предпочтение занятиям спортом, направленным на оздоровление и улучшение своего внешнего облика, поднятие самооценки, расширение круга общения, что особенно важно для подростка, или находит какое-либо интересное, полезное и социально одобряемое хобби, которое впоследствии могло бы перерасти в любимую профессию. Но, к сожалению, зачастую такой подросток выбирает в качестве сферы для самоутверждения общение со сверстниками и развлекательную среду (компьютерные игры, гаджеты, социальные сети и т. п.), что может перерасти в девиантное (общественно опасное) или аддиктивное по-

ведение (интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, фанатизм и т. п.). При этом он начинает учиться хуже, чем позволяют его способности. Усугубляют ситуацию такие характерные для подросткового возраста особенности как личностная нестабильность, появление чувства «взрослости», снижение авторитета родителей и учителей и появление другого объекта для подражания (не всегда положительного) .

Следовательно, повышать мотивацию у учащихся можно посредством помощи в адаптации к школьному обучению и улучшения общего психологического климата в семье и классе.

3. Учащиеся, имеющие нарушения устной и/или письменной речи, нарушения в формировании математических представлений и вычислительных навыков. Представители данной группы очень неравномерны — могут показывать успехи по отдельным учебным дисциплинам и иметь избирательные трудности (только по русскому языку или математике).

Проблема этих нарушений возникла еще в начальной школе и не была вовремя скорригирована, так как зачастую программа 1-го класса изучается ускоренными темпами (предполагается, что дети к моменту поступления в школу уже умеют читать и считать). При этом учитель не сразу может заметить,

что дети плохо дифференцируют цифры, соотносят их с числом, бывают нарушены симультанные функции (быстрое автоматическое узнавание), имеются нарушения в формировании математических представлений и вычислительных навыков, которые имеют место в начальной школе и проявляются в старших классах в виде неусвоенной нумер ациии, письменных вычислений на материале многозначных чисел. Также дети могут путать звуки по мягкости — твердости, звонкости — глухости, путать оптически сходные буквы, пропускать их на письме, не дописывать слова, не соблюдать пробел и т. д. В средней школе мы видим в большей степени нарушение грамматических связей (согласование, управление, реже примыкание). Тогда мы можем сделать вывод о наличии тяжелого нарушения речи.

4. Учащиеся с социально-педагогической запущенностью. Особое место среди учащихся старших классов с проблемами в обучении занимает группа подростков с социально-педагогической запущенностью, которым в силу сложившихся обстоятельств особенно трудно как адаптироваться в пределах учебной деятельности, так и найти свое место в жизни, связанное с выбором будущей профессии. Многие из них воспитываются в семьях с низким уров-

нем образования, культуры и материальной обеспеченности, а порой в семьях с асоциальными проявлениями. Некоторые подростки рано начинают подрабатывать и уделяют все меньше внимания учебе, так как заработок становится основной жизненной целью.

Среди лиц с социально-педагогической запущенностью также встречаются подростки, целенаправленно занимающиеся каким-то одним видом творческой или спортивной деятельности. Особенно это касается будущих профессиональных спортсменов. Начиная с дошкольного возраста, ребенок большое количество времени проводит на спортивных тренировках и соревнованиях, добросовестно выполняет все требования спортивного режима и может достигать высоких результатов в спорте, но все это зачастую происходит в ущерб образовательному процессу, расширению кругозора и повышению культурного уровня.

Приведем отрывок из разговора в ходе обследования девятиклассника у учителя-дефектолога.

Многократно участвуя в международных соревнованиях по футболу и посещая различные страны мира («Я объездил всю Европу, пять раз бывал в Италии»), подросток ничего не знает ни о странах, ни о городах, в которых бывал.

«А на экскурсии у нас ездить не обязательно».

«Расстраиваешься ли ты, что у тебя нет времени для других интересных дел, получения новых знаний?»

«Нет, зато я очень хорошо играю».

В учебной деятельности подросток совершенно не успешен — знания, умения и навыки учащегося 9-го класса формально соответствуют уровню 4—5-го классов, есть риск не справиться с ГИА. Однако сам подросток не осознает своих трудностей, так как в структуре самооценки преобладают мотивы оценки только своих спортивных достижений.

В целом, для группы детей с социально-педагогической запущенностью характерны ответы, показывающие серьезные пробелы в знаниях, недостатки или ошибки в формировании картины мира.

5. Учащиеся, испытывающие трудности в усвоении школьной программы по причине ЗПР или легкой интеллектуальной недостаточности (ЛИН), спонтанно интегрированные в школы для детей с интеллектом, соответствующим возрастной норме. Обучаясь в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу, дети с ЗПР и ЛИН часто не получают необходимой специальной помощи в обучении, развитии и коррекции; они вынуждены сами справляться с программой, недоступной для усвоения в силу различных особенностей их познавательной деятельности и работоспособности.

По результатам диагностики детей, относящихся к группе учащихся с ЗПР, к таким особенно-

стям относятся: низкие темпы психической деятельности, слабость концентрации, переключаемости и неустойчивость произвольного внимания, истощаемость психических процессов, недоразвитие отвлеченного и логического мышления, речевые нарушения и т. д.

Подобные состояния требуют специальных педагогических подходов, которые позволили бы своевременно скорригировать имеющиеся нарушения и позволить ребенку далее заниматься без перевода на обучение по адаптированным образовательным программам.

Рекомендации по организации взаимодействия с обучающимися старшего школьного возраста при проведении диагностического обследования. Сравнительно часто подростки, независимо от причины, лежащей в основе школьной дезадаптации и трудностей овладения программным содержанием, сталкиваются с непониманием со стороны взрослых, чрезмерной критикой, конфликтуют со сверстниками, учителями, родителями, а также могут испытывать негативное влияние других социальных факторов.

При организации обследования специалистами ПМПК должны быть обязательно учтены такие индивидуальные особенности подростка как ранимость и болезненная реакция на свою

«информационную несостоятельность», касающуюся как знаний и представлений об окружающей действительности, так и знаний по школьной программе. Для каждого из них очень важна положительная оценка их деятельности и качеств личности, что создает состояние эмоционального комфорта и доверительных отношений.

Многолетний опыт работы позволил нам сформулировать некоторые рекомендации по организации взаимодействия учи-теля-дефектолога, проводящего психолого-педагогическую диагностику, с подростком, проходящим обследование:

1. Учитывая закономерности формирования личности подростков, особенности развития самооценки, стремление к взрослению и самоутверждению и уровень притязаний, будет правильней в обращении к подростку использовать местоимение «Вы». Это дает подростку ощущение уважительного и заинтересованного отношения взрослого к нему, а также снижет восприятие возрастных барьеров в общении.

2. С целью снятия состояния эмоционального дискомфорта (тревожности, волнения, напряжения, зажатости, неуверенности в себе) предусматривается система оказания помощи подростку. Система помощи может включать: дополнительные инструкции-по-

яснения к заданию, использование опорных наглядных материалов, устный алгоритм выполнения задания, проведение обучающего эксперимента. Нередко использование такой системы помогает показать испытуемому более успешные результаты при выполнении математических заданий.

3. В процессе диагностического обследования при оказании помощи следует исходить из потребностей подростка, предоставляя ему возможность для свободных высказываний и рассуждений.

4. Установить продуктивный контакт, расположить подростка к общению и сотрудничеству в процессе обследования, чтобы максимально раскрыть его интеллектуальные возможности, также помогает спокойная реакция на неудачи. Важно разобраться, с чем связаны неудачные ответы подростка и неудачное выполнение заданий — с истинными трудностями мышления или с незрелостью общих учебных навыков, с невротической реакцией на ситуацию и повышенной тревожностью. Здесь применим термин «амортизация неудач», известный из психологии, который предполагает «соглашение» с ответами обследуемых с последующим дипломатичным подведением к верному ответу.

5. Оценивая личностные особенности и интеллектуальные возможности подростка, мы также

выясняем, кем бы он хотел быть, считает ли он свои способности достаточными для освоения выбранной им профессии.

Часто встречаются подростки с завышенной самооценкой и небольшим интеллектуальным потенциалом, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям. Они не представляют, какой объем знаний необходимо получить и какое количество усилий придется приложить для успешного овладения «профессией мечты», считают, что им все по плечу.

Так, один учащийся 9-го класса с выраженной ЗПР считает, что он может быть хорошим психологом после окончания вуза, объясняя это тем, что он сам трудный подросток и из конфликтной семьи. Девушка с плохой памятью, рассеянным вниманием и слабыми знаниями по русскому языку и литературе собирается стать актрисой, но при этом не считает нужным читать художественную литературу и посещать театр.

Другие подростки имеют более реалистический уровень притязаний и поэтому менее оптимистичны в видении своего будущего, испытывают волнение и озабоченность по этому поводу.

Поэтому в беседе, проводимой по итогам обследования, педагог формирует у подростка представление о реальном положении дел, понимание собственных возможностей, трудностей и спосо-

бов достижения более успешных результатов. Подросткам, затрудняющимся в выборе профессии, рекомендуется проконсультироваться у психолога по профориентации, чтобы специалист помог подобрать подростку ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать его интересам, способностям, личностным характеристикам, а также будет востребована на рынке труда.

Заключение. Работа по профилактике школьной дезадаптации, предупреждению нарастания трудностей при освоении образовательной программы учащимися с ОВЗ, отклоняющимся поведением и также подростками, имеющими стойкие показатели неуспеваемости по отдельным или нескольким учебным дисциплинам, должна носить системный характер.

Среди наиболее эффективных методов данного направления работы можно выделить:

1. Своевременное выявление проблем в обучении и решение вопроса об уточнении образовательной программы (прохождение ПМПК).

2. Решение вопроса о дублировании программы класса в случае неаттестации по отдельным пред-

метам — с согласия родителей (законных представителей).

3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с проблемами в обучении и поведении с целью оказания необходимой помощи.

4. При необходимости обучение по индивидуальному учебному плану.

5. Индивидуальный подход по преодолению социально-педагогической запущенности и восполнению пробелов в знаниях.

6. При необходимости предоставление специальных условий проведения ГИА.

7. Профдиагностика и про-фконсультирование.

Таким образом, своевременная диагностика и профилактика школьной дезадаптации и снижения учебной успеваемости необходимы для обеспечения процессов социальной интеграции подростка в коллективе сверстников и педагогов образовательного учреждения. Данная работа должна проводиться не только в начальной школе, но и среди учащихся средней школы.

Поступила в редакцию 06.06.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.