УДК 1.740
О.Н. Сахановская
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ г. Орск, Россия
Понятие межличностных отношений младших школьников
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования межличностных взаимоотношений младших школьников. Уточняются психолого-педагогические особенности изучения проблемы межличностных взаимоотношений, раскрывается сущность понятия межличностные взаимоотношения, определяются причины формирования основных видов межличностных взаимоотношений, указываются особенности межличностных взаимоотношений.
Ключевые слова: личность, младшие школьники, взаимоотношение, виды, понятия.
В настоящее время человечество полностью взаимодействует с обществом, и без межличностных отношений уже не обойтись. Для некоторых людей общение является главной составляющей их жизни: с того момента как мы пробуждаемся и до того как готовимся ко сну у нас происходит акт общения с семьей, друзьями, знакомыми, и совершенно с незнакомыми нам людьми. Телефон, интернет, бумажные документы, и различный другие средства связи сталкивают «лицом к лицу» и подталкивают на различные формы отношений. Если представить что наша жизнь не будет наполнена этими аспектами, то с уверенностью можно сказать что присущие характеристики человеческой жизни не будет иметь полный смысл этого определения.
Так что же все -таки понимается под термином межличностные отношения, и как происходит их формирование? Некоторые психологи, описывая межличностные отношения, говорят, что это совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями и в некотором роде имеют способность передавать состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения строятся на основе разнообразных видах общения, в которые входят невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Поведенческий, эмоциональный, когнитивный компоненты сочетаются и входят в межличностные отношения. Такие различные формы познания как представление, восприятие, ощущение, воображение, мышление, память, входят в особенности когнитивного компонента, который проявляется в межличностных отношениях. Через них происходит раскрытие в человеке его индивидуальных психологических особенностей, помогая достигнуть понимания, адекватности того на сколько идет восприятие психологического портрета личности, с которой происходит взаимодействие, и его идентификации. Что касается эмоционального компонента, то он занимается вопросами переживаний, которые испытывает человек в общении с людьми. Помимо положительной реакции, возможен и отрицательный характер, он характеризуется тем, что в межличностных отношениях может возникать чувство симпатии или же антипатии, быть довольным своим партнером и
результатом совместной деятельности, либо это все будет отсутствовать. Все что переживает другая личность, мы можем чувствовать, это выражается в сопереживании, сочувствии или соучастии. Поведенческий же компонент делает основу на мимику, речь и действия, жестикуляцию, пантомимику, через которые видно отношение к группе в целом или отдельным его членам, он же и регулирует характер межличностных отношений. [4, с. 35]
Происходить и развиваться межличностные отношения могут только при том условии, если индивид способен устанавливать контакт с людьми, и находить общий язык. Для достижения этого способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти. Чтобы достичь уровня идеальных межличностных отношений нужно стремится к доверию, под которым понимается уверенность, ожидание поддержки, верить в то что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Бывает, что доверие может не принять форму доверчивости, и, не смотря на подвохи и разочарования, индивид верить на слово.
Рассматривая виды межличностных отношений можно говорить о множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание выявляется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, также и степенью знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть как первичными, так и вторичными. Главной особенностью межличностных отношений первичного типа является то, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Зарождение вторичных связей происходит из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.
Если брать категорию разделения по характеру межличностных отношений их можно разделить на формальные и неформальные. Формальные крепятся на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Что касается неформальных их склад идет на базе личных связей, и не ограничиваются официальными рамками. [2, с. 85]
В рамках совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях главенствующими является работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными, на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. Знакомство, товарищество, дружбу, интимные отношения, все входит в эту категорию, степень доверия которых располагается по нарастающей.
Также межличностные отношения можно разделить на рациональные и эмоциональные. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. А вот эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме, это можно встретить во втором. С точки зрения
статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, рассчитан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности. Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие, но и не исключено того, что они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. Насколько будет больше эффект при развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если будет возникать ощущение отдаленности до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вполне можно развить в себе все необходимые качества.
Такие известные педагоги и психологи как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков изучали межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. В детских группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Эмоционально - оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. [1, с. 45] Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более
адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу. Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества.
Рассматривая вопрос межличностного общения в младшем школьном возрасте можно говорить о недостаточном их развитие. Дети любящие читать книги, собирать марки, клеить модели самолетов, размышляют, относятся к числу ребят с пониженной социальной активностью, склонных к одиночеству. Дети во взаимоотношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии. В начальных классах существует четыре типа подобного поведения: подлиза, клоун, псевдовзрослый и хулиган. Подлиза доводит свою услужливость до крайности, старается добиться дружбы с помощью подобострастия, лести и прямого подкупа. Клоун готов сделать все, чтобы привлечь к себе внимание окружающих и вызвать одобрение. Псевдовзрослый — часто в таких ситуациях у ученика не складываются отношения со сверстниками, и он ищет поддержку и признание в обществе старших. Он становится любимцем учителей, но не потому, что хочет этого, а потому, что учитель — единственный человек, к сердцу которого он нашел ключик. Хулиган ищет компании младших и слабых детей, которых может терроризировать и подавлять. Управление равными ему не по силам, и единственным выходом является управление над слабовольными, и теми, кто испытывает к нему страх. В большинстве случаях образуется дружеский союз подлизы и хулигана, но дружба получается плохой.
При выполнении совместной деятельности у школьников одного пола, над которыми нависает угроза наказания, мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков (56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение. Оценка своего поведения и своего намерения происходит случайно. Что касается девочек, то у них наблюдается более высокий уровень социального поведения. Но девочек «эгоистов» в разы больше в отличие от мальчиков, в их случае это намеренное скрытие и происходит публичная демонстрация социально одобряемых форм поведения, либо происходит полное отторжение своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в данном случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет. При исследованиях было выявлено что у девочек гуманное отношение ниже, чем у ребят. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и
большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хорошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хорошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девочки, то имеют привлекательную внешность. Если воспитательная работа в школе находится в запущенном состоянии, то лидером может стать ученик с плохим поведением. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазнаваться и жадничать.
Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников у лидеров наиболее важными особенностями являются красивая внешность, активность, готовность поде-литься вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчиков. А у «непривлекательных» детей - неактивность, непостоянство в дружбе, плаксивость. [ 3, с. 97]
Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетворять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, проведенный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме ответить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства детей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
2. Кордуэлл М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь- справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с.
3. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
4.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
O.N. Sahanovskaya
The concept of interpersonal relations of younger schoolboys
Abstract. The article discusses the theoretical aspects of the study of interpersonal relations of younger schoolboys. Clarifies the psychological and pedagogical features of studying the problem of interpersonal relationships, reveals the essence of the concept of interpersonal relationships, determined by reason of formation of the main types of interpersonal relationships, indicated especially interpersonal relationships. Keywords: person, relationship, species concepts.