Научная статья на тему 'Межкультурный диалог в условиях вызовов многополярного мира'

Межкультурный диалог в условиях вызовов многополярного мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация / культурное многообразие / общероссийская гражданская идентичность / полилингвальные школы / национальные воскресные школы / миграционные процессы / межкультурная компетенция личности / Республика Башкортостан / intercultural communication / cultural diversity / all-Russian civil identity / multilingual schools / national Sunday schools / migration processes / individual intercultural competence / Republic of Bashkortostan

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нигматуллина Танзиля Алтафовна, Ибраев Булат Маратович

В статье рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации, история ее становления, роль в сохранении единства разных народов, а также успешные практики и технологии реализации этой проблематики в Башкортостане многонациональной и поликонфессиональной республике России. Особое внимание уделяется работе Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона Башкортостан и полилингвальных школ, национальных воскресных школ, их целям и задачам в формировании межкультурного согласия подрастающего поколения, работе в этом направлении Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, Историкокультурных центров региона и национальных отделов учреждений дополнительного образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нигматуллина Танзиля Алтафовна, Ибраев Булат Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural Dialogue in the challenges of a multipolar world

The article examines the issues of intercultural communication, the history of its formation, its role in preserving the unity of different peoples, as well as successful practices and technologies for implementing this issue in Bashkortostan, a multiethnic and multi-confessional republic of Russia. Special attention is paid to the work of UNESCO Associated Schools of the Bashkortostan region and multilingualschools, national Sunday schools, their goals and objectives in the formation of intercultural harmony of the younger generation. The joint work of the Ministry of Education and Science of the Republic of Bashkortostan, the Ministry of Culture of the Republic of Bashkortostan, the Committee of the Republic of Bashkortostan for UNESCO, historicaland cultural centers of the region and regional departments of vocational education organizations of the Ufa city.

Текст научной работы на тему «Межкультурный диалог в условиях вызовов многополярного мира»

ВЕКТОР

Таизиля Нигмашуллина, Булат Ибраев 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.001

Межкультурный диалог в условиях вызовов многополярного мира

В статье рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации, история ее становления, роль в сохранении единства разных народов, а также успешные практики и технологии реализации этой проблематики в Башкортостане - многонациональной и поликонфессиональной республике России. Особое внимание уделяется работе Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона Башкортостан и полилингвальных школ, национальных воскресных школ, их целям и задачам в формировании межкультурного согласия подрастающего поколения, работе в этом направлении Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, Историко-культурных центров региона и национальных отделов учреждений дополнительного образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; культурное многообразие; общероссийская гражданская идентичность; полилингвальные школы; национальные воскресные школы; миграционные процессы; межкультурная компетенция личности; Республика Башкортостан.

Культурное многообразие - это богатство и национальное наследие каждой страны, это разнообразие культур, обычаев, языков и традиций, существующих в мире. И каждая культура приносит вклад в общий культурный пул, делая мир более интересным и разнообразным, является источником инноваций, креативности и социального развития.

В последние годы мы стали свидетелями того, как развитие интернет-технологий стирает границы между странами: они перестают быть барьером для общения, обмена информацией, идеями, опытом. Более того, социальные сети объединяют людей независимо от их национальности или местоположения, позволяют им

ВЕКТОР

Нигматуллина Танзиля Алтафовна,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент, директор Башкирского института социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», заведующий кафедрой политологии, истории, теории государства и права; Координатор сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Башкортостан» (Уфа), vova-velc@yandex.ru

Ибраев

Булат Маратович,

заместитель директора по учебной и воспитательной работе Башкирского института социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (Уфа), bulat.ibraev@list.ru

свободно общаться. И как следствие межкультурное общение стало неотъемлемой частью нашего мира, а взаимопонимание между носителями разных культур - ключевым фактором успешного сотрудничества и общения. Открытый диалог и обмен мнениями, уважение культурных норм и ценностей других национальностей предоставляют возможности для равного участия всех граждан в политической, экономической и социальной жизни; достигать взаимопонимания и установления эффективного взаимодействия между представителями различных культур; выстраивать деловые отношения; развивать международные связи; создавать условия для понимания и уважения культурных различий независимо от культурной, этнической и социальной принадлежности граждан.

Государственные институты и политика стран основаны на убеждениях и рассуждениях носителей культуры, которая передается из поколения в поколение. По сути, даже сами понятия «культура» и «институты» переплетены. Поэтому очень важно найти механизмы, с помощью которых культура влияет на институты и благополучие ее носителей. Вместе с тем - и об этом свидетельствует наша действительность -сохранение культурного многообразия становится все более сложной задачей, многополярность все чаще приводит

к геополитическим и экономическим вызовам, и как следствие многие культуры исчезают или теряют свою уникальность, а с ними исчезают знания, навыки, языки и практики отдельных народов. С одной стороны, многополярность способствует демократизации и плюрализму культурных выражений, а также уважению и признанию различий, а с другой стороны, она может порождать конкуренцию, противостояние и доминирование одних культур над другими, а также привести к усилению культурных стереотипов и предрассудков.

Сегодня мир столкнулся с огромным количеством вызовов. Глобализация, миграция, различия в социальном, экономическом и политическом развитии стран и регионов, электронные коммуникационные технологии -все это требует новых подходов и стратегий, в том числе в сфере межкультурной коммуникации. Сложность многополярного мира вызывает необходимость учиться взаимодействовать с представителями разных культур, учитывать их специфические особенности и стремиться к взаимопониманию. При этом, как мы наблюдаем, результатом развития глобализационных процессов стало появление и обострение ряда глобальных проблем, включая сохранение культурного многообразия человечества. Больше того, небывалые по своему размаху миграционные процессы, вызванные социальными, политическими и экономическими потрясениями, приводят к переселению, смешению этнических культур и нередко как следствие к столкновению и конфликту культур, что мы сегодня в России и наблюдаем.

Подчеркнем, что формирование межкультурных навыков, уважительное отношение к людям иной национальности или конфессии начинается с детского возраста. И здесь многое зависит от семьи, в первую очередь межнациональной (таких семей в Республике Башкортостан примерно одна треть): к сожалению, ее немате-

ВЕКТОР

риальная культурная среда нередко упускается из виду, тогда как культурное разнообразие не только влияет на поведение родителей, но и на развитие подрастающего поколения. Вопрос этот далеко не простой: разные национальности - это, как правило, разные культурные традиции и обычаи. Если в такой семье есть взаимопонимание и уважение, семейная гармония, то и дети с раннего возраста будут принимать многонациональ-ность как данность (напомним, что в Советском Союзе межнациональный брак являлся подтверждением дружбы народов и интернационализма). Но если в семье отсутствует уважительное отношение к людям иной национальности, иной культуры, то и дети, взрослея, вряд ли смогут находить компромиссы и уважать культурные различия окружающих. И это актуальная проблема, требующая особого внимания как государственных институтов, так и общества в целом.

В сочетании с языковым разнообразием постоянному развитию многоязычных форм общения способствует влияние глобальной мобильности, технологических достижений, перемещения населения. Вместе с тем продолжающаяся напряженность между потребностями лингвистически разнообразных сообществ и школ как одноязычных учреждений по-прежнему содействует неравенству в результатах образования, что с учетом возрастающего многоязычия в мире и в условиях вызовов и нестабильности многополярного мира имеет жизненно важное значение. Ценности, способствующие мирному диалогу между странами, необходимо сохранять. Это утверждает и ст. 2 Всеобщей декларации ЮНЕСКО «От культурного разнообразия к культурному плюрализму»: «В нашем обществе, которое становится все более разнообразным, следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многооб-

разной и динамичной культурной самобытностью [ 1 ]. Сохранение культурного многообразия в многополярном мире - это не только вызов, но и возможность для человечества укрепить мир и солидарность между народами, раскрыть потенциал и талант каждого человека и каждой культуры, что, безусловно, принесет благо всему человечеству. При этом очень важно понимать, что культурные права являются неотъемлемой частью прав человека и каждая культура имеет право на защиту, поддержку и развитие, следовательно, и на свободу культурного выражения, участие в культурной жизни, доступ к культурным ресурсам и сохранение своей культурной идентичности.

Такой позиции придерживаются многие ученые. Как справедливо отмечают Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко, «сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только посредством диалога между ними» [7, с. 12]. И с этим нельзя не согласиться.

Так что же такое «межкультурная коммуникация» и почему ее необходимо не только сохранять, но и развивать? Немного истории. Впервые этот термин появился в 1950-х годах. Его автор - американский антрополог и кросс-культурный исследователь Эдвард Твитчелл Холл - употребил его при разработке для Государственного департамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Чуть позже, в 1954 г., он (в соавторстве с Д. Трагером) опубликовал книгу Culture as communication, где термин «межкультурная коммуникация» был предложен уже для широкого употребления [8].

Со второй половины XX века наблюдается повышение интереса мирового сообщества к культурным контактам как на государственном уровне, так

ВЕКТОР

и на уровне международных организаций, и официально признается необходимость межкультурной коммуникации. Появляются публикации, в которых предлагаются различные теории межкультурной коммуникации. Но особую актуальность эта тематика имеет сегодня - в век информации, глобализации, стремительного развития науки и новых технологий. При этом, как ни странно, о межкультурной коммуникации чаще всего речь идет «как об относительно молодой, самостоятельной и «модной» в условиях многополярного мира области знания». Однако с этим согласны далеко не все. Так, мы солидарны с Т.Н. Серегиной, полагающей, что «...Проблема межкультурной коммуникации стала актуальной в начале XX в. В этот период произошло понимание несостоятельности европоцен-тричной модели культуры, когда только христианская, европейская культура отвечала требованиям прогресса и гуманизма. К этому же моменту сформировалось новое устройство общества, мир стал индустриальным, урбанизированным, поменялись и ценности, и образ жизни» [5, с. 120].

В условиях современных реалий, как никогда ранее, своевременными явились принципиальные изменения в статью 68 Конституции Российской Федерации, внесенные в 2020 году: в пункт 1 были добавлены очень важные слова [6]: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящий в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Не менее значим и новый пункт этой же статьи: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». И это еще одно свидетельство того, что наше единство - в многообразии.

На заседании Совета по межнациональным отношениям, который прошел 30 марта 2021 г., президент России В.В. Путин отметил, что «...человек может принадлежать к той или иной этнической группе, но страна у всех граждан одна - большая Россия. Это касается и национальных языков, и обычаев. Россия обладает самобытным, уникальным наследием наших народов» [2]. Добавим, что сегодня, в условиях глобализации и вызовов времени, проблематика межкультурной коммуникации приобретает еще большую актуальность. Как подчеркнул В.В. Путин, «...Наша держава созидалась вокруг ценностей многонациональной гармонии. Это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз...» [3].

Это понимают сегодня все. Достаточно одного примера: многие из батальонов, участвующих в Специальной военной операции, имеют символику и названия, напрямую связанные с культурой и историей народов России, их героями. Так, один из батальонов, сформированный в Башкортостане, носит имя Минигали Шаймуратова, уроженца республики, Героя России, участника Великой Отечественной войны; второй - имя Александра Васильевича Доставалова, десантника, гвардии майора, Героя Российской Федерации; два батальона - имя Салавата Юлаева, национального героя республики; еще один - «ВАТАН», что в переводе с башкирского означает «Патриот». И.В. Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей, говоря о тех, кто сегодня защищает интересы России на передовой, подчеркнул [2]: «... Именно там скрепляется кровью единство нашего многонационального народа. Живой пример этому, когда осетин берет себе позывной «русский», дагестанец - позывной «Георгий», а русский воин называет своего сына Зияутдином в честь спасшего

ВЕКТОР

ему жизнь и погибшего друга чеченца». Это еще одно свидетельство успешной работы по реализации государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений, сохранению этнокультурного разнообразия и развитию языков народов регионов нашей страны.

Один из многонациональных российских регионов - Республика Башкортостан. Здесь проживают представители более 160 национальностей и всех конфессий. И очень важно сохранить мир и согласие между ними. Для этого в регионе делается многое.

Успешно работают полилингвальные многопрофильные школы (это новая модель обучения), цель которых - не только сохранение родных языков, но и формирование поликультурного гражданина. В этих школах дети изучают не один иностранный язык (как в традиционном учебном заведении), а несколько, что позволяет им свободно общаться со своими сверстниками, обучающимися полилингвальных школ России и зарубежных стран, обсуждать актуальные проблемы в рамках круглых столов и конференций, решать задачи при реализации совместных проектов и т. д.

Позитивный опыт работы полилингвальных школ был перенесен и на дошкольные учреждения: сегодня в регионе развивается сеть полилингвальных детских садов, а это означает, что уже с раннего возраста у подрастающего поколения сформируется понимание и принятие многополярного мира.

В планах правительства Башкортостана на 2024 г. -создание республиканского полилингвального образовательного центра, где для школьников будут организованы различного рода мероприятия, направленные на общее развитие обучающихся, в том числе формирование у них навыков межкультурной коммуникации,

понимания и принятия значимости многообразия языков, что позволит в будущем предупредить возможные межнациональные конфликты.

Большой вклад в формирование поликультурного гражданина вносят национальные воскресные школы [4] - учреждения дополнительного образования Республики Башкортостан. Сегодня их 17. Основные направления обучения: родной язык и литература, история и культура, фольклор, народная музыка и танцы, народно-прикладное искусство. Цели и задачи воскресных школ раскрыты в девизе этих образовательных учреждений, которым стали слова Расула Гамзатова: «Для меня языки народов - как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого человека будет своя звезда».

Результатами работы воскресных школ стало не только близкое знакомство обучающихся с культурой и традициями своего народа, но и интерес к истории других народов, проживающих в регионе; реализация совместных проектов, проведение общих фестивалей, конкурсов, и это залог сохранения единства многонационального народа нашей страны сегодня и в будущем.

Актуальным для многонациональной республики вопросам сохранения и развития межкультурных коммуникаций большое внимание уделяют Министерство культуры Республики Башкортостан, Дом дружбы народов и Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Так, в Год культурного наследия народов России в республике было проведено более 2 тысяч мероприятий, в которых приняли участие около 2 миллионов человек. Самыми знаковыми мероприятиями стали: III международный фестиваль «Платок - символ

ВЕКТОР

Мира», который получил статус международного и стал популярным по всей стране; смартмоб народного творчества, в рамках которого было организовано более 50 этноэкспедиций в Российской Федерации, а в составе участников - 320 творческих коллективов из 30 регионов России. Результатом мероприятия стали более 200 этнографических материалов. Активно развиваются национальные школьные театры, большой интерес был проявлен к акции «Культура для школьников».

Успешно выполняет свои цели и задачи - сохранение гармоничных взаимоотношений между разными народами и конфессиями, укрепление национальной идентичности каждого народа - Дом дружбы народов Республики Башкортостан. В регионе активно работают 26 историко-культурных центров, задача которых - сохранение национального самосознания в республике, культурных традиций, историко-архитектурных памятников, а также языка, традиций и культуры разных народов республики. Большой интерес вызвали такие мероприятия, как мастер-класс «Мы снова вместе!», посвященный Дню воссоединения ряда украинских республик с Российской Федерацией, День памяти Расула Гамзатова, интеллектуально-познавательная игра «В дружбе народов - единство России», этнотурнир «Народным традициям - жить и крепнуть!» и др.

Свой вклад в формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, сохранение культурно-исторического, природного и духовного наследия, развитие многоязычия вносит Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Это и знакомство обучающихся с геопарками - уникальным природным наследием республики, и организация международных, всероссийских и республиканских конкурсов: как пример - «Республика Башкортостан глазами детей

Казахстана» - «Республика Казахстан глазами детей Башкортостана» (июль 2023); форумов «АРТ-Курултай. Дети» (с 2021 г.) и др., цель которых - разработка общественных проектов, направленных на культурное развитие подрастающего поколения; их патриотическое и гражданское воспитание.

Активная работа региона, в том числе по формированию межкультурных коммуникаций, сохранению межнационального единства, стала одним из факторов, благодаря которому Уфа, столица Башкортостана, первой в России получила статус обучающегося города ЮНЕСКО. И это международное признание грамотной политики республики в сфере воспитания подрастающего поколения.

Принципиально важно также, что сегодня традиционный принцип работы «для детей и молодежи» заменил иной: «непосредственное участие самих детей и молодежи». Республика активно внедряет эту новую технологию межкультурного общения во все сферы взаимодействия в многонациональной среде. Именно такой подход и результаты его воплощения гарантируют прочную связь поколений нашей страны.

Обновленный принцип стал основой для разработки в Башкирском институте социальных технологий проекта «Лаборатория межкультурных коммуникаций», цель которого - выработка у обучающихся умений строить конструктивные отношения с носителями разных культур. С 2010 г. в его рамках проходят международный конкурс «Башкирский народный эпос «Урал-батыр» - достояние человечества» на языках народов, проживающих в Республике Башкортостан, России и зарубежных странах; республиканские конкурсы, проекты, круглые столы, цель которых - формирование у детей и молодежи не только новых знаний, но и общих интересов,

ВЕКТОР

гордости за свою Родину, а в конечном счете - чувства сопричастности ко всему происходящему, патриотизма и гражданской ответственности.

В последние годы в России усилились миграционные процессы, и это привело к заметным проявлениям противостояния «свой - чужой». С учетом этого в Башкирском институте социальных технологий создано Агентство примирительных технологий, в рамках которого профессиональные медиаторы обучают студентов и школьников технологиям мирного разрешения конфликтов, формируют у них навыки слышать не только себя, но и других, умение брать на себя ответственность.

Сохранение культурного многообразия в многополярном мире - не только вызов, но и возможность для человечества укрепить мир и солидарность между народами; раскрыть потенциал и талант каждого человека и каждой культуры. Межкультурная коммуникация, структурированная и отформатированная в условиях современных реалий, явится в практике бытия в мире войн и конфликтов одним из видов нового и, что очень важно, невоенизированного типа оружия, которое способно не только закончить войны между народами, но и предотвратить их.

2023 год во всем мире отмечался как Год наставника и педагога. Аристотелю, греческому философу и эрудиту, принадлежат слова: «Мы не можем изменить направление ветра, но можем настроить паруса так, чтобы добраться до желаемой точки», которые очень актуальны сегодня: именно мы, взрослые, должны настроить эти паруса так, чтобы воспитать наших детей достойными гражданами России, сохранив для них и их будущего мир устойчивого развития и культурного многообразия.

Считаем также очень важным в условиях современных вызовов создание детской ассамблеи народов России и ее филиалов в регионах нашей страны, что будет содействовать формированию с детского возраста осознанной активной гражданской позиции, укреплению общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Литература:

1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии // ООН. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decLconv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 09.11.2023).

2. Заседание Совета по межнациональным отношениям. 30.03.2021 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252 (дата обращения: 24.08.2023).

3. Заседание Совета по межнациональным отношениям. 19.05.2023. URL: http://www. kremlin.ru/events/counciLs/71165 (дата обращения: 10.11.2023).

4. Национальные воскресные школы города Уфы. Информационный сборник. Уфа: Управление образования Администрации городского округа г. Уфа РБ, 2016. 58 с.

5. Серегина Т.Н. Модели межкультурной коммуникации // Власть. 2020 Т. 28 № 1. С. 119-124.

6. Статья 68 Конституции Российской Федерации // Конституция РФ. Гарант. URL: https://base.garant.ru/10103000/6cf34816dc52ae8870d524b8ed6399a5/ (дата обращения: 12.11.2023).

7. Таратухина Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учебное пособие / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 255 с.

8. Флеров О.В. Межкультурная коммуникация: к вопросу об истории феномена // Человек и культура. 2015. № 5. URL: https://www.e-notabene.ru/ca/article_16553. html (дата обращения: 09.10.2023).

ВЕКТОР

Tanzilya Nigmatullina,

Doctor of Political Sciences, PhD in History; Associate Professor.

Director of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch)

of the Academy of Labor and Social Relations, Head of the Department

of Political Science, History, Theory of State and Law. Coordinator

of the UNESCO Associated Schools network of the Bashkortostan region (Ufa),

vova-velc@yandex. ru

Bulat Ibrayev,

Deputy Director for Teaching and Educational Work of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch) Educational Institution of the Academy of Labor and Social Relations (Ufa), bulat.ibraev@list.ru

Intercultural Dialogue in the challenges of a multipolar world

The article examines the issues of intercultural communication, the history of its formation, its role in preserving the unity of different peoples, as well as successful practices and technologies for implementing this issue in Bashkortostan, a multiethnic and multi-confessional republic of Russia. Special attention is paid to the work of UNESCO Associated Schools of the Bashkortostan region and multilingual schools, national Sunday schools, their goals and objectives in the formation of intercultural harmony of the younger generation. The joint work of the Ministry of Education and Science of the Republic of Bashkortostan, the Ministry of Culture of the Republic of Bashkortostaa the Committee of the Republic of Bashkortostan for UNESCO, historical and cultural centers of the region and regional departments of vocational education organizations of the Ufa city.

Keywords: intercultural communication; cultural diversity; all-Russian civil identity; multilingual schools; national Sunday schools; migration processes; individual intercultural competence; Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.