Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)'

СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОСЫ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубанова Лиана Владимировна

Вопросы межкультурного взаимодействия становятся все более актуальными в современном многополярном мире. В статье рассмотрена специфика межкультурного взаимодействия в одном из полиэтничных регионов России - Карачаево-Черкесской Республике. Результаты социологических опросов, проводимых с 2015 года по единой методике в течение нескольких лет, позволили представить установки, мнения, суждения представителей этносов, которые можно считать модальными и устоявшимися.Полиэтничность Карачаево-Черкесии обуславливает высокий уровень межэтнической толерантности, в основе которой лежит многолетнее совместное существование разных народов и культур на одной территории, высокий процент межэтнических и межконфессиональных браков, стремление к стабильности. В республике имеет место взвешенная национальная политика, удовлетворяются этнокультурные запросы населения. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с институтами гражданского общества особое внимание уделяют реализации государственной национальной политики, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности и сохранению этнокультурного многообразия. Актуальными остаются вопросы сохранения языков народов, проживающих в республике, развития и популяризации традиционной культуры. Значимая роль отводится образовательной политике в регионе. Этнокультурное образование, являющееся составной и органичной частью образовательного процесса, способствует межэтническому согласию среди молодежи, реализации общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры, родных языков, в улучшении социального самочувствия этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INTERCULTURAL INTERACTION IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC (ACCORDING TO SOCIOLOGICAL SURVEYS)

Issues of intercultural interaction are becoming more and more relevant in the modern multipolar world. The article considers the specifics of intercultural interaction in one of the multi-ethnic regions of Russia - the Karachay-Cherkess Republic. The results of sociological surveys conducted since 2015 according to a single methodology for several years made it possible to present the attitudes, opinions, judgments of representatives of ethnic groups, which can be considered modal and established.The multi-ethnic nature of Karachay-Cherkessia leads to a high level of inter-ethnic tolerance, which is based on the long-term coexistence of different peoples and cultures in one territory, a high percentage of inter-ethnic and interfaith marriages, and a desire for stability. There is a balanced national policy in the republic, and ethnic and cultural demands of the population are satisfied. The executive authorities of the Karachay-Cherkess Republic, together with civil society institutions, pay special attention to the implementation of State national policies aimed at strengthening the all-Russian civic identity and preserving ethnic and cultural diversity. The issues of preserving the languages of the peoples living in the republic, the development and popularization of traditional culture remain relevant. Educational policy in the region has a significant role to play. Ethnocultural education, which is an integral and organic part of the educational process, promotes inter-ethnic harmony among young people, the realization of social needs for the preservation and development of traditional culture, native languages, and the improvement of the social well-being of ethnic groups.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)»

Л.В. Кубанова.

E-Mail: [email protected]

Специфика межкультурного взаимодействия в Карачаево-Черкесской Республике (по данным социологических опросов)

УДК: 32.019.52

Лиана Владимировна Кубанова.

Специфика межкультурного взаимодействия в

Карачаево-Черкесской Республике (по данным социологических опросов)

Вопросы межкультурного взаимодействия становятся все более актуальными в современном многополярном мире. В статье рассмотрена специфика межкультурного взаимодействия в одном из полиэтничных регионов России - Карачаево-Черкесской Республике. Результаты социологических опросов, проводимых с 2015 года по единой методике в течение нескольких лет, позволили представить установки, мнения, суждения представителей этносов, которые можно считать модальными и устоявшимися.

Полиэтничность Карачаево-Черкесии обуславливает высокий уровень межэтнической толерантности, в основе которой лежит многолетнее совместное существование разных народов и культур на одной территории, высокий процент межэтнических и межконфессиональных браков, стремление к стабильности. В республике имеет место взвешенная национальная политика, удовлетворяются этнокультурные запросы населения. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с институтами гражданского общества особое внимание уделяют реализации государственной национальной политики, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности и сохранению этнокультурного многообразия. Актуальными остаются вопросы сохранения языков народов, проживающих в республике, развития и популяризации традиционной культуры. Значимая роль отводится образовательной политике в регионе. Этнокультурное образование, являющееся составной и органичной частью образовательного процесса, способствует межэтническому согласию среди молодежи, реализации общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры, родных языков, в улучшении социального самочувствия этносов.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, государственная национальная политика, этносы, этнокультура, языковая политика.

Liana Vladimirovna Kubanova.

Specifics of Intercultural Interaction in the

Karachay-Cherkess Republic (According to Sociological Surveys)

Issues of intercultural interaction are becoming more and more relevant in the modern multipolar world. The article considers the specifics of intercultural interaction in one of the multi-ethnic regions of Russia -the Karachay-Cherkess Republic. The results of sociological surveys conducted since 2015 according to a single methodology for several years made it possible to present the attitudes, opinions, judgments of representatives of ethnic groups, which can be considered modal and established.

The multi-ethnic nature of Karachay-Cherkessia leads to a high level of inter-ethnic tolerance, which is based on the long-term coexistence of different peoples and cultures in one territory, a high percentage of inter-ethnic and interfaith marriages, and a desire for stability. There is a balanced national policy in the republic, and ethnic and cultural demands of the population are satisfied. The executive authorities

of the Karachay-Cherkess Republic, together with civil society institutions, pay special attention to the implementation of State national policies aimed at strengthening the all-Russian civic identity and preserving ethnic and cultural diversity. The issues of preserving the languages of the peoples living in the republic, the development and popularization of traditional culture remain relevant. Educational policy in the region has a significant role to play. Ethnocultural education, which is an integral and organic part of the educational process, promotes inter-ethnic harmony among young people, the realization of social needs for the preservation and development of traditional culture, native languages, and the improvement of the social well-being of ethnic groups.

Keywords: Intercultural Interaction, State National Policy, Ethnic Groups, Ethno Culture, Language Policy.

Вопросы взаимопонимания, взаимопознания и взаимодействия между культурами становятся все более актуальными в современном многополярном мире. Культурное пространство Юга России характеризуется высоким разнообразием и гетерогенностью. В данной статье предпринята попытка выделить специфику межкультурного взаимодействия в Карачаево-Черкесской Республике - полиэтничном регионе Российской Федерации, в котором проживают представители более чем 80 национальностей. В Конституции КЧР закреплено положение о местных традициях и обычаях. Уважение к старшему, к женщине, людям различных религиозных убеждений охраняется Конституцией и Законами КЧР Представители пяти этносов являются титульными (абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы). Языки этих народов являются государственными. Русский язык, согласно Конституции республики, является языком межнационального общения и официального делопроизводства. Наиболее многочисленный народ (карачаевцы) и наименьший по численности (ногайцы) относятся к тюркской языковой группе. Русские по своей численности находятся на втором месте. На третьем месте - народы, относящиеся к адыгской группе - черкесы и абазины. Для всех народов предоставлены равные права и возможности в образовательной, информационной, культурной сферах.

В республике ведется взвешенная национальная политика, удовлетворяются этнокультурные запросы населения. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики особое внимание уделяют реализации государственной национальной политики, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности и сохранению этнокультурного многообразия. Актуальными остаются вопросы сохранения языков народов, развития и популяризации традиционной культуры. Профильными органами, осуществляющим работу в этой сфере являются Министерство КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Министерство культуры КЧР и Министерство образования и науки КЧР. Большую роль в реализации государственной национальной политики РФ в Карачаево-Черкесии играют институты гражданского общества. Особо значима деятельность национальных общественных организаций республики, основой вектор интересов которых заключается в сохранении и развитии языков и культуры своих этносов.

В Карачаево-Черкесии проводится множество мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и поддержание диалога национальных культур. Ежегодно совместно с органами исполнительной власти организовываются общественно значимые для народов республики мероприятия, связанные с памятными и трагическими датами: День памяти жертв политических репрессий против казачества, День адыгского (черкесского) флага, День реабилитации Кубанского казачества; День возрождения карачаевского народа; День славянской письменности и культуры, День памяти жертв Кавказской войны, День культуры народа абаза и День абхазского флага, День депортации карачаевского народа.

Проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов республики. Активна работа с молодежью, направленная на патриотическое и нравственное воспитание, формирование толерантности. На форумах, конференциях, круглых столах обсуждаются вопросы межэтнических отношений, исторического наследия, традиций и об-

рядов народов, проблемы сохранения и изучения родных языков, и др.

В Карачаево-Черкесской Республике большое значение имеет этническая культура, самосознание, идентичность тех этносов и народов, которые составляют социальную структуру региона (титульных, прежде всего, а также и доминирующих численно, и в плане этнокультурного доминирования). Состояние, запросы и ожидания в этнокультурной сфере помогает оценить изучение общественного мнения населения. В регионе на протяжении ряда лет проводятся социологические опросы по изучению этнокультурной, в том числе, языковой ситуации. Опрашиваются эксперты, молодежь - учащиеся средних общеобразовательных учреждений и вузов республики, родители учащихся. На протяжение пяти лет (2015, 2017, 2018, 2019, 2020гг.) опросы проводились в рамках реализации федеральных проектов! Опрашивались учащиеся общеобразовательных школ и их родители, студенты вузов республики. В качестве экспертов - специалисты в сфере управления образованием, преподаватели школ и вузов республики, научные работники, представители общественных организаций. Среди опрошенных экспертов наибольшее число тех, кто длительное время живет в регионе, то есть знает обычаи, традиции, жизненный уклад, в целом, культуру не только своего, но и других народов, проживающих в республике. Так как опросы проводились в режиме мониторинга, то есть по единой методике в течение нескольких лет, сравнительный анализ результатов в динамике позволил представить установки, мнения, суждения представителей этносов, проживающих в КЧР, которые можно считать модальными и устоявшимися.

Значительное большинство экспертов (85%) считают, что Карачаево-Черкесия - это многонациональный и поликонфессиональный регион, при этом 11,7% подчеркивают, что многонациональный состав населения сложился исторически. При этом, давая оценку по-лиэтничности и поликонфессиональности, более трети ответивших (36,7%) полагают, что эти параметры региона являются благоприятными факторами его развития и взаимодействия его жителей. Четверть опрошенных экспертов (24,4%), рассматривая полиэтничность и поликонфессиональность как проявления социальных интересов регионального сообщества, считают, что они нуждаются в организационном и финансовом обеспечении. Немного меньше (21%) экспертов полагают, что полиэтничность и поликонфессиональность - объективные и привлекательные характеристики региона. Среди экспертов 13,3% указали на то, что полиэтничность и поликонфессиональность имеет определенный конфликтогенный потенциал [Кубанова, 2018].

Формированию у молодежи разных народов, религий и конфессий уважительного отношения друг к другу способствуют пропаганда позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие многообразия культур, толерантность. Большая роль в позитивном восприятии других культур, языков, религий отводится образовательным учреждениям республики. Значительная часть родителей считает важным для своего ребенка изучение таких предметов как: история родного края - 70%; национальные традиции, народные праздники - 67%; история народа/история народов региона - 62,7%; национальная литература, народный эпос, национальные танцы - 48,7%; народные сказания - 42%. Можно сделать вывод о том, что родители учащихся в своем большинстве выступают за региональный компонент в образовании, основанный на изучении элементов национальной культуры народов.

В первую очередь, по мнению 83,3% родителей, знания о народной культуре нужны детям для сохранения традиций. Для того, чтобы чувствовать принадлежность к своему народу - 46,7%; для получения специальных навыков и умений, которые пригодятся в жизни - 34%. Таким образом, родители выступают за необходимость сохранения традиций и этнической идентичности, которые невозможны без специальных знаний и навыков.

В полиэтничной Карачаево-Черкесии существует реальное многоязычие, к которому жители привыкли. Все относятся с пониманием к широкому его использованию. Большинство жителей, кроме русского языка, при общении используют другие языки. Традиционно в республике в семьях обучают детей родным языкам, в школе этот процесс формализован, поэтому им владеет большинство представителей разных народов. В Карачаево-Черке-

сии на языках титульных этносов издаются газеты, детские журналы. Государственная телерадиокомпания Карачаево-Черкесии выпускает программы на русском, карачаевском, черкесском, абазинском и ногайском языках. Созданы национальные редакции на радио: абазинская, карачаевская, ногайская, черкесская. По данным массового опроса в 2019 году [Кубанова, 2020] преобладающее большинство респондентов - 87% отметили, что за последний год не испытывали никакой культурной дискриминации (из-за языка, национальности, религии), 5% ответили, что испытывали её из-за национальности, 4% - из-за религии и 3% из-за языка. Таким образом, субъективная оценка личной подверженности дискриминации из-за культурных различий составляет 9%.

Особенностью опросов 2017 и 2018 годов было наличие в анкете визуальной части (картинок, схем), направленных на персонификацию ответов учащейся молодежи и уточнение декларируемых взглядов и мнений. Ответы студентов в двух опросах, связанные с отношением к людям с другими языками, показали, что именно этот культурный маркер является привычным для жителей полиэтничной и полилингвальной КЧР Люди с другими языками, по мнению учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов (по 90% по результатам двух опросов), наиболее интегрированы в своих учебных коллективах. Высокий уровень объясним полиэтничностью республики. В Карачаево-Черкесии проводится последовательная образовательная политика, направленная на изучение и развитие родных языков. О чем свидетельствуют позитивные результаты её оценки со стороны учащихся старших классов средних школ, 90% которых устраивает качество преподавания родных языков в регионе. Опрос был проведен в рамках общереспубликанского референдума, организованного республиканской избирательной комиссией. В нем приняло участие 90,4% учеников 9-11 классов всех городов и муниципальных районов КЧР2 Важным также, на наш взгляд, является то, что сохраняется семейная преемственность в трансляции языков. Поэтому множественность языков - это культурная черта КЧР Молодые люди выросли в полилингвальной среде и их ответы показывают, что они считают такую среду естественной.

Данные опроса в КЧР показали, что дети не относятся с опаской к сверстникам другого вероисповедания, другой национальности, мигрантам. Они настроены очень толерантно. Для большинства учащихся (58%) не имеют значения культурные отличия в учебном коллективе. Пятая часть респондентов культурные отличия учитывают частично (19% опрошенных). Все же среди опрошенных есть те, кто обращают внимание на культурные отличия (менее пятой части опрошенных, 17%). Обостренно воспринимают культурные отличия в учебном коллективе всего 5% опрошенных.

Среди основных стереотипов, разделяемых большинством учащейся молодежи в отношении людей с другими языками, превалируют позитивные суждения: интерес, их поддержка в иноязычном окружении. Несколько неожиданными оказались ответы, связанные с доверием к иноязычным учащимся: только треть опрошенных в двух опросах готовы доверять таким людям, около половины ничего не ощущают (предположительно, многоязычная среда привычна для них), пятая часть испытывает тревогу. В многонациональной Карачаево-Черкесии традиционно проживают представители разных этносов, между которыми сложились добрососедские отношения, много смешанных браков. Равнодушие, недоверие, тревога, которые ощущает часть респондентов по отношению к людям, разговаривающим на другом языке, встречается редко.

В ходе массового социологического опроса в 2019 году, углубляя содержание вопроса о родных языках, респондентам было предложено дать их определение. Текстовый ответ дали 66% респондентов, 34% такого ответа не дали. Большинство респондентов определили родной язык как язык семьи, родственников - 35%; как язык народа/национальности - 26%. Третью позицию заняло мнение о том, что это «язык на котором говорю постоянно, привычный язык». Таким образом, группировка ответов о родном языке позволила выделить следующие сегменты:

- язык семьи, детства, родственников - 44%

- язык страны, региона, государственный - 31%

- национальный (этнический) язык - 26%

- язык постоянного пользования - 25%.

Вопрос об определении национальности в значительной степени определяется представленными ответами. В республике у большинства населения преобладает приморди-альное определение национальности. Так, 80% опрошенных определяют национальность как принадлежность к народу, 18% как гражданство, то есть можно предположить, что они считают себя россиянами, объединяя этническую и гражданскую идентичность. Изучение же портфеля идентичности показывает, что у жителей КЧР сложились устойчивые представления о своей идентичности: большинство (79% опрошенных) отмечают, что их должны воспринимать как гражданина страны (общероссийская идентичность), треть (32%) -как представителя отдельной национальности (этническая идентичность), 15% как жителя определенного региона (региональная идентичность). По результатам многократных социологических опросов можно судить об устойчивости структуры идентичности у жителей Карачаево-Черкесской Республики.

Полученные в ходе социологических опросов результаты позволяют сделать некоторые выводы. Полиэтничность Карачаево-Черкесии обуславливает высокий уровень межэтнической толерантности, в основе которой лежит многолетнее совместное существование разных народов и культур на одной территории, высокий процент межэтнических и межконфессиональных браков, стремление к стабильности. Таким образом, большинство жителей показывают высокий уровень толерантности, что соответствует принятой в регионе культуре позитивного восприятия «чужого, другого», основанной на длительном совместном существовании разных народов, культур, религий. Восприятие инокультурного у местного населения облегчается привычным фактом существования представителей разных народов в одном социокультурном и территориальном ареале.

Единство общества обеспечено, в том числе и единой образовательной политикой. Опросы показывают, что этнокультурное образование, являющееся составной и органичной частью образовательного процесса, способствует межэтническому согласию в учебных коллективах, реализации общественных потребностей в сохранении и развитии родных языков, в улучшении социального самочувствия этносов. В отличие от моноэтничных российских регионов, молодые люди в полиэтничной среде приоритетное внимание уделяют культурным отличиям людей, в том числе по языку, отмечая при этом высокий уровень интеграции людей с разными языками в своих учебных коллективах.

Можно сделать вывод о том, что характерной чертой жителей Карачаево-Черкесии является толерантность по отношению к представителям иных этнических групп при сохранении собственной этнокультурной самобытности.

Литература:

1. Кубанова Л.В., Щербина Е.А. Реализация государственной национальной политики, национально-культурное самоопределение народов, вопросы этнокультурного образования и межнациональные отношения в Карачаево-Черкесской Республике (результаты социологических исследований в 2015-2017 гг.). Информационно-аналитические материалы. Пятигорск: РИА-КМВ, 2018. 116 с.

2. Кубанова Л.В., Щербина Е.А. Реализация государственной национальной политики, национально-культурное самоопределение народов, вопросы этнокультурного образования и межнациональные отношения в Карачаево-Черкесской Республике (результаты социологических исследований в 2018-2020 гг.). Информационно-аналитические материалы. Черкесск, 2020. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.