Научная статья на тему 'Черкесская диаспора в Иордании: проблемы и ожидания'

Черкесская диаспора в Иордании: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1016
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / ЭТНОС / ЭНДОГАМНЫЙ БРАК / АДЫГАГЪЭ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ЯЗЫКОВАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хот Ирина Гиссовна, Исхакат Фади Исхан

В статье предпринимается попытка рассмотреть проблему самосохранения этноса в условиях диаспоры с точки зрения членов черкесской общины в Иордании, существует ли, по мнению представителей диаспоры, угроза ассимиляции этноса. Описывая процессы, происходящие в этнокультурной среде черкесов, авторы приходят к выводу, что черкесское население в Иордании представляет собой общину, в которой действуют общественные организации, политические объединения, существуют печатные органы, предпринимаются меры по сохранению культуры и языка. Особенную роль в сохранении адыгского этноса, культуры традиций и языка в Иордании играет Черкесское благотворительное общество. Определенную нишу занимают государственные и общественные организации Северо-Кавказских республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черкесская диаспора в Иордании: проблемы и ожидания»

УДК [94 (=11.352.3)+39(=11.352.3)]:316(470.621) ББК 63.3 (235.7)

Х 85

И.Г.Хот

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела философии и

социологии АРИГИ им. Т.Керашева, тел.8 918 428 41 54, [email protected]

Ф.И.Исхакат

Аспирант Адыгейского государственного университета, тел. 8 928 461 63 79.

Черкесская диаспора в Иордании: проблемы и ожидания

(Рецензирована)

Аннотация: В статье предпринимается попытка рассмотреть проблему

самосохранения этноса в условиях диаспоры с точки зрения членов черкесской общины в Иордании, существует ли, по мнению представителей диаспоры, угроза ассимиляции этноса. Описывая процессы, происходящие в этнокультурной среде черкесов, авторы приходят к выводу, что черкесское население в Иордании представляет собой общину, в которой действуют общественные организации, политические объединения, существуют печатные органы, предпринимаются меры по сохранению культуры и языка. Особенную роль в сохранении адыгского этноса, культуры традиций и языка в Иордании играет Черкесское благотворительное общество. Определенную нишу занимают государственные и общественные организации Северо-Кавказских республик.

Ключевые слова: диаспора, этнос, эндогамный брак, адыгагъэ - моральноэтический кодекс, языковая ассимиляция.

I.G. Khot,

Candidate of Sociology, the leading research scientist of Philosophy and Sociology

Department of T. Kerashev Adyghe Republican Institute of Humanitarian Researches, ph. 8

918 428 41 54, [email protected]

F.I. Iskhakat,

Post-graduate student АГУ, ph. 8 928 461 63 79.

Circassian diaspora in Jordan: problems and expectations

(Рецензирована)

Abstract: An attempt is undertaken to examine a problem related to self-preservation of ethnos in the conditions of diaspora from the point of view of members of a Circassian community in Jordan, whether or not threat of ethnos assimilation exists. Describing the processes occurring in ethnocultural circle of Circassians, it is inferred that the Circassian population in Jordan represents a community in which public organizations and political associations operate, there are publishing bodies and measures on culture and language preservation are undertaken. The especial role in preservation of Adyghe ethnos, culture, traditions and language in Jordan is played by the Circassian charitable society. The state and public organizations of the North Caucasian republics occupy a certain place in this.

Keywords: diaspora, ethnos, endogamy marriage, adygage - the moral-ethical code, language assimilation.

В последнее время большой исследовательский интерес вызывает проблема изучения феномена этнических диаспор. Актуализации темы способствует, с одной стороны,

активизация этнического самосознания в полиэтничных государствах и многочисленные этнические конфликты; а с другой - подход к зарубежной диаспоре со стороны современных государств как к важнейшему внешнеполитическому и экономическому ресурсу.

В отечественной науке проблема диаспоры долгое время была на обочине исследовательского интереса. Сравнительно недавно, когда в России стали происходить глубокие трансформации, были сняты идеологические запреты на исследование этой темы. Родина вспомнила о своих исторических диаспорах, образовавшихся при царской России и не имевших возможности общения в советский период.

Одной из наиболее многочисленных российских диаспор является «черкесская диаспора», сформировавшаяся на Ближнем Востоке ко второй половине XIX - началу XX века.

В черкесскую диаспору влились представители разных народов Северного Кавказа, но больше всего в ней адыгов, вынужденно переселившихся после окончания Кавказской войны за пределы Российской империи.

Данная работа посвящена адыгской диаспоре в Иордании. Черкесская диаспора в Иордании представляет собой пример развития диаспоры в условиях достаточно благоприятных. Здесь она начала складываться сразу после Кавказской войны. С возникновением иорданского независимого государства черкесы стали оказывать сильное влияние на социально-политическую и культурную жизнь королевства. Складывание правящей (и в значительной мере военной) элиты Иорданского королевства происходило не без участия выходцев из диаспоры. В связи с этим иорданские власти не мешали сохранению и развитию черкесской общины.

Сегодня черкесская община занимает прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и пользуется поддержкой руководства страны. В связи с вышеизложенным проблема современного состояния черкесской диаспоры в Иордании имеет большую теоретическую и практическую значимость. Ее актуальность еще более увеличивается в настоящее время вследствие развития контактов стран Ближнего Востока с регионами Северного Кавказа.

Черкесская диаспора становилась объектом изучения историков, филологов, социологов. История возникновения и эволюция черкесской диаспоры на Ближнем Востоке достаточно полно освящена в работах А.В. Кушхабиева, А.А. Ганич [1]. Опыт социологического исследования черкесской диаспоры в Иордании предпринимается в монографии Н.Ю. Халаштэ. Автор описывает черкесскую диаспору в Иордании, рассматривая проблему адаптации черкесского населения в чужеродной среде [2].

В данной статье предпринимается попытка посмотреть глазами диаспоры на проблему самосохранения этноса в иноэтничной среде. Существует ли, по мнению представителей диаспоры, угроза ассимиляции этноса и есть ли способы повлиять на этот процесс.

Данные приведенные в настоящей статье были получены методом стандартизированного интервью, при котором используется опросный лист с четко определенными порядком и формулировками вопросов с целью получения максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами. Исследование проводилось в столице Иордании. Были опрошены люди имеющие влияние и авторитет в общине, всего 55 человек, из них 45 мужчин и 10 женщин. В возрастной категории до 35 лет было опрошено 13 человек, в возрасте до 45 лет - 5, в возрастной категории 46 лет и старше - 37. Кроме того, проводились неформальные беседы с жителями Иордании адыгского происхождения.

Исследование показало, что черкесская диаспора представляет собой довольно закрытую, хорошо организованную общину. Адыги не стремятся ассимилировать с местным населением. Эндогамные браки в черкесской диаспоре остаются доминирующими. Поскольку в Иордании нет статистики межнациональных браков, мы решили прибегнуть к личной статистике иорданских адыгов. По нашей просьбе респонденты вспомнили все известные им черкесские семьи, в которых один или оба супругов черкесы. Первый

информатор (город Аль-Мухаджери, 54 года) вспомнил 149 семей, из них 18 межэтнических (12%). Молодой человек (город Вади-эл-Сиир, 27 лет) припомнил 50 семей, из них 7 межэтнических (14%). Еще один информатор (город Амман, 63 года) в течение часа вспомнил 38 семей, из них 4 - межэтнические (10,5%). У всех получились приблизительно одинаковые данные - 1 межэтнический к 12 эндогамным бракам. Причем парни черкесы чаще, чем девушки создают межэтнические браки (женятся на арабках, американках, европейках и представительницах других национальностей). Дети в таких браках считаются адыгами.

В то же время черкесы диаспоры чувствуют себя, прежде всего, иорданцами, гражданами своей страны. «Я адыг, живу в Иордании, честно служу ей потому, что люблю эту страну, и не забываю, что я иорданец» (ландшафтный дизайнер, 62 года). «Я по национальности иорданец, а по принадлежности адыг» (пенсионер, 74 года). Они осознают то, что объединяет иорданцев - территория проживания, религия, король и королевская семья, общая история, арабский язык; демонстрируют благодарность, любовь и преданность по отношению к отчизне. «Адыги преданы Королевскому Дому. Стиль жизни заставляет адыгов и арабов быть в чем-то похожими: образование, работа, культура» (пенсионер, 80 лет).

Важным объединяющим началом граждан Иордании является религия. Ислам суннитского толка - государственная религия Иордании, её исповедует 92% населения, в том числе и адыги.

Пять раз в день громкоговорители мечетей транслируют призыв к молитве. В мечетях открыты классы для религиозного обучения, проводятся собрания местного населения. По пятницам, во время дневной молитвы, мечети заполняются до отказа. Во время мусульманского поста прием пищи, питье и курение в общественных местах между восходом и закатом солнца преследуются по закону [3].

Закономерно, что многие представители диаспоры идентифицируют себя не только через понятия адыг и иорданец, но и через понятие - мусульманин. «Сначала я мусульманин, потом адыг, а затем иорданец» (офис менеджер мэра г. Аммана, 48 лет). «Прежде всего, я себя чувствую адыгом, потом мусульманином, потом иорданцем» (пенсионер, 71 год). Религия частично оправдывает потерю родного языка в пользу арабского: «Коран написан на арабском языке» (пенсионер, 77 лет).

Можно сказать, что черкесская диаспора, как и вся Иордания, живет и развивается в поле мусульманской культуры, но в последние 20-30 лет испытывает все более сильное влияние современной европейской цивилизации.

Современная европейская культура влияет на молодых людей. Они по-другому начинают смотреть на традиции и обычаи своего народа. Многое кажется им устаревшим и даже вредным в традиционном воспитании детей. Обычай избегания, который запрещал или ограничивал контакты между кровными родственниками и свойственниками: между мужем и женой, родителями и детьми, женой и родителями мужа, давно в прошлом. Но и сами принципы воспитания воспринимаются критически. «Излишняя строгость в воспитании детей делает их слишком скромными, а надо быть инициативным, активным и предприимчивым, чтобы быть успешным» (предприниматель, 32 года).

Тем не менее, тема адыгства вызывает у иорданских черкесов большое сочувствие. Респонденты с интересом участвовали в интервью. Сама проблема исследования пробудила у многих национальные чувства. Мы предполагаем, что этим объясняется, то, что вначале интервью на вопрос: «Кем по национальности являются ваши родители?» - более 70% ответили, что они иорданцы. Затем на вопрос о своей национальности более половины респондентов ответили: «Прежде всего, я - адыг, потом иорданец».

Респонденты испытывают теплые чувства по отношению к исторической родине. Многие бывали на Северном Кавказе, другие собираются побывать в ближайшее время. Современными событиями, происходящими на территории исторической Родины, регулярно или периодически интересуются почти все респонденты.

На вопрос: «Знаете ли Вы историю своего рода?» практически все респонденты

ответили положительно. Почти треть опрошенных читает книги по истории и культуре адыгов, остальные предпочитают узнавать что-то новое об истории своего народа из рассказов знающих людей. Большинство респондентов читают периодическую литературу, издаваемую черкесскими общественными организациями.

Большой популярностью у иорданских адыгов пользуются адыгская музыка и танцы. Половина опрошенных умеет танцевать народные танцы. Все респонденты знают названия адыгских блюд и сообщают, что в семье готовятся традиционные кушанья.

Сохранилось у иорданских адыгов и представление об адыгагъэ - традиционном морально-этическом кодексе, который формирует адыгский этнос, является сутью, душой адыгской культуры.

Ответы на вопрос, какие качества личности говорят о том, что человек - адыг, показывают, что в народе живо понятие адыгства. Высказывания респондентов продуманы и многообразны. Традиционно под адыгагъэ понимают: мужественность, уважительность, достоинство. Отражением дня сегодняшнего является представления об адыгстве, как о праведности, честности и пунктуальности.

Большую роль в жизни черкесской диаспоры играет общественная организация Хасэ или «Черкесское благотворительное общество» (ЧБО), основанное в г. Аммане в 1932 году. ЧБО занимается широким кругом вопросов - благотворительной, социальной, культурной и научной деятельностью. Это орган самоуправления черкесской общины. Совет старейшин при ЧБО по традиции занимается разбирательством и урегулированием конфликтных ситуаций между членами общины. Старейшины прикладывают усилия, для того чтобы избежать, если возможно, вмешательства государственных органов в спорных ситуациях.

Женская секция, основанная в Аммане в 1970 году, занимается организацией женщин для участия в благотворительной и образовательной деятельности.

Территориальные отделения ЧБО открыты во всех населенных пунктах компактного проживания адыгов.

Опрошенные нами адыги удовлетворены работой ЧБО и его отделений. Однако 19 человек ответили, что деятельность Хасэ охватывает небольшой круг проблем и небольшую группу людей. Тем не менее, практически все респонденты когда-либо участвовали в программах и мероприятиях, проводимых Хасэ. Это говорит о том, что ЧБО охватывает своей работой значительную часть черкесского населения. Однако, что касается работы ЧБО по сохранению культуры, традиций и языка адыгов, то большинство опрошенных (40 человек) пришли к выводу о том, что в этом направлении предпринимается мало усилий.

Адыгов, проживающих в Иордании, волнуют проблемы воспитания молодежи в духе адыгства, укрепления морали и нравственности среди молодых людей.

Проблемам молодежи в черкесской диаспоре уделяется самое пристальное внимание. ЧБО дает кредит на получение образования нуждающимся молодым людям, которые не смогли поступить на бесплатное отделение. Члены общины предлагают, в обязательном порядке, помогать молодежи получать второе высшее образование, чтобы быть конкурентоспособным в современном обществе.

Существуют молодежные отделения ЧБО: спортивный клуб «Ахли» и

«Молодежный клуб». Спортивный клуб «Ахли», основанный в 1944 году, располагает большим современным спортивным комплексом. Клуб состоит из футбольной, баскетбольной и гандбольной команд; секций по плаванью, большому и настольному теннису, легкой атлетике, вольной борьбе, восточных единоборств. «Молодежный клуб», основанный в 1950 г., ставит перед собой задачи: привития молодежи адыгской культуры, воспитание ее в духе взаимопомощи. В клубе действуют танцевальный, вокальноинструментальный и театральный кружки, а также спортивные секции.

Немаловажным для черкесского населения в Иордании является проблема укрепления сплоченности черкесского населения, традиций взаимопомощи, а также усиления роли черкесской диаспоры в Иордании. Треть респондентов отмечают, что в этом направлении успешно работает политическая партия - Адыгский меджлис.

Больше всего респондентов беспокоит тот факт, что сокращается число адыгов, владеющих родным языком. Из 55 экспертов 47 считают, что на проблему сохранения и усиления роли адыгейского языка надо обратить более пристальное внимание. Такое единодушие не встречается больше ни по одной проблеме.

Респонденты не только называют проблему, но и предлагают шаги к ее решению. «Одна из самых важных проблем для адыгов в Иордании это знание родного языка. Мы должны учить своих детей и проводить семинары для родителей» (пенсионер, 71 год). «К сожалению, многие молодые люди не знают родного языка, потому что их родители сами не говорят на нем. Адыгская школа в Иордании должна выпускать больше книг для изучения адыгейского и обучать как можно большее количество детей» (пенсионер, 77 лет).

С целью обучения родному языку с 1970 г. в западном Аммане при женском отделении ЧБО существует черкесская школа имени принца Хамза бен аль-Хусейна, при ней функционирует дошкольное образовательное учреждение. Школа и садик существуют на средства Черкесского благотворительного общества. Еще один частный детский сад имени принца Али-Бен-Аль-Хуссейна располагается в филиале Адыгэ Хасэ в Вади-аль-Сиире, третий находится в г. Джераш он существует на благотворительные средства Адыгэ Хасэ Джераша.

Однако школа и три садика не могут изменить ситуацию. В школе учится чуть более 600 учеников. По приблизительным оценкам директора адыгской школы Бат Нормы Баха-ель-Дин, доля учащихся в этой школе черкесских детей не превышает 10%, остальные 90% детей учатся в иорданских школах. Родители не торопятся отдавать детей в черкесскую школу, есть и гораздо более престижные учебные заведения, да и знание родного языка не может, как правило, помочь в дальнейшем выборе профессий.

Ситуация со знанием родного языка адыгами стала ухудшаться в последние 20 лет. Урбанизация привела к тому, что населенные пункты, заложенные или возрожденные адыгами (в их число входят Амман и Джараш), получили статус городов. Они активно стали заселяться арабами и палестинцами, и в результате адыги в них оказались в меньшинстве. Как следствие в современной Иордании молодежь до 30 лет практически не знает родного языка, либо изъясняется с большим трудом. Даже в семьях и черкесских общественных организациях чаще разговаривают на арабском языке, и периодические издания о черкесах и для черкесов выходят на арабском.

На языковую ассимиляцию адыгов работает система образования и средства массовой информации. Положительным исключением является, созданный несколько лет назад, телеканал «Нарт», который вещает на родном языке для черкесской общины. Есть намерения транслировать программы на адыгейском языке с помощью телевидения Республики Адыгеи телекомпанией «Нарт» в рамках договора об информационном взаимодействии.

Не зная язык, респонденты не могут назвать его родным. «Я бы очень хотел, чтобы адыгейский был моим родным языком, но родной это тот язык, на котором ты пишешь, читаешь и говоришь» (председатель Хасэ, 62 года).

Исследование показало, что родным языком считают адыгейский 30 респондентов, остальные назвали родным - арабский. Свободно говорят, читают и пишут 9 респондентов, владеют разговорной речью - 36 человек, не знают языка - 10. Среди возрастной категории до 35 лет свободно владеющих языком не оказалось.

Многие респонденты с потерей языка связывают потерю адыгства. «Забыть свой язык - то же самое что исчезнуть» (пенсионер, 72 года). На прямой вопрос, об угрозе ассимиляции адыгов в Иордании, почти половина респондентов ответили, что проблема стоит очень остро. Еще 19 человек сказали, что такая угроза существует, но пока не очень значительная. Одиннадцать респондентов, в основном молодые люди до 35 лет, ответили, что проблема надуманная.

У многих интервьюированных есть свое мнение о том, что может способствовать самосохранению адыгского этноса в Иордании.

В трех интервью очень эмоционально прозвучало, что решить проблему ассимиляции адыгов в Иордании можно, только вернувшись на Северный Кавказ. «Проблема исчезновения адыгского этноса в Иордании, конечно существует, как и во всех диаспорах и решается она одним путем, путем возврата на историческую родину, это спасение» (пенсионер, 72 года). «Эта проблема существует, но она не решится всего лишь связью с исторической родиной или силами ЧБО, она решается возвращением адыгов на родину» (председатель Хасэ, 62 года).

Многие респонденты ответили, что необходимо общественным организациям усилить работу по сохранению языка, культуры, традиций. По мнению половины опрошенных, контакты с исторической родиной могут помочь разбудить национальное самосознание. «Да, связь с исторической родиной это основной фактор сохранения нашего этноса здесь в Иордании. Также очень важно, чтобы у иорданских адыгов была возможность получить паспорт, дающий возможность беспрепятственно приезжать на Родину» (пенсионер, 70 лет).

В целом, черкесское население в Иордании представляет собой общину, в которой действуют общественные и политические организации, выпускаются периодические печатные издания. Вместе с тем члены общины чувствуют тревогу из-за языковой и культурной ассимиляции. Предпринимаемые меры по сохранению культуры и языка воспринимаются черкесским населением как недостаточные. Многие представители диаспоры считают, что работа по сохранению культуры и возрождению языка должна вестись на другом уровне.

Исследование показало, что существует обширная сфера деятельности для государственных и общественных организаций Северо-Кавказских республик. Пока результаты этой работы не видны. Иорданские черкесы не знают деятелей культуры и науки республик Северного Кавказа, не знакомы с художественной и исторической литературой, фольклором и т.п. В то же время интерес к истории и современным событиям, происходящим в России, существует, диаспора готова к более тесным связям с исторической родиной.

Примечания:

1. Адыгская и Карачаево-Балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. 269 с.; Кушхабиев А.В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик, 2007. 320 с.; Ганич А.А. Черкесы в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития М., 2007. 272 с.

2. Халаштэ Н.Ю. Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании. Майкоп: Качество, 2007. 159 с.

3. Иордания. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Ц^: http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/ЮRDANIYA.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.