ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 32:39
М.В. КУШНИР
АДЫГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: диаспора, международные неправительственные организации, региональные этнополитические процессы.
Статья посвящена исследованию деятельности международных неправительственных организаций адыгской (черкесской) диаспоры, их влияния на этнополитические процессы, развивающиеся в регионе Северного и Северо-Западного Кавказа.
M.V. KUSHNIR
CIRCASSIAN INTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS: STRUCTURE, FUNCTION, BASIC DIRECTIONS OF ACTIVITY
Key words: diaspora, the international non-governmental organizations, regional ethnopoli-tical processes.
Article is devoted to research activities of the international non-governmental organizations to the adygean (drcassian) diaspora, their impact on ethnopolitical processes occurring in the region of the Northern and North-Western Caucasus.
В течение последних 10-15 лет стало очевидно, что политический процесс имеет тенденцию к постепенному, но постоянному усложнению, обусловленному как увеличением количества его акторов, так и расширением спектра их функций. При этом необходимо отметить, что в современном политическом процессе присутствует заметное укрепление взаимосвязей и взаимозависимости внутригосударственных и международно-политических процессов. Причины этого, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, кроются в так называемом эффекте глобализации, вызванном к жизни развитием мировой экономики и технологическим прорывом в сфере средств массовых коммуникаций [6. С. 4].
Эффект глобализации, помимо всего прочего, привел к усложнению этнокультурных процессов, сделав их, как представляется, максимально противоречивыми. С одной стороны, распространение массовой культуры через средства массовых коммуникаций до определенной степени нивелирует культурные различия этносов, с другой стороны, такая ситуация актуализирует выделение культурных маркеров, отличающих один народ от другого, что, в свою очередь, способствует укреплению этнической идентичности. В такой ситуации этнические группы получают возможность непосредственного воздействия на политический процесс с помощью создания политических партий и движений националистического характера, отстаивающих этнокультурную специфику соответствующих общностей и стремящихся в отдельных случаях к сецессии или сегрегации. Все сказанное выше делает этнический фактор весьма и весьма весомым как в международно-политических, так и внутриполитических процессах [6. С. 4].
Активные миграционные процессы предопределяют количественное и качественное развитие сообществ мигрантов - диаспор, укореняющихся в принимающем обществе и способных оказывать значительное воздействие на его социально-политическую стабильность. Кроме того, укрепление диаспор неизбежно отражается на их взаимодействии со странами исхода и/или так называемым «материнским этносом», оставшимся на исторической родине.
Таким образом, диаспоральные сообщества становятся самостоятельным актором политического процесса, способным влиять на позиции других акторов, тем более что диаспоры представляют собой одну из наиболее «старых» этнополитических сил, сложившихся и ставших заметными задолго до формирования государств современного типа, государств-наций. Исходя из этого, можно предположить, что в современных условиях политическое значение диаспор будет расти, тем более что в условиях интенсификации миграционных потоков потенциал их развития будет укрепляться, а сами они не только станут самостоятельными акторами политического процесса, но и будут выступать в качестве ресурса для внешней политики государств и усилий разнообразных международных организаций и транснациональных корпораций.
Черкесская (адыгская) диаспора возникла в результате массового переселения народов Северного и Северо-Западного Кавказа на территорию Османской империи по политическим мотивам, связанным с неприятием их лидерами активного проникновения российского влияния на Кавказ и активной внешнеполитической позиции Великобритании и Блистательной Порты, противодействующих этому проникновению1. В результате исторических событий черкесский народ оказался расселен по многим странам мира. Местами наиболее компактного проживания для адыгов сегодня являются: Турция, Сирия, Иордания, Германия, США, Израиль, Голландия и другие страны. Оказавшись за пределами своей родины, адыги сумели адаптироваться в странах компактного проживания. Подтверждением этому служат факты назначения адыгов на высокие посты в государственном аппарате, избрание в высшие органы законодательной власти стран проживания.
Для сохранения идентичности своих представителей черкесская диаспора создала достаточно широкий набор институтов, направленных, с одной стороны, на культивирование традиционной черкесской культуры и поддержание сплоченности, а с другой - на взаимодействие с принимающим обществом. На состояние этих институтов серьезное воздействие оказала как культура самих адыгов (которые доминировали в мухаджирской среде), так и условия, предъявляемые принимающим обществом, которые к тому же менялись в зависимости от исторической обстановки (Османская империя, подмандатные территории, Турецкая Республика, независимые арабские государства). К институтам такого рода относятся, в частности, «Черкесское общество содействия просвещению и культуре», «Общество друзей Чеченской Республики», «Иорданское общество друзей черкесов Кавказа» и т.д. Эти институты выполняют достаточно широкий спектр функций: обеспечивают сплоченность общин, их взаимодействие между собой, взаимодействие с принимающим обществом, исторической родиной. Значительное количество институтов, ставящих своей целью поддержание контактов с исторической родиной, может объясняться стрессовым характером миграции и генезиса диаспоры.
1 Адыги (черкесы; самоназвание: адыгэ) - группа народностей (адыгейцы, кабардинцы, черкесы,) в России (714 тыс. чел. - 2002, перепись), а также: Турция - 12000 тыс., Ливия - 420 тыс., Сирия - 330 тыс., Египет - 190 тыс., Иордания - 170 тыс., Германия - 94 тыс., Ирак - 62 тыс., США - 46 тыс., Йемен - 35 тыс. и др., где их обычно называют как Circassians (т.е. черкесами), так и Adyghe, при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а второе часто обозначает только адыгов. Говорят на едином адыгском языке, входящем в абхазоадыгскую семью и имеющем две литературные нормы - адыгейскую и кабардино-черкесскую. Общая численность свыше 1,5 млн человек (оценка 2006 г.), по другим данным - около 14-16 млн человек (оценка 2000 г.). В советское время адыгов в Адыгее стали именовать «адыгейцами», а понятие «черкесы» (до начала XX в. включавшее все адыгские субэтносы) осталось только за адыгами Карачаево-Черкессии. В настоящее время адыги известны, как кЧ, ТР - это, главным образом, черкесы, включая бесленеевцев, в Адыгее и Краснодарском крае - абадзехи, бжедуги, темиргоевцы, шапсуги, в КБР - кабардинцы.
На исторической родине (Северный и Северо-Западный Кавказ) в настоящее время проживает около 600 тыс. адыгов. Здесь имеются национальные государственные образования: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.
Степень прочности связей диаспоры со страной исхода относится к основным структурообразующим факторам, способствующим долгосрочной стабилизации диаспоры и сохранению ее представителями специфических этнокультурных характеристик [11. С. 50]. Связи между черкесскими общинами Ближнего и Среднего Востока с Кабардино-Балкарией, Адыгеей и Карачаево-Черкессией начали налаживаться с конца 1950-х гг. Во многом данному процессу способствовало создание в 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Ассоциации «Родина», занимающейся установлением контактов с соотечественниками за рубежом)2. Ассоциация имела филиалы на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Грузии. Во второй половине 1960-х гг. было открыто отделение данной организации в Кабардино-Балкарии, в конце 1980-х гг. - в Республике Адыгея. Кабардино-Балкарский и Адыгейский филиалы Ассоциации сумели наладить культурные связи с черкесскими общинами Сирии, Иордании и Турции. С начала 1980-х гг. зарубежные черкесы получили возможность свободного посещения республик Северного Кавказа. Именно по линии Ассоциации и ее филиала в Адыгее зарубежным адыгам (Сирия и Югославия) были направлены программы и методические указания по изучению родного языка, черкесы из некоторых ближневосточных стран получили возможность учиться в Майкопе и Нальчике.
В настоящее время из северокавказских филиалов Ассоциации «Родина» осталось лишь Кабардино-Балкарское отделение, остальные прекратили свою деятельность в постсоветское время. Благодаря деятельности указанной структуры зарубежные адыги получали аудио- и видеоматериалы о Северном Кавказе, печатные издания (книги, газеты и журналы), происходил обмен делегациями. Несмотря на то, что этот процесс был строго регламентирован и состав делегаций утверждался высшими государственными инстанциями, связи со своей исторической родиной постепенно восстанавливались.
В этот же период в среде черкесских общин активно стал обсуждаться вопрос о создании единой координирующей организации. С этой целью 21-28 октября 1988 г. по инициативе Черкесского культурного центра в Анкаре в этом городе была проведена Неделя северокавказской культуры. В мероприятии приняли участие делегации из Иордании, Сирии, Египта, США, ФРГ, Кабардино-Балкарии, Адыгеи. На данном форуме в том числе обсуждались вопросы восстановления и укрепления связей с зарубежными диаспоральными общинами, репатриации адыгов на историческую родину.
В начале мая 1990 г. в деревне Ден-Алердник, расположенной под Амстердамом, была проведена конференция зарубежных черкесских организаций, на которой обсуждалась возможность создания единой общечеркесской организации - конгресса для координации деятельности всех черкесских общин мира. Местом проведения конгресса избрали столицу Кабардино-Балкарии г. Нальчик.
Первый всемирный (международный) черкесский конгресс состоялся
19-21 мая 1991 г. В его работе принимали участие делегации от черкесских общин США, ФРГ, Голландии, Турции, Иордании, Сирии (наблюдатели), Израиля и Югославии, а также правительственные делегации Адыгеи, Абхазии,
2 С января 1992 г. после ряда реорганизаций (в 1959, 1963, 1975 гг.) данная организация носит название «Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом» (Ассоциация «Родина»).
Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, представители общественных организаций этих республик, представители черкесских землячеств и культурных обществ Краснодарского и Ставропольского краев, а также представители московской общины. Конгресс принял решение о создании Всемирной черкесской ассоциации (ВЧА), которую позднее переименовали в Международную черкесскую ассоциацию (МЧА), о принятии Устава и Программы ВЧА, в которой отметил, что основной целью и задачей этой организации является координирование усилий всех черкесских общественных организаций по воссоединению всех черкесов. Для освещения жизни черкесской диаспоры была учреждена газета «Нарт» [10].
На конгрессе были избраны первый президент МЧА - народный депутат СССР Ю.Х. Калмыков и его заместители - Фатхи Раджаб (Голландия), Самир Кардан (Иордания), Надждет Хатгам Мешвез (Турция) и Абдуллах Минитаев (СССР). В продолжение сотрудничества 8-12 июня там же был проведен первый Международный фестиваль адыгской культуры, где выступали творческие коллективы из разных стран.
20-25 июля 1993 г. в Майкопе состоялся II Конгресс МЧА, на котором присутствовали делегации стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе представители общественных организаций Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского краев. Почетными гостями были президент Республики Адыгея А.А. Джаримов и президент Кабардино-Балкарской Республики В.М. Коков. Первоочередным предметом обсуждения стал грузино-абхазский конфликт 1992-1993 гг. Участники мероприятия осудили агрессию Грузии против Абхазии и выдвинули ряд предложений по урегулированию данного конфликта. По призыву МЧА представители черкесской зарубежной диаспоры принимали непосредственное участие в абхазо-грузинском конфликте на стороне абхазов. В числе важнейших тем обсуждения были вопросы о возвращении потомков мухаджиров на историческую родину и об издании книг, описывающих обычаи и традиции черкесов, с целью их распространения в диаспоре.
III Конгресс МЧА, проходивший 24-26 июля 1996 г. в г. Черкесск, был более политизирован, чем предыдущие. Президент МЧА Абу Схаляхо, главный секретарь МЧА Надждет Хаттам Мешвез, председатель Адыгэ Хасэ Республики Адыгея Руслан Емиж подготовили обращение к президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с просьбой о прекращении боевых действий на территории Чечни. Кроме того, обсуждался вопрос о создании международного черкесского парламента со всеми необходимыми полномочиями.
Весной 1998 г. по приглашению иорданского принца Али бин Хусейна руководители трех Адыгэ Хасэ: Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Адыгея прибыли в Иорданию. Целью поездки было участие в региональном совещании по проблемам адыгов. В ходе обсуждения было решено объединить усилия всех научных и образовательных учреждений черкесов для написания истории адыгов с древнейших времен до окончания Кавказской войны. Исследование истории самой диаспоры было решено поручить представителям зарубежной части черкесского сообщества. Обсуждались вопросы культурных и научных связей, проблемы, которые необходимо поставить на предстоящем Конгрессе МЧА, а также проблемы инвестирования Иорданией российской экономики.
С 25 по 28 июня 1998 г. в г. Краснодар проходил IV Конгресс Международной черкесской ассоциации. В мероприятии принимали участие делегаты из России, стран СНГ, а также США, Голландии, Германии, Израиля, Ливии. В ходе работы обсуждались вопросы политического характера, в частности,
президент МЧА Борис Акбашев и другие делегаты приняли обращение к президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с просьбой изменить политику в отношении Абхазии.
Участие МЧА в решении проблем непризнанных государств получила развитие в августе 2008 г., когда данная организация, комментируя действия грузинских вооруженных формирований во время войны в Южной Осетии, выпустила обращение к ОБСЕ, России и мировому сообществу с осуждением действий официального грузинского руководства: «Власти Грузии, ставящие собственные политические амбиции выше человеческих жизней и интересов своего народа, грубо и цинично нарушили все ранее достигнутые международные договоренности». Организация возложила ответственность на власти Грузии, отметив, что «трагические события в Южной Осетии, спровоцированные открытой вооруженной агрессией Грузии против мирных жителей и группы российских миротворцев, повлекшие за собой гибель многих сотен людей, многочисленные разрушения городов и сел, вызывают глубокое возмущение», «кровь погибших мирных жителей и воинов-миротворцев на совести грузинского руководства и возглавляемых ими вооруженных формирований» [8].
Однако, несмотря на то, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии должно было стимулировать активность МЧА, уже на VIII Конгрессе данной организации, проходившем в октябре 2009 г. в столице Адыгеи г. Майкоп, было вскрыто «огромное количество внутренних проблем в среде черкесской общественности» [5]. В ходе обсуждения основных проблем черкесского народа была выявлена тенденция неудовлетворительной работы черкесских общественных организаций, и особенно Международной черкесской ассоциации, которая была призвана решать главные проблемы народа. В связи с этим было принято решение обратиться к Конгрессу МЧА с предложением реформирования Ассоциации.
Некоторыми делегатами рассматривался вопрос об избрании на пост президента МЧА представителя зарубежной черкесской диаспоры. В ассоциации возникла коалиция, недовольная деятельностью нынешнего руководства и подготовившая ряд кандидатов из числа зарубежных адыгов, готовых возглавить эту организацию. В данную коалицию вошли представители адыгских диаспор Турции, Иордании, США, а также Европы. Любая из этих групп была готова выставить своего кандидата и перенести к себе штаб-квартиру МЧА. Сторонники переноса штаб-квартиры МЧА за рубеж считают, что в условиях развивающейся российской демократии реакция российских властей на общественные процессы не всегда бывает адекватной и далеко не всегда соответствует интересам кавказских народов. В итоге голосования на пост президента МЧА была утверждена кандидатура гражданина России, председателя правления коммерческого банка «Бум-Банк» Каншоби Музариновича Ажа-хова, по сей день возглавляющего ассоциацию [3].
Другой видной черкесской организацией является «Всемирное адыгское братство» («Worldwide Circassian Brotherhood»)3. Основными целями деятельности организации заявлены:
1) содействие сохранению и развитию культурно-исторического наследия адыгского народа;
2) укрепление связей с соотечественниками из-за рубежа;
3) установление прочных связей с отечественными и зарубежными национально-культурными организациями для совместных работ по профилю организации.
3 Создана в июне-июле 2005 г. Официально организация нигде не зарегистрирована. Руководитель - Замир Шухов.
По инициативе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) «Всемирное адыгское братство» (далее - ВАБ) внесено в реестр общественных организаций, представляющих интересы исчезающих и малочисленных народов по всему миру, с которыми сотрудничает ООН. По мнению руководителя организации З. Шухова, включение ВАБ в реестр ООН «открывает двери для деятельности в направлении защиты интересов малочисленного черкесского этноса по всему миру, защиты его этнического статуса, культуры, языка и самоопределения» [9]. Такое заявление симптоматично, так как наглядно демонстрирует именно политические амбиции ряда черкесских лидеров.
ВАБ являлось организатором Дней черкесов Европы в г. Брюсселе, участниками которых были представители адыгских диаспор Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Франции, Иордании и Турции, а также депутаты Европарламента и представители Карачаево-Черкессии.
Пристального внимания заслуживает и такая организация, как «Черкесский конгресс»4. Заявленная цель данной организации - содействие развитию национальных обычаев, поддержка членов движения, возрождение культуры адыгов. Но в основном деятельность «Черкесского конгресса» сосредоточена вокруг двух проблем: признание Россией геноцида адыгов в период Кавказской войны; решение вопросов, связанных с законодательным оформлением возможности репатриации адыгов на свою историческую родину.
Деятельность «Черкесского конгресса» в 2005 г. получила международный резонанс при попытке федеральных властей присоединить Адыгею к Краснодарскому краю. По инициативе организации при содействии ближневосточной и европейской диаспор адыгов был создан Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея со штаб-квартирой в Израиле [7]. В Государственную Думу Российской Федерации и в Европарламент были направлены обращения, в которых проблема сохранения статуса республики увязывалась с признанием геноцида черкесского народа. Данный документ подписали адыгские общественные организации не только России, но и Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии. В качестве альтернативы укрупнения региона прозвучала идея объединения в составе России Адыгеи, Ка-барды, Черкессии и Шапсугии в Адыгскую (Черкесскую) республику в рамках «исторических границ» ареала расселения адыгов [1]. Несмотря на то, что механизмы работы «Черкесского конгресса» практически не отражены в доступных авторам источниках, учитывая широкие международные связи данной организации, можно предположить, что она обладает серьезным потенциалом развития.
Интересен тот факт, что в черкесской среде достаточно высокой активностью и организованностью отличается молодежь, объединяющаяся в общественные организации. Осенью 1997 г. в г. Черкесск была создана Карачаево-Черкесская республиканская общественная организация «Союз абаза-адыгской молодежи» (СААМ), членами которой стали молодые абазины и адыги, проживающие в КЧР. В настоящее время имеет статус региональной организации, но в перспективе она должна стать всероссийской, а затем и международной. В числе основных задач «Союза абаза-адыгской молодежи» заявлено: налаживание экономических и культурных связей с соотечественниками за рубежом, более интенсивное межличностное общение с ними; установление и развитие связей с адыгской диаспорой и ее культурными центрами на территории Российской Федерации, а также за рубежом; проведение и участие в научных конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, посвященных проблемам культурной жизни адыгов. Политические требования в документах
4 Адыгейское республиканское общественное движение. Зарегистрировано 6 декабря 2004 г.
данной организации пока не прослеживаются, но эволюция в этом направлении представляется возможной, в частности под воздействием «Черкесского конгресса», а также сложных политических процессов, происходящих в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и Абхазии.
Вклад в укрепление связей черкесской диаспоры со своей исторической родиной вносит Адыгская международная академия наук, основанная в 1993 г. в г. Нальчик [2]. В настоящее время в составе академии около 200 академиков и членов-корреспондентов. Президентом академии со дня ее образования является крупный ученый-математик, профессор Адам Нахушев; вице-президенты: директор Адыгейского НИИ гуманитарных исследований Джабраил Мекулов, профессор Карачаево-Черкесского НИИ Лейла Бекизова и заведующий кафедрой экспериментальной физики КБГУ им. Х.М. Бербекова профессор Анатолий Темроков. Академия располагает тремя научными центрами (Адыгейским, Краснодарским и Московским) и выпускает собственное периодическое издание «Доклады АМАН», которое выходит два раза в год и распространяется в диас-поральной среде. Академия имеет свои отделения в Абхазии и Израиле. В настоящее время обсуждается проект открытия еще одного филиала - в Иордании. В рамках Академии проводят совместные исследования ученые из различных стран мира - России, США, Голландии, Германии, Франции, Англии, Израиля, Сирии и Иордании. Ежегодно проходят собрания, на которых обсуждаются текущие дела, а также новые достижения и научные разработки.
21 мая 1994 г. по инициативе ряда общественных организаций и движений в республиках Северного Кавказа проходили широкомасштабные акции и митинги в связи с 130-летием со дня завершения Кавказской войны (в ряде документов она была названа Русско-Кавказской). Этот день был объявлен Днем памяти депортированных адыгов, хотя официальный статус депортированного народа они так и не получили. Было подготовлено обращение к Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации с призывом дать правовую оценку последствиям Кавказской войны, признать геноцид черкесского (адыгского) народа, всемерно способствовать в получении им статуса народа-изгнанника, оказать содействие потомкам депортированных адыгов, желающим вернуться на свою историческую родину. Впоследствии черкесские общественные организации еще не раз обращались к российским властям с требованием признать геноцид адыгов. В 2005 г. «Черкесский конгресс» обратился к президенту России, однако ответа не последовало. Повторное обращение за подписью шести черкесских общественных организаций было направлено в 2006 г. президенту России, а также в Европарламент.
Связь диаспоры с Северным Кавказом проявляется не только в культурно-просветительской сфере. Свою роль представители черкесской диаспоры из Турции, Сирии и Иордании сыграли и в так называемом исламском возрождении, которое мы наблюдаем на протяжении последних 10-15 лет в различных регионах Северного и Северо-Западного Кавказа. Оно выражается в повышении интереса местных жителей к исламу, изучении ими норм ислама и стремлении следовать им в повседневной жизни. Религиозное самосознание достигает того же уровня развития, что и этническое, а в некоторых случаях становится преобладающим. Ислам начинает восприниматься как неотъемлемая часть исторического прошлого народа, как один из важных элементов идентичности адыгов.
Кризис во всех сферах жизни российского общества после развала СССР, отсутствие государственной идеологии привели к консолидации населения на основе этнической и религиозной общности. В настоящее время в республиках Северного Кавказа происходит процесс объединения отдельных
групп общества на основе принадлежности к одной религии, в данном случае к исламу. Внутри таких религиозных общин идентификация по национальному признаку отходит на второй план (после религиозного).
Таким образом, черкесская диаспора на Ближнем Востоке располагает солидным набором организаций, ставящих своей целью, по сути, реализацию масштабных политических проектов, закамуфлированных под проекты национально-культурного свойства. Эти проекты связаны с повышением статуса адыгских народов России, их объединением, чреватым нарастанием в адыгской среде сепаратистских настроений и усилением в регионе Северного и Северо-Западного Кавказа атмосферы этнической напряженности.
Литература
1. Адыги.РЫ: информационный портал. URL: http://www.adygi.ru/index.php7new-sidH40 (дата обращения: 25.04.2009).
2. Адыгская (черкесская) международная академия наук: сайт. URL: http://www.aman.niipma.ru/ (дата обращения: 16.06.2009).
3. Адыгский Интернет-форум. URL: http://www.adygaunion.com/rus/index.php?option=com_content& task=view& id551&Itemid=75 (дата обращения: 18.05.2009).
4. Адыгский Интернет-форум. URL: http://www.adygaunion.com/rus/index.php?option=com_ content&task=view&id119&Itemid=72 (дата обращения: 18.05.2009).
5. Адыгский Интернет-форум. URL: http://www.adygaunion.com/rus/index.php?option=com_content& task=view&id (дата обращения: 25.03.2009).
6. Балашов Ю.А., Кушнир М.В. Черкесская диаспора на Ближнем Востоке: основные тенденции развития и механизмы воздействия на политические процессы в регионе Северного и Северо-Западного Кавказа. Н. Новгород, 2011. 112 с.
7. Блог Аdygareview. URL: http://adygareview.blog.ru/tag/ (дата обращения: 25.03.2009).
8. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.02.2009).
9. Всемирное Адыгское Братство включено в реестр ООН [Электронный ресурс] // Информационное агентство «REGNUM»: официальный сайт. URL: http://www.regnum.ru/news/785296.html (дата обращения: 13.03.2009).
10. Джэгуак1уэ. История адыгов: сайт. URL: http://www.djeguako.ru/content/view/18/38/ (дата обращения: 03.12.2010).
11. Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.: Крафт+, 2001. 176 с.
КУШНИР МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата политических наук кафедры зарубежного регионоведения, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород ([email protected]).
KUSHNIR MIKHAIL VLADIMIROVICH - a competitor of scientific degree of Political Sciences Candidate of Foreign Area Studies Chair, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod.