истории // Скепсис. [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2710.html
5. Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 696 с.
6. Миллер А. Россия: власть и история / Pro et Contra. 2009. № 3-4 (46), май-август, 2009. С. 6-24.
7. См., напр.: Гатагова Л.С. Чему мы учим? // Вестник института цивилизаций. 1998. № 1. С. 170-182.
8. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Ю.А. Жданов и развитие исторической науки в Ростовском госуниверситете // Научная мысль Кавказа. 2010. № 1. С. 10-17.
9. Материалы Международного форума историков-кавказоведов (Ростов-на-Дону, 14-15 октября 2013 г.) / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д, 2013. 244 с.; Хартия историков-кавказоведов // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 124.
Статья подготовлена в рамках НИР № 213.01-24/2013-186 по теме "Проблемные вопросы формирования исторической памяти адыгских (черкесских) народов в Х1Х-ХХ1 веках"
15 января 2014 г.
УДК 32.019.51
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ЧЕРКЕСОВ РОССИИ И ДИАСПОРЫ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИСТОЧНИКАХ
С.Н. Цибенко
Актуализация проблемных вопросов черкесской (адыгской) диаспоры в зарубежных странах и черкесов* в России стала заметной в последние годы не только для профессиональных кавказоведов и исследователей, занимающихся изучением диаспор, но и значительной части активного населения во многих странах мира. Даже беглый анализ информационного пространства сети Интернет показывает, что несмотря на сотни других проблемных вопросов функционирования диаспор, актуальные вопросы черкесов на протяжении последних лет все чаще находят свое отражение публикациях в России, Турции, Иордании, Европе и США. В определенной степени такой рост внимания к проблематике малых народов, национальных меньшинств и диаспор уже давно стал реальностью благодаря повышенному вниманию официальных институтов ООН,
* В статье используется термин черкесы и его производные, так как в западных изданиях термин "адыги" (самоназвание) практически не употребляется
Цибенко Сергей Николаевич - соискатель отдела послевузовской подготовки и социальных, гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: [email protected], т. 8(863)2645631.
Европейского Союза, США и бесчисленного количества правозащитных организаций, объединений и союзов с различным юридическим статусом.
Оставляя за рамками рассмотрения причины, повлекшие за собой рост внимания к данной проблематике в целом и актуальным проблемам черкесской диаспоры, в частности, и не ставя целью рассмотреть все стадии развития этого сложного процесса**, попробуем зафиксировать только его современное состояние и проследить, какие актуальные проблемные вопросы адыгской (черкесской) диаспоры за рубежом и черкесов в России находят отражение в публикациях за рубежом.
Цель исследования, таким образом, состоит в том, чтобы сформулировать, какие проблемные вопросы черкесской диаспоры за рубежом и черкесов в России, целенаправленно актуализируются для широкой англоя-
** Такую попытку предпринял, например, Ларс Фанч Хансен (Lars Funch Hansen) в своей работе "Возрожденная черкесская мобилизация на Северном Кавказе через 20 лет после крушения СССР" [1]
Sergey Tsibenko - the applicant postgraduate North-Caucasian Scientific Center of the Higher School at the Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2645631.
зычной читательском аудитории по всему миру и прежде всего в Европе и США. Работа проведена методом поиска, систематизации, анализа и обобщения фактического материала - публикаций на английском языке, размещенных на различных информационных ресурсах сети Интернет в англоязычном сегменте. Одновременно попытаемся определить круг первоисточников, послуживших базой для данных публикаций, формирующих в конечном итоге общественное мнение по данному вопросу.
В ходе исследования были проанализированы в общей сложности более ста англоязычных электронных ресурсов в сети Интернет разной тематической направленности, на которых отобраны материалы, опубликованные за последние несколько лет на английском языке и посвященные проблематике черкесской диаспоры за рубежом и черкесам в России. В целях недопущения многократного дублирования в данной статье приведены только 20 из рассмотренных материалов, которые дают возможность сформировать целостную картину, сложившуюся по данному вопросу в англоязычном сегменте информационного пространства за рубежом. Принципиально важным моментом при этом является то, что речь идет именно о целенаправленно актуализируемых в информационной среде вопросах. Публикации новостного характера, освещающие конкретные факты и события (проведение симпозиумов, конференций, обращений черкесских организаций, заявлений и пр.), анализировались, но в статье не рассматриваются за исключением тех из них, которые послужили первоисточниками для последующих публикаций.
Можно также отметить, что подавляющее количество интернет-порталов, публикующих материалы по актуальным проблемам черкесов на английском языке, ретранслировали уже размещенные где либо материалы (часто без ссылки на первоисточник). К концу исследования (декабрь 2013 г.) две трети таких интернет-страниц прекратили свое существование.
Анализ публикуемых материалов на англоязычных интернет-порталах позволяет определенным образом их классифицировать. Так, значительная часть публикаций посвящена актуализации вопроса признания "геноцида" черкесов и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи. При этом спектр отражаемых мнений сме-
щен в сторону недопустимости проведения Олимпиады по морально-этическим соображениям. Об этом, прежде всего, можно узнать из обращения "Черкесского Национальное Движения" ("Circassian Nationalist Movement") к Олимпийским комитетам, в котором говорится, что Олимпиада не должна проводится на месте "останков наших предков и тех, кто умер, защищая свободу и человеческое достоинство черкесской нации" [2]. Такое же мнение высказывают Акбар Ахмед (Akbar Ahmed) и Франк Мартин (Frankie Martin) в статье "Выбор Путина: черкесы и зимние Олимпийские игры" на портале крупного мирового новостного агентства "Al Jazeera" [3]. В дополнение к проблематике Олимпиады авторы актуализируют такие, имеющиеся, по их мнению, проблемные вопросы черкесов в России, как попытки со стороны России "обуздать проявление черкесской культуры, запрет преподавания национального языка в школах, ограничение СМИ на черкесском языке", "ограничения на передвижения между республиками, требующие наличия разрешения, которые часто трудно получить" и "расовые предрассудки против черкесов и выходцев с Кавказа" [3].
В статье-интервью Амбера Хилдебранта (Amber Hildebrandt)"", размещенной на портале Канадской радиовещательной корпорации, автор рассуждает об Олимпийских играх в Сочи и недовольстве, которое они вызывают в связи с 150-й годовщиной "геноцида" черкесского народа. Наряду с "геноцидом", в статье актуализируется проблематика возвращения потомков кавказских переселенцев мухаджир. В частности, приведены слова члена Черкесского института культуры, возглавляющего кампанию "Нет Сочи 2014", черкеса американского происхождения Зака Барсика: "на Олимпийские игры в Сочи приглашен весь мир. Однако черкесам - жителям Сочи, столицы Черкесии, не разрешено вернуться" [4].
В 2009 г. Кадир Натхо (Kadir Natho) в блоге "Новый мир для черкесов" (New world for circassians) опубликовал статью "Геноцид черкесской нации". Как и многие другие, автор, ссылаясь на имеющиеся свидетельства очевидцев тех лет А. Берже, Эдмунда Биэлса, переписку генерала Евдокимова и Велико-
* Здесь и далее перевод автора.
го князя Михаила Николаевича и "одного из военных высшего офицерского состава", утверждает, что "геноцид, который совершила Россия по отношению к черкесской нации, не имеет параллелей в истории человечества по жестокости методов и количеству вооруженных сил, задействованных с этой целью", а также, что "царская Россия, следуя четкому внешнеполитическому плану, развязала продолжительную жестокую войну, завоевала Черкесию, изгнала подавляющее большинство выжившего черкесского населения с их исконно исторической Родины и заместила землю русским и казацким населением, таким образом совершив геноцид над одним из древнейших народов мира с уникальным языком и культурой". При этом автор призывает "добрых людей", таких как "защитники природы и всех исчезающих видов птиц и животных", которые также "могут заинтересоваться спасением находящихся под угрозой вымирания древних человеческих рас, как черкесская нация", услышать "крик о помощи и справедливости" [5].
Сефер Берзег (Sefer Berzeg) в своей статье "Олимпийский черкесский геноцид 18642014", размещенной на специально созданном агитационном ресурсе "nosochi2014", популярном среди наиболее одиозно настроенных черкесов за рубежом и в России, продолжает тему признания факта "геноцида" черкесского народа и отмены Олимпийских игр в г. Сочи, "на месте которого до 1864 года собирался парламент независимой и свободной Чер-кесии". Описывая черкесов, как "носителей одной из самых гуманных культур в мире", автор сообщает о том, что миллионы черкесов в Турции с нетерпением ждут возвращения на историческую родину. При этом он пишет о том, что под руководством "царя России Владимира Путина в Красной Поляне происходит строительство грандиозного монумента геноцида на костях предков" [6].
Проблематике черкесов уделили внимание и различные исследовательские, аналитические, экспертные центры за рубежом и их аналитики. Еще в 2000 г. вопрос "геноцида черкесов" привлек внимание исследователя из Финляндии Антеро Лейтзингера (Antero Leitzinger), который в своей статье "Геноцид черкесов", основываясь в том числе на книге Карла Фридриха Ньюмана (Karl Friedrich Neumann) 1839 г. "Россия и Черке-сия" ("Russland und die Tscherkessen") утверж-
дает, что "Россия практиковала убийства и массовые депортации в Крыму и на Кавказе, этнические чистки Черкесии, особенно в 1862-1864 годах". При этом автор полагает, что в XIX в. завоевание и христианская колонизация Ближнего Востока, а также изгнание мусульман из Европы воспринимались европейцами как историческая необходимость [7].
В 2010 г. еще один финский аналитик Анси Кульберг (Annsi Kullberg) затронул в своей статье "Размышления о Кавказе 21 мая 1864 - 2010" тему черкесского "геноцида", которую увязал с историческими событиями в Европе до и после окончания Кавказской войны в 1864 г. В частности, он описывает изгнание и убийства мусульман в Европе в XV столетии, морисков в XVII, завоевание Крыма, Чечни и Дагестана Российской Империей, погромы и зверства в отношении христианского населения Анатолии, погромы евреев в Европе, что, по его мнению, "сформировало непрерывный тренд в конце девятнадцатого - начале двадцатого столетия, который достиг своего пика в индустриализации геноцида нацистским и советским режимом". Примечательно, что Анси Кульберг - один из немногих европейских авторов, считающих что "политизация исторических злодеяний может разбередить раны, а не вылечить их и привести к повторению политики, которая уже однажды привела к этим преступлениям, а не к их предотвращению" [8].
Тиаго Феррейра Лопес (Tiago Ferreira Lopes) посвятил свою статью, опубликованную на сайте турецкой исследовательской организации "Стратегический взгляд" ("Strategic Outlook"), черкесской проблематике в геополитическом контексте, а точнее суммировал в своей публикации "Черкесская этно-национальная повестка дня: конец игры или ее начало?" ключевые аспекты "черкесского вопроса". Автор не только провел экскурс в историю возникновения вопроса, выделил роль Грузии в нем на современном этапе и обозначил сирийский фактор, но и предложил черкесским активистам свою дорожную карту по достижению целей черкесского национального движения, которая включает и такие элементы как использование Интернета, международных мероприятий и национальных институтов иностранных государств, создание и внедрение дисциплины черкесологии, а также вопросы государственного строительства независимой Черкессии [9].
Не обошли вниманием проблематику черкесов и в Центре по изучению геноцида и прав человека Ратгерского университета в Нью-Джерси (США). Джеф Бенвенуто (Jeff Benvenuto) и Джон Лим (John Lim) в своей статье "Убийственное "умиротворение" черкесов на российском Кавказе в середине XIX века" сделали предельно краткий экскурс в историю завоевания Кавказа Российской Империей в ходе которого, по их мнению, возможно, несколько сотен тысяч черкесов погибли, а сотни тысяч либо бежали, либо были согнаны на Черноморское побережье и вывезены в Турцию. Такой приток мигрантов, по мнению авторов, привел к обострению межэтнических противоречий в Османской империи, которое в конечном итоге привело геноциду армян в 1916 г. [10].
В другом материале, опубликованном на крупнейшем региональном новостном портале Северного Джерси (North Jersey) и посвященном визиту делегации черкесов в Лондон для участия в протестах против проведения зимней Олимпиады в г. Сочи и привлечения внимания к черкесской проблематике, формулируются вопросы, волнующие активистов из черкесской диаспоры в Северного Джерси, которая насчитывает порядка 5 000 человек и считается крупнейшей в США. Среди них отмена проведения Олимпиады в г. Сочи и возвращение черкесов на историческую родину без препятствий, трудностей и количественных ограничений. Отдельно в статье поднимается тема страдания предков и примирения с прошлым, которая для многих живущих сейчас черкесов до сих пор является болезненной [11].
Статья "Геноцид черкесов омрачает намерение Сочи провести Олимпиаду", размещенная в азиатском сегменте крупнейшего мирового спортивного портала, также посвящена проблематике черкесов в контексте Олимпиады в г. Сочи. Авторы публикации пишут о том, что "черкесские экстремисты" требуют возврата черкесских земель и признания независимости, а большинство черкесов за рубежом поддерживают кампанию, направленную на то чтобы вынудить Россию "признать убийства черкесов геноцидом и дать возможность большой черкесской диаспоре вернуться на историческую родину", обеспечив при этом прибывающих землей и деньгами. По словам авторов статьи, черкесы в Турции говорят, что "поддерживаемые
на государственном уровне турецкие националистические настроения в обществе препятствуют им обсуждать свое происхождение и жить в соответствии с традициями" [12].
Молодой черкесский адвокат из США Дана Воджокх (Dana Wojokh) несколько расширила классический круг актуализируемых вопросов и дала в своей статье на крупном зарубежном черкесском портале еще и определение "черкесскому активизму", который она понимает как "прямое действие, направленное на достижение позитивных изменений для черкесов на родине и в диаспоре, и который является объединительным фактором для всех черкесов" (что перекликается в определенной степени с работой Ларса Хансена, который пишет о черкесской этнической мобилизации [1]). Среди проблемных вопросов диаспоры она отмечает потерю национальной идентичности в силу невозможности вернуться на историческую родину и сильную ассимиляцию в странах пребывания. В дополнение, по мнению автора, «Российская Федерация постоянно отрицает и систематически искажает ужасные события прошлого, которые сдерживают развитие черкесов. Большинство созданных "Хасе" стали слабыми и неэффективными в силу нежелания или невозможности заниматься вопросами, отличными от сохранения культурного наследия. Черкесский язык и традиции находятся под угрозой исчезновения, а черкесы в России страдают от социальной несправедливости». Автор также утверждает, что остановить исчезновение черкесов может "отмена проведения зимней Олимпиады в г. Сочи, признание геноцида и восстановление независимости Черкессии" [13].
Не обошло вниманием черкесскую проблематику и влиятельное американское издание "The Atlantic Post". Автор статьи "Предстоящие Олимпийские Игры привлекли внимание к российским черкесам" информирует читательскую аудиторию о черкесах и их истории в контексте проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи. В России, по его мнению, разделение черкесов по трем республикам привело к трудностям с общей черкесской идентичностью и их развитием; существует проблема исчезновения родного языка, как обратная сторона российского влияния на Кавказе. Ссылаясь на Уолтера Ричмонда (Walter Richmond), автор в качестве ключевых вопросов черкесской
диаспоры определяет: "геноцид" черкесов, необходимость признания всех пострадавших черкесов беженцами и невозможность вернуться на историческую родину, так как этому препятствуют российские власти и миграционное законодательство, предусматривающее выход из гражданства страны проживания, знание русского языка и проживание в РФ более 5 лет. В статье также отражено мнение руководителя американского Института черкесской культуры (Circassian Cultural Institute) Зака Барсика (Zack Barsik), который утверждает, что "резня черкесов продолжается до сих пор". По его мнению, без всякой на то аргументации, утверждается, что "за последние десять лет руководства Адыгеей Арсеном Каноковым убито или исчезло около 2 500 черкесов" [14].
Не прошел мимо проблем черкесов и фотограф из России Максим Шер (Max Sher), чья статья "Черкесы: холокост в раю" размещена на десятках англоязычных ресурсах по всему миру. В ней автор говорит о завоевании Кавказа русскими, в результате которого "погибло или депортировано до 1,5 миллионов черкесов". Он также говорит о "нежелании российского правительства признавать трагедии прошлого". При этом "для нескольких тысяч черкесов, проживающих в районе г. Сочи, это означает невозможность иметь школьное обучение на родном языке, местное самоуправление и вывески на родном языке, несмотря на официальный статус меньшинства" [15].
Среди огромного потока статей, посвященных "геноциду", Олимпиаде, репатриации, можно встретить единичные материалы о проблемах зарубежной черкесской диаспоры. Так, отдельные актуальные вопросы черкесов Египта поднимаются Nousha в статье "Черкесы Египта", автор которой указывает на заметное отличие черкесов Египта и Иордании и объясняет это тем, что черкесское присутствие в Египте прослеживается еще с 1382 г., а в Иордании - с 1870-х, когда черкесы расселялись вдоль строящейся Хиджазской железной дороги. По мнению автора, черкесы в Египте потеряли все контакты с исторической родиной, забыли родной язык, культуру, обычаи в отличие от иорданских черкесов. Находя объяснение данному факту для черкесов "мамлюкского" периода, автор не находит
причин потери национальной идентичности для черкесов, которые "бежали от русской резни в Египет" [16].
Изучение материалов, проведенное в ходе исследования, позволило систематизировать и обобщить тот круг англоязычных первоисточников, который используется в сети англоязычном сегменте сети Интернет и в целом зарубежными СМИ при освещении черкесской проблематики.
Прежде всего, стоит отметить материалы, размещенные Организацией наций и народов, не имеющих представительства (The Unrepresented Nations and Peoples Organization, UNPO). Так, в отчете организации за 1997 г. указывается, что "в 1830 году существовала объединенная Черкесия с более чем четырехмиллионным населением, но в результате геноцида и депортации со стороны русских завоевателей в настоящее время три миллиона черкесов рассеяны по всему миру в 50 странах" [17, p. 67]. В заявлении пятой генеральной ассамблеи этой организации указывается, что "черкесы были частично истреблены во время Русско-Кавказской войны и 90 % из оставшихся насильно депортированы в Турцию, Иорданию и Сирию. Нация подвергалась геноциду долгое время. Черкесы, проживающие за рубежом, испытывают трудности в сохранении своего языка, культуры и самобытности". При этом Российскую Федерацию и международное сообщество призывают "признать геноцид черкесского народа, имевший место в XIX веке, и придать черкесам статус изгнанного народа", предоставить в дополнение к имеющемуся российское гражданство и обеспечить возможность вернуться на историческую родину [18]. В марте 2008 г. на портале UNPO были размещены материалы, в которых изложены следующие проблемные вопросы черкесов: признание со стороны российских официальных властей изгнания черкесов и принесение извинений за это; перенос проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. из г. Сочи; создание условий для возвращения потомков черкесов в Россию в особом порядке без соблюдения требований текущего миграционного законодательства страны; признание единой этнической общности черкесов, проживающих в настоящее время в разных республиках РФ. Примечательно, что, согласно приведен-
ной в статье статистике, в России проживает 709 003 черкесов, а за ее пределами - более трех миллионов [19]. При этом о проблемных вопросах диаспоры за рубежом, превышающей более чем в три раза количество черкесского населения в России, не приведено никакой информации.
Среди первоисточников информации для мирового сообщества по проблемным вопросам черкесов следует упомянуть широко цитируемое заявление представителя Международной Черкесской Ассоциации Теувежа Казаноко, сделанное им 21 августа 1998 г. на заседании Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций. В частности, Казаноко отметил, что «адыгская (черкесская) диаспора за пределами российского Кавказа возникла в XIX веке. Согласно неподтвержденным источникам, насчитывалось 3-4 миллиона черкесов, живущих сегодня в Турции, они были подвергнуты преследованию и репрессиям только за то, что они черкесы. До настоящего времени данная проблема не была рассмотрена международным сообществом. Заинтересованным организациям следует приступить к изучению данного вопроса. Намерение вернуться на Кавказ преобладало среди диаспоры, однако этому мешала трудная экономическая ситуация и проблемы с российскими законодательными процедурами, не способствующими получению российского гражданства. Российские официальные лица не применяют статьи "Прием в гражданство Российской Федерации" в отношении черкесов, - таким образом обрекая их на существование без права на историческую родину. Надеемся, что ООН проникнется страданиями черкесов» [20].
Остановимся подробнее на работах известных зарубежных авторов (преимущественно публицистов, экспертов и ученых), которые послужили основой для многократного цитирования и актуализации проблемных вопросов черкесов в зарубежных публикациях последних лет. Среди них можно выделить Оливера Буллоу (Oliver Bullough), Виллиса Брукса (Willis Brooks), Джона Коларуссо (John Colarusso), Пола Гобла (Paul Goble), Пауля Хензе (Paul B. Henze), Ирму Крейтен (Irma Kreiten), Кемаля Карпата (Kemal Karpat), Антеро Лейтзингера, Майкла Манна (Michael Mann), Уолтера Ричмонда, Стефена Д. Шин-
филда (Stephen D. Shenfield). Отдельно можно отметить грузинского автора Мераба Чухуа (Merab Chukhua) с его обзорной работой "Геноцид черкесов - история проблемы, хроника событий и научное заключение" [21] и Авраама Шмулевича со статьей "Как русский медведь проспал черкесский вопрос" [22].
Подавляющее большинство указанных авторов опирались не на документальные источники (заметным исключением является Джон Коларуссо), а на работы авторов XIX-XX веков, таких, как: Джеймс Белл (James Bell), Джорж Лейгтон Дитсон (George Leighton Ditson), Карл Фридрих Ньюман, Вильям Эдвард Дэвид Ален (William Edward David Allen), Джон Фридрих Бэддл (John Frederick Baddeley) и многих других.
Рассмотрим наиболее цитируемые первоисточники несколько подробнее. После крушения СССР первые заметные упоминания черкесской проблематики в зарубежной англоязычной публицистике можно обнаружить, начиная с 90-х годов. Так, в 1990 г. The RAND Corporation выпустила очерк "Северный Кавказ: долгая борьба России за покорение черкесов", написанный Паулем Хензе (Paul Henze) и посвященный длительным войнам России на Кавказе, в частности завоеванию черкесов [23]. В очерке автор подробно реконструировал историю сопротивления черкесов, а также их выселение после поражения в Кавказской войне. Данный очерк в 1992 г. Хензе положил в основу раздела "Сопротивление черкесов России" (Circassian Resistance to Russia) книги "Северо-Кавказский барьер. Наступление русских на мусульманский мир" [24].
Не обошел вниманием проблемы черкесов и один из самых известных зарубежных специалистов по Кавказу Джон Коларуссо. До 90-х годов его работы были связаны с мифологией и лингвистическими исследованиями, в том числе адыгских языков. Позднее он перешел в сферу международных отношений. В 1991 г. вышла его работа "Репатриация черкесов" [25], в 1994 г. в Энциклопедии мировых культур опубликован написанный им раздел "Черкесы" [26], а в 1997 г. - раздел c одноименным названием в Энциклопедии культур иммигрантов в Америке [27]. В 2008 г. вышла его совместная с Уолтером Ричмондом статья "Депортация. Завоевание и депортация черкесов" [28], а в 2010 г. -"Россия: черкесы и Олимпиада в Сочи" [29]. Несмотря на то, что в зарубежных изданиях
работы Коларуссо часто цитируются, многие выводы автора, как правило, опускаются. В частности, о том, что черкесам стоит отказаться от использования термина "геноцид", а черкесской диаспоре "необходимо вкладывать ресурсы в развитие Кавказа", в то время как Россию Коларуссо призывает "терпимо относиться к мирной критике Олимпиады и поддерживать черкесскую культуру и язык" [29].
В зарубежной прессе последних лет активно используются материалы американского исследователя-публициста Стивена Шинфилда, который еще в 1999 г. на вопрос о геноциде в своей статье "Черкесы: забытый геноцид?" ответил, что "депортация черкесов, безусловно, может рассматриваться как пример этнической чистки" [30]. В 2008 г. он же опубликовал обзорную статью "Кто такие черкесы?", в которой кратко изложил сведения о черкесах вплоть до XVIII в. [31].
В 2005 г. исследователь из Королевского университета Белфаста Майкл Ман (Michael Mann) обратил свое внимание на вопрос "российской колониальной экспансии" на Кавказ и "выселение черкесов в XIX веке". В четвертой главе своей книги "Темная сторона демократии: объясняя этнические чистки" он характеризует политику России на Кавказе в отношении черкесов, как "колониальную убийственную чистку" ("colonial murderous cleansing"), но не геноцид [32. p. 100].
Еще одним заметным первоисточником актуализации проблемных вопросов черкесской диаспоры для зарубежных публикаций последних лет являются работы американского писателя Уолтера Ричмонда. Впервые к тематике "геноцида черкесов" автор обратился в 2008 г. в своей книге "Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее" [33]. В 2012 г. вопрос "геноцида" Уолтер Ричмонд актуализировал перед европейской общественностью в своей речи в Европейском парламенте [34]. В 2013 г. в следующей своей книге "Черкесский геноцид" автор утверждает, что сам "геноцид приходится на 1821-1822 и 1863-1864 года", а главной и единственной причиной трагедии считает "этническую ненависть" ("ethnic hatred") со стороны русских к черкесам [35]. При этом, как утверждает Ричмонд, он "использовал архивные документы царской канцелярии и мемуары российских генералов и чиновников, чтобы развенчать целую серию мифов, последовательно исполь-
зуемых правительствами Российской империи, СССР и Российской Федерации в противовес определению действий российской армии в Черкесии как геноцида" [36].
В зарубежных публикациях можно нередко встретить ссылки на книгу Оливера Булло (Oliver Bullough) "Пусть наша слава будет великой. Путешествия среди непокорных людей Кавказа" [37], в которой выпускник Оксфорда по новейшей истории и журналист после нескольких лет пребывания в России попытался представить свое видение прошлого черкесов и других народов Кавказа, а также актуализировать современные проблемные вопросы кавказских этносов через призму субъективно подобранных исторических фактов и свидетельств современников.
Среди зарубежных исследователей, изучавших проблематику черкесов, особенно выделяется своей информационной активностью - Пол Гобл [38]. Именно на публикации этого американского эксперта и блогера приходится наибольшее количество ссылок в анализируемых материалах по рассматриваемой тематике.
Среди молодых ученых и экспертов можно упомянуть немецкого историка и начинающего специалиста по антропологии культуры Ирму Крейтен, которая посвятила часть своих работ проблематике черкесов (например "Между экзотикой, геополитикой и невежеством: поиск постколониальной черкесской истории", "Колониальный эксперимент по чистке. Российское завоевание Западного Кавказа, 1856" [39]).
Завершая исследование, отдельно хочется остановиться на работе 1998 г. иорданского антрополога и специалиста по черкесской диаспоре в Иордании Сетеней Шами (Seteney Shami) - "Черкесские противоречия: мы как они и продуцирование исторической родины на Северном Кавказе" [40]. Несмотря на то, что ее работа не получила широкого распространения, она в то же время содержит значительную теоретическую часть, связанную с современной ролью диаспор в контексте национализма, этнонационализма и этнич-ности. Среди проблемных вопросов диаспоры автор отмечает проблему насильственной ассимиляции черкесов в Турции. Она также показывает, какие направления развития черкесской диаспоры возникли в 70-х годах в Турции, как развивалась диаспора в Иордании. Автор раскрывает, как понимается черкесская идентичность в Иордании и Тур-
ции, освещает проблемы самоидентификации и этнической идентичности, которые возникли при переселении черкесов из диаспоры на Кавказ и расширении контактов диаспоры с черкесами в России. В частности, автор отмечает, что контакты черкесов из Иордании и Турции с черкесами в России выявили сильную разницу между ними, в том числе, что касается внешнего вида, свадебных обрядов, еды, госте -приимства, а также недостаток доверия между ними и трудности в поиске общности [40, р. 629]. Как отмечает автор, "сближение черкесов в том самом месте, где они ожидали найти общность и натурализованную этничность, обернулось опытом инаковости, существенной различности и ощущением разрыва" [40, р. 630].
Автор делает глубинные выводы, что "для черкесов, важнее, чем крушение советского коммунизма само по себе, была внезапно образовавшаяся прозрачность границ и доступность территорий, которые были в большинстве закрыты для них, что и стало важным элементом, трансформирующим концепции этнической идентичности... Для многих абхазов, чеченцев, черкесов, дагестанцев и осетин в Турции, Иордании, Сирии, Израиле, Голландии, Германии, Соединенных Штатах и других странах доступность исторической родины наряду с конфликтами изнутри и снаружи имели стимулирующий эффект. Это трансформировало их из меньшинств, инкапсулированных внутри стран пребывания, в транснациональные диаспоры с национальным самосознанием, которые стремятся заново интерпретировать собственную историю, текущее пространственное распределение и свои связи с общинами в местах расселения, равно как и с исторической родиной. Северный Кавказ сегодня - это арена для различных транснациональных столкновений, которые ставят под сомнение и опровергают прошлые и настоящие установки сообщества, идентичности и лояльности " [40, р. 643].
Таким образом, проведенное исследование англоязычных материалов позволяет выделить следующие направления наиболее актуализируемых проблемных вопросов черкесской диаспоры за рубежом:
1. Признание гибели и выселения черкесов в ходе Кавказской войны "геноцидом" со стороны России*;
* Термин "геноцид" используется в кавычках, основываясь на определении термина геноцид, данного в документах ООН, а также невозможности строго научного его применения к событиям XIX века.
2. Необходимость отмены зимних Олимпийских игр в Сочи 2014;
3. Возвращение потомков черкесов, проживающих в настоящее время за рубежом, в места проживания их предков, расположенные на территории Российской Федерации в отличном от установленном законодательством России порядке с предоставлением льгот;
4. Создание единого субъекта Российской Федерации по национальному, моноэтническому принципу (в наиболее радикальной форме эта проблема формулируется как необходимость создания независимого черкесского государства);
5. Ассимиляция адыгов (черкесов) в странах проживания диаспоры;
Большинство указанных вопросов в той или иной форме формулируются практически во всех англоязычных публикациях. При этом следует отметить, что вопрос проведения зимней Олимпиады 2014 в г. Сочи в качестве актуальной проблемы для черкесской диаспоры появился сразу после объявления соответствующего решения МОК в июле 2007 г.
Анализ публикаций в ходе исследования также позволяет сделать определенные выводы, связанные с характером освещения черкесской проблематики, периодом, на который пришелся пик ее актуализации и авторов, посвятивших ей свои публикации, исследования и книги. Так, можно отметить:
1. Тональность подавляющего количества изученных в ходе исследования публикаций на англоязычных интернет-порталах носит изначально конфликтный, обличительный и часто ультимативный характер, направленный априори против России. Сама постановка вопросов в них не подразумевает взаимный равноправный диалог;
2. Складывается устойчивое убеждение, что большинство публикаций ориентированы не на объективное освещение имеющихся проблем, а на формирование строго определенного восприятия читательской аудиторией событий прошлого и настоящего. В данном случае просветительская функция публикаций превращена исключительно в пропагандистскую;
3. Имеющиеся проблемные вопросы черкесской диаспоры в Турции, Иордании и других странах в значительном большинстве публикаций даже не упоминаются, например длившаяся много десятилетий тотальная принудительная ассимиляция черкесов, приведшая к утрате многими этническими черкесами родного языка и культуры [12].
4. В большинстве зарубежных публикаций читательской аудитории доводятся искаженные или заведомо ложные сведения, не имеющие ничего общего с действительностью*. Часто говорится о притеснениях и ограничении черкесов в республиках Северного Кавказа без подтверждения таких высказываний фактическими и проверенными данными [3, 13, 14].
5. Авторы публикаций, не являясь в подавляющем большинстве специалистами по Кавказу, смело апеллируют к отдельным историческим фактам без учета исторического контекста и понимания сложности и многоаспектности вопроса вхождения Кавказа в состав России. Они ссылаются в основном не на серьезных специалистов и ученых, таких, например, как Джон Коларуссо, а на мнение различного рода экспертов и писателей, для которых проблематика черкесов почему-то стала предметом изучения только в последние годы.
6. Если судить по датам публикаций в сети Интернет, изученных в ходе исследования, период, на который пришелся пик актуализации черкесской проблематики, совпадает с подготовкой к зимней Олимпиаде в г. Сочи 2014 г. Это подтверждается и тем фактом, что к моменту начала Олимпиады подавляющее большинство зарубежных интернет-порталов, посвященных черкесам и их проблемам, прекратило свое существование.
Следовательно, можно говорить о том, что актуализация вопросов черкесов в России и диаспоры в англоязычных источниках носила временный, как правило политизированный характер, обусловленный периодом подготовки и проведения Олимпийских игр. Весь массив публикаций, посвященный этой тематике, можно рассматривать как своеобразную информационную атаку, направленную на разжигание национальной ненависти и ксенофобии. Подтверждением тому служит успешное проведение Олимпийских игр. Что касается собственно проблемы российских адыгов (черкесов) и адыгских (черкесских) диаспор за рубежом, то она, безусловно, существует (как впрочем проблемы и других диаспор) и требует дальнейшего серьезного и взвешенного научного осмысления и поиска ее решения.
* См. например высказывания о якобы продолжающейся "резне черкесов" [14].
ЛИТЕРАТУРА
1. Lars Funch Hansen. Renewed Circassian Mobilization in the North Caucasus 20-years after the Fall of the Soviet Union // The European Centre for Minority Issues. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecmi.de/fileadmin/downloads/publications/ JEMIE/2012/Vol_2_Dezember_2012/6._JEMIE_ Hansen.pdf.
2. Boycott Sochi winter olympics 2014 in Sochi, land of Circassian Genocide // Информационно-аналитическое агентство "natpress.info". [Электронный ресурс]. URL: http://www.natpress.ru/index. php?newsid=8430.
3. Akbar Ahmed, Frankie Martin. Putin's challenge: The Circassians and the Winter Olympics // Al Jazeera. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aljazeera.com/indepth/opini on/2012/04/2012446515233997.html.
4. Amber Hildebrandt. Russia's Sochi Olympics awakens Circassian anger // CBC/Radio-Canada [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbc.ca/ news/world/russia-s-sochi-olympics-awakens-circas-sian-anger-1.1263009.
5. Kadir I. Natho. The genocide on the circassian nation // [Электронный ресурс]. URL: http://circassian-newworld.blogspot.ru.
6. Sefer Berzeg. 1864-2014 Circassian Genocide Olympics // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nosochi2014.com/articles/1864-2014-circassian-genocide-olympics.php.
7. Antero Leitzinger. The Circassian Genocide // Global Politician. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.globalpolitician.com/default.asp?2243-circassia.
8. Annsi Kullberg. Reflections on the Caucasus: 21 May 1864 // [Электронный ресурс]. URL: http:// askapart.deviantart.com/journal/Reflections-on-the-Caucasus-21-May-1864-2010-225798402.
9. Tiago Ferreira Lopes. End game or new game to the circassian ethnonational agenda? // Strategic Outlook. [Электронный ресурс]. URL: http://www. strategicoutlook.org/caucasus/news-end-game-or-new-game-to-the-circabian-ethnonational-agenda.html.
10. Jeff Benvenuto, John Lim. The Mid-Nineteenth Century Genocidal "Pacification" of the Circassians in the Russian Caucasus // Rutgers, Newark College of Arts and Sciences, University College-Newark. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncas.rut-gers.edu/center-study-genocide-conflict-resolution-and-human-rights/mid-nineteenth-century-genocidal-pacifica.
11. Monsy Alvarado. Circassians from N.J. travel to London Olympics to 'tell the world' of their people's struggles// North Jersey Media Group. [Электронный ресурс]. URL: http://www.northjersey.com/ news/bergen/bergen_news/CIRCASSIANs_travel_to_ London_Olympics_to_protest_location_2014_games. html?page=all.
12. Circassians genocide overshadows Sochi bid // Eurosport Asia. [Электронный ресурс]. URL: http:// asia.eurosport.com/winter-sports/genocie-overshadows-sochi_sto2988154/story.shtml.
13. Dana Wojokh. Defining Circassian Activism // Circassia Passport. [Электронный ресурс]. URL: http://circassiapassport.com/2013/03/09/defining-circassian-activism/.
14. Vedran Obucina. Upcoming Winter Olympics spotlight Russia's Circassians // The Atlantic Post. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.theatlanticpost.com/slider/circassian-plea-olympics-3839.html.
15. Max Sher. Circassians: a Holocaust in Paradise! // Jordan Association of Caucasus Circassian Friends -JACCF. [Электронный ресурс]. URL: http://www. jaccf.org/?p=544.
16. Nousha. Circassians of Egypt // [Электронный ресурс]. URL: https://nousha.wordpress. com/2008/03/30/circassians-of-egypt/.
17. Unrepresented Nations and Peoples Organization: Yearbook 1997. Kluwer Law International. The Hague, The Netherlands. 1998. 494 рр.
18. Resolution on the situation of the Circassian nation. URL: http://political-apologies.wlu.ca/documents/ primary/2006.0061.01.pdf.
19. Circassia // The Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO). [Электронный ресурс]. URL: http://www.unpo.org/members/7869.
20. United Nations Press Release. URL: http://www. unhchr.ch/huricane/huricane.nsf/0/A925200AEB3C-C03080256667005BA369.
21. Merab Chukhua. Circassian genocide - the history of problem, chronicles of events, the scientific conclusion. URL: http://www.parliament.ge/ files/1544_32742_536746_genocidi-en.pdf.
22. Авраам Шмулевич. Как русский медведь проспал черкесский вопрос // Информационное агентство Центра Национально-Демократических исследований. [Электронный ресурс]. URL: http:// anvictory.org/blog/2011/05/19/kak-russkij-medved-prospal-cherkesskij-vopros/.
23. Paul B. Henze. The North Caucasus: Russia's long strugge to subdue the circassians. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/ pubs/papers/2009/P7666.pdf.
24. Paul B. Henze, Circassian Resistance to Russia in The North Caucasus Barrier. London, C. Hurst & Co., 1992. P. 62-111.
25. John Colarusso. Circassian Repatriation // Circassian Repatriation, The World & I, November 1991 issue. Washington, D.C.: The Washington Times Publishing Corporation. P. 656-669.
26. John Colarusso. "Circassians." Encyclopedia of World Cultures. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.johncolarusso.net/pdf/Circassians.pdf.
27. John Colarusso. Circassians. Encyclopedia of American Immigrant Cultures. [Электронный ресурс]. URL: http://www._johncolarusso.net/pdf/ Circassians_in_America.pdf.
28. John Colarusso, Walter Richmond. The deportation. The conquest and deportation of the Circassians. URL: http://johncolarusso.net/pdf/the_deportation.pdf
29. John Colarusso. RUSSIA: The Circassians and the Sochi Olympics. URL: http://www.johncolarusso.net/ pdf/The_Circassians_&_Sochi_Olympics.pdf.
30. Stephen D Shenfield. The Circassians: A Forgotten Genocide? // Stephen Shenfield. [Электронный ресурс]. URL: http://stephenshenfield.net/places/ caucasus/12-the-circassians-a-forgotten-genocide.
31. Stephen D Shenfield. Who are the Circassians?// Stephen Shenfield. [Электронный ресурс]. URL: http://stephenshenfield.net/archives/research-jrl/96-special-issue-no-42-may-2008-the-circassians#who.
32. Michael Mann. The Dark Side of Democracy: Explaining Ethnic Cleansing. New York. Cambridge University Press. 2005. Pp. 580.
33. Walter Richmond. The Northwest Caucasus: Past, Present, Future. London: Routledge Press. 2008. Pp. 256.
34. The Circassian Genocide: Yesterday and Today // Circassia Passport. [Электронный ресурс]. URL: http://circassiapassport.com/2012/06/21/the-circassian-genocide-yesterday-and-today/.
35. Walter Richmond. The Circassian Genocide. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. 2013. Pp. 232.
36. Уолтер Ричмонд. Черкесский геноцид обсудили в Аргентине // Голос Америки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/ ft-walt-richmond-2011-07-26-126206288/240169.html.
37. Oliver Bullough. Let Our Fame Be Great. Journeys Among the Defiant People of the Caucasus. Basic Books. USA. 2010. Pp. 528.
38. См. Paul Goble. Window on Eurasia: Unified Circassia Said No Threat to Russia, But a Divided One Could Be // Window on Eurasia. [Электронный ресурс]. URL: http://windowoneurasia.blogspot. ru/2010/01/window-on-eurasia-unified-circassia.html, Idem. Circassians Demand Russian Apology For 19th Century Genocide // Radio Free Europe/Radio Liberty. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rferl. org/content/article/1341730.html.
39. Irma Kreiten. Between Exoticism, Geopolitics and Ignorance: The Search for a Post-Colonial Circassian History // Surgun/ Exile. 21 Mayis/ 21 May 2011. Kafdav Yayinlari, Ankara 2011, P. 347-362; Idem. A Colonial Experiment in Cleansing. The Russian Conquest of Western Caucasus, 1856-1865// Journal of Genocide Research. 2009. Vol. 11, N. 2-3, June. P. 213-241.
40. Seteney Shami. Circassian Encounters: The Self as Other and the Production of the Homeland in the North Caucasus// Development and Change Vol. 29. 1998. Issue 4, October. P. 617-646.
Статья подготовлена в рамках НИР № 213.01-24/2013-186 по теме "Проблемные вопросы формирования исторической памяти адыгских (черкесских) народов в Х1Х-ХХ1 веках"
12 февраля 2014 г.